Статья "Формирование бережного отношения дошкольников к воде при ознакомлении с природой Южного Урала"
статья на тему

Айтуганова Олеся Владимировна

Статья призывает к бережному отношению к природным водным ресурсам, включает  в себя содержание деятельности учреждения по теме, конспект занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олеся ВладимровнаАйтуганова,

старший воспитатель МДОУ «Д/с № 99 о.в.» г. Магнитогорска

ФОРМИРОВАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯДОШКОЛЬНИКОВ К ВОДЕПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ЮЖНОГО УРАЛА

    «Воду мы начинаем ценить не раньше, чем высыхает колодец».

Томас Фуллер

Загрязнение окружающей среды является одним из важнейших факторов, негативно влияет на продолжительность жизни и здоровье людей и увеличивает опасность генетических нарушений. Экологические условия, сложившиеся в России, не могут не отразиться на состоянии растительного и животного мира. Загрязняются водные источники, обедняются степи, во многих местах среда становится непригодной для жизни. Назрела острая необходимость активного экологического воспитания и обучения всех слоев населения, начиная с самых маленьких - дошкольных групп детских садов.

Формирование экологической культуры подрастающего поколения - одна из важнейших задач современности. Воспитывать у детей ответственное отношение к природе - это сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение соответствующими знаниями и умениями, но и развитие умения и желание активно защищать, улучшать среду. Согласно ФГОС, одной из задач познавательного развития детей является — формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 Необходимо уже в раннем детстве закладывать в детях умение ценить и любить свою Родину, ее природу, бережно и трепетно относится к  ее богатствам, воспитывать желание сохранять ее красоту и первозданность. Вода – обязательное условие и фактор жизни, и собственно на нее воздействует человек в больших масштабах.Нет воды - нет жизни, есть вода - есть жизнь. Роль воды велика для всего живого. Представим себе на минуту, что на Земле не имелось бы питьевой воды, рек, морей, океанов. Что было бы с нами? В таком случае жизнь на нашей планете не смогла бы даже появиться. Исключительно воде планета обязана появлением и развитием жизни, следовательно, не будь ее, не было бы и нас. Для здоровья человека неблагоприятные последствия при использовании загрязненной воды, а также при контакте с ней (купание, стирка, рыбная ловля и др.) проявляются либо непосредственно при питье, либо в результате биологического накопления по длинным пищевым цепям типа: вода — планктон — рыбы — человек или вода — почва — растения — животные — человек и др.

Важнейшим аспектом в деятельности педагогов дошкольного учреждения является воспитание экологического мировоззрения подрастающего поколения и формирование у детей бережного отношения к воде как жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы. Реализуя принцип учета этнокультурной ситуации развития детей основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ основывается на принципе регионального подхода, обусловливающего  выбор образовательных целей, содержания, методов  и форм воспитания и обучения на основе учета социокультурных, исторических, этнокультурных, демографических особенностей Уральского региона.

Одним из удивительных российских регионов, который совершенно не похож ни на что другое является Южный Урал. Помимо самих уральских гор, таящих в себе множество самых разных полезных ископаемых и минералов, из природных достопримечательностей можно отметить наличие уникальных чистых озер, рек, пещер и водопадов. Ни один регион России не может сравниться с Уралом по количеству озер! На его территории находится более 3 тысяч водоемов. Поэтому и называют Южный Урал "Страной озер".

Большое внимание в дошкольном учреждении уделяется  формированию бережного отношения к воде, водным ресурсам Южного Урала. Для того, чтобы перейти к данной теме, необходимо познакомить детей с понятием «Вода», ее свойствами. Тут на помощь педагогам приходит опытно– исследовательская деятельность детей являющейся, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Опыты: «Вода - это жидкость», «Вода – прозрачная», «Вода не имеет вкуса», «Вода не имеет запаха», «Какой формы вода?», «Вода может расширяться?», «Как растения пьют воду» и  т.д.

