Мастер-класс "Поможем лесовичку"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Савельева Надежда Юрьевна

Мастер-класс по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, имеющих речевые нарушения, по формированию элементарных математических представлений «Поможем Лесовичку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesovik_master_klass.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 компенсирующего вида

Калининского района Санкт-Петербурга

МАСТЕР-КЛАСС

по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, имеющих речевые нарушения, по формированию элементарных математических представлений

«Поможем Лесовичку».

Воспитатель высшей категории

Савельева Надежда Юрьевна

Санкт-Петербург

09.02.2012


Цель:

Познакомить участников мастер-класса, педагогов дошкольного образования Калининского района, выступающих в роли детей, с новыми технологиями – использованием дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» в развитии восприятия мышления и речевой деятельности.

Задачи:

  1. Активизировать мыслительную деятельность детей, развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие.
  2. Развивать умение детей выделять в предметах и называть свойства.
  3. Формировать умение сравнивать и классифицировать предметы по заданным свойствам.
  4. Закреплять представление о замещении свойств знаками-символами, умение кодировать и декодировать информацию.
  5. Развивать умение упорядочивать предметы по заданным признакам.
  6. Формировать умение производить логические операции И, НЕ.
  7. Следить за звукопроизношением детей.
  8. Упражнять детей в умении употреблять предлоги, умении согласовывать существительные с прилагательными и существительные с глаголами.
  9. Закреплять умение подбирать родственные слова к существительным.
  10. Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями.
  11. Учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.
  12. Формировать умение работать в коллективе, воспитывать у детей терпение, умение дожидаться своей очереди и слушать других.

Материал:

  1. Набор снежинок, отличающиеся четырьмя свойствами: цветом (голубые, розовые, зеленые, желтые), формой середины (круглая, шестиугольная, звездой), количеством веточек (одна, две), размером (большие и маленькие) –  48 штук.
  2. Две елочки (силуэты) – зеленая и голубая.
  3. Модели – обозначения свойств.
  4. «Окошко» (логическая решетка).
  5. Набор снежинок разного цвета (голубые, розовые, желтые) и с разным количеством веточек (одна, две, три) – 9 штук.
  6. Письмо Лесовичка.
  7. «Снежок».


Ход занятия.

  1. Дети заходят и садятся на стулья. Стук в дверь.

– Слышите? Кто-то стучит. Сейчас посмотрим кто к нам пришел…

Ребята, к нам в группу пришло письмо из леса. Как вы думаете, от кого? (Ответы детей).

– Давайте его прочитаем:

«Здравствуйте дорогие ребята. У нас в лесу зимой очень красиво, везде лежит пушистый снег, и деревья украшены снежинками. Но вчера налетел сильный ветер и сдул все снежинки. Теперь деревья стоят голые и некрасивые. Ребята, я приглашаю вас в гости в лес и прошу о помощи: помогите нарядить деревья. Жду вас с нетерпением. Лесовичок.»

        

– Ну что, ребята, поможем Лесовичку? (Да!) Тогда сейчас отправляемся в лес. А перенесет нас туда волшебная вьюга. Закрывайте глазки. (Звучат звуки природы – «завывание вьюги»).

– Открывайте глазки. Очутились мы с вами в лесу. Холодно? Давайте погреемся. (Массаж рук, плеч).

– Согрелись? Молодцы. В лесу снег лежит. Давайте вспомним «семейку» снежных слов. А поможет нам в этом волшебный снежок. Передавайте его друг другу и называйте слова. (Снег, снежинка, снегопад, снежная баба, снегирь, подснежник, снегокат, снежки, снеговик, снегурочка, снегоступы…).

– А какие бывают снежинки? (Снежинки красивые, блестящие, искристые, ажурные, хрупкие, холодные, сверкающие, ледяные, кружевные, белые…).

– А снежинки что делают? (Снежинки падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают, ломаются, осыпаются, прилипают, слипаются…).

– Правильно, молодцы! Давайте слепим снежок.

Пальчиковая гимнастика

«Снежок»

Раз, два, три, четыре.

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий.

И совсем-совсем не сладкий.


  1. – А теперь пойдемте украшать деревья.

Дети подходят к фланелеграфу. На нем две пересекающиеся елки – зеленая и голубая. Под елками снежинки.

– Что вы видите? (Две елки – зеленая и голубая, снежинки).

– Давайте рассмотрим елочки. У нас есть зеленая елочка (обвести зеленую елку указкой по контуру), и голубая елочка (обвести голубую елку). На них мы будем вешать снежинки. Посмотрите: снежинку можно повесить на зеленую елочку, но вне голубой; на голубую елочку, но вне зеленой; а можно повесить и на зеленую, и на голубую елочки (обвести соответствующие области).

