"Путешествие в историю мордовского народа" (конспект занятия)
план-конспект занятия (старшая группа)

Прасолова Светлана Юрьевна

Конспект занятия в старшей группе "Путешествие в историю мордовского народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_istoriyu_mordovskogo_naroda.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

"Путешествие в историю

мордовского народа"

(старшая группа)

                                                                                                               

Цель: формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие ",  "Физическое развитие".

Образовательные задачи:

-формировать первоначальные представления детей об истории мордовского народа;

-знакомить детей с особенностями быта мордовского народа в уголке национальной культуры;

-закреплять представление об избе, о печке - как о главном предмете избы;

-продолжать знакомить с мордовским фольклором (пословицами, поговорками, загадками);

-продолжать знакомить  с произведениями композиторов Мордовии;

-обогащать словарь названиями предметов быта:  печь, ухват, чугун, прялка, веретено, лапти, лучина.

Развивающие задачи:

-развивать творчество, фантазию, любознательность;

-развивать интерес к продуктивной деятельности;

-развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, друг к другу;

-воспитывать патриотические чувства к родному Отечеству, к республике Мордовия.

Методические приёмы: беседа, народные игры, рассматривание предметов быта, творческая деятельность детей, итог занятия.

Материалы и оборудование: "Мордовская изба", сундук, веретено, палочка-лучина, лапти, "печь", чугун, деревянные ложки, пироги, солёное тесто.

Предварительная работа: посещение мини-музея, рассматривание предметов старинного быта, использование мордовских народных игр в группе и на прогулке, чтение мордовской литературы.

Ход образовательной деятельности :

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Милости прошу! Рада гостям, как добрым вестям. Всех привечаю, душевно встречаю.

 Шумбратадо, вечкевикс инжеть!

Дети: Шумбратадо!

Воспитатель: Кенярдан тыненк! Совадо, инескеть!

Так радушно всегда встречали гостей на Руси и в Мордовии тоже.

 Приглашаю Вас, гости, в дом, где жил наш мордовский народ много лет назад. Из чего давным-давно на Руси люди строили себе жилища?

Дети: Из дерева, из брёвен.

Воспитатель: Как называли такие дома?

Дети: Изба, деревянный дом.

Воспитатель: Ребята, скажите как будет по-мордовски "дом"?

Дети: Кудо.

Воспиатель: Но не только дом  на Руси был деревянный. Подумайте, что ещё было сделано из дерева в избе?

Дети: Мебель, посуда, игрушки, инструменты для работы в поле и по дому.

Воспитатель: Очень много народных умельцев жило и в нашей Мордовии. Из обыкновенного полена могли, например, сделать такой сундук (показывает сундук.) А как Вы думаете, что хранится в этом сундуке? Что нам думать и гадать, давайте-ка его откроем (не открывается). Я догадалась, этот сундук с секретом. Он откроется тогда, когда Вы вспомните и назовёте пословицы и поговорки о доме.

Дети: - Дом построить - не шапку на голову надеть.

          - Домом жить - не лукошко шить.

           - Домом жить - обо всём тужить.

Воспитатель называет мордовскую пословицу и сундук открывается. (Эйкакш марто кудо - кенярксов кудо. - Дом с детьми - счастливый дом.)

Воспитатель: В старину люди много рукодельничали: шили, вышивали, вязали. Народные умельцы придумали предмет, с помощью которого пряли пряжу  и опять он был из дерева. Что это?

Дети: Прялка.

Воспитатель: Как называли рукодельницу, которая пряла пряжу на прялке?

Дети: Пряха.

Воспитатель: А это что?

Дети: Веретено.  

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поиграем с веретеном.

Проводится игра.

Позолоченная прялица.

Мы прядём, а нитка тянется.

Мы прядём, а нитка тянется.

Нам работа эта нравится.

Воспитатель: Какие мы с вами умелые и дружные. Вот какой клубок у нас с вами получился.

(Воспитатель достаёт из сундука деревянную палочку - лучину.)

Как Вы думаете, что это?

Дети: Деревянная лучина.

Воспитатель: Для чего нужна была лучина?

Дети: Лучина вечерами освещала избу.

Воспитатель: Пока лучина горела, женщины пряли, вязали, шили. А чем занимались мужчины?

Дети: Плели лапти, делали своим детям игрушки из дерева. Очень трудолюбивый был мордовский народ.

Воспитатель: Молодцы ребята! Ребята, какая же  самая  главная вещь в избе.

Дети: Печь.

Воспитатель: А вот какую загадку о печи придумал мордовский народ. "Кудо кунчкасо сёвонень баба." - "Посреди дома глинянная баба. " Ребята, а для чего нужна печь?

Дети: Печь избу отапливала, в ней сушили одежду, готовили еду, пекли пироги и блины.

Воспитатель: А в чём варили еду?

Дети: В чугунах.

Воспитатель: А чем же чугуны вынимали из горячей печи? Отгадайте.

Бычок рогат, в руках зажат.

Еду хватает, а сам голодает.

Дети: Ухват.

Воспитатель: А вот и ухват у печки стоит.Горячий чугун с кашей вынимали с помощью ухвата. Посмотрите, как это делали. (Показывает, как.)

Воспитатель: Давайте попросим печку угостить нас чем-нибудь.

Ой, ты, печка - сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки, помоги, спаси,

В дом богатство принеси.

Что-то ничем нас печка не угощает. Ребята, а может быть мы слепим пирожки, а печка испечёт нам их.

Сначала разомнём пальчики.

 Пальчиковая гимнастика  

    Те сурось-бодя,        

    Те сурось-баба,

    Те сурось-тетя,

    Те сурось-авай,

    Те сурось-мон.

( Поочерёдное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого.)

 Ват и весе семиям.

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно.)

У каждого ребёнка кусочек теста. Воспитатель показывает способ лепки пирожка. В ходе лепки из солёного теста, воспитатель поощряет детей, делает указания, оказывает индивидуальную помощь, спрашивает: "Что лепим?" После того, как у всех пирожки будут готовы, воспитатель вместе с детьми несут их к печке.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что больше всего вам понравилось? (Ответы детей)

Литература:

1. Валдоня. Программа и методические рекомендации. - Саранск: Тип. "Красный Октябрь", 2001 г.

2. Мордовия. Народное искусство (Сост. Ю. Ф. Юшкин - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985 г.

3. Детям о Мордовии: методическое пособие - авт.-сост. О.В. Бурляева, Е.Н. Киркина. - Саранск, 2013 г.

4. Н Мокшин. Мы - Мордва! - Саранск: Издательство центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарёва, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю жилищ людей»

Увлекательное занятие для развития речи в старшей логопедической группе(при изучении темы "Дом"),а также можно использоват при ФЦКМ.      ....

Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю жилищ людей»

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в историю жилищ людей» Программные задачи:  Познакомить детей с историей возникновения жилища людей; сформировать представление о прошлом ...

Конспект" Знакомство дошкольников с традициями, историей мордовского народа"

Конспект" Знакомство дошкольников с традициями, историей мордовского народа"...

Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»

Цель: создать условия  для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...

Консультация для родителей "История мордовской народной игрушки"

Игрушка народная — часть народной культуры....

ИСТОРИЯ МОРДОВСКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ

Искусство украшать собственную одежду вышивкой мордовский народ освоил в глубокой древности. К сожалению, среди археологических находок тканей сохранилось мало, следовательно, сложить представление о ...