«Путешествие по национальному парку "Земля леопарда"».
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Фуркало Наталья Николаевна

Конспект мероприятия краеведческой направленности для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-zemlya_leoparda-zanyatie.docx36.53 КБ

Предварительный просмотр:

Фуркало Наталья Николаевна,

                                             Приморский край

«Путешествие по национальному парку "Земля леопарда"».

Цель:  Формирование у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней. Накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой.

Задачи:                                                                                                                       1. Познакомить детей с историей создания национального парка "Земля леопарда", с его уникальным растительным и животным миром, подчеркнуть важную роль растений и животных в природе. 

2. Закрепить названия нескольких представителей редких растений и животных Приморского края.

3. Способствовать развитию экологического мышления у дошкольников. Вызвать желание лучше узнавать свои родные места.

4. Воспитывать эмоционально положительное отношение и любовь к малой Родине, к заповедным местам и его обитателям; побуждать стремление приносить посильную помощь своему краю, Родине. 

Предварительная работа:

Знакомство с красной книгой Приморского края.

Знакомство с картой Приморского края.

Чтение художественной литературы;

Разучивание пальчиковой гимнастики;

Разучивание загадок, считалок;

Разучивание подвижных игр

Дидактические игры: «Кто, где живет», «Что, где растет», «Дикие животные», «Птицы Приморского края», «Деревья, кусты, травы».

Рассматривание иллюстраций (природа Приморского края, редкие растения, дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, животные Приморского края).

Оборудование:

Карта Приморского края, карта национального парка "Земля леопарда".

Фотографии и картинки животных и растений Приморского края.

Вырезанные из зеленного картона круги (кочки), из белого - тигриные следы, мостик, силуэты четырех диких кошек: дальневосточного леопарда, амурского тигра, рысь и дальневосточного лесного кота.

Краски гуашь, кисточки, палитра, салфетки, бумажные тарелки.

Схема хвойного дерева.

Мультимедийный проектор, экран.

Природный материал: лиана и плоды лимонника, ветки, шишки и орехи кедра, ели, пихты цельнолистной, маньчжурского ореха.

Организационный момент. 

Воспитатель: Ребята, скажите, какое у вас сейчас настроение? (Хорошее)

Я предлагаю вам отправиться в путешествие, и настроение будет еще лучше.

- Отгадайте загадку:

Вот большой подземный ход,
Но прорыл его не крот.
Ход длиной в три километра
Техникой пробили.
По нему быстрее ветра,
Мчат автомобили (
туннель).

- Ребята, а у нас в городе или в крае есть где-нибудь туннель? Где он находится? Я думаю, многие уже побывали в этом удивительном месте, т.к это дорога к морю, куда все едут отдыхать.

Скажите, как называется эта территория и зачем люди построили туннель.

Дети: Это место называется «Земля леопарда». И построили люди подземный переезд, чтобы не мешать передвижению животных.

Воспитатель: Верно, национальный парк «Земля леопарда»  на особо охраняемых природных территориях заповедника «Кедровая падь» с 1916 года.

Раньше дорога пересекалась с путями миграций дальневосточных леопардов, теперь люди уступили дорогу леопардам. Дикие кошки смогут беспрепятственно ходить по своей территории – там, где раньше ездили машины.

Воспитатель: Мы отправляемся  в путешествие! Ребята, посмотрите, у меня есть волшебный клубок, показывающий дорогу, нам с ним будет веселей. 

Воспитатель: Все готово. В первую очередь нам необходимо уточнить границы заповедника и в этом нам поможет клубок. Посмотрим на карту. (клубок показывает границы). Отправляемся!

Физминутка

Куда бежите, ножки?

- По лесной дорожке (бегут на месте),

С бугра на бугор (перепрыгивают с «бугорка» на «бугорок»)

За ягодой в бор (наклоняются).
          В зеленом бору
(руки над головой домиком)

Тебе наберу (протягивают руки)

Черной черники (показывают одну ладошку),

Алой земляники  (показывают другую ладошку).

Воспитатель: Смотрите, на пути перед нами мостик через реку Нарва. Мы оказались с вами в удивительном лесу. На территории национального парка "Земля леопарда" деревья растут густо. Это настоящая тайга. Под большими высокими деревьями - растут деревья поменьше, внизу располагается кустарник, разные виды папоротника, зеленеют травы.

