Исследовательский проект "Где река-там жизнь"
проект (подготовительная группа)
исследовательский проект о реках Кузбасса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_gde_reka_tam_i_zhizn.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект «Где река- там жизнь»
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Сроки проведения: долгосрочный
Введение
Где воздух свежестью струится,
Где Русь в раздолье велика,
Там Томь под солнышком искрится,
И глубока, и широка.
И горку обойдёт она, и поле,
В ней отразится неба чистота,
Природа создала её на воле,
На склонах горного хребта.
Могучая река — течёт в Сибири,
Где полноводна, где быстра,
Исток для жизни и краса России,
Любите реку, дайте ей добра…
Воронин Алексей
Летом мы с родителями отдыхали на реке Томь. Я заметила, что вода в реке чистая, мы ловили рыбу. По её берегам росли красивые цветы и деревья, пели птицы. Но когда мы приехали в город и пошли гулять по набережной я заметила, что вода в реке изменилась. Она стала мутной от неё пахло неприятно, рыбы я не заметила. Я захотела узнать почему это произошло и спросила об этом у воспитателей. И они предложили провести исследование на тему «Где река там и жизнь»
Цель: узнать о реках Кузбасса и их роли в жизни человека, о важности бережного отношения к ним.
Задачи: узнать о реках Кузбасса и главной реке Томь; собрать информацию и обсудить, о реках и окружающем их мире; о роли рек в жизни человека.
Предмет исследования: реки Кузбасса.
Актуальность темы:
Река - одно из главных богатств на планете Земля. Об этом надо помнить всегда, так как без воды невозможна жизнь. Если загрязнять водоёмы, неэкономично расходовать воду, то рано или поздно произойдёт экологическая катастрофа. От загрязнённой воды страдает всё живое, она вредна и для жизни человека. Поэтому реки надо беречь! Люди должны предотвратить загрязнение рек, чтобы жить! Человек сам загрязняет воду, так как сбрасывает мусор, химические отходы в воду. Известно, что загрязнено большое количество природных вод. Это плохо влияет на здоровье людей и ведёт к гибели всего живого на Земле.
Гипотеза: человек сам загрязняет реки и спасти их может только человек.
Методы исследования: 1. Сбор информации
2. Наблюдения
3. Опрос
4. Сравнение
1 этап: Сбор информации и обсуждение
Все реки Кемеровской области принадлежат бассейну великой реки Сибири – Оби. Большинство рек Кузбасса течёт с юга на север. Реки – это богатство, данное нам природой. Реки области делятся на три типа: горные, равнинные и смешанные. Равнинные реки спокойно катят воды свои по полям и лесам. Эти реки судоходные. Горная река - река, протекающая в горах или предгорьях в узкой глубокой долине с крутыми склонами и каменистым руслом. Как правило это бурные реки.
Река - это водный поток, протекающий по руслу (углублению в земной поверхности) от истока (начало реки) к устью (место впадения в другой водоём)
Суммарная длина всех рек области превышает 245 тысяч км. Число наиболее крупных рек – около тридцати. В регионе преобладают пойменные озёра, образовавшиеся в поймах рек. Большинство рек края начинается в горах Салаирского кряжа, на западных и северных склонах Кузнецкого Алатау.
Самая крупная река Кузбасса - Томь. Река Томь начинается высоко в горах и там ведет себя, как настоящая горная речка: скачет себе весело по камушкам, журчит, играет на солнышке своими прозрачными, холодными струйками. Течёт река Томь дальше и дальше, а в неё впадает много других рек и речушек. Самыми значительными из них являются Мрассу, Кондома, Шора, Искитим, Уса, Тайдон, Унга, Ушайка, Аба.
Мрассу левый приток Томи, протекает по Горной Шории. Река с чистой водой, бурная, знаменита Хомутовскими порогами (длина 5 км, семь каскадов). Речка имеет III категорию сложности. Скорость течения реки местами достигает 20 км в час. По берегам расположены полузаброшенные посёлки, леса. Использовалась для лесосплава. Река привлекательна для туристов.
Кондома является левым притоком Томи. Исток находится на хребте Бийская Грива. В верхней части устье реки каменистое, течение быстрое. Кондома протекает только по Кемеровской области. В среднем и нижнем течении Кондома – равнинная речка: не спеша течет от деревни к селу, от села к городу. В прошлом веке на реке были золотоносные жилы. В настоящее время река является отличным местом для отдыха и рыбалки. В черте города Новокузнецка по реке Кондоме можно прокатиться на вёсельной лодке, взятой в аренду.
