Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»
проект (подготовительная группа)

Малаева Ольга Борисовна

                                                     Времена теперь другие,

                                                  Как и мысли и дела –

                                                 Далеко ушла Россия

                                                                    От страны, какой была.

      Умный, сильный наш народ

                                                      Далеко глядит вперёд,

                                                    Но преданья старины

                                                          Забывать мы не должны.

Н. Кончаловская

Проблема

           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. 

         «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ .

         Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников,  является приобщение их к традициям народа.    

Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию.

 В «Законе об образовании» духовно-нравственное просвещение обозначено, как одно из приоритетных направлений общего развития ребенка.

  Детство – время, когда человек приобретает знания об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2019-20.docx199.07 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №78 комбинированного вида»

 

Педагогический проект

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»

(на 2019-2020 учебный год)

                     IMG_1212

                                                                       Подготовила: воспитатель

                                                                     Малаева Ольга Борисовна

г. Саранск 2019-2020г

                                                     Времена теперь другие,

                                                  Как и мысли и дела –

                                                 Далеко ушла Россия

                                                                    От страны, какой была.

      Умный, сильный наш народ

                                                      Далеко глядит вперёд,

                                                    Но преданья старины

                                                          Забывать мы не должны.

Н. Кончаловская

Проблема

           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. 

         «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ .

         Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников,  является приобщение их к традициям народа.    

Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию.

 В «Законе об образовании» духовно-нравственное просвещение обозначено, как одно из приоритетных направлений общего развития ребенка.

  Детство – время, когда человек приобретает знания об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

 «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным!», - сказал К.Д. Ушинский. Он ввел в русскую педагогическую культуру термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

   Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре, наверное, лучше всего через народные праздники и песенно-игровые традиции. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Народные праздники наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно его обогащают, закладывают основы высоких человеческих ценностей. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством  вхождения в годичный праздничный круг. Дети знакомятся с народными традициями, а затем вносят полученные знания, опыт в свою ежедневную деятельность. Мудрость народной культуры делает  их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.

Народный праздник является и своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха,   Масленица, и т.д.

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

В связи с этим вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Работа  заключается в осуществлении познавательного цикла через интеграцию с художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Интеграция включают в себя различные виды деятельности: изобразительное творчество, сюжетно-ролевые игры, драматизация, фольклор, проблемные ситуации, экспериментирование.

Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения. Это:

- взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования;

- взаимосвязь различного материала и содержания  повышает  мотивацию усвоения, делает ее личностно значимой для каждого ребенка;

-интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания.

Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности.

Последние годы мы постепенно вспоминаем нашу национальную культуру и по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам и декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все самое ценное из своих культурных достижений.

Таким образом, в педагогическом аспекте под духовно-нравственным воспитанием нами понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

«Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание – это наша счастливая старость. » А. С. Макаренко.

Цель проекта:развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка через приобщение к истокам народной культуры.

Задачи реализации проекта:

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;

- уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; -- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям);

-воспитание  интереса  и любви  к   культуре своего народа, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;

- совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;

- формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;

-ориентирование семей на важность духовно –нравственного воспитания детей, формирование привычки готовиться и отмечать совместно с детьми  православные календарные праздники.

- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через  знакомство с календарными праздниками , их обычаями и традициями, проведение русских народных  и мордовских подвижных игр, совместное детско-родительское творчество.

 Участники проекта:

Воспитатель,   музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, дети группы компенсирующей направленности, родители воспитанников.

Вид проекта:

– по доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое   развитие участников образовательного процесса.

– по времени проведения: долгосрочный (9 месяцев)

Основные формы организации проекта:

  • ООД воспитателя с детьми (окружающий мир, восприятие художественной литературы и фольклора, рисование, лепка, аппликация)
  • Совместная коррекционно-образовательная деятельность учителя логопеда с детьми.
  • Индивидуальная работа.
  • Народные праздники, развлечения, досуги, экскурсии.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Работа с родителями по оснащению предметно-развивающей среды.

Формы работы с родителями:

  • Консультации для родителей
  • Информация на стенде
  • Папка-передвижка
  • Памятка
  • Совместная работа с детьми
  • Организация тематических досугов и развлечений.

Методы и приемы:

1.Наглядно-действенный метод:

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- наблюдение;

- чтение педагогом художественной литературы;

-  демонстрация презентаций, мультфильмов, познавательных видеороликов,

целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод: 

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, народные игры, обряды);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;

-  рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор  житейских ситуаций;
-  проведение  викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3.Практический метод:

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.  

-  проведение  игр:     дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»),  и др.;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация  постановки сказок,

- проведение  экскурсий различной направленности;
- организация  вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника)

Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник:

  1. Здоровьесберегающие технологии:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз.