Природа парка уникальна. Здесь можно встретить как северные виды растений, так и южные…

Воспитатель: (показывает фото лианы лимонника). Посмотрите, какое удивительное растение. Не дерево, не куст. Это лимонник (воспитатель дает ребятам понюхать и потрогать на ощупь сухую лиану лимонника).

Воспитатель: Скажите, какой ствол перед вами? На что похож этот ствол?

Дети: Ствол у него очень длинный и тонкий. Похож на толстую веревку, канат.

Воспитатель: Очень ловко обвивает стволы других деревьев, как змея. Это лиана. У нас в тайге их несколько видов. Но одну можно сразу определить по запаху.

Дети определяют, что лиана пахнет лимономДемонстрируется фотография плодов лимонника.

- Это лиана лимонника. Плоды лимонника – оранжево – красные. Это ценное лекарственное растение. Стоит съесть несколько ягодок и хорошо разжевать косточки, сразу заметишь, как проходит усталость, возвращаются силы.

Воспитатель: Какие редкие и исчезающие виды растений вы еще знаете?

Дети: В лесу растет женьшень, горный пион, рододендрон Шлиппенбаха, башмачок настоящий и другие (дети находят картинки и называют).

Весной особенно красивы и пахучи березы, липы, маньчжурский орех (фото деревьев).

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Что же это за девица

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель, сосна, хвойное дерево)

Воспитатель: Вы правы, это хвойные деревья.

Давайте рассмотрим и назовем части дерева, составим на стенде схему.

Дети: отвечают, что хвойное дерево состоит из ствола, веток, хвои (уточняют что это ее листья), корней и составляют схему дерева на стенде.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

(Дети подходят к дереву и рассматривают шишки и ветки кедра корейского, ели, сосны густоцветковой).

Ребята рассматривают, нюхают веточку и определяют, что она пахнет смолой.

Смола у кедра и других хвойных деревьев волшебная, она имеет заживляющие свойства. А простудные микробы очень не любят ароматы хвои.

Ветки хвойных деревьев, орехи и Кедровые и маньчжурские орехи имеют большое значение в жизни зверей и птиц

- Ребята, кто из лесных обитателей  лакомится орехами?

Дети: Белки, дикие кабаны, медведи, бурундуки, мыши, разные птицы…

(Дети находят их на разложенных карточках)

Дети идут дальше за клубком, слышат: «Тук, тук, тук, тук»

Физкультминутка.

Кто тут будит всех вокруг?

Тук – тук, тук. (Дети присели с закрытыми глазами)

Звери быстро просыпайтесь!

На зарядку собирайтесь! (Дети встают и идут по кругу)

Звери делают зарядку-

Кто вприскочку (прыжки),

Кто вприсядку (приседают),

Кто-то плечи поднимает (Встать на носочки, поднять плечи)

Кто-то плечи опускает (опуститься на стопу, опустить плечи)

Сделаем руками взмах, (руки в стороны)

Вправо мах и влево мах, (маховые движения ногами вправо и влево)

Полуприсед, (полуприсед, руки на поясе)

Присед, (присед)

Наклон, (наклон вперёд, руки в стороны)

Всем спортсменам шлём поклон

(Подходят к экрану)

"Белогрудый медведь" Е. Новожиловой

Белогрудый мишка

Очень любит шишки.

Где тайга кедровая,

Там его столовая

(фрагмент из фильма) (Фото гималайского медведя)

Воспитатель: Здесь дети спит медведь. Этого медведя часто называют черным или белогрудым. Почему?

Дети: У него белый воротничок, белое пятно на груди.

Воспитатель: А еще, какой медведь живет в нашей тайге?

Дети: Бурый.

Воспитатель: Показывает фото бурого медведя.

Воспитатель: Как называется место, где спит медведь?

Дети: Берлога, валежина.

Воспитатель: Почему медведь лег спать?

Дети: Голодно, холодно.

Воспитатель: А вы знаете, что медведи спят 4 месяца. Но сон у них чуткий. И если вблизи его берлоги зашумят – встанет, выйдет из берлоги и пойдет по лесу бродить,  как называют такого медведя?

Дети: Медведь – шатун.

