Конспект познавательно-развлекательного мероприятия в подготовительной группе «Город у соли – Усолье – Сибирское»
план-конспект занятия
Цель: создать условия для формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о родном городе через ознакомление с его историей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_gorod_u_soli.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Саратовкина В.А.
МБДОУ «Детский сад №35» г. Усолье-Сибирское Иркутской области
Конспект познавательно-развлекательного мероприятия в подготовительной группе
«Город у соли – Усолье – Сибирское»
Цели: создать условия для формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о родном городе через ознакомление с его историей.
Задачи: Систематизировать и закреплять знания детей об истории родного города, о символике Усолья-Сибирского.
Оборудование: мультимедийный проектор с презентацией «Город у соли – Усолье – Сибирское»; музыкальный центр, аудиозапись песен, модели флага и герба Усолье-Сибирского; пазлы с объектами города, карта путешествия, костюмы казаков, макет ладьи. Зал украшен детскими рисунками и рисунками, выполненными совместно с родителями на тему «Улицы родного города».
Подготовительная работа: совместное творчество детей и родителей «Улицы родного города»; поиск пословиц о соли, разучивание стихотворений, песен Усольских поэтов, разучивание инсценировки.
Ход мероприятия
Педагог читает стихотворение Марии Белой под музыку.
Над рекою прозрачной,
Над рекой Ангарой.
За широкою падью,
За высокой горой.
Город мой молодой,
Город милый, родной.
Этот город у соли
Вырос очень давно.
Это наше Усолье –
Посмотри за окно.
Город мой молодой.
Город милый, родной.
О чём говорится в стихотворении?
Правильно, сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе. Как называется наш город?
Мы с вами его жители, называемся как? (усольчане).
Игра «Закончи предложение»
Мой город очень….
Я люблю свой город, потому что….
Какие красивые и верные слова вы сказали.
Сегодня мы с вами поговорим поподробнее о нашем маленьком, славном и красивом городке, о нашей малой Родине – городе Усолье-Сибирское.
Что такое малая Родина? (ответы детей)
Это то место, где мы родились, росли. Это самое прекрасное место, где всегда будут любить и ждать. Неважно, что это – маленький поселок или большой город – оно всегда будет самым лучшим, самым любимым и дорогим.
Я предлагаю отправиться в путешествие по Усолью – прошлому и настоящему.
Как же появился наш город? Кто знает? (ответы детей)
1 остановка «История появления города»
Усолье стоит на берегу прекрасной реки Ангары. Вот она величавая красавица Ангара, единственная дочь могучего Байкала.
Несет свои воды красавица Ангара, виднеются вдали Бархатовские горы, бьют с неудержимой силой соляные источники, чист и свеж воздух на Варничном острове.
Остановимся на острове Варничный. Когда-то, давным-давно в Сибири появились русские переселенцы. Отряд енисейских казаков во главе с пятидесятником Анисимом Михалевым двигался вверх по реке Ангаре, остановился на ночлег на левом берегу Ангары, где сейчас находится курорт «Усолье».
Инсценировка «Братья Михалевы» по стихотворению Н.Скрыпника
Скользит по ангарской воде голубой ладья со тремя молодцами.
Кафтаны дырявы, но ус завитой – вот каковы они сами.
Эх, ладно гребут. Эх, дружно гребут. Эх, весело гребут братья Михалевы.
Пристали на остров, попили воды: - Мать ты моя, ядрена!
Это ведь надо заехать куды – вода-то она солена!
Эх, славно тут жить. Эх, сладко тут жить.
Эх, солоно тут братьям Михалевым.
Построили варницу, баню и дом. Не жизнь, а одно приволье.
-А как мы жилище свое назовем?
Крутнули усом – УСОЛЬЕ!
Недалеко от места ночлега казаки обнаружили солевой источник. В то время соль в Сибири практически нигде не добывалась, и люди вынуждены были завозить её из-за Урала, это делало соль очень дорогим продуктом. Соль считалась дороже золота и серебра.
Один из казаков, очень предприимчивый Анисим Михалёв вместе со своим братом Гавриилом решил построить на месте обнаруженного источника соляную варницу. Братья Михалёвы поставили избу, завели хозяйство. Выварка соли требовала большого труда, а рабочих рук не хватало. Братья пригласили работать с ними ещё людей. Так рядом с избой Михалёвых появились ещё дома, и со временем образовался крупный посёлок с названием «У соли». Годом основания Усолья считается 1669 год.
Усолье-Сибирское считается «сибирской солонкой». Соль дала ему жизнь.
На Руси всегда к соли относились с величайшим почтением. Много пословиц и поговорок придумали люди о соли.
2 остановка.
И следующая остановка нашего путешествия называется «Соль в пословицах и поговорках»
А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки о соли. Я скажу первую часть пословицы, а вы должны будете закончить.