  1. Коррекционные технологии: речь с движением (логоритмика)
  2. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
  3. Сказкотерапия.

Программно-методическое обеспечение реализации проекта:

  1. «Детство»: основная общеобразовательная программа дошкольного образования, авт: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб; ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕММ», 2011.
  2. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.

Книги:

  1. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Методические советы к программе «Детство». СПб, 2001.
  2. Михайлова З.А. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. СПб, 2000.
  3. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др. – М., 1996.
  4. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
  5. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.-240 с.- (Из опыта работы по программе «Детство»).
  6. Г.М.Науменко «Сказки о народных праздниках, обрядах и временах года».

Журналы:

Дошкольное воспитание

Ребенок в детском саду

Обруч

Дошкольная педагогика

Управление ДОУ

Ресурсы интернета:

Развивающие мультфильм для детей

Картотеки:

  1. Пальчиковая гимнастика (картотека)
  2. «Гимнастика для глаз»

Наглядно-дидактические пособия:

Картотека предметных картинок «Народные промыслы»

Демонстрационный материал «Народы России и ближнего зарубежья»

Картотека предметных картинок «Народный костюм в культуре народов России»

 

Материально-техническое:

Картинки, иллюстрации, репродукции картин, мнемотаблицы и мнемодорожки,

бумага, карандаши, ножницы, акварельные краски, гуашь, фломастеры, оборудование и атрибуты для экспериментирования, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных игр.

Аудио - и видеотека, книги по теме, книжки - панорамы, раскраски, альбомы по теме.

Реализация образовательных областей:

  1. Речевое развитие
  2. Социально-коммуникативное развитие
  3. Художественно-эстетическое развитие
  4. Познавательное развитие
  5. Физическое развитие

Этапы проекта

I этап – подготовительный (разработка проекта),

срок с 01.09.2019 г. по 31.09.2020г.

Деятельность педагогов:

- определение проблемы, постановка цели и задач;

- составление перспективного плана мероприятий;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

- подбор материалов для опытно-экспериментальной деятельности;

- подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;

- подбор материалов, игрушек, атрибутов для театрализованной и игровой деятельности.

Совместная деятельность:

- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;

- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;

- определение круга актуальных и посильных задач.

II этап – практико-ориентированный (реализация проекта), срок с 02.10.2019 г. по 11.05.2020 г.

Реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.

– Формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.

III этап – заключительный (обобщающий),

срок с 14.05.2019 г. по 31.05.2020 г.

- Проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;

- Обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;

- Обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.

- Пополнение в группе мини-музея « Мой край-Мордовия моя! ».

Ожидаемый результат:

для детей:

-       обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

-       пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

-        формирование чувств национального достоинства;

-       развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

- развитие  интереса  и любви  к   культуре своего народа, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;

для педагогов:

-       совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного  учреждения в вопросах  духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

-       объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

-       разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

-       реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

-       объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

-       создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей;

Дорожная карта проекта

 «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим »

Содержание

Сроки

Ответственный

Подготовительный этап

Работа с детьми

1.

Диагностика (Определение уровня знаний детей по теме проекта).

сентябрь

воспитатель

 

2.

Подбор литературы и материалов по теме проекта

 

сентябрь

воспитатель

 

3.

Пополнение мини музея группы «Мой край- Мордовия моя»

сентябрь

воспитатель

Работа с участниками проекта

1.

Разработка плана мероприятий на год

сентябрь

воспитатель

 

2.

Уточнение словаря по лексической теме: «Народный костюм »

сентябрь

воспитатель

 

3.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

сентябрь

воспитатель

 

4.

Подбор необходимой литературы по данной теме.

сентябрь

воспитатель

 

Работа с родителями

1.

Информация на стенде. Знакомство родителей с целью и задачами проекта.

 Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

сентябрь

воспитатель

 

2.

Подбор и изготовление необходимого материала для реализации проекта.

сентябрь

воспитатель

 

Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры», «Мордовские народные игры», «Русский народный костюм», «Мордовский народный костюм»

Сентябрь

«Игры в мордовской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских и мордовских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор»,  «Мордовская народная одежда», «Народная игрушка», «Любимая сказка»

Октябрь

Конкурс поделок «Бабань парь» (бабушкин сундук»

Ноябрь

Информация на стенде:

«Прочитайте с детьми», «В рамках реализации проекта».

Декабрь

Практический этап

Работа с детьми

1.

 

НОД «Мир старинных вещей»: знакомство с жилищем, бытом мордовского народа

 

октябрь

воспитатель

 

2

 Сюжетно-ролевые игры «В мордовской горнице»  

3

Праздник урожая «Осенины»

4

Обучающее занятие по изготовлению лоскутного одеяла    «В гости к бабушке Полине»

5

 Конкурс для воспитанников и родителей  «Генеалогическое  древо  и герб семьи».

