Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю жилищ людей»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_istoriyu_zhilishch_lyudey.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной НОД оо познание и оо художественное творчество для старшего дошкольного возраста
Оо познание «Путешествие в историю жилищ людей»
Программные задачи:
Познакомить детей с историей возникновения жилища людей; сформировать представление о прошлом и подведение к выводу о том, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище; закреплять умение соотносить тип жилища и человека; упражнять в образовании прилагательных от существительных, обозначающих строительный материал; развивать творческое воображение; формировать коммуникативные качества, дружелюбие; воспитывать уважение к архитектурному наследию наших предков.
Оборудование и материалы к НОД:
Макет «машины времени», слайд-презентация «История возникновения жилищ людей», буквы на магнитах, картинки с изображением жилищ и людей (по количеству групп детей), картинки современных домов (по количеству детей), ноутбук, проигрыватель, изображение Незнайки, конверт с заданием, запись звука машины времени, детские песни о домах, о дружбе, мяч, альбомы для рисования, карандаши, ластики.
Ход НОД:
Дети сидят полукругом на ковре. Напротив – машина времени, ноутбук, проигрыватель, изображение Незнайки с конвертом, магнитные буквы.
Слайд 1.
Воспитатель:
Дети! Посмотрите-ка! Кто у нас в гостях?
Дети:
Незнайка.
Воспитатель:
Да, Незнайка. А что же это он принес с собой?
Дети:
Машину.
Воспитатель:
Правильно, ребята. Но это не просто машина! Это машина времени, с помощью нее мы можем с вами очутиться в прошлом, настоящем или будущем.
И сегодня Незнайка предлагает нам в путешествие в прошлое нашего дома и узнать, где же раньше жили люди. В этом-то и поможет нам машина времени.
Для запуска машины в первую очередь нам с вами необходимо выложить из букв на табло слово «дом».
А стрелочку часов нашей машины перевести на слово «прошлое». И… машина времени готова к запуску!
Из магнитных букв выкладываем слово дом, переводим стрелочку на «прошлое».
Звучит сигнал запуска машины времени.
На экране ноутбука появляется изображение пещеры. (слайд 2)
Воспитатель:
Посмотрите на экран, так где же жили первобытные люди?
Дети:
В пещерах.
Воспитатель:
Правильно. Человеку нужно было убежище, которое укрыло бы его от палящего солнца, пронизывающего ветра, жгучего мороза. Сначала люди обживали пещеры, потому что не умели делать кирпичи. У них не было машин, которые помогли бы им построить большие дома.
Слайд 3. Изображение пещерного огня.
В пещере люди разводили огонь, который нужен был для приготовления пищи, и чтобы в холодную пору было теплее.
Но все равно в пещере было холодно, могли обвалиться камни. А если варить еду, весь дым остается в пещере. Как вы думаете, удобно ли это было жить в таком доме?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Вот поэтому со временем человек и учился сам строить дома.
Как вы думаете, из чего люди могли построить дом?
Дети:
Из веток, бревен, камней.
Воспитатель:
Слайд 4.Изображение шалашей.
Правильно, ребята. А вот это что за жилище?
Дети:
Шалаш.
Воспитатель:
Да. Из чего он мог быть сделан?
Дети:
Из веток, соломы.
Воспитатель:
Хорошо.
Слайд 5. Изображение жилища из шкур
А у индейцев были жилища - «типи». Они делали каркас из веток и накрывали его шкурами бизонов (животное, напоминающее быка).
Слайд 6. Изображение иглу.
На Севере эскимосы строят свои дома из снежных кирпичей с окнами из речного льда. Жилище эскимосов называется «иглу».
Находят ровное место, очерчивают круг, складывают стены из тяжелых ледяных кирпичей, которые вырезают из льда. В готовой стене прокапывают вход, выбирают снег. Все, иглу готово. Внутри жгут плошки с тюленьим жиром. Этот огня совсем недостаточно, чтобы растопить лед, наоборот чуть-чуть подтаявший лед смерзается еще крепче. А снежный пол и стены стараются укрыть звериными шкурами.
Слайд 7. Изображение шалаша из пальмовых веток.
На берегах теплых морей аборигены строили хижины из веток пальм. Как и у нас в древности - шалаши из веток и соломы.
Но во всех таких домах, наверное, тоже было неудобно жить? Как вы думаете?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Действительно. Там было жарко летом и дверей не было, земляные полы, ходить надо было согнувшись, попадал дождь, ветер мог снести такой дом, зимой было холодно.
И люди стали думать из чего бы им построить крепкие, теплые дома.
Слайд 8. Изображение хаты.
Так в степях появились дома из глины. Эти дома назывались мазанки или хаты. Основная их часть была сделана из веток, дерева и глины, а крышу они крыли с помощью дерева, соломы или шкур животных.
Слайд 9. Изображение избы.
А там где было много лесов, люди делали деревянные срубы. Угадайте как называются такие дома?
Дети:
Избы.
Воспитатель:
А что есть у русской избы?