- Без соли не проживешь
- Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть
- Без хлеба не сытно, без соли не сладко
- Соль не жалей, так есть веселей
- Без соли, без хлеба – худая беседа
Молодцы, задание выполнили правильно
3 остановка «Символика города»
Как и у каждого города у Усолье-Сибирского тоже есть свой флаг и герб. Сейчас мы разделимся на две команды. У вас на стульчиках приклеены геометрические фигуры. У кого круг – это 1 команда, вы будете собирать герб нашего города, а у кого квадрат - это 2 команда – собирает флаг (дается 2 минуты. После этого, задание проверяется командами - взаимопроверка). Потом командам по очереди задаются вопросы.
Ребята, что означает белая полоса? Что означает лазоревая полоса? Что символизируют башни и ворота? А серебряный квадрат? Что обозначает золотой квадрат? Зубчатое колесо – это символ…?
(На флаге и гербе изображено лазоревое поле, отделенное от оконечности белой каймой. Это аллегорическое отображение реки Ангары и острова Красного, где был основан поселок солеваров, выросший в современный город. Башни и ворота - атрибуты знаменитой здравницы, курорта «Усолье», они символизируют охрану здоровья. Зубчатое колесо в изображении герба символизирует машиностроение. Серебряный квадрат указывает на название города, и аллегорически - на предприятия, связанные с добычей и переработкой соли, а золотой квадрат символизирует предприятия, занимающиеся лесопереработкой).
Молодцы, вы отлично справились с заданием.
4 остановка «Заколдованный город»
Ребята смотрите, что у меня есть, как вы думаете, что это? (пазлы)
Что нам надо будет сделать, как вы думаете? (собрать этот пазлы)
Правильно, но это необычные пазлы. Мы будем их собирать и путешествовать по нашему городу.
Давайте попутешествуем по улицам нашего города, посмотрим на его достопримечательности. Наш город имеет древнюю, богатую историю. И проходя по улицам города, мы часто встречаемся с ожившей историей. И в современной части города можно увидеть много интересного. И в этих пазлах, заколдованы, спрятаны, наиболее интересные объекты нашего города Усолье-Сибирского.
№ 1
Что это? (ответы детей)
Курорт - один из самых старых курортов Сибири «Усолье».
Что вы знаете о курорте «Усолье»? Чем знаменит наш курорт? (ответы детей)
(Широко известен в России курорт Усолье, славящийся лечебными свойствами соляно-серных вод и грязей. Впервые упоминание о курорте встречается в путевых заметках путешественника В. Паршина в 1848 г. «Устроена особое заведение с вонами из соленой воды, которыми пользуются как местные жители, так и приезжие.
В годы первой мировой войны и во время Великой Отечественной войны на территории курорта работал госпиталь, в который прибывали раненые солдаты с фронтов. Природные рассолы спасли жизни многих раненых солдат.
И в мирное время целебные свойства минеральных источников, богатых хлором, натрием, йодом, сероводородом и другими микроэлементами, помогают больным с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нервной системы. Больные выписываются с улучшениями здоровья).
Дети читают стихотворение Валерия Шипицына.
1. Нет красивей местечка на крутом берегу.
Убегает вдаль речка, неся воду свою.
Две старинные башни у ворот встречи ждут,
По аллее центральной к Ангаре нас ведут.
2. И войны лихолетье не прошло стороной.
Ты в суровые годы возвращал бойцов в строй
Шли на подвиг солдаты, в своём сердце храня,
Людей в белых халатах, что спасали тебя.
3. Ты второе столетье несешь людям добро.
И в России все знают про твое волшебство.
Твои грязи и воды исцеляют недуг.
Медицинские руки вам на помощь придут.
На восточной окраине, там, где солнце встает,
Расположен прославленный,
Наш Усольский курорт.
№ 2
Что вы видите на изображении? (городские парки)
Что есть в городских парках? Нужны ли они нам? Почему?
В городских парках люди могут отдохнуть, погулять, позаниматься спортом.
«Игра с мячом»
Предлагаю вам одну интересную игру
В ровный круг скорей вставайте
И со мною поиграйте
К кому мячик попадет, быстро нам ответ дает
Жителей Усолья называют москвичами? (нет, усольчанами)
Город Усолье - Сибирское стоит на берегу реки Ангары? (да)
Желтые квадраты на гербе нашего города означают производство фанеры в нашем городе? (да)
Предприятие «Сользавод» выпускает мебель? (нет, пищевую соль)
В городе нет ни одного вида транспорта? (нет, есть автобусы…)
Основатели нашего города Братья Михалевы? (да)
Белая полоса на флаге нашего города обозначает снег? (нет, производство соли)
Наш детский сад находится на улице Серегина? (нет, на улице Стопани)
№3
Продолжаем. Что вы видите? (ответы детей)
Правильно это вечный огонь, обелиск и мемориальная доска.
Кому поставлен этот памятник? (усольчанам, воинам-защитникам, погибшим во время Великой Отечественной войны).
Дети читают стихотворение М. Исаковского «Здесь похоронен красноармеец».
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух,-
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А родину сберег.
№4 Отгадайте загадки.
Хожу в пушистой шубе,
живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
(Белка)
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтет, белого найдет.