6

Рассматривание альбома с мордовской народной вышивкой

1

НОД «Традициями и обычаями русского  и мордовского народа»

ноябрь

воспитатель

 

2

4 ноября «День народного единства» –  Интегрированная ООД «Мы – Россияне»

3

30 ноября «День государственного герба Российской Федерации». ООД  «Герб моей родины- России»

4

 Д/и «Собери герб города Саранска»

5

«Так мы люди раньше одевались»-  рассматривание кукол в национальных костюмах, альбомов, иллюстраций.

1

Ознакомление с устным народным творчеством (сказки, потешки, заклички, пословицы, поговорки);

 декабрь

воспитатель

 

2

«Русский народный фольклор»- разучивание песен и потешек.

3

Чтение русских народных небылиц, прибауток, частушек, считалок, сказок

4

Просмотр мультфильма  Гора самоцветов «Куйгорож», беседа

5

Изготовление поделки методом пластилинографии «Куйгорож»

6

Рисование «По мотивам мордовских сказок»

7

Аппликация «Новогодняя игрушка на елку»

1

 Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

 январь

воспитатель

2

Беседа «Что такое Рождество»

3

Тематическое развлечение   «Колядки».

4

НОД «Знакомство с блюдами народной кухни»

5

Аппликация «Украшение тарелки мордовским узорм»

6

Выставка детских работ «Рождественская открытка».

1

Русские народные игры «Рыбаки и рыбы», «Змейка», «Горелки», «Гори - гори ясно»

Февраль

воспитатель

2

Мордовские игры «В ключи», «В платки», «Палочка –стукалочка», «Салки», «В горшки»

3

Развлечение «День Защитников Отечества»

4

Руссский народный   праздник «Масленица»

5

Изготовление открытки «Защитнику Родины»

1

Беседа  «Куклы наших бабушек»

Март

Воспитатель

2

Рисование  «Народные костюмы»

3

Экскурсия в мини музей детского сада ООД «Сокровища бабушкиного сундука»

Аппликация « Мордовская рубаха (панар)»

4

Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм», «Собери картинку» -костюмы народов поволжья.

5

Изготовление поздравительной открытки для мамы.

6

Выставка рисунков «Мамочка милая- самая красивая»

1

ООД «Птицы родного края»

Изготовление и развешивание скворечников на территории детского сада

Апрель

Воспитатель

2

12 апреля «День космонавтики»- беседа

3

Изготовление поделки в «Космическое путешествие»

4

«Светлая Пасха» (рассказ воспитателя «Вербное воскресенье»)

5

«У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам народной культуры)

6

Развлечение «Пасха».

7

Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

8

 ООД  по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо».

9

Экскурсия в Мордовский национальный музей.

1

 Беседа «Обычаи и традиции русского и мордовского народов»

Май

воспитатель

2

Экскурсия на бульвар Цаплина к памятнику  «Танк Т-34»

3

 Участие в акции совместно с детьми «Окно победы»

4

Участие в акции совместно с детьми « Сад победы»

5

Итоговое мероприятие «Сохраним природу родного края»

Работа с участниками проекта

1.

Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры»;

май

2.

Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника»;

Работа с родителями

1.

Консультация для родителей «Роль детской сказки в нравственном и речевом развитии дошкольников»

октябрь-май

 

воспитатель

2.

 Консультация «Роль семейных традиций в духовно – нравственном развитии дошкольника»

ноябрь

 воспитатель

3.

Информация на стенде «Прочитайте с детьми!», «В рамках реализации проекта»

декабрь

воспитатель

4.

  • Рекомендации родителям по лепке с детьми из соленого теста
  • Рекомендации по лексической теме « Семья»

февраль

воспитатель

5.

Папка-передвижка « Роль семьи в духовно- нравственном воспитании ребёнка!»

март

воспитатель

6.

Совместная работа с детьми:

  • Разучивание вместе с детьми примет, пословиц и поговорок о природе и родном крае .
  • Опытно-экспериментальная деятельность: «Что былобы, если..»  
  • Посещение «Краеведческого музея», библиотеки им.С.Маршака.
  • Изготовление   изделий из соленого теста для сюжетно-ролевой игры « К нам гости пришли  »
  • Выставка : «Мамы руки золотые  », «Традиции моей семьи»

октябрь-май

воспитатель

7.

Организация тематических досугов и развлечений.

апрель-май

воспитатель

Заключительный этап

Работа с детьми

1.

2

Диагностика

Итоговое занятие « Сохраним природу родного края»

май

воспитатель

Работа с участниками проекта

1.

Пополнение мини-музея «Мой крайт- Мордовия моя!».

май

воспитатель

2.

Оформление альбома «История моего края»

Работа с родителями

1.

Изготовление книжки –малышки (сказки, придуманные детьми совместно с родителями)                                    

май

2.

