Проект «Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Плаксина Наталья Ивановна

  “ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности   детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.

Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад №3 п. Ледмозеро

Муниципального Образования «Муезерский Муниципальный Район»

     

                         

Проект

«Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим»

                                       «Кто в радости живет, того и кручина неймет»

Руководитель проекта: Плаксина Н.И.  музыкальный руководитель, первая квалификационная категория

  “ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности   детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.

Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

Участники проекта: Музыкальный руководитель

                           Воспитатели  средней, старшей и подготовительной группы

                           Родители

                           Дети: средней, старшей и подготовительной групп (5-6,6 лет)

Сроки реализации проекта – два месяца (февраль, март)

Тип проекта:

  • педагогический
  • по числу детей – групповой, разновозрастной;
  • по доминирующему методу – творческий, игровой, познавательный;
  • по продолжительности – краткосрочный

Интеграция с другими образовательными областями:

Музыка, коммуникация, художественное творчество, познание.

Основание для разработки проекта (проблема): 

  В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости,  и не способствует гармоничному и нравственному развитию личности.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи  детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

 Актуальность.

Данный проект является необходимым, т.к. дети нашего сада проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.

В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.

Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

  Цель: 

освоение детьми фольклорного наследия русского народа,  как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Задачи:

  • Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание  знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  • Развивать умение разыгрывать театральные  представления, основанные на русском фольклоре.
  • Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
  • Развивать творческие способности дошкольника.
  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Этапы реализации:

1 этап – подготовительный (1 месяц - апрель).

Обсуждение проекта, работа над сценариями праздников и развлечений, планирование материала и распределение его по организационным формам (непосредственная деятельность: музыкальная, индивидуальная; самостоятельная деятельность в группах и дома); распределение ролевых функций среди взрослых, подборка музыкального материала; изготовление атрибутов,  декораций, костюмов.

Изготовление изделий народного промысла.

2 этап – основной реализации (1 месяц - март).

Реализация основных видов деятельности по тематики проекта. Это –  праздники с участием родителей.

3 этап – заключительный

Фотоматериал, выставки рисунков; закрепление впечатлений детей от прожитых событий, в беседах; использование музыкального и художественного материала в самостоятельной деятельности детей

Тематическое планирование проекта.

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

«Без частушек прожить можно,
да чего-то не живут»

«Песня – душа народа»

музыкальные занятия

апрель

Музыкальный руководитель

«Наряд карельских крестьян»

практическое занятие

апрель

Музыкальный руководитель, воспитатели

Сценарий праздничного народного гуляния посвященного 8 Марта

«Добрым людям на загляденье»

средняя группа

Сценарий конкурсной – игровой программы

«Карелочка»

старшая и подготовительная группа

март

Музыкальный руководитель

Ожидаемый результат:  

В результате реализации проекта:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Ярмарка, через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
  • Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками),  с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической), плясками  и играми.
  • У детей будут сформировано умение  свободно и  непринужденно  общаться,  
  • Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.
  • Будет сформирована выразительная,  красочная, полная ярких сравнений, речь.

Продукт совместной деятельности:

  • Разработка сценариев.
  • Праздники, ярмарка
  • Беседы, фотоматериалы.

Продукт детской деятельности:

  • Выставка рисунков.
  • Участие в конкурсе


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИЧНОГО НАРОДНОГО ГУЛЯНИЯ

«Делу время, потехе час»

Цель:

Приобщение детей к национальной культуре, музыкальному фольклору; воспитание  на народных традициях и уважения к своему народу.

     Действие праздника проходит в нескольких помещениях, каждое из которых оформлено в соответствии с названием и темой происходящего действа. Ориентироваться на празднике помогают указатели с надписями и шуточный путеводитель: «Направо пойдешь -  к Марье-искуснице придешь, прямо пойдешь - торговый ряд найдешь, кругом пойдешь - на праздник попадешь, а наверх пойдешь – чайку попьешь». Детей и гостей встречают зазывалы, приветствуют их, вручают путеводители.

Зазывалы: Дорогие горожане! Сообщаем вам заранее: приглашаем, бьем челом, всех на ярмарку зовем! Наши чудо – мастера ждут гостей с утра! Взглянуть на них хотите? Вслед за нами поспешите! (Зазывалы провожают  гостей в мастеровую избу)

«Мастерская Марьи- искусницы»

     Негромко звучит «Хороводная» в исполнении оркестра народных инструментов (фонограмма), гостей встречает хозяйка мастерской.

Марья – искусница: Здравствуйте, люди добрые, гости званые, гости желанные! (Провожает гостей на места) Проходите, садитесь, друг дружке улыбнитесь. Небось, хотите знать, кто я такая?! Зовусь Марьей – искусницей, а  изба моя – мастеровая. Ярмарка у ворот, а дел еще невпроворот. Одними руками мне не поспеть. Позову-ка я соседей на подмогу! (С песней «Как у наших у ворот»  или  «Было у матушки» в избу входят дети.)