Дети:
У избушки есть высокое крылечко, крыша, украшенная резьбой. Внутри дома есть лавочка.
Воспитатель:
А главное есть большая теплая печка, где весело потрескивают поленья.
А как вы думаете чем были удобны эти дома?
Дети:
Дождь не попадает и ветер не дует, в них тепло, потому что есть печка; светло, потому что окна; есть дверь, которую можно запереть.
Слайд 10. Пустой.
Воспитатель:
Давайте с Незнайкой немного поиграем и вспомним, из чего люди строили свои жилища. Я называю строительный материал и бросаю мяч, а вы должны сказать какой дом? Например, я говорю «песок» и бросаю мяч, кто ловит, тот отвечает - «песочный». (дерево, кирпич, стекло, бетон, глина, камень, солома, лед, кожа).
Воспитатель:
Что это за конверт у Незнайки? Здесь какое-то задание.
Воспитатель вытаскивает задание из конверта. Читает:
Расселите людей, живших в разное время, в свои дома.
Незнайка очень это хочет узнать. Помогите-ка ему! А для этого мы с вами пересядем за столы.
Дети пересаживаются за столы, сопоставляют изображения людей и домов. Дети выполняют задание под песенку «Всем на свете нужен дом».
В это время воспитатель передвигает машину времени и ноутбук с проигрывателем к столам с ковра.
Воспитатель:
Молодцы! Справились с заданием просто отлично! Но в ваших карточках одному человеку не досталось жилища. Это человек, который живет в наше время. Отправимся на машине времени в настоящее и подберем дома для современного человека.
Дети передвигают стрелочку часов машины времени на слово «настоящее».
Звучит сигнал запуска машины времени.
Воспитатель:
Давайте выберем из предложенных картинок современные дома и обведем их любым карандашом.
Дети выбирают современные дома и обводят их.
Дети выполняют задание под песенку «Всем на свете нужен дом».
Из чего же делают современные дома?
Дети:
Из кирпича, панелей.
Воспитатель:
Да. И мастерство строителей с каждым годом растет, материалы для домов становятся красивее, надежнее и безопаснее.
Итак, что мы сегодня узнали во время путешествия с Незнайкой?
Дети:
Историю возникновения жилищ людей.
Воспитатель:
Какими были первые дома?
Дети:
Пещеры.
Воспитатель:
Из чего потом люди сами делали дома?
Дети:
Из веток, кожи, бревен, глины, льда, кирпича.
Воспитатель:
Ну а сейчас на машине времени мы отправимся в будущее. Переставим стрелочку и вперед!
Дети передвигают стрелочку часов машины времени на слово «будущее».
Звучит сигнал запуска машины времени.
Слайд 11. На экране ноутбука появляется фантастическая картинка города будущего.
Оо художественное творчество «Город будущего»
Воспитатель:
Вот таким Незнайка представляет себе город будущего.
Ребята, давайте и мы с вами и Незнайкой побудем волшебниками и вместе построим город будущего. Придумайте и нарисуйте дома будущего, продумайте, какой формы могут быть эти дома, какие у них окна, будут ли двери, как будет вырабатываться энергия, будут ли антенны, все ли дома будут стоять на земле или будут перемещаться по воздуху.
Дети под музыку рисуют дома будущего.
Воспитатель:
Посмотрите, какой чудесный город у нас получился! Теперь вы все знаете о прошлом, настоящем и даже будущем наших домов.
Ребята, а вы хотели бы жить в этих домах? Представьте, что мы жители этого города. Какие мы?
Дети:
Добрые, дружные.
Воспитатель:
Так давайте станем в хоровод дружбы и споем нашу чудесную песенку.
Дети танцуют под песню «От улыбки», поют ее.
На этой чудесной нотке мы с вами сегодня и закончим наше путешествие. Молодцы! Незнайка обязательно вернется еще к вам и возьмет в новое путешествие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста "Будь здоров"
Конспект интегрированного занятия «Будь здоров» (старший дошкольный возраст)Занятие готовят и проводят: старшая медицинская сестра, педагог-психолог, инструктор по физической кул...
Занятие по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю жилищ людей»
Увлекательное занятие для развития речи в старшей логопедической группе(при изучении темы "Дом"),а также можно использоват при ФЦКМ. ....
Конспект интегрированного занятия в старшем дошкольном возрасте «Откуда пришли нитки», рисование на ткани.
Цель:Развивать любознательность, познавательные интересыЗакрепить знания детей о том, что ткани ткут из ниток, рассказать о том, откуда берутся ниткиАктивизация словаря: лен, хлопок, конопля, тутовый ...
"Весенние путешествие" конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий"
Создание на занятии условий для оптимального эмоционального, физического развития, используя здоровьесберегающие технологии (дыхательную, артикуляционную, пальчиковую, гимнастику для глаз, игров...
Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста « Ели на опушке, до небес макушки».
Занятие предназначено для старшего дошкольного возраста....
Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста "Почему грязный снег?"
Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования....
Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста «Разделочная доска»
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до...