С детьми проводится цикл бесед с рассматриванием иллюстраций по этой теме: «Вода-наш друг», «Что такое водоем?» «Водоемы Южного Урала и животные, растения экосистемы», «Кому нужна вода?», «Как беречь воду», «Что мы знаем о  озерах и прудах», «Река Урал» и т.д. Дети принимают активное участие в обсуждении тем, отвечают на вопросы, строят предположения, делают выводы. Созданы картотеки  «Художественное слово о воде»(произведения писателей, пословицы, поговорки, загадки), «Игры с водой», «Животные и растения водоемов Южного Урала», «Водоплавающие птицы».

В экологическом воспитании детей непосредственно-образовательная деятельность выполняет совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы. Проводится цикл занятий по ознакомлению дошкольников с водой, водными ресурсами родного края: «Животные и растения водоемов, занесенные в Красную Книгу», «Что мы знаем о воде», «Озера Южного Урала», «Вода источник жизни», «Правила поведения на водоеме», «Урал-река, мост между Европой и Азией»,«Запрещающие знаки» с использованием презентаций, чтения художественной литературы (Н. А. Рыкова «Как люди обидели реку»,«Волшебница вода», «Жила была речка»Б.Заходер «Что случилось с водой?»и т.д.).

Особый интерес вызывают у детей экологические сказки, возможность сочинить сказку самому. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе («История одной Капли», «Как тучка была в пустыне», «Сила Дождя и Дружбы» и др.)

В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Игра "Пищевые цепочки водоёма"

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания.

Дети выкладывают карточки: комар-лягушка-цапля, червячок-рыбка-чайка,водоросли – улитка-рак, ряска – малёк – хищная–рыба;


Игра«Ходят капельки по кругу».

Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

 Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в 21 веке. Работа с родителями: консультации в родительском уголке «Правильное отношение к природе начинается в семье»,«Берегите воду», «Отдых на водоеме: правила поведения», привлечение родителей к созданию совместного альбома «Как мы отдыхаем на озерах и реках нашего края», участие в выставке рисунков и поделок на тему «Волшебница вода».

Конспект занятия в подготовительной группе «Сбережем озера наши!»

Задачи:

Образовательная область "Познавательное развитие":сформировать представления детей об озёрах Челябинской области; совершенствовать знания детей о родном крае и городе; воспитывать бережное отношение к воде, водным ресурсам; развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность.

Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": воспитывать любовь к родному краю, городу; формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Образовательная область «Речевое развитие»:активизировать и обогащать  качественный, глагольный словарь по лексической теме; активизировать речь детей; следить за правильным звукопроизношением;  развивать объяснительную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным, грамматически правильным предложением;познакомить с древней легендой Южного Урала.

Образовательная область «Физическое развитие»:учить координировать движения с речью.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:развивать творческое  воображение детей.

Оборудование и  материалы: мультимедийное оборудование для просмотра презентации, изображение гербов городов Челябинской области, презентация "Озёра Южного Урала", макет «Водоём», листы для рисования, краски, кисточки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним в чудесном крае мы с вами живем? Как называется наш регион?

Дети: Южный Урал.

Воспитатель: Правильно, а в каком городе?

Дети: В Магнитогорске.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на экран, и найдите герб Магнитогорска.

Воспитатель: а кто мне скажет, что на нем изображено и что он обозначает?

Ответы детей.

Воспитатель: Уральский край богат разнообразными водоемами и реками. С гор спускаются ручьи, образуются знаменитые озера Урала. Всего в регионе насчитывается 11 достаточно крупных рек, среди которых самые известные: Кама, Печора, Чусовая, Белая. Но главным богатством Уральского края являются озера, их тут более 3 тысяч!Среди них большие, глубокие, обмелевшие, прозрачные, светлые и темные, тинистые, заиленные, богатые рыбой и «мертвые». Этот самобытный край - Южный Урал - называют еще «голубым ожерельем» России. Послушайте древнюю легенду:

-Было у богатыря Семигора волшебное хрустальное зеркало. Глянешь в него и видишь, что под землей лежит. А неподалеку от Семигора жила завистливая старушонка колдунья. Утащила она его зеркало, когда хозяин спал. Проснувшись, он хватился, что нет зеркала. И в погоню. Видит воровка, нагоняет ее богатырь, не уйти от расплаты, и бросила чудо-зеркало. Упало оно за скалы. Только и брызнули осколки, осыпали леса. С тех пор сверкают в них, переливаются хрустальные озера.