Дети: Здравствуйте, гости! Здравствуй, Марья – искусница! Пришли к тебе не от дела лытать, а дела пытать!

Марья – искусница: Низкий поклон вам, соседи дорогие, люди мастеровые!

1-й ребенок: Оживает все вокруг от тепла искусных рук!

2-й ребенок: Полной чашей будет дом, коль работать с огоньком!

Марья – искусница: Нечего и спорить тут, за работу, добрый люд! Никто в стороне не останется, каждому дело достанется! (Разводит детей по «Рабочим местам». Дети плетут коврики, мастерят корзины, пекут калачи).

Марья – искусница:  Не зря говорят: бойся – перебойся пустого времени. А еще что люди говорят про труд? (Дети вспоминают  пословицы и поговорки о труде).

Марья – искусница: Где песня льется, там работа легче ведется. А ну- ка, девицы, песню начните, мастерам нашим подсобите! Исполняется хоровод «Прялица» (северная н.п.) Участвуют дети и взрослые.

Марья – искусница: Пока девицы песню пели, калачи в печи поспели. (Появляются зазывалы с коробами товара и шумовыми инструментами)

Зазывала: Все готово тут у вас?

Все: В самый раз!

Зазывала: Все товары на виду?

Все: Тут как тут!

Зазывала: Коль готово, так и быть, время ярмарку открыть! (Раздается колокольный звон)

Зазывала: Эй, люд честной, купеческий, мастеровой! Собирайся, снаряжайся, на ярмарку отправляйся! (Дети складывают свои изделия в короба зазывал)

Зазывала: И вас, гости дорогие, господа хорошие, просим на ярмарку пройти, торговые ряды наши посмотреть! Наши торговые ряды – на все вкусы и лады! Зазывалы провожают гостей – родителей в «Торговые ряды», а дети отправляются в «Балаган».

«Торговые ряды»

Зазывалы: Проходите, гости, осмотритесь, к товарам нашим приценитесь! (Рекламируют товары) Колокольный звон сменяется веселыми народными мелодиями. Подходи сюда, народ, всех праздник зовет! Веселей, народ, улыбайся, в балаган наш собирайся!  Ориентируясь по путеводителю и указателям, гости идут далее.

«Балаган Петрушки»

Скоморохи (встречая детей в дверях): Пожалуйста, входите, представление поглядите! Денег не платите, и так пустим посмотреть! Представление начинается, двери закрываются! Сегодня у нас  русский перепляс да хохоту час. Три трели певцов да полсотни плясунов, умелец  Ерошка да его гармошка, и всем на удивление большое представление! В исполнении детского шумового оркестра- р.н.м. «Камаринская».

Скоморох: Какой же балаган без веселого Петрушки, у него колпак на макушке, из него фонтаном слова, у него затей полная голова! (На ширме появляется кукла – Петрушка).

Петрушка (здоровается): Я Петрушка, Петрушка, веселый мальчуган, пускай не думают, что я  хулиган! (Хвастливо): Вот так Петрушка! (Гладит себя по голове, напевая): В огороде собачка гуляла, загнула крючком хвостик и убежала. А я начну песню сначала: в огороде собачка… (Появляется скоморох в маске собаки и хватает его за рукав).

Петрушка (кричит): Пошла прочь, я боюсь, ой, люди, она меня укусит! (Сюсюкает) Собачечка, собаченька! (Убегает).

Скоморох (снимая маску): Конечно дело, Петрушку собачка съела! Одно кончается, другое начинается! Исполняется песня «А я бойкий паренек»  А.Филиппенко или р.н.п. «Во кузнице».

Петрушка (вновь появляется над ширмой): Бонжур, дамы и господа, это снова я! Врет вам Прошка! Собака меня покусала немножко, а съесть не отважилась. Вот так Петрушка! (Гладит себя по голове, появляется кукла – Цыган).

Цыган: Мосье Петрушка, здравствуй! Как поживаешь, хорошо ли хвораешь?

Петрушка: А тебе какое дело! Ты доктор разве?

Цыган: Какой доктор? Я цыган Жора из архангельского хора, пою басом, запиваю квасом.

Петрушка: А ты зубы-то не заговаривай, говори, чего тебе надо, и проваливай!

Цыган: Мне говорил  француз Фома, что тебе нужно рысистого коня.

Петрушка: Нужно, брат, нужно, да хорош ли у тебя конь- то?

Цыган: Не конь, а диво: бежит - земля дрожит, а упадет, так и не встанет! По ветру без хомута гони в два кнута, летит, как стрела, и не оглядывается. Отменная лошадь!

