Проект " Мы живём в прекрасном крае!"
проект (старшая группа)

Усова Ирина Васильевна
Проект по патриотическому воспитанию, ознакомлению старших дошкольников с родным краем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                           «Утверждаю»

Заведующий МБДОУ                               Заместитель заведующего по ВМР

Детский сад №9 «Лесовичок»                 МБДОУ детский сад №9 «Лесовичок»

 ______________/Григорьева О.Н.                         _____________/Абукова И.Г.

Проект: «Мы живем в прекрасном крае!»

Срок реализации: сентябрь – май

Группа «Рябинка» (с 5 до 6 лет)

Воспитатели: Усова И.В.; Малышева Н.И.

с. Тасеево 2022 – 2023 уч. г.

Актуальность

В.А Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия, через красоту родного края.

В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. В связи с этим в содержании образования отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине.

Целью внедрения в образовательный процесс дошкольного учреждения национально–регионального компонента является ознакомление дошкольников с родным селом, его природными, культурными, социальными и экономическими особенностями. 

Актуальность проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, села. Важно у подрастающего поколения заложить базовые знания природного, исторического, духовного и культурного наследия народов, населяющих родное село, край. А самое главное воспитывать патриотизм, любовь к своей семье, родному селу, краю, великой Родине – России.

Проблема проекта

Дети дошкольного возраста мало знают о своей семье, родном селе, столице России. Поэтому, часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений направлена на решение этих задач.

Тип проекта:

По продолжительности – долгосрочный.

По составу участников проекта - дети старшей группы, родители, воспитатели группы, специалисты.

По направленности деятельности участников проекта – практико-ориентированный.

Цель – воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, чувства любви к семье, Родине, родному селу, краю.

Задачи:

Создавать условия для воспитания в детях:

- стремления к познанию культурных традиций родного края, села, через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

- уважительного отношения к членам своей семьи;

- гражданско-патриотических чувств, через изучение родного края, села (достопримечательности, символика, быт и т.д.)

Создавать условия для формирования у детей:

- чувства любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

- умений анализировать свое поведение и отношение к окружающим;

- детской активности через народные подвижные игры.

Создавать условия для развития у детей:

- познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) посредством специальных игр и упражнений;

- представлений о национальной культуре, образе жизни людей, населяющих Красноярский край и родное село.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно-подготовительный

  • Обсуждение цели, задач с детьми, родителями, специалистами;
  • Подбор методической литературы по теме проекта;
  • Подбор дидактического, демонстрационного материала, наглядных пособий;
  • Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.

2 этап. Рефлексивно-диагностический

  • Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.

         3 этап. Практический

  • Работа по проекту по плану с детьми, родителями, специалистами.

Направления работы по проекту:

Работа по проекту строится по направлениям:

- «Моя семья»

- «Родное село»

- «Мой дом»

- «Животный мир красноярского края»

- «Жители нашего края»

- «Птицы нашего края»

- «Природа нашего края»

- «Родная страна»

При планировании работы учитывается возраст и индивидуальные способности детей. В план мероприятий могут вноситься изменения, дополнения и корректировки.

Перспективный план работы с родителями:

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Родительское собрание (обсуждение цели, задач проекта)

Фото – выставка «Как я провел лето»

Октябрь

«Мое село» рисунок

Ноябрь

«Широка страна моя родная» фото

Декабрь

«Красная книга красноярского края» фото животный мир

Январь

Рассказ «Знаменитые люди Красноярского края»

Февраль

Выставка рисунков «Моя комната»

Март

Оформление альбома «Наши домашние животные»

Апрель

Оформление альбома «Загадки о растительном мире»

Май

Парад военной техники

Выставка к 9 мая

Родительское собрание

Цель: Подведение итогов проекта, отчет о проделанной работе

Перспективный план работы с детьми

Срок

Мероприятие  

Задачи

Сентябрь

Беседы:

 «Моя семья»

«С кем пришел в детский сад?»

«Как зовут маму, папу»

«Я люблю свою семью»

«За что я люблю папу»

«Какая семья?»

Рассматривание:

 - альбома «Моя семья»

- сюжетных картинок по теме

- иллюстрации к сказке «Три медведя»

- изображение бабушки и внука, дедушки и мальчика

Чтение художественной литературы по теме

Пальчиковые игры:

По теме

С – р игры:

«Семья», «Дочки – матери», «Папа чинит автомобиль», «Поможем папе с мамой сделать покупку в магазине»

«День рождения» и др.

Д/и: «Чудесный мешочек» (подарок для мамы)

 «Какого цвета клубок у бабушки?»

«Папины инструменты»

Познавательно исследовательская игра:

«Что нужно бабушке на кухне?»

«Что нужно маме, папе?»

Подвижные игры:

«По тропинке к бабушке»

Игры – беседы:

«В гостях у бабушки»

«Мама дома – повар»

«Мой папа – лучше всех!»

Воспитывать уважение к родителям, бабушкам и дедушкам;

 способствовать развитию умений называть членов своей семьи;

создавать условия для развития инициативы к рассматриванию, обсуждению картинок, фотографий  по теме.

