"Рассказы Лесовичка"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Конспект занятия краеведческой направленности для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskazy_lesovichka.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Фуркало Наталья Николаевна
Приморский край
«Рассказы Лесовичка»
Цель: Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о редких растениях Приморского края, находящихся под охраной государства и занесенных в Красную книгу.
Задачи:
Формировать представления о Красной книге, ее назначении.
Продолжать знакомить детей с уникальным растительным миром Приморского края, с его отдельными видами, занесенными в Красную книгу. Развивать зрительную память, мышление, любознательность.
Воспитывать бережное отношение и любовь к окружающей природе.
Предварительная работа:
Знакомство с красной книгой Приморского края.
Разучивание загадок, считалок, стихов.
Дидактические игры: «Что, где растет», «Растения Приморского края», «Деревья, кусты, травы», «С какого дерева лист»;
Рассматривание иллюстраций (природа Приморского края, редкие растения, «удивительный мир родного края»)
Чтение художественной литературы.
Демонстрационный материал: Презентация «Растения Красной книги», аудиозапись «Звуки природы», изображения растений – пазлы, картинки, фотографии.
Раздаточный материал: листы бумаги, карандаши.
Источники:
http://www.medroad.ru/lekarstvennie-rastenia/rastenia-primorskogo-kraja.html
https://i-fakt.ru
http://www.medroad.ru/lekarstvennie-rastenia/rastenia-primorskogo-kraja.html
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, вы помните, мы с вами начали собирать страницы для нашей Красной книги Приморского края?
Напомните, пожалуйста, что это за книга и почему она Красная?
Дети: В эту книгу собраны названия животных, растений, рыб, насекомых, которых осталось мало на земле, некоторые находятся на грани вымирания, то есть, они могут исчезнуть совсем.
Воспитатель: А как вы думаете, почему такое происходит и кто или что в этом виноваты?
Дети: Во многом оказались виноваты сами люди.
Люди охотятся на зверей из-за их красивого меха, а птиц ловят из-за красивого оперения. Люди строят заводы и фабрики, которые отравляют воду и воздух.
Растения тоже страдают, их нещадно срывают, рубят, жгут.
Воспитатель: Скажите, что мы называем растениями? (Кустарники, деревья, травы, цветы). Правильно, так для чего же людям понадобилось срубать деревья, рвать траву и цветы?
Дети: Делают бумагу, мебель, для строительства, из трав делают лекарства, а многие сгорают в пожарах или просто для своего удовольствия, чтобы понюхать их прекрасный аромат и полюбоваться у себя дома.
Воспитатель: Долго ли такой цветок простоит в вазе? Если его сорвать, зацветет ли он потом на этом месте еще раз? Нет! Их становится все меньше и меньше, а многие совсем на грани исчезновения.
Так вот для того что бы сохранить нашу природу, ученые придумали Красную книгу, в которую записываются все животные и растения, которым требуется помощь и защита нашего государства.
Дети: Красная она, потому что этот цвет говорит нам – стоп! Опасность!
Воспитатель: Молодцы, все прекрасно знаете. Очень много растений находится под угрозой исчезновения, но как о них узнать? К кому можно обратиться за помощью, чтобы нам дополнить нашу книгу? Кто все знает о растениях и животных нашей тайги?
Дети: - Лесовичок! Он хозяин леса. Он помогает всем жителям леса, животным и птицам. Он наблюдает за порядком в лесу. А мы его друзья!
Воспитатель: Ну что, ребята вызываем Лесовичка?
Дети: Да.
Воспитатель: Не забывайте, что в лесу нельзя шуметь. Лучше закройте глаза и скажите волшебные слова. (Звучат голоса птиц, звуки леса)
Здравствуй лес, прекрасный лес,
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь –
Мы свои.
Воспитатель: А вот и Лесовичок.
Лесовичок: Как я рад вас видеть, ребята! Молодцы, что обратились ко мне. Я вам много расскажу и многое покажу. Открываем волшебный экран.
Лесовичок: Сегодня я вас познакомлю с удивительным и загадочным растением.
Женьшень – «Король растений» - хорошо известное лекарственное растение. В медицине Китая, Кореи и российского Приморья, помимо корня женьшеня, применяют его листья и стебли, а также цветки и семена. Женьшень в основном используется, как общетонизирующее средство. Традиционная медицина утверждает, что препараты женьшеня продлевают жизнь и молодость.
В Китае женьшень называют «человек-корень», считается, что ценность самого корня зависит от его сходства с человеческой фигурой: чем больше сходство, тем оно ценнее.
Воспитатель: Женьшень – это настоящая находка для врачей. Установлено, что он укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма, улучшает обмен веществ, сердечную деятельность и кровеносную систему, продлевает жизнь, снимает усталость, повышает умственную и физическую работоспособность; стимулирует функцию печени, почек, селезенки, легких; улучшает зрение и работу пищеварительной системы.
Вот какое это удивительное растение, но сейчас в природе его очень сложно найти, поэтому оно занесено в Красную книгу.
Воспитатель: Я предлагаю игру «Угадай женьшень» (тени-силуэты различных растений)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Как вы угадали, что это женьшень?
Дети: 1.Корень похож на человечка, 2.один гладкий ствол, 3.ягоды на стволе вверху.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю нам, немного размяться.
Физминутка «Цветы»
Раз-два-три, вот и выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками над головой)
Влево качнулись – низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не ломай! (приседают, закрываются)
Пусть они растут, растут, (поднимаются)
Людям радость принесут! (поднимают руки вверх, раскрывают пальчики)
(Дети подходят к экрану).