Петрушка: Ого! Такая мне и нужна, а какая цена?

Цыган: По знакомству недорого возьму – три сотенных.

Петрушка: Что ты, фараоново племя, с ума сошел?

Цыган: Сколько даешь, чего не жалеешь?

Петрушка: А хочешь два с полтиной да дубину с горбиной?

Цыган: Да не скупись, прибавляй больше!

Петрушка: Изволь! (Берет палку, бьет Цыгана) Вот тебе сто, вот тебе полтораста!

Цыган (убегая): Постой, я на тебя чертенка напущу!

Петрушка: Вот так Петрушка! (Гладит себя по голове)

Скоморохи: Конечно дело, а на сцену приглашаем новую смену. Исполняется  «Кадриль»

Зазывалы: Хорошо смотреть и слушать, да не пора ли чайку откушать? (Приглашают всех в «чайную»).

«Чайная»

     Чаепитие и угощение гостей. На стенах вывешены плакаты- рушники с русскими пословицами: «Гость да гость – хозяину радость»; «Гостю почет, хозяину честь»; «Не красна изба углами, а красна пирогами» и т.п.  

Зазывалы (после чаепития): Пока мы тут чаи гоняли, купцы в лавках заскучали. Пора по ярмарке пройти да кошельками потрясти.

Снова «Торговые ряды». Звучит «ярмарочная перекличка» (с диска «Сказка о попе и работнике его Балде)

Зазывалы (поочередно):  Тары – бары - растабары, есть хорошие товары! Не товар, а сущий клад -  разбирайте нарасхват! Подходи, дружок Вавила! Заворачивай, Гаврила! Заходи сюда, Матрена, набивай карман, Ерема! Худым и толстым, служащим и безработным, лысым и волосатым, кудреватым и бородатым, все сегодня продаем – чуть не даром отдаем! Все не дорого, всем без очереди! Торговцы расхваливают и предлагают свои товары, идет торговля.

Лотошники (поочередно): Покупайте калачи, только что из печи! Бублики пудовые, баранки медовые! Налетайте, да не напирайте! Поскорее деньги вынимайте! Пироги с лучком – метровым стручком. Пряники медовые! Купите! Купите! Хвалил еще Афанасий Никитин! Зубы есть – грызи, а нет – соседа попроси! А вот румяные блины, во все стороны равны! Что за праздник без блинов! Подходи без лишних слов!

Продавец шаров: А вот шарики – сударики, красные, голубые – выбирай любые! Детям на утеху, взрослым для смеху! Входит поводырь с медведем.

Поводырь: А ну, народ, подходи! На диковинку погляди! Я по ярмарке гуляю, больших и малых забавляю, лишь начнет медведь плясать – никому не устоять. Медведь начинает плясать, вовлекая гостей.

Поводырь: А еще Мишенька умеет судьбу предсказывать. Коль узнать хотите, смелее подходите! (Медведь раздает желающим жетоны с пожеланиями).

Поводырь: Ярмарка шумит, стоять на месте не велит! (Уводит медведя) Проводятся игры

Зазывалы: Кошельки и прилавки опустели, а купцы есть захотели! Пора и честь знать – ярмарку закрывать! Звучит колокольный звон (фонограмма).

Проводятся игры : «Лавата», «Буги – вуги», «Если нравится тебе».

Дети и гости покидают музыкальный зал.



Предварительный просмотр:

Сценарий праздничного народного гуляния посвященного 8 Марта

«Добрым людям на загляденье»

Цель: продолжать приобщать детей к истокам карельской культуры; знакомить с декоративно-прикладным искусством; прививать любовь к народному фольклору, быту своего народа.

Действие праздника происходит в нескольких помещениях: ИЗО - студия, спортивный зал, музыкальный зал. Ориентироваться на празднике помогают указатели с надписями:

«Вниз пойдёшь – к Дарьи-искуснице придёшь»

«Прямо пойдёшь – торговый ряд найдёшь»

«Наверх пойдёшь – на праздник попадёшь»

Гостей встречает Зазывала.

Зазывала:

Дорогие горожане! Сообщаем вам заранее:

Приглашаем, бьём челом, всех на ярмарку зовём!

Наша Дарья – Мастерица, ждёт гостей с утра!

Взглянуть на неё хотите? Вслед за мною поспешите!

Все идут в мастерскую «Дарьи – искусницы», дети поют песню

Дети: (поют)

По дорожке, по тропиночке идем,

Разудалую мы песенку поём.

Припев: Ой, ли да ли калинка моя,

               Разудалую мы песенку поём.

Нынче ярмарка весёлая у нас,

Приглашаем всех на ярмарку сейчас.

Припев.

Просим в гости к нам на ярмарку друзей,

Приезжайте,  приходите поскорей!