Воспитатель: Давайте вместе с вами познакомимся с наиболее крупными и интересными озёрами нашего края.

Слайд № 1. Самое высокогорное в Южном Урале озеро – Зюраткуль (Озеро-Зеркало). Оно питается большим количеством ручьев, которые берут свое начало в близлежащих болотах. В связи с этим вода в озере чайно-коричневого цвета. Несмотря на оттенок, она очень чистая, пригодная для питья. Археологи находят здесь следы стоянок 8-5 тысячелетия до нашей эры. Историю появления водоема описывают легенды местных жителей, которые поэтизируют озеро, придают особое значение его форме, напоминающей сердце.

Слайд № 2. Озеро Увильды-самое крупное озеро на Южном Урале. Оно имеет форму груши. Из-за своих размеров озеро плохо прогревается и это приводит к тому, что в нем нет бурной подводной жизни. Правда, сегодня там проживают заселенные лещи, чебаки, щуки, сиги, налимы. Водоем славится чистейшей водой, входит в пятерку чистейших озер России. На нем множество островов - Вязовый, Еловый, Ольховый, Буковый, всего на водоеме существует 52 острова различных размеров. Еще его называют голубой жемчужиной Урала.

Слайд № 3. Озеро Тургояк- второе по величине озеро нашей области. Вода в нем очень прозрачная, на глубине до 15 метров можно рассмотреть каждый камень. Тургояк называют младшим братом Байкала. Вода в нем довольно холодная и поэтому в нем почти нет обитателей. На берегу озера разместилось множество объектов для размещения туристов.

Слайд № 4."Берега песок да камень сухонькие, а кругом сосна жаровая, как свечки поставленные - глядеть любо,  вода как стеклышко, все камни на дне сосчитать" - так писал об озере Кисегач знаменитый  уральский сказочник Павел Бажов. "Кисегач" в переводе с башкирского значит "разрезать лес".  И действительно зеркальная гладь озера рассекает заповедные леса Ильменского заповедника.  Говорят, что вода в озере настолько чиста и целебна, что звери приходят сюда заживлять свои раны.

Слайды № 5.6,7,8.Нет на Южном Урале ни одного похожего озера, каждое по своему примечательно. Например Большое Миассовое  - самое холодное. А Еловое, расположенное от него всего в нескольких километрах - самое теплое. Озеро Сладкое свое название получило благодаря сладковатому привкусу, из-за примесей соды в составе воды. Из-за небольших размеров, озеро быстро прогревается. Любителям рыбной ловли на данном озере делать нечего, так как рыба здесь отсутствует. Так же нет и птиц, которые любят селиться в прибрежных камышах.Озеро Большой Шантропай богат черной лечебной минеральной грязью. вода в данном озере обладает лечебными свойствами.

Физминутка :

Представьте, что вы находитесь на берегу озера. Дует легкий ветерок. (Движения руками вправо, влево) Плещутся волны маленькие и большие.     (Имитация движения волн. Маленьких –                                             поочередно левой, правой. Больших – обеими руками, сцепленных в замок).

По волнам плывут рыбки и ныряют одна за другой        (Поднятие и опускание рук, чередуя одну за другой).

Шлепают по листьям водных растений неугомонные лягушки.   (Приседания).

Вот выглянуло солнышко.                                         (Поднятие рук вверх).

Весело заиграло своими лучами.                               (Легкое покачивание рук).

На прощание вдохнем приятный свежий воздух озера и вернемся на свои места.

