Проект "Мы живем в прекрасном крае"
проект (подготовительная группа) на тему

Абукова Ирина Геннадьевна

Данный проект предназначен для реализации регионального компонента Программы ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_pedagogov_reg.komp_.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Мы живем в прекрасном крае!»

с. Тасеево 2015г.

Актуальность

В.А Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия, через красоту родного края.

В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. В связи с этим в содержании образования отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине.

Учитывая особенности условий проживания людей в России, на первый план выдвигается вопрос о регионально-ориентированном образовании. Целью внедрения в образовательный процесс дошкольного учреждения национально–регионального компонента является ознакомление дошкольников с родным краем, его природными, культурными, социальными и экономическими особенностями. 

Актуальность программы по региональному компоненту заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Важно у подрастающего поколения заложить базовые знания природного, исторического, духовного и культурного наследия народов, населяющих край. А самое главное воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, великой Родине – России.

Проблема проекта

Для эффективного функционирования системы по внедрению регионального компонента сделано еще очень мало. К сожалению, приобщение детей к богатейшему наследию народной культуры носит на данный момент бессистемный, эпизодический характер. Дошкольные учреждения ищут разные пути, средства, методы и подходы к решению проблем регионального компонента. В настоящее время достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.  

Тип проекта:

По продолжительности – долгосрочный.

По составу участников проекта  - групповой.

По направленности деятельности участников проекта – практико-ориентированный.

Цель – воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, чувства любви к Родине, родному краю, селу.

Задачи:

Создавать условия для воспитания в детях:

- стремления к познанию культурных традиций родного края, села, через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

- уважительного отношения к членам своей семьи;

- гражданско-патриотических чувств, через изучение родного края, села (достопримечательности, символика, быт и т.д.)

Создавать условия для формирования у детей:

- чувства любви к родному краю, своей малой родине  на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

- умений анализировать свое поведение и отношение к окружающим;

- детской активности через народные подвижные игры.

Создавать условия для развития у детей:

- познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) посредством специальных игр и упражнений;

- представлений о национальной культуре, образе жизни людей, населяющих Красноярский край и родное село.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно-подготовительный

  • Обсуждение цели, задач с детьми, родителями, специалистами;
  • Подбор методической литературы по теме проекта;
  • Подбор дидактического, демонстрационного материала, наглядных пособий;
  • Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.

2 этап. Рефлексивно-диагностический

  • Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.

         3 этап. Практический

  • Работа по проекту по плану с детьми, родителями, специалистами.

Направления работы по проекту:

Работа по проекту строится по направлениям:

- «Моя семья»

- «Родное село»

- «Моя страна»

- «Животный мир красноярского края»

- «Жители  нашего края»

- «Природа нашего края»

При планировании работы учитывается возраст и индивидуальные способности детей. В план мероприятий могут вноситься изменения, дополнения и корректировки.

Перспективный план работы с родителями:

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Родительское собрание (обсуждение цели, задач проекта)

Коллаж  «Наша дружная семья»

Октябрь

Оформление рассказов «Тасеевскими тропками»

Ноябрь

        Оформление книги «Мой Красноярск»

Декабрь

        Выставка: «Животный мир нашего Края»

Январь

Оформление альбомов: «Знаменитые люди Красноярского края»

Февраль

Выставка детских творческих работ совместно с родителями «Край любимый и родной – нет тебя красивей»

Март

Конкурс «Лучшее дидактическое пособие по региональному компоненту»

Апрель

Оформление альбомов «Природа Красноярского края»

Май

Выставка: «Поздравления ко дню Победы»

Родительское собрание

Цель: подведение итогов проекта, отчет о проделанной работе

Перспективный план работы с детьми

Срок

Мероприятие

Задачи

Сентябрь

Беседы:

«Профессия родителей»

 «Моя большая семья»

«Как мы отдыхаем»

«Наши домашние любимцы»

«Вкусные блюда вашей семьи»

Упражнение:

«Домашний адрес»

 «Назови имя и отчество родителей»

Ситуативный разговор:

«Как вести себя дома, если кто-то заболел?»

«Мне хорошо, когда дома…»

Тема для продуктивной деятельности:

«Мамочка любимая»

«Мой дом»

«Подарок сестре, брату»

Художественная литература:

Чтение произведений о семье, маме.

НОД:

Развитие речи: «Мой дом, моя семья», Составление рассказа на тему: «Как я помогаю родителям».  Чтение и пересказ нанайской народной сказки «Айога»

Познание ФЦКМ «Дружная семья»

Художественное  творчество:  (рисование) «Мой брат или сестра»; «Отдыхаем с мамой, с папой»; ПИПД

«Домик из бросового материала»

Коллаж «Моя семья»

- Расширять представления детей об истории семьи.

- Закреплять знания домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей и их профессий.

- Формировать умение детей составлять небольшие рассказы о своей семье.

- Воспитывать чувство уважения, гордости за свою семью.

- Воспитывать в детях желание помогать и заботиться о своей семье.

- Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.

- Создавать условия для развития творчества детей.

Октябрь

Беседы:

 «Геральдика села Тасеево»

«Достопримечательности села»

«Мое родное село»

«Что ты знаешь о родном селе?»

«Почему я люблю свое село?»

Художественная литература:

П. Воронько «Лечше нет родного края».

Стихи разных поэтов о родном крае.

Пословицы о малой родине

Ситуативный разговор:

«Люди нашего села»

«Мой детский сад»

Просмотр презентации:

«Мое село Тасеево»

«История возникновения села»

«Ручей шумиха»

«Тасеево – вид с птичьего полета»

«Матрешка»

Репортаж:

«Коротко о Тасеевском районе»

Художественное творчество:

Рисование:

«Моя улица»

«Здания села Тасеево»

«Любимые места в селе»

Аппликация:

«Транспорт нашего села»

ПИПД:

«Мой дом»

«Детский сад»

Музыка:

Прослушивание песен о родном селе Ансамбль «Тасеюшка»

Д/и:

«Собери герб села»

«Угадай и назови»

Пазл «Тасеево»

Экскурсии в течение года:

В аптеку

В мебельный магазин

В детскую библиотеку

В художественную школу

В школу №2

Детский проект «Тасеевскими тропками»

- Расширять представления о родном  селе.

- Расширять представления о геральдике села.

- Продолжать знакомить с достопримечательностями села, интересными  и почетными людьми села.

- Воспитывать патриотические чувства. Чувства гордости за свое село.

- Создавать условия для развития творческих навыков, воображения, самостоятельности, отзывчивости.

- Формировать умение отражать в своих работах красоту родной природы, достопримечательностей села, интересных мест.

Ноябрь

Беседа:

«Геральдика Красноярского края»

«Государственная символика»

«Москва – столица нашей Родины»

«Кто такой президент»

Ситуация для общения:

«С чего начинается Родина?»

«Государственные праздники»

«Россия – многонациональная страна»

Ситуативный разговор:

«Что ты знаешь о родном крае?»

«Наш Красноярский край»

«Москва – главный город нашей Родины»

Образовательная ситуация: составление рассказов о народах, проживающих в Красноярском крае. Составление рассказов о промышленности Красноярского края.

Художественное творчество:

Рисование:

«Планета Земля  - карта России»

«Кремль»

«Город Красноярск»

Конструирование:

«Здания города Красноярска»

«Мосты города»

Музыка:

Гимн России

Гимн Красноярска

Художественная литература:

Чтение стихов о Москве.

Пословицы о Родине

И. Токмакова «Лучше нет родного края»

Презентация:

«Москва – столица нашей Родины»

«Достопримечательности Красноярска»

«Моя Родина – Россия»

«Многонациональная Россия»

Д/и:

«Государственные символы»

«Собери достопримечательности Красноярска»

«Москва, какая?»

Детский проект «Мой Красноярск»

- Расширять представления о родном крае.

- Продолжать знакомить с достопримечательностями края, России.

- На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

- Углублять и уточнять представления о Родине – России.

- Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

- Закреплять знания о флаге, гербе, гимне России.

- Развивать представления о том, что Россия многонациональная страна.

- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

- Расширять знания  о Москве.

- Развивать умение передавать свои впечатления о Красноярске, Москве в художественной творческой и игровой деятельности: рисунках, рассказах, стихах, коллажах, игровых сюжетах.

Декабрь

Беседа:

«Животные Красноярского края»

«Какие животные есть в селе Тасеево»

«Как ухаживать за домашними животными?»

«Животные Красной книги»

Ситуативный разговор:

«Как животные готовятся к зиме»

«Как можно помочь животным в холодное время»

Художественная литература:

Загадки о животных

Чтение и пересказ рассказов о животных В. Бианки

Художественное творчество:

Рисование:

«Мое любимое животное»

«Животные Красной книги»

Коллективная работа: «Животные Тайги»

Лепка:

«Медведь»

«Редкие животные»

Коллективная аппликация (техника бумажный комочек) « Лось»

Музыка:

Голоса леса

Плоскостное конструирование: «Животные тайги»

Презентации:

«Животные Красноярского края»

«Тайга»

«Как звери охотятся»

«Животные Красной книги»

Д/и:

«Собери животное»

«Что лишнее?»

«Какой?»

Логические задачки на тему «Животные»

- Расширять представления о Красноярском крае.

- Знакомить детей с животными Красноярского края

- Расширять представления детей об условиях жизни животных края в разное время года.

- Развивать интерес к родному краю.

- Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.

- Формировать знания о способах ухода за животными.

- Расширять знания о том, как можно помогать животным в зимнее время года.

Январь

Беседа:

«Каких знаменитых людей вы знаете?»

«Почему говорят «знаменитый»

«Знаменитые люди Красноярского края»

Ситуативный разговор:

«Знаменитый – почему?»