«Мастерская Дарьи – искусницы»

Дарья – искусница:

Здравствуйте, люди добрые! Гости званые, гости желанные!

Проходите не стесняйтесь, друг дружку улыбнитесь.

Небось, хотите знать, кто я такая?!

Зовусь Дарьей – искусницей, а изба моя мастеровая!

Ярмарка у ворот, а дел у нас невпроворот!

Дети и Зазывала: Здравствуй, Дарья – искусница! Пришли к тебе не от дела лытать, а

                                 дела пытать!

Дарья:

Нечего и спорить тут,

За работу, добрый люд!

Никто в стороне не останется,

Каждому дело достанется!

Дети и родители плетут коврики из бумаги

Зазывала:

Где песня льется, там работа легче ведётся,

А ну-ка, девицы, песню начинайте,

Мастерам нашим подсобите!

Песня «Прялица» (сб. Детский музыкальный фольклор)

Дарья: Пока девицы песню пели, все товары на смотрины поспели!

Зазывала:

Коль готово, так и быть,

Время ярмарку открыть!

Эй, люд честной, купеческий, мастеровой!

Собирайся, снаряжайся,

На ярмарку отправляйся!

Звучит перезвон колоколов, идем в спортивный зал.

«Торговые ряды»

На столах лежат товары народного промысла, сделанные родителями и детьми заранее.

Зазывала:

Проходите, гости, осмотритесь, к товарам приценитесь.

Наши торговые ряды – на все вкусы и лады!

Идите ногами, смотрите глазами,

Берите руками, платите деньками.

Идет торговля, платить можно деньгами, можно частушками, пляской, песней.

Дарья:

Наш Яшка по ярмарке ходил

Да орешков прикупил.

Яшенька, не зевай,

С нами вместе поиграй!

Игра «Яшка».

Яшка с завязанными глазами сидит в кругу, все двигаются по кругу, приплясывая и припевая потешку.

Дети:

Сиди, сиди Яшка, красная рубашка

Погрызи орешки для своей потешки.

Руки на темь положи, и словечко нам скажи:

Раз, два, три – ищи!

Яшка ищет, кого поймал, становится Яшкой.

Зазывала:

Эй, девчонки – хохотушки,

И ребята молодцы,

Запевайте – кА частушки

Веселите от души!

И вы, гости, не отставайте,

Частушки подпевайте!

«Частушки» (М.П.3, 2008)

«Частушки Матрёшек» (М.П.6,2006)

Дарья:

Мы пришли повеселиться,

Нам на месте не сидится,

Любим петь и танцевать,

А больше всех любим играть!

Игра «Бубен»

Дети: (поют)

Бубен, бубен долгонос,

Почем в городе овес?

Две копейки с пятаком!

Ехал Ваня с колпаком,

Овса Ваня не купил,

Только лошадь утопил,

Бубен бегать научил!

водящий «бубен» сидит в центре круга

Бубен, бубен, беги за нами

Хватай руками! («бубен» догоняет детей)

Зазывала:

Ярмарке уже пора закрываться,

А нам в путь дорожку отправляться!

Весёлый народ улыбайся,

В балаган наш отправляйся!

Все идут в музыкальный зал.

«Балаган»

Зазывала:

Пожалуйста, входите,

Представление поглядите!

Денег не платите,

И так пустим посмотреть!

Представление начинается,

Двери закрываются!

По середине зала стоит «конфетное дерево», покрытое покрывалом

Ведущая:

Если в чудо веришь ты – мы о нём расскажем,

Если в чудо веришь ты – мы его покажем,

Чудеса по всюду есть, их не перечесть,

Но для вас особое, чудо есть!

Звучит музыка, дети заводят хоровод, ссужают круг, снимают покрывало с дерева – на нём конфеты (большие, в них записки)

Дети:

  1. На свете много есть чудес,

Но обойди весь свет –

Такого чуда, как у нас,

На целом свете нет.

  1. Его растила детвора

Не месяц и не два,

Ему шептали мы всегда,

Добрые слова.

  1. И наше деревце росло,

Листочки появлялись,

Восьмое близилось число,

И все мы волновались.

  1. Оно так медленно росло,

Ну, стань ещё повыше!

А если станет во-о-от таким,

Ломать придётся крышу?

  1. Причем тут крыша?

 Погляди!

Уже на каждой ветке,

Для наших бабушек и мам

Качаются …(все) конфетки!

Ведущая:

Идет кругом голова…

Нам скажите по секрету…

Что же спрятано в конфетах?

Дети:

Сами в руки их возьмите

И узнаете тогда,

Что мы спрятали туда!

Ведущая по очереди снимает конфеты, разворачивает, там музыкальные номера.