Воспитатель:В результате неправильного использования озер многие из них за последние десятилетия состарились на сотни и тысячи лет. Например, Касли и Чебаркуль безвозвратно погибают. Береговая линия Елового и Еланчика полностью застроена. На озерах Тургояк, Увильды, Кисигач ведется строительство в природоохранных зонах. Люди не заботятся о чистоте природы, засоряют реки и озера продуктами своей жизнедеятельности, что приводит к гибели обитателей и растительности. Задача не только чиновников, ученых, но и наша с вами - спасти этот неповторимый уголок природы, голубое ожерелье России. 

(Воспитатель вносит макет водоема, представляющий из себя макет, поделенный на две половины- на одной, водоём со «здоровой» экосистемой- чистой водой, обитателями, богатой растительностью, на другой., загрязненный водоем, с мусором на дне, в нем нет живности и растений.)

Воспитатель: Дети, представьте себе, что это озеро. Посмотрите, внимательно, и найдите отличия. А когда вы их назовете, подумайте и назовите причину такого изменения озера. Как вы думаете, что с ним произошло?

Дети рассматривают водоем, говорят, чем они отличаются друг от друга, строят свои предположения, делают выводы.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Озеро изменилось, практически погибло из-за многих причин. Одна их них- люди неуважительно относятся к природе: после отдыха, оставляют мусор за собой, бросают его в воду. В атмосфере нашей планеты содержится множество загрязняющих веществ. Они оказывают вредоносное влияние и на водоёмы. Наибольший вред доставляют пепел, сажа, зола и различные газы. Оказываются они в атмосфере, в основном, из-за промышленной деятельности людей. А после попадания в воду происходят химические реакции. Из-за удобрений, используемых на полях, наносится большой ущерб водоёмам. Происходит это потому, что химические и органические удобрения, находящиеся в верхнем слое почвы, смываются дождём в водоёмы.  В первую очередь на водоемы негативно влияет хозяйственная и промышленная деятельность людей, поскольку вода озер используется для различных нужд, а спускается в водоемы грязная, практически не очищается. Это приводит не только к загрязнению воды, но и к изменению теплового режима экосистемы. Многие живые существа озер весьма чувствительны к перепадам температур и не могут нормально существовать. Еще возникает проблема мутности воды озер, что также приводит к дискомфорту обитателей озер. Как вы видите, причин очень много,загрязнение воды является серьёзной проблемой человечества, но существует множество способов её решения: научиться бережней относиться к природным ресурсам, создать более совершенные очищающие воду механизмы, внедрить бессточные технологии в промышленности, повторно использовать очищенные сточные вод.

-Я предлагаю вам сейчас нарисовать запрещающие знаки- те, которые будут обозначать то, что нельзя делать вблизи озера. Вы их можете придумать сами по своему выбору, а потом мы их разместим рядом с нашим макетом.

После того, как дети закончат рисование, подводится итог занятия.

Список литературы:

1. Кривошеин Д. А., Муравей Л.А., Роева Н.Н. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2. Наш дом Южный Урал: авторы-составители Е. Бабунова, С. Багаутдинова, Л.Галкина,  И. Едакова [Программно-методический комплекс]/ Челябинск: Челябинское отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014-255с.

3. Николаева С.Н.Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.

4. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: Фаир, 1999.

5.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: 2013г.URL:http://Минобрнауки.РФ.pdf.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческая игра " Как стать знатоком природы Южного Урала."

Краеведческая игра для детей и родителей....

Дипломная работа "Ознакомление старших дошкольников с родным краем на идеях педагогики Южного Урала"

В данной работе изложено как знакомить детей старшего дошкольного возраста с родным краем, какие проекты по этой теме можно дать родителям....

Природа Южного Урала в дидактических играх, сделанных своими руками. Для детей старшего дошкольного возраста.

 Данные дидактические игры направлены на то, чтобы помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого. Дать доступные для ребенка сведения о родном крае. Помочь стат...

Конспект «Богатство природы Южного Урала»

Конспект занятия  на тему: «Богатство природы Южного Урала» (старшая группа)...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МАКЕТОВ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ЮЖНОГО УРАЛА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)

Статья посвящена вопросу использования игровых макетов в рамках экологического, патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Авторами описан опыт разработки и последующего использования игро...