Воспитатель: Почему люди дали ему такое прозвище?

Дети: Медведь не спит зимой, ходит по лесу, в поисках пищи.

Воспитатель: Голодный шатун – зверь опасный. Мы тоже не будем шуметь, а отойдем подальше и вспомним правила, как нужно вести себя в лесу, чтобы не нарушать его покоя?

Дети:

-Нельзя шуметь и кричать, включать громко музыку!

-Нельзя ломать ветки просто так!

-Нельзя разжигать костры и раскидывать мусор!

-Нельзя разрушать птичьи гнезда и разорять муравейники!

Воспитатель: Если мы будем соблюдать эти простые правила, лес будет всегда чистым, красивым и делиться своими дарами.

Я чувствую, что за нами кто-то наблюдает из-за кустов.

Игра «Угадай кто это?» (Из-за кустов видны силуэты 4-х кошек).

Воспитатель: Молодцы, угадали. В национальном парке можно встретить сразу четырех диких кошек: дальневосточного леопарда, амурского тигра, рысь и дальневосточного лесного кота. Вы легко их узнали.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи это следы у нас под ногами? 

Дети: Тигра.

Воспитатель: Давайте пойдем по ним. Может мы, увидим и самого тигра.

На экране тигр.

Воспитатель: Это Амурский тигр – не просто большой зверь, это самая крупная кошка в мире! Посмотрите, какой он красивый, яркий и сильный. Это одно из самых редких животных, они занесены в красную книгу (демонстрируется красная книга). Тигры замечательные охотники, в основном они охотятся ночью, а днем отдыхают или исследуют новые территории. Не будем мешать тигру, отправимся дальше.

А чтобы не забывать о наших сегодняшних приключениях, давайте сделаем сувениры, маски тигра. Они будут напоминать о наших лесных друзьях.

Маски тигра. Дети подходят к столу, где уже лежат краски, кисточки, вода, салфетки, заготовки масок – (бумажные тарелки с вырезанными отверстиями для глаз.

Воспитатель: Какого цвета у тигра шерсть? (оранжевая с черными полосками)

Правильно, окраска у тигра очень яркая. А кто помнит, как нам получить оранжевый цвет? (смешать желтый и красный). Покрываем краской нашу заготовку маски, широкими мазками. Не забываем про уши.

Он огромен и усат,

Мех роскошен, полосат.

Все движенья очень ловки,

Поддаётся дрессировке.

С ним на воле не до игр.

Что за хищник это? (Тигр)

- Посмотрите, краска высохла. Чего еще не хватает нашему тигру (черных полосок, глаз, усов). Правильно, теперь нанесем на нее полоски черной краской, делаем мазки тонкие, плавные. Как это сделать? (концом кисти). Теперь рисуем глаза, нос и рот (дети уточняют, что у тигра он называется пасть).

Когда дети закончат свою работу, они складывают их в одном месте на столе. 

Воспитатель: Сколько у нас много тигров получилось. На следующем занятии мы с вами, сделаем по краям дырочки и вставим резинку. И эти маски можно смело одевать на утренник или бал – маскарад.

Воспитатель: Маски готовы и мы идем за клубком.

Рефлексия:

Воспитатель: Ну, вот клубок привел нас обратно к туннелю. Давайте поблагодарим нашу тайгу и ее обитателей за гостеприимство. И вспомним все самое интересное, что встретили на «Земле леопарда».

Какие места запомнились? С кем еще хотелось бы увидеться? Как мы можем помочь нашей природе, чтобы сохранить ее уникальность и неповторимость.

Дети дают ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в национальный парк Саванны Африки – Серенгети»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 56 «Искорка»       Конспект открытого мероприятия непосредственно об...

НОД Путешествие по Национальному парку Марий Чодра

Духовно-нравственное воспитание дошкольников...

Индивидуальная НОД по автоматизации звука Р "Путешествие по национальному парку Таганай"

Конспект занятия поможет педагогам познакомиться с возможностью использования регионального компонента в логопедической практике....

Конспект путешествия-развлечения по теме «Путешествие в Национальный парк «Бузулукский бор»»

Конспект путешествия-развлечения по теме «Путешествие в Национальный парк «Бузулукский бор»» для детей 5-6 лет...