1-я конфета: Стихи

2-я конфета: Песня мамам

3-я конфета: Танец

4-я конфета: Песня бабушкам

5-я конфета: Сюрприз

Ведущая:

Много было здесь конфет

В каждой спрятан был секрет

И сейчас на тонкой ветке

Лишь одна висит конфетка.

Но конфетка не простая,

Необычная такая

В руки я её возьму, и сюрприз я там найду!

В конфете подарки мамам и бабушкам.

Праздник мы наш завершаем,

Счастья, здоровья желаем!

Звучит музыка, все покидают музыкальный зал.



Предварительный просмотр:

«Без частушек прожить можно,
да чего-то не живут»

Цель: приобщение детей к народному фольклору – частушки.

Ход занятия

(Дети с воспитателем сидят на «завалинке» перед «домом». Входят гармонист с девушкой (музыкальный руководитель) и поют частушки.)

                Я пойду да разойдуся

                По зелёной по траве,

                Заиграли гармонисты –

                Все волнуется во мне.

Музыкальный руководитель. Ребята, а что я спела: частушку или песню?

(Дети отвечают.)

Музыкальный руководитель. Правильно: частушку не спутаешь с песней. Это – коротенькие плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: «припевками», «вертушками», «коротушками», то есть частой, скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки.

Послушайте несколько частушек.

                Эй, девчонки-хохотушки,

                Запевайте-ка частушки,

                Запевайте поскорей,

                Чтоб порадовать гостей.

                Шире круг, шире круг,

                Дайте круг пошире!

                Не одна иду плясать –

                Нас идёт четыре!

                Не хотела выходить,

                Стояла и стеснялася,

                А гармошка заиграла–

                Я не удержалася.

                Если б не было воды –

                He было бы кружки.

                Если б не было девчат –

                Кто бы пел частушки?

А действительно, кто и где поёт частушки?

Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Пела их в основном молодежь. Поэтому неудивительно, что главными героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.

Вот примеры таких частушек.

                У меня на сарафане

                Петухи да петухи.

                Когда вырасту большая –

                Берегитесь, женихи!

                Мама, чаю, мама, чаю

                Из большого чайника!

                Когда вырасту большая –

                Полюблю начальника.

                Я на бочке сижу,

                Бочка вертится,

                Не люби меня –

                Мама сердится!

                Я каталась на качелях,

                Уронила брошку.

                А кому, какое дело –

                Я люблю Серёжку!

                Гармониста я любила,

                Гармониста тешила,

                Гармонисту на плечо

                Сама гармошку вешала.

                На столе стоит стакан,

                А в стакане тесто,

                До свиданья, папа с мамой,

                Я уже невеста!

                Топится, топится

                В огороде баня,

                Женится, женится

                Мой милёнок Ваня.

                Не топись, не топись

                В огороде, баня,

                Не женись, не женись,

                Мой милёнок Ваня!

А ещё в частушках было безобидное подшучивание. Девушки подшучивали над парнями, парни над девушками, а жители одной деревни – над жителями другой.

                Как Заринские ребята

                Стали моде подражать.

                Надели белые рубашки –

                Шеи грязные видать.

                Ой, подруженьки, беда!

                Ребят поела мошкара.

                Только те осталися,

                Что дустом посыпалися!

Частушки сочиняют и в наши дни:

                Наша Таня намудрила:

                Космонавта полюбила,

                А подруга Танина –

                Инопланетянина!

                Как у наших у ребят

                Голова из трех частей:

                Карбюратор, вентилятор

                И коробка скоростей!

Конечно, сразу можно сказать: частушкам этим немного лет. А почему, как вы догадались?

(Дети отвечают, приводят другие примеры современных частушек.)

                На прилавке в магазине

                Появилась колбаса.

                Мы пришли и поглядели –

                Встали дыбом волоса.

                Старик старухе говорил:

                Поезжай-ка к Чумаку,

                Зарядись годков на пять –

                Заживём с тобой опять.

                Говорила бабка деду:

                К Кашпировскому поеду,

                Установку получу–

                Снова замуж захочу!

Музыкальный руководитель. Чаще всех встречаются плясовые частушки. У этих частушек ритм другой, специально приспособленный для быстрой пляски. По содержанию плясовые частушки мало чем отличаются от обычных. Но в них чаще говорится о самой пляске, о гармонисте, они чаще бывают шуточного, даже озорного характера.

                Эй, топни, нога,

                Топни, правенькая!

                Все равно плясать пойду,

                Хоть и маленькая.

Давайте повторим эту частушку.

(Дети поют.)

Музыкальный руководитель. Чувствуете, что эти припевки хочется не петь, а выкрикивать. Для пляски самое главное – ритм, поэтому и в ладоши прихлопывают, когда «русскую» пляшут.

                Раздайся, народ,

                Меня пляска берёт!