– А теперь рассмотрим снежинки. Какие они? Все одинаковые? Чем отличаются? (Снежинки разного цвета: голубые, розовые, зеленые, желтые; середина разной формы: круглая, шестиугольная, звездочкой; разное количество веточек: одна и две).

– Правильно. Вспомним обозначения: цвет обозначается цветовым пятном, форма середины – силуэтом фигуры (круг, шестиугольник, звезда), количество веточек – соответствующими картинками. Еще используем карточки с обозначением отрицания свойства.

– На зеленую елку будем вешать снежинки не розовые (т.е. желтые, зеленые, голубые) и с шестиугольной серединой. На голубую елку – снежинки с одной веточкой.

– А теперь скажите, куда можно повесить не розовые снежинки и с шестиугольной серединой? (На зеленую елочку). Куда снежинки с одной веточкой? (На голубую елочку). А куда не розовые снежинки с шестиугольной серединой и одной веточкой? (На голубую и зеленую елочку). А те снежинки, которые нам не подойдут мы положим под елочки.

Дети выполняют задание: по очереди берут одну снежинку, вешают ее на нужное место и объясняют свои действия (Я могу повесить эту снежинку на зеленую елочку, потому что она не розовая и с шестиугольной серединой. Я не могу повесить ее на голубую елочку, потому что у нее две веточки. Значит, я повешу эту снежинку на зеленую елочку вне голубой.) (Я могу повесить эту снежинку на зеленую елочку, потому что она не розовая и с шестиугольной серединой. Я могу повесить ее и на голубую елочку, потому что у нее одна веточка. Значит, я повешу эту снежинку и на зеленую и на голубую елочки.) и т.д.

– Молодцы, вы хорошо справились с заданием Лесовичка. Давайте посмотрим на наши елочки: на зеленой елочке все снежинки не розовые и с шестиугольной серединой, а на голубой – все снежинки с одной веточкой. А снежинки не розовые, с шестиугольной серединкой и одной веточкой висят и на зеленой и на голубой елочке (обвести соответствующие области).

 

А сейчас мы сами превратимся в снежинок.

Физкультминутка

«Снежинки»

Рано утром на полянке

Веселились две снежинки.

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех!

– А теперь все хлопнули в ладошки, и превратились обратно в деток.

  1. – Давайте мы с вами сделаем подарок Лесовичку; идите сюда. Посмотрите какое окошко, а какие снежинки. Давайте украсим окошко этими снежинками.

– Из чего состоит окошко? (Из клеточек).

– Сколько рядов в окошке? (Три).

– Сколько столбиков в окошке? (Три).

– Сколько клеточек в каждом ряду? (Три).

– Сколько клеточек в каждом столбике? (Три).

– Сколько всего клеточек в окошке? (Девять).

– А сколько всего снежинок (Тоже девять, столько, сколько клеточек в окошке).

– Давайте рассмотрим снежинки: чем они отличаются друг от друга? (Снежинки разного цвета: голубые, розовые, желтые, и с разным количеством веточек: одна, две, три)

– Окошко нужно украсить так, чтобы в каждом ряду и в каждом столбике были снежинки разного цвета и с разным количеством веточек. Начнем.

Дети выполняют задание и объясняют свои действия.

– Вы молодцы, хорошо потрудились! И за это Лесовичок приготовил вам сюрприз. Посмотрите, что там лежит под елочкой? (Мешочек с медалями).

– На этом наше путешествие в зимний лес закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к Лесовичку (конспект занятия - экология)

Конспект занятия для разновозрастной группы по экологии (на укр. яз)...

"В гостях у Старичка-Лесовичка"

Конспект открытого занятия на прогулке в старшей логопедической группе....

Сюжетное занятие "В гостях у Лесовичка"

Данное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе составленное мною в 2011году  было показано на город успешно. В занятии дети закрепляли навыки чтения словами и по слогам; умение слыш...

конспект занятия для средней группы "В гостях у Лесовичка"

Конспект занятия для средней  "В гостях у Лесовичка" Цель: Обогащать знания детей о лесе. Продолжать формировать связную речь и закладывать основы экологической культуры....

Занятия из цикла знакомство с родным краем:"В гости к Лесовичку"

Путеществие в весенний лес родного края и знакомство с его обитателями - дикими животными....

В гостях у Лесовичка

Конспект открытого мероприятия: "В гости к Лесовичку" (вторая младшая группа)...

конспект комплексно-интегрированного занятия в средней группе "Путешествие к дедушке Лесовичку"

Воспитатель с детьми отправляется в волшебный лес к старичку Лесовичку. Помочь отыскать дорогу к Лесовичку помогают лесные жители. Дети отгадывают загадки, выполняют различные задания и оказываются в ...