(Заяц и лиса)
Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.
(Дятел)
Чуф-чуф-чуф, шипящий звук,
Это знают все вокруг,
На току собралась стая,
Как же птиц тех называют?
(Тетерева)
Что за рыбка невеличка,
Меньше вашей рукавички.
Бледно-розова, нежна ~
Студена вода нужна.
А на солнце рыбка тает.
Рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка иностранка,
Эта рыбка -...
(голомянка)
Как вы думаете, почему я загадала вам эти загадки. О каком здании в нашем городе идет речь? (о «Музее природы»).
Верно, это музей природы, где представлены экспонаты животного мира Прибайкалья: животные, птицы, рыбы Байкала и Ангары.
Что вы можете сказать об этом здании? (ответы детей).
Действительно, это историческая ценность нашего города - дом купца Гаврила Егоровича Варваричева, где в данное время расположен «Музей природы». Он сохранился с давнего времени, интересен самобытной архитектурой.
А какой музей еще есть в нашем городе? (краеведческий)
Что мы видели и узнали в краеведческом музее? (узнали, как жили в старину, обустройство русской избы, кости мамонта, нам рассказывали о ВОВ и многое другое).
№5
Что здесь изображено (паровоз Яшка)
Что это за Яшка, зачем этот паровоз был нужен? (ответы детей)
Раньше своеобразным трамваем служил паровоз, ласково называемый всеми усольчанами «Яшкой». По городу были проложены железнодорожные пути, по которым паровозы перевозили не только грузы, но и горожан – на работу, на копку картошки...
№6
Что здесь изображено? (дворцы культуры)
Что там делают? (занимаются в кружках, поют, танцуют, играют в театрах и др.)
Я вам тоже предлагаю спеть песню «Любимый город», слова Н.Масловой, муз.А.Серебренников.
Вот наше путешествие и подошло к концу. И именно от нас с вами зависит, каким будет наш город в будущем. Если мы будем любить свой город, заботиться о том, чтобы он становился с каждым днём всё лучше и лучше, то сможем сказать:
Ты по- прежнему светел и молод,
Я кварталы твои узнаю.
Ты прекрасен, мой солнечный город!
Эту песню тебе я пою!
Над тобою пылают рассветы,
День лазурный встаёт над тобой,
Весь ты соткан из солнца и света.
Стал навеки моею судьбой.
Этот рассказ дети составили на занятии по развитию речи.
Наш любимый город.
Наш город Усолье-Сибирское. Он находится в Иркутской области.
Город наш появился очень давно (1669 год). Братья Михалевы плыли по реке Ангаре на лодке. Наступила ночь, и они вышли на берег отдохнуть. Стали братья воду брать, чтобы сварить суп и чаю попить, и обнаружили, что вода соленая. Решили они добывать соль.
Построили варницу. Они брали воду, кипятили ее в большом чане на огне, и когда вода исчезала (испарялась) на стенках оставалась соль.
Потом стали приезжать другие люди и помогали братьям. Так появилось село Михалево. Людей становилось все больше и больше и село превратилось в большой город. Назвали его Усолье-Сибирское. Сибирское потому что он находится в Сибири, а еще потому чтобы отличать от другого - есть 2 города Усолье (в Пермском крае).
Теперь наш город большой, красивый и необычный, отличается от других городов.
У нас есть старое Усолье – интересное, красивое, тихое, медленное место. Там дома в основном деревянные. Современное Усолье – новое. В нем есть много очень домов, деревьев, улиц. Дома кирпичные, панельные. Здесь так же много есть магазинов, поликлиник, школ, детских садов, библиотек, пожарные части и многое другое. Ездит много машин по дорогам. Фонари освещают улицы, когда темно. Зимой город блестящий от снега, а еще можно кататься с большой горки. Летом все в цветах. В городе живет много людей, их называют усольчане. Люди у нас хорошие, добрые и дружные.
Мы любим свой город, потому что он красивый. Мы рады что живем в нашем городе Усолье-Сибирском.
Дети подготовительной группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Город математических загадок».
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе«Город математических загадок»....
Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе "Город мы построим сами…"
Цель: учить детей применять ранее приобретенные конструктивные навыки, закреплять умение детей строить разные дома, конструировать по чертежу.Задачи:Закреплять знания детей о деталях конструктора и, п...
Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе " Город будущего"
В этом занятии я ставлю цель: Развитие детского художественного творчества через конструктивно - модельную деятельность.Задачи занятия :Образовательные задачи-познакомить детей с различными видами арх...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Город Математики»
Цель: - выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили втечение учебного года. Задачи:- совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно;- сов...
Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе "Город".
Интересный конспект по конструированию поможет воспитателю провести итоговое занятие по конструированию по теме "Город". Использовала методическое пособие Литвинова "Коструировани...
Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе "Город мы построим сами…"
Цель: учить детей применять ранее приобретенные конструктивные навыки, закреплять умение детей строить разные дома, конструировать по чертежу.Задачи:Закреплять знания детей о деталях конструктора и, п...