                Пойду, попляшу,

                Себя людям покажу!

                Гармонист устал,

                Запинаться стал.

                Дайте крынку молока,

                Напоите игрока!

Музыкальный руководитель приглашает детей в круг на пляску.

«Дудочка»

Ход занятия

Музыкальный руководитель. Расскажу я вам сегодня русскую народную сказку «Серебряное блюдечко и наливное яблочко».

(Рассказ музыкального руководителя сопровождает тихая музыка из мультфильма «Кувшинчик и дудочка».)

Жили-были старик со старухой. У них было три дочери. Старшие сестры – белоручки, ленивицы, а Машенька с утра до вечера всё с работой: и дома, и в поле, и в огороде. Вот собрался мужик везти сено на ярмарку.

(Звучит русская народная мелодия песни «Из-за леса, из-за гор» в исполнении оркестра русских народных инструментов.)

Обещает дочерям гостинцев купить. «А тебе что купить, Машенька?» – спрашивает.

«А мне купи, родимый батюшка, наливное яблочко да серебряное блюдечко».

Был на ярмарке, сено продал, гостинцев купил. Одной дочери шёлку синего, другой бархату алого. А Машеньке – блюдечко да наливное яблочко.

(Звучит русская народная мелодия «У меня ли во садочке».)

Машенька села в уголок горницы, покатила наливное яблочко по серебряному блюдечку, сама поёт-приговаривает:

– Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне города и поля, покажи мне леса и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку. Вдруг раздался звон серебряный...

(Звучит русская плясовая «Смоленский гусачок».)

Вся горница светом залилась, а на блюдечке все города видны, все луга видны, ясно солнышко за светлым месяцем катится, звёзды в хоровод собираются. Загляделись сестры, а самих зависть берёт. Стали думать и гадать, как выманить у Машеньки блюдечко с яблочком. Пошли сестры в лес по ягоды. Схватили они палку суковатую, убили Машеньку, под берёзкой закопали, а блюдечко с яблочком себе взяли.

В ту пору искал пастушок в лесу овечку, видит – белая берёзонька стоит, под берёзонькой бугорок нарыт. Посреди цветок тростник растёт. Пастушок молодой срезал тростинку, сделал дудочку. Не успел дудочку к губам поднести, а дудочка сама играет.

(Звучит русская народная мелодия «Пастушок играет на рожке». Затем пастушок проводит русскую народную игру «Пастух и стадо».

После игры музыкальный руководитель продолжает рассказывать сказку.)

А дудочка всё играет и приговаривает:

Играй, играй, дудочка,

Играй, тростниковая,

Меня, бедную, загубили,

Молодую убили

За серебряное блюдечко,

За наливное яблочко!

Испугался пастушок, побежал в деревню, людям рассказал. Прибежал тут и Машенькин отец. Привёл их пастушок в лесок. Разрыли бугорок, а там Машенька лежит. Мёртвая, да краше живой: на щеках румянец горит, будто девушка спит. А дудочка играет-приговаривает:

Играй, играй, дудочка,

Играй, тростниковая,

Достань, батюшка,

Хрустальной воды

Из колодца царского.

Лишь спрыснул старик Марьюшку живой водой, тотчас стала она живой. Люди сбежались, порадовались... Ну и был пир на весь мир: так играли, что звезды с неба пали, так танцевали, что полы поломали.

Дети водят хоровод «Во поле берёзка стояла», пастушок играет на дудочке. Затем дети рассматривают инструмент – дудочку – и с помощью взрослых вырезают себе дудочки из заранее приготовленного трубчатого сухоцвета.

Наряд карельских крестьян

Ц е л и: приобщать детей к культуре русского народа; знакомить детей с нарядами русского крестьянства; воспитывать патриотические чувства к русским традициям.

О б о р у д о в а н и е: иллюстрации крестьянских нарядов, шаблоны крестьянских нарядов для росписи, карандаши, краски.

Ход занятия

I. Основная часть занятия.

– Скажите, ребята, какой был любимый цвет русского крестьянина. (Синий, васильковый.)

– Почему? Подумайте.

Дети вспоминают цвета Государственного флага РФ.

Поэтому для особого торжественного случая женщины шили себе и своим близким праздничную одежду, используя материю синих оттенков. Небогато жили русские крестьяне, но все, же для большого праздника в каждом доме всегда был заготовлен наряд.

Показ иллюстраций крестьянских нарядов (желательно, если будут эти наряды в готовом изделии).

Васильковая рубаха-косоворотка была у каждого русского парня. Это такая рубашка, которая надевается через голову и застёгивается с боку на несколько пуговиц.

Васильковый сарафан для девушек – это удлинённое платье, книзу расклешённое в виде колокольчика, без рукава, на тонких бретельках, расшитое различными узорами.