   Экскурсия в  краеведческий музей.

май

воспитатель

 

Ресурсы интернета:

Развивающий мультфильм для детей

Картотеки:

  1. Пальчиковая гимнастика (картотека)
  2. «Гимнастика для глаз»

Наглядно-дидактические пособия:

  1. Комплект тематических наглядных материалов «Красота народного костюма»
  2. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о  культуре русского народа. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г
  3. Наглядно-дидактическое пособие Э. Емельянова «Как наши предки выращивали хлеб».

Литература

1.Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»). Волгоград, 2006.

2.Морозова И.А., Пушкарева Л.А. Ознакомление с окружающим миром. М., 2006.

3.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.

4. Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.

5. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004.

 6.Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г.

7. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа/ авт.-сост.: Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н.- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

8. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная группа. Бойчук И.А.,- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

9. Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников –Волгоград : Учитель, 2013.-231с.

10.И.А. Каирова, О.С. Богданова «Азбука нравственного воспитания»: Пособие для учителя./ М.: Просвещение, 1997.

 11. Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников- М. : ТЦ Сфера, 2010.-160 с.

 12.Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;

13. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников -М. :ТЦ Сфера, 2013г. -176с.

 14. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»

  15.«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».  М. Д. Маханева   2012

  16.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий сценарии календарно- обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Автор- составитель Л.С. Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова.-СПб.: «Детство-пресс», 2004.

17.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. Князева Щ.Л., Маханева М.Д.,- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

18.  Интернет-ресурсы.

Диагностика

В сентябре 2019-2020 учебном году в  подготовительной к школе группе (компенсирующей направленности) в количестве 10 человек, была проведена диагностика развития детей

Сентябрь

Результаты представлены в таблице:

               Уровень

Количество детей

%

высокий

-

-

средний

8

80

низкий

2

20

Результаты   в мае 2019-2020 учебном году.

Уровень

Количество человек

%

высокий

5

50

средний

5

50

низкий

-

-

Вывод:

С начала учебного года в группе ежедневно ведется работа по ознакомлению дошкольников с народным календарем, обрядовыми и государственными праздниками. Каждый день во время утреннего сбора группы мы с детьми работаем с календарем, во время этой работы происходит систематическое закрепление дней недели, месяца, и дети знакомятся с праздником, который отмечается в этот день, народными приметами, именинниками дня. Мы знакомимся с названием праздника, обсуждаем, почему у него такое название, с чем это связано (изменения в природе, в трудовых действиях людей). После этого обсуждаем, как мы можем отметить этот праздник, что можно сделать в разных центрах.

 

Прожив каждый день народного календаря в соответствии с традициями, наши воспитанники разучили заклички, считалки, которые используют в самостоятельной деятельности. В свободной деятельности они организуют и подвижные игры, с которыми познакомились в рамках проекта. Сюжеты праздников дети используют в игровой, изобразительной деятельности. С интересом рассматривают репродукции картин русских и  мордовских художников с изображением празднования.

В целом можно сказать, что в результате нашей работы у детей сформированы представления о традициях празднования народных обрядовых праздников; продолжают формироваться навыки поисковой деятельности; развивается интерес к изучению традиций русского  и мордовского народа, к его играм, фольклору.

Для родителей: формируются навыки совместной с детьми поисковой деятельности, проявляется интерес к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Все русские  и мордовские народные праздники связаны с изменениями в природе, сменой времен года, началом каких-либо сельскохозяйственных работ- все эти изменения русский народ подмечал, отмечал их повторяемость из года в год. Наши дети познакомились только с частью народных традиций, но у нашего народа   есть и небольшие праздники, даже не праздники, а дни, посвященные какому-либо событию; и все это еще неизвестно нашим детям. Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Мы не хотим лишать своих детей будущего, поэтому будем продолжать знакомить дошкольников с прошлым: с традициями, обрядами, праздниками, историей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чем дальше в будущее входим,тем больше старым дорожим."

Сценарий фольклорного занятия для детей старшей группы "Чем дальше в будушее входим, тем больше старым дорожим."...

Познавательный досуг для подготовительной группы «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»

Познавательный досуг для подготовительной группы «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым   дорожим…»...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ «Чем дальше в будущее входим, тем больше краем родным мы дорожим…»

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ«Чем дальше в будущее входим, тембольше краем родным мы дорожим…»Духовно-нравственное воспитание и...

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим...

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. 12 июня в нашей стране отмечается День России. Это самый молодой государственный пра...

Проект «Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим»

“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности   детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с п...

Обычаи, обряды и традиции русского народа. «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»

Очень часто за событиямиИ за сутолокою днейСтарины своей не помним,Забываем мы о ней.Стали более привычныНам полёты на Луну.Вспомним старые обычаи!Вспомним нашу старину!Цели и задачи: воспитывать...