Уса исток находится у горы Харых Тасхыл в Кузнецком Алатау на высоте 1686 метров над уровнем моря. Уса впадает в Томь справа. В устье расположился город Междуреченск. На Усе имеются три порога: Базанский, Шатайский, Сопливый. Река представляет интерес для сплавов и всех видов рыбалки: с поплавком, на донку, нахлыст, на спиннинг. Ловится хариус, налим, ленок, таймень и не только.
Тайдон правый приток Томи. Исток на горе Пёстрая в кузнецком Алатау. Тайдон – горная река, текущая между хребтами Салтымаковский и Тыдын. Дно каменистое. Вода в речке – холодная, можно пить. На берегу расположена деревня Медвежка, построенная ссыльными. Из деревни через контрольно-пропускной пункт можно попасть в заповедник Кузнецкий Алатау. Места – труднодоступны.
Аба́ — река в Кемеровской области России, левый приток Томи. Берёт начало в Киселёвске на склонах Тырганского плато, протекает через Прокопьевск, Новокузнецк (Куйбышевский район и Центральный район) и впадает в Томь слева на 580 км от устья. В бассейне реки добывают уголь.
Речка сильно загрязнена — мутный поток серо-грязного цвета и отвратительного запаха, зимой никогда не покрывается льдом. Лидер по степени загрязнённости в черте Новокузнецка, поскольку является приёмником неочищенных стоков основных загрязнителей промышленных предприятий. К тому же Аба вбирает в себя стоки Прокопьевска и Киселёвска, в результате чего сильно загрязнена сточными водами предприятий горнодобывающей промышленности.
Главной водной артерией Кемеровской области является р. Томь. Начинается на западном склоне Абаканского хребта Кузнецкого Алатау и впадает в Обь на 984 км от места слияния Бии и Катуни.
Животный мир реки Томь представлен достаточно большим разнообразием рыб. Когда-то здесь водилось до 29 видов рыб, но в связи с изменением климата и хозяйственной деятельностью человека, русло реки значительно обмелело и рыбы стало мало. Вдоль русла реки Томь можно встретить много неповторимых и невероятной красоты мест: здесь и тайга, и скалистые берега, места слияния с более мелкими реками. Все леса, где протекает река Томь, можно разделить на два типа: хвойные и лиственные. Основные лесообразующие породы хвойного леса – сосна, ель, кедр, пихта. Что касается лиственных пород деревьев, то здесь преобладают ива, липа, рябина, осина и береза. Вблизи береговой территории Томи, растет большое количество плодовых и ягодных кустарников и грибов. На берегах реки растёт не мало растений, занесённых в Красную книгу. Водами рек питаются и растения, и животные, так как всё это взаимосвязано. С развитием городов и промышленности человек, всё больше стал загрязнять реку. Воды Томи используют жители многих городов Кузбасса, самыми крупными из которых являются Новокузнецк и Кемерово. Томь- большая труженица. Кроме того, что она снабжает нас питьевой водой, она ещё «работает» на заводах, фабриках и других промышленных предприятиях. Её воды вращают турбины электростанций и дают нам свет и тепло. И всё было бы хорошо. Но есть большая проблема. Люди берут воду из реки чистой- но не всегда возвращают её такой, отдыхают на берегу реки, но не всегда убирают за собой мусор. Иногда вода возвращается в реку грязной и безжизненной. А месте отдыха людей возникает свалка. И это загрязняет реку до такой степени, что вода в ней вместо жизни несёт смерть всем живым существам.
2 этап: Практическая часть
Мы провели анкетирование детей и родителей нашей группы. И получили следующие результаты (в анкетирование принимали участие 24 человека)
- Знают название рек Кузбасса- 8 чел.
- Знают о значении рек в жизни человека- 22 чел.
- Часто бывали на берегу реки- 24 чел.
- С какой целью посещали реку:
отдых, купание- 15 чел.
рыбалка- 5 чел.
прогулка по набережной- 24 чел.
- Считают ли чистой реку Томь: да-5 чел.
нет-19 чел.
- Знают, как можно помочь реке: да-7 чел
нет-17 чел.