Октябрь

Просмотр презентации:

«Тасеево - село родное»

Рассматривание альбома:

 «Вот мой дом!»

«Село Тасеево»

«Ручей Шумиха»

Рассматривание:

 макетов «Мой дом»

Фотографии села Тасеево

С-р игра:

«В гости друг к другу» (макеты)

«Магазин»

«Больница»

«Кафе»

«Салон причесок»

«Ждем гостей»

Художественное творчество: (конструирование) «Забор около дома»

«Мост в селе Тасеево», «Улицы села»

Лепка «Домик»

Сотворчество «Моя улица» (аппликация), «Больница» (рисование)

Беседа:

«Мы живем в Тасеево»

«Как я ходил в больницу»

«Как перейти улицу?»

«Куда я люблю ходить гулять в Тасеево»

Подвижные игры:

«Воробышки и автомобиль»

«День – ночь»

«Пройди по пенечкам»

«Через ручеек»

Воспитывать любовь к родному селу, своему дому.

Учить узнавать и называть родное село Тасеево.

Давать представления о селе Тасеево.

Создавать условия для развития игрового сюжета.

Ноябрь

Беседы:

«Мой дом»

«Моя улица»

«Мы живем в России»

«Город Красноярск»

«Кто живет со мной в доме»

«Мои домашние животные»

Рассматривание:

Альбом «Мой дом»

Фотографии «Моя комната»

Альбом «Моя улица»

«Город Красноярск»

Д/и:

«Высокий - низкий домик»

«Большой – маленький домик»

«Какой дом?»

«Моя улица»

Игровая ситуация:

«Найди свой домик»

«Где у домика крыша, дверь, окно…»

«Машина едет к домику»

«Порядок в комнате»

Художественное творчество: (конструирование) «Забор около домика», «Строим большой дом»

«Дорожка к домику» (рисование)

Лепка «Украсим домик»

Познакомить детей с понятием «улица». Учить узнавать свой дом на фотографии. Учить называть улицу, на которой живут.

Познакомить детей с понятием Родина – Россия.

Познакомить детей с городом Красноярском.

Побуждать детей к рассказыванию о своем доме, комнате, его домашних обитателях.

Обращать внимание детей на Тасеево поздней осенью.

Декабрь

Беседа:

«Любимые домашние животные».

Игровая ситуация: «В гостях у бабушки»

Рассматривание альбома:

 «Домашние животные»

«Загадки о животных»

«Дикие животные»

«Как я ездил в зоопарк»

Д/и:

«Чей детеныш?»;

«Мамы и детки»;

«Найди парную картинку».

«Кто, что ест?»

Просмотр презентации: «Домашние животные», «Дикие животные»

Чтение художественной литературы:

 о домашних животных,  (А.Барто), потешки, русские народные сказки, загадки о животных

П/и: «Лохматый пес»

«Кот и мыши»

«У медведя во бору»

«Мишка, мишка»

Художественное творчество:

Сотворчество «Символ 2018 года - свинья»

«Шерстка для ежика»

Пальчиковая игра:

«Ежик»

«Курочка» и др.

Продолжать знакомить с домашними и дикими животными нашей местности.

Знакомить детей со способами ухода за животными.

Учить называть детенышей животных

Знакомить детей с произведениями разных авторов, в которых говорится о животных.

Воспитывать в детях заботливое и бережное отношение к животным.

Создавать условия для развития творческого потенциала детей.

Вызывать интерес и желание играть в подвижные игры с правилами.

Январь

Рассматривание:

 Сюжетных картинок

Альбом «Мои воспитатели»

Альбом «Сотрудники детского сада»

С – р игра:

«Прическа моей воспитательнице»

«Воспитатель заболел»

«В гости к воспитателю»

«Убираемся в группе»

Чтение художественной литературы по теме

Подвижные игры:

«Догоню»

«Беги к тому, что назову»

«Разбудим медведя» и др.

Просмотр мультфильма «Петя Пяточкин»

Ситуативный разговор:

«Кто зашел к нам в гости?» (Воспитатель соседней группы, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО и др.)

Игровая ситуация:

«Здравствуйте»

«Научим Мишку прощаться с воспитателем»

Сотворчество:

«Подарок для воспитателей»

Учить детей называть воспитателей и сотрудников детского сада по имени, отчеству.

Воспитывать в детях уважение к старшим, откликаться на просьбы взрослого.

Учить здороваться при встрече, прощаться при расставании.

Знакомить детей с профессиями сотрудников детского сада.

Февраль

Просмотр презентаций «Моя малая Родина» (растительность, реки)

«Река Енисей»

Наблюдение в природе:

 (береза, ель, ручей «Шумиха» и др.)

Художественное творчество:

 (рисование) «Белая береза»

 (лепка) «Ягоды, грибочки»

Рассматривание:

 Мини-музей «Природный и рукотворный мир»

Эксперименты с водой, песком, камнями, бумагой и др.