II. Практическая часть.

Раздать детям готовые вырезанные шаблоны из картона и предложить разукрасить, расписать наряды:

• рубаху с застежкой на боку, воротник-стойка, пояс;

• сарафан с карманами, украшенный вышивкой (узором), используя основной васильковый цвет.

III. Подведение итогов занятия.

Организовать выставку крестьянских нарядов.

Песня – душа народа.

Ход занятия

Музыкальный руководитель. А расскажу я вам сегодня сказку про ловкого солдата

Царь проверял однажды караулы и увидел, что один солдат-то вроде спит.

– Спишь? – спрашивает царь.

– Никак нет, – отвечает солдат, – не сплю.

– А что же ты делаешь?

– Звёзды считаю.

– Ну, и много насчитал?

– Здесь тьма-тьмой. Здесь – семьдесят со мной, а здесь не успел обсчитать – вы помешали...

Попробуй, проверь этого солдата!..

А сколько на Руси песен? Их так же невозможно сосчитать, как сказочному герою – звёзды.

Всегда русский народ любил песню, весёлую и грустную. Она сопровождала людей во время труда и праздника, помогала работать и отдыхать.

Песню «Посев льна» женщины пели весной.

                Уж я сеяла, сеяла ленок.

                Я сеяла, приговаривала,

                Чеботами приколачивала:

                «Ты удайся, удайся, ленок!

                Ты удайся, мой беленький ленок!

                Ты мой лен!

                Белый лен!

А какие русские народные песни вы помните, где мать учила дочек, как нужно сеять, полоть или прясть пряжу?

(Дети вспоминают русские народные песни, ранее изученные. Песни «Пряха», «Дуня-тонкопряха» исполняют с инсценированием.)

Музыкальный руководитель. Русский народ берег родную землю и воспевал её красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке  кудрявой, реченьке быстрой, берёзке белой, травушке шелковой.

(Дети читают стихи.)

1-й ребенок.  Ты, рябинушка раскудрявая,

Ты когда взошла?

Когда выросла?

2-й ребенок.  Я весной взошла,

Летом выросла.

По зорям цвела,

Солнцем вызрела.

(Звучит куплет русской народной песни «Ты рябина ли, рябинушка».)

3-й ребенок.  Ой, ты, Волга, Волга-реченька!

Ой, река ли ты, красавица!

По лугам ты льёшься – стелешься,

По пескам бежишь – торопишься.

(Звучит запись русской народной песни «Вниз по Волге-реке» в исполнении Л. Руслановой.)

4-й ребенок.  Берёза, моя берёзонька!

Берёза, моя белая,

Берёза раскудрявая.

5-й ребенок.  Стоишь ты, берёзонька,

Посередь долинушки.

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные,

Под тобой, берёзонька,

Трава шёлковая.

6-й ребенок.  Близ тебя, берёзонька,

Красны девицы

Венки плетут.

Музыкальный руководитель. Какую русскую народную песню о берёзке вы знаете?

(Дети отвечают.)

Музыкальный руководитель. О берёзке много песен создал русский народ, потому что это дерево очень любимо всеми.

Соберутся девушки на полянке и водят вокруг берёзки хоровод.

Дети водят хоровод под русскую народную песню «Во поле берёза стояла».

Плясовая песня

Ход занятия

Музыкальный руководитель поет частушку:

                Я пойду да разойдуся

                По зеленой по траве.

                Заиграли гармонисты –

                Все волнуется во мне.

В этой задорной частушке отразилась вся любовь русского человека к весёлой плясовой песне. Темы этих песен – самые разные. Но о чём бы в них, ни рассказывалось, всегда всё заканчивается благополучно.

Дети слушают русскую народную песню «По улице мостовой».

Музыкальный руководитель. Это весёлая, радостная песня. Почему?

(Дети отвечают.)

Музыкальный руководитель. Да, потому что в песне заканчивается всё хорошо. Она создаёт бодрое настроение, заряжает энергией. Плясовые песни исполняются под гармошку или другие народные инструменты.

Дети исполняют русскую народную песню «Как у наших у ворот» с использованием шумовых инструментов: бубна, ложек, трещоток и т. д.

Музыкальный руководитель. Я буду пропевать вам несколько строк из плясовой песни, а вы вспомните другую русскую народную песню на эту же тему.

                По улице мостовой

                Шла девица за водой,

                Шла девица за водой,

                За холодной, ключевой.

                Шла девица за водой,

                За ней парень молодой,

                Кричит: «Девица, постой!

                Веселей идти с тобой».

(Дети исполняют хоровод «Пошла, млада за водой».)

Музыкальный руководитель. А вот эти слова?

        Уж как я ль свою коровушку люблю!

        Уж как я лето ей крапивушки нарву:

        Кушай вволюшку, коровушка моя,

        Кушай досыта, коровушка моя!