- Знают ли дети, почему река не замерзает зимой: да- 4 чел.
нет- 20 чел.
По результатам анкеты провели наблюдения. Мы с родителями были на берегу реки Томь и видели, что в некоторых местах её берега загрязнены бытовым мусором (бутылки, бумага, промывка автомобилей, разводят костры и т.д.). Мы сделали вывод, что реку нужно очищать и охранять.
Прочитали много книг про реки: Н. Рыжова «Как люди речку обидели», «Жила – была речка»; Э. Успенский «Вниз по волшебной реке»; И. Ревю «Рассказ про реку»; Ю. Раенко «Экологическая сказка»; А. Усачев «Как Вовка учился плавать»; Нарисовали экологические плакаты «Бери воду-она всем нужна», «Береги реки», «У нас есть выбор». Познакомились с устным народным творчеством. Пословицы и поговорки о реках посвящаются водным просторам, которые выступают основным источником пресной воды в хозяйственной деятельности человека. Народные мудрые мысли о реках помогают воспитать в человеке положительные качества, призывают беречь природу.
- Ждать, пока река прозрачной станет.
- Живет за рекой, а к нам ни ногой.
- Живя около реки, познают повадки рыб, живя возле гор, привыкают к птичьему пенью.
- Жизнь проходит, как вода в реке.
- Журавль высоко летает, а от реки не отбывает.
- За десять лет даже горы и реки меняются.
- И большой бадьей реки не вычерпать.
- И за рекой люди живут.
Ребята, посмотрите на свои руки. Вы видите под кожей голубые ленточки? Что это такое? (Вены) Для чего нам нужны вены? По ним течет кровь. А для чего нам нужна кровь. (Она питает наши сердце, легкие, мозг. Кровь необходима нам, чтобы жить). Если кровь у человека чистая, здоровая, то и сам человек здоров. Если же кровь загрязняется (Например, человек курит или принимает другие вредные вещества), то он начинает болеть. Вода -это для земли то же самое, что для человека кровь. Вода питает все живое, что находится вокруг: без воды не может существовать ни растение, ни животное, ни человек.
Заключение
По результатам своих исследований, мы сделали вывод, что в последние годы наша река, как и многие другие такие же реки, становятся все мельче и мельче. Мы считаем, что причин здесь очень много. Хозяйственная деятельность человека наносит большой ущерб реке. Захламление русла Томи мусором, кустарниками, повальными деревьями. Это лишь несколько причин, но реки мы должны сохранить, т.к. от них зависит жизнь живых существ.
В ходе проделанных исследований и опытов также было установлено, что роль реки Томь в жизни людей и в прошлом, и в настоящем неоценима. Изучение природы своего края - это изучение истории своей малой Родины, его корней, традиций, культуры народов, населяющих берега реки Томь.
Значение рек настолько велико, что сложно себе даже представить, как бы мы жили без них. К счастью, это и не требуется, ведь они у нас есть! И это действительно здорово.
Река бежит сквозь нить столетий,
Песчаный берег чист и свеж.
Для всех грядущих поколений
Оплот спасительный надежд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию (познавательно – исследовательская деятельность, здоровый образ жизни, художественное творчество) «Подводные спасатели»
Цели:Развивать познавательную активность, любознательность, умения наход...
Детский информационно – исследовательский проект «Есть ли жизнь на луне?»
Детский информационно – исследовательский проект «Есть ли жизнь на луне?»...
Проект по оытно- исследовательской деятельности "Здоровый образ жизни- это здорово"
Проект «Здоровый образ жизни – это здорово!»Место реализации проекта: МДОУ «Детский сад №3 г.Пугачева Саратовской области»Время проведения: 1,5 месяца (02.09 – 19.10.2014г.)Участники проекта:Дети стар...
Индивидуальный исследовательский проект Тема: «СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ»
материал содержит в себе ряд фотографий на тему про сахар...
Проект по исследовательской деятельности "Вода - источник жизни" подготовительная группа.
Проект по исследовательской деятельности "Вода - источник жизни" подготовительная группа....
Познавательно-исследовательский проект «Реки и моря. Обитатели подводного мира.» в подготовительной группе.
Актуальность проекта:В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка м...
Исследовательский проект "Река Турья"
Исследовательский прект про речку Турью в городе Краснотурьинске...