Знакомить детей с растительным миром и водными ресурсами нашей местности.

Вызывать интерес у детей к рассматриванию предметов рукотворного и природного мира. Знакомить с экспериментальной деятельностью. Учить делать предположения и выводы.

Создавать условия для развития познавательной активности, творчества детей.

Март

Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса» (птицы)

Просмотр видео о птицах  нашего края

Наблюдение за скворечником на участке

П/и:

«Скворушки»

«Воробушки и кот (автомобиль)»

«У медведя во бору»

Беседа:

«Птицы бывают разные»

«Чем питаются птицы»

«Помогаем птицам»

«Нельзя разорять птичьи гнезда»

Ситуативный разговор:

«Птицы на нашем участке»

Рассматривание:

Альбом «Птицы из необычного материала»

Картинки «Птицы»

Макет «Птицы»

Кормушки

Пальчиковая игра:

«Прилетайте птички»

«Ласточка»

«Воробей» «Ворона» и др.

Поручение:

«Принести корм для птичек»

«Покормить птичек»

Д/и:

«Кто что ест?»

«Собери птичку»

«Чей малыш?»

«Назови птичку»

Лепка «Птички»

Рисование «Украсим птичку»

Продолжать знакомить детей с  птицами нашей местности, их особенностями: чем питаются, как выглядят.

Развивать интерес к наблюдению за птицами. Воспитывать бережное отношение к птицам, учить помогать птицам.

Апрель

Наблюдение в природе:

 «Первые цветы»

Рассматривание первой травки

Рассматривание деревьев на участке

Насекомые на участке

Чтение художественной литературы:

Стихотворение: «Носит одуванчик…»

Рассматривание альбомов:

«Деревья»

«Насекомые»

«Цветы»

Беседа:

«К нам весна шагает…»

«Цветы – это красиво»

«Почему нельзя рвать одуванчики?»

«Деревья нужно беречь»

Просмотр презентации «Весна – красна»

«Растения бывают опасны»

«Почему нельзя брать в рот ягоды и грибы без разрешения взрослых»

Художественное творчество:

 (рисование) «Солнышко ведрышко»

Сотворчество «Цветы на лужайке»

Аппликация «Букет»

Знакомить детей с растительным миром нашей местности (цветы, деревья, кустарники, трава)

Формировать представления о весенних изменениях в природе, облике села.

Воспитывать в детях заботливое и бережное отношение к природе.

Знакомить детей с опасность, которую могут нести в себе растения, грибы и ягоды.

Май

Посещение Парада Победы с родителями.

Художественное творчество:

Сотворчество «Салют Победы»

Украшение воздушных шариков (рисование)

Рассматривание:

Сюжетные картинки по теме

Рассматривание «Парад победы», «Ветеран»

Беседа:

«Что такое Вечный огонь?»

«Что такое война?»

«Кто такой солдат?»

«День Победы»

Презентация:

«Парад победы»

«Праздничный салют»

Познакомить детей с понятием «война», «победа». Воспитание любви к Родине, патриотических чувств. Воспитывать уважительное отношение к ветеранам, воинам, защищающим нашу Родину.

              4 этап. Заключительный

  • Обработка и оформление материалов проекта
  • Презентация проекта

Ресурсное обеспечение проекта

  1. Кадровое обеспечение

Участники проекта:

 -  методист (методическая поддержка и консультирование);

- дети 1 младшей группы ДОУ;

- родители воспитанников;

- воспитатели группы.

  1. Информационное обеспечение

- видео презентации;

- наглядно-дидактические пособия;

- фотографии;

- энциклопедии, книги, открытки и др.

  1. Материально-техническое обеспечение

- фотоаппарат;

- компьютер;

- проектор;

- магнитофон.

Риски.

  1. Проблема привлечения родительской общественности.
  2. Недостаточность наглядных пособий.

Выводы.

Результаты и выводы будут прописаны после реализации проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра — телемост : "И не найти прекрасней края, чем Ставропольская земля!"

Суть игры: Игра - телемост проводится между МБДОУ д/с №30 «Лесная сказка» и МКДОУ д/с №28 «Ивушка»;  в ходе игры рассматриваются  вопросы и проблемы, связанные с экологией Ставропольско...

Проект "Мы живем в прекрасном крае"

Данный проект предназначен для реализации регионального компонента Программы ДОУ....

Проект «Мы живём в краю родном» по региональной программе «Наш дом— Южный Урал»

Реализацию программно – методического комплекса «Наш дом – Южный Урал», который позволяет раскрыть познавательные сведения о природе Южного Урала, об истории, жизни, быта народ...

Проект "Мы живем в прекрасном крае""

Актуальность проекта по региональному компоненту заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края....

Проект "Мы живем в прекрасном крае"

Проект по реализации формируемой части Программы ДОУ....

Проект: «Мы живем в прекрасном крае!»

Проект: «Мы живем в прекрасном крае!»...

Презентация по проекту "Мы живем в прекрасном крае"

       Актуальность работы по региональному компоненту заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Важно у подрастающего...