(Инсценировка песни «Ой, вставала я ранёшенько».)

Музыкальный руководитель. Плясовые песни неразрывно связаны с русскими плясками, со свойственными им выдумкой и юмором. Народ любил приплясывать, исполняя такие песни.

Вспоминаем движения: «дробь», «припадания», «хлопушки», «верёвочки» и т. д.

У нас сегодня в гостях ансамбль «Веселушки» с русскими народными песнями: «Молода я, молода», «Варенька», «Параня».

Дети приплясывают и подпевают взрослым.

Хороводная песня

Ход занятия

Музыкальный руководитель. О чём рассказывается в лирических песнях? О судьбе каждого человека. О том, что его тревожит, волнует, о чем он мечтает. О чем же мечтает гepoй песни? О свободной, вольной жизни.

(Дети слушают в грамзаписи русскую народную песню «Ах, ты степь широкая».)

Музыкальный руководитель. А что дорого человеку в жизни?

Отчий дом, родные и близкие люди.

(Дети слушают в грамзаписи русскую народную песню «Степь да степь кругом».)

Музыкальный руководитель. А без чего человеку плохо, и вянет он, как «аленький цветочек без красного солнышка»? Без любви.

(Дети слушают русскую народную песню «То не ветер ветку клонит» в исполнении музыкального руководителя и воспитателя.)

Музыкальный руководитель. А как, жалея русскую женщину за её тяжёлую судьбу, народ в песнях обращался к ней, как её называл?

(Дети отвечают.)

Музыкальный руководитель. Лебёдушкой, утушкой, берёзонькой, яблонькой, рябинушкой, павушкой. И пелись эти песни неторопливо, неспешно, задумчиво, но внешне очень строго, ни одного лишнего жеста. А вот те песни, о которых я вам сегодня расскажу, наоборот, при исполнении сопровождаются самыми разнообразными движениями. Это хороводные и плясовые песни. Представьте себе долгий зимний вечер. В избе собрались девушки-подруженьки. Они занимаются рукоделием и тихо поют.

(Дети слушают русскую народную песню «Пряха».)

Музыкальный руководитель. Одна из девушек, задумавшись, посмотрела в окно.

А на окне такой узор, что глаз не отвести. Понравился узор всем. И одна из девушек перенесла его в своё кружево, другая украсила им рождественский пирог, а третья весной, когда стаял снег, повела этим узором подруг в хороводе.

Мы с вами тоже знаем некоторые узоры хоровода. Назовите их. (Дети отвечают. Музыкальный руководитель дополняет: «Змейка», «Плетень», «Капуста».)

Игра-хоровод «Змейка».

Музыкальный руководитель. Были и другие хороводы, когда юноши и девушки образовывали круг, а в нем разыгрывали песню, как маленький спектакль. Такой хоровод назывался игровым.

(Исполняется игровой хоровод «Во саду ли, в огороде».)

Музыкальный руководитель. А есть ещё магические, или трудовые хороводы. Они пришли к нам из тех далеких времен, когда люди еще верили в то, что солнце, дождь и ветер – живые существа. И для того чтобы силы природы помогли им вырастить хороший урожай, наши предки водили специальные хороводы, в которых изображали, как они охотятся или как растят лен, мак. Они верили, что только так можно получить хороший урожай.

(Дети исполняют обрядовый хоровод «Пахарь и жнецы».)

Музыкальный руководитель. Так как от солнца зависело, созреет урожай, или погибнет, то его старались задобрить: вставали в круг и показывали, каким должен вырасти, например, мак.

Разучивание хоровода «Мак».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чем дальше в будущее входим,тем больше старым дорожим."

Сценарий фольклорного занятия для детей старшей группы "Чем дальше в будушее входим, тем больше старым дорожим."...

Социально значимый проект по формированию уважительного отношения к старости "Без прошлого нет будущего"

БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО  Уйдя на пенсию,   пожилым не хватает внимания и любви и, в то же время, им самим часто некому дарить свое тепло, заботу, любовь. А в этом остро нуждаются...

Познавательный досуг для подготовительной группы «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»

Познавательный досуг для подготовительной группы «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым   дорожим…»...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ «Чем дальше в будущее входим, тем больше краем родным мы дорожим…»

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ«Чем дальше в будущее входим, тембольше краем родным мы дорожим…»Духовно-нравственное воспитание и...

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим...

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. 12 июня в нашей стране отмечается День России. Это самый молодой государственный пра...

Обычаи, обряды и традиции русского народа. «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»

Очень часто за событиямиИ за сутолокою днейСтарины своей не помним,Забываем мы о ней.Стали более привычныНам полёты на Луну.Вспомним старые обычаи!Вспомним нашу старину!Цели и задачи: воспитывать...