Лесовичок: Я хочу вам рассказать еще про одно удивительное растение.
Родиола розовая (Золотой корень). Тоже очень важный корень, но это совершенно разные растения. И цвет, и листья, и цветок. Вот послушайте.
Родиола розовая - это многолетнее растение Дальнего Востока. Оно обладает полезными свойствами, его используют в медицине.
Родиола имеет крупный, мощный корень, растет он в горизонтальном направлении и деревенеющий на поверхности. От него отходит большое количество придаточных корешков, способных извлечь питательные вещества даже из самой бедной каменистой почвы. Корневища и корни родиолы розовой имеют характерный блеск и бронзовый оттенок.
Летом вершины стеблей покрываются соцветиями желтого цвета, отцветая, образуются плоды, внутри которых находятся семена.
Воспитатель: Я вам, ребята, расскажу о полезных свойствах травы:
-чай из этой травы помогает бороться с вредными воздействиями на организм;
-улучшает работу сердца и сосудов;
-трава обладает противовоспалительным, противовирусным, антимикробным действием;
-улучшает работу головного мозга;
-останавливает кровотечения, способствует заживлению ран;
-помогает при травмах, переломах и ушибах.
Воспитатель: Я предлагаю вам игру «Найди отличия» сравните две картинки.
Отличия: 1.ствол (один, много) 2.(выше, ниже), 3.шипы (есть и нет), 4.корень (толстый, ветвистый), 5.ягоды (красные, черные).
Воспитатель: Вы узнали растение на первой картинке? Да, это женьшень, а на второй картинке - Элеутерококк. Обратимся к Лесовичку.
Лесовичок: Элеутерококк колючий – высокий кустарник с прямым стеблем высотой 2-3 м. Растет он в Сибири и на Дальнем Востоке. Веточки покрыты серовато-коричневой корой и густо усаженными тонкими шипами, направленными косо вниз. Игольчатые шипы легко обламываются и впиваются в кожу, за это местные жители и прозвали его "нетронник" или "чертов куст". Листья широкие пятипальчатые с зубчиками. Цветет элеутерококк белыми цветочками летом, затем появляются черные ягоды-плоды.
Воспитатель: Лекарственные свойства элеутерококка близки к женьшеню, поэтому иногда его называют «сибирский женьшень». Он обладает стимулирующим и общеукрепляющим действием. Элеутерококк повышает остроту зрения и слуха.
Воспитатель: О каких удивительных растениях нашего родного крана мы с вами увидели и узнали. Такие разные, а в чем-то и похожие и требующие внимания со стороны человека и охраны.
А сейчас я предлагаю вам три набора пазлов с картинками этих растений, соберите их и у вас будут картинки, которые мы сможем вложить в нашу Красную книгу.
Дети собирают и склеивают пазлы.
- А сейчас показывайте картинку, если угадали, что это.
Загадки:
Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый,
И может, два века
Он ждёт человека.
В чащобе лесной,
Под кедровой сосной. (Женьшень).
Этой травки розовой цветы.
Помню, собирали я и ты.
Чая вкус меня и ныне манит
в свет далёкий маревой звезды.
Чьи же это яркие цветы. (Родиолы розовой)
Чёртов куст, чёртов куст!
«Не подходи, а то вцеплюсь!
В медицине я пригоден,
У меня целебный СОК.
"Чёртов куст" зовут в народе
Я..... (элеутерококк)
Лесовичок: Молодцы, вы отлично справились.
Воспитатель: А сейчас Настя прочитает нам стихотворение
Ее мы обижаем,
Когда порой срываем,
Решаем, что трава - сорняк,
Не пригодится нам никак -
Такие наши нравы.
Но мы, дружок, не правы!
Спасибо травам и цветам,
Что это всё прощают нам!
Лесовичок: Спасибо, ребята, за хорошее поведение и внимательность. Вижу, что вы любите природу. Жду вас в следующий раз. Обращайтесь, ведь я ещё много знаю и вам расскажу.
Рефлексия.
Воспитатель: Спасибо тебе Лесовичок, очень много интересного мы узнали от тебя и поняли, что существуют такие растения, которые надо охранять, потому что они относятся к исчезающим видам.
Ребята, какое растение вам больше всего понравилось? А как вы думаете, какое растение нужнее, важнее, красивее?
Дети делятся впечатлениями.
Ребята я предлагаю вам дополнить новыми растениями нашу Красную книгу.
Дети делают зарисовки. Оформляют Красную книгу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гости к Лесовичку (конспект занятия - экология)
Конспект занятия для разновозрастной группы по экологии (на укр. яз)...
"В гостях у Старичка-Лесовичка"
Конспект открытого занятия на прогулке в старшей логопедической группе....
Сюжетное занятие "В гостях у Лесовичка"
Данное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе составленное мною в 2011году было показано на город успешно. В занятии дети закрепляли навыки чтения словами и по слогам; умение слыш...
Мастер-класс "Поможем лесовичку"
Мастер-класс по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, имеющих речевые нарушения, по формированию элементарных математических представлений «Поможем ...
конспект занятия для средней группы "В гостях у Лесовичка"
Конспект занятия для средней "В гостях у Лесовичка" Цель: Обогащать знания детей о лесе. Продолжать формировать связную речь и закладывать основы экологической культуры....
Занятия из цикла знакомство с родным краем:"В гости к Лесовичку"
Путеществие в весенний лес родного края и знакомство с его обитателями - дикими животными....
В гостях у Лесовичка
Конспект открытого мероприятия: "В гости к Лесовичку" (вторая младшая группа)...