«Благодаря чему можно стать знаменитым»

Презентация:

«Знаменитые люди Красноярского края»

«Олимпийский чемпион – Дмитрий Труненков»

«Спортсмены Красноярского края»

Д/и:

«Угадай и назови»

«Кто это?»

«Кто лишний?»

Художественное творчество:

Рисование:

«Знаменитый человек» - портрет глазами ребенка

Музыка:

Прослушивание аудиозаписей Д. Хворостовского

Прослушивание мелодий композиторов и поэтов Красноярского края

Художественная литература:

Чтение произведений писателей и поэтов Красноярского края.

- Расширять представления детей о родном крае.

- Вызывать интерес у детей к знаменитым людям Красноярского края, села.

- Дать представление о понятии «знаменитый».

- Воспитывать гордость за жителей своего края, села.

- Формировать в детях волевые качества личности.

Февраль

Беседа:

«Рукотворный мир – что это?»

«Природный мир – что это»

«Лес – наше богатство»

Ситуативный разговор:

«Что производят у нас в районе?»

«Как сберечь водоемы от гибели?»

«Пожар – это беда для лесов»

Художественная литература:

Чтение стихов о природе

Чтение произведений о Красноярском крае.

Художественное творчество:

Рисование:

«Природный мир Красноярского края»

«Волшебный лес»

Лепка:

Из теста: «Посуда»

Налеп из пластилина «Жители Енисея»

Аппликация:

«Подводный мир»

Конструирование:

«По замыслу» из природного материала

Презентация:

«Природный мир Красноярского края»

«Рукотворный мир Красноярского края»

Д/и:

«Что лишнее?»

«Раздели на группы»

- Продолжать знакомить детей с природным и рукотворным миром села, края.

- Расширять представления детей о природных богатствах края, села.

- Знакомить детей с промышленностью края, села.

- Способствовать развитию умений передавать в продуктивной деятельности свои представления о рукотворном и природном мире края, села.

- воспитывать в детях чувство гордости за свой край, село.

- Способствовать познавательному развитию детей, развитию всех компонентов речи.

Март

Беседа:

«Птицы нашего края»

«Как помочь птицам в холодное время?»

«Зимующие птицы нашего края»

«Почему нельзя разорять птичьи гнезда?»

Ситуативный разговор:

«Чем питаются птицы»

«Почему птицы улетают в теплые края?»

Художественная литература:

Чтение произведений о птицах

Разгадывание загадок о птицах

Пословицы и поговорки о птицах

Художественное творчество:

Рисование:

«Птицы нашего края»

«Моя любимая птица»

«Укрась птичку»

Лепка:

«Птицы нашего двора»

Аппликация:

Коллективная: «Сказочная птица» (нетрадиционная техника)

Конструирование:

Из бросового материала «Птица»

Презентация:

«Зимующие птицы»

«Необычные птицы»

«Птицы Красноярского края»

«Птицы Красной книги»

Д/и:

«Опиши птицу»

«Угадай и назови»

«Назови птенца»

«Собери птицу»

Рассматривание:

Сюжетных картинок «Птицы»

Логические задачки на тему «Птицы»

- Расширять знания детей о птицах края.

- Формировать представления о способах размножения, питания птиц.

- Расширять знания о зимующих и перелетных птицах Красноярского края.

- Формировать знания о том, что нельзя разорять птичьи гнезда, как заботиться о птицах зимой.

- Расширять представления о птицах Красной книги Красноярского края.

- Знакомить детей с произведениями разных авторов о жизни птиц.

- Через организацию продуктивной деятельности, способствовать развитию творчества, воображения, самостоятельности детей.

- Формировать умение составлять описательные рассказы о птицах.

Апрель

Беседа:

«Какие растения Красноярского края знаете»

«Деревья нашего леса»

«Правила поведения в лесу»

«Почему некоторые растения занесены в Красную книгу»

Ситуативный разговор:

«Растения поля, луга»

«Почему нельзя разжигать костер в лесу?»

«Как ухаживать за растениями?»

Художественная литература:

Разгадывание загадок о цветах, деревьях.

Чтение стихов о растениях.

Чтение «Лесная аптека»

Художественное творчество:

Рисование:

«Деревья нашего края»

«Весенний лес»

«Букет»

Лепка:

Налеп «Необычный цветок»

Аппликация:

«Цветочные мотивы»

Конструирование:

Из геометрических фигур «Цветок», «Дерево»

Презентация:

«Необычные цветы»

«Необычные деревья»

«Растения Красноярского края»

«Растения Красной книги Красноярского края»

Д/и:

«Собери цветок»

«Угадай и назови»

- Формировать представления о растительном мире Красноярского края.

- Расширять представления о растениях Красной книги края.

- Уточнять правила безопасного поведения в лесу.

- Знакомить детей с необычными растениями мира.

- Знакомить с описанием природы разными поэтами и писателями.

- Формировать умение составлять рассказ по картине.

- Способствовать развитию творческих навыков, воображения.

Май

Беседа:

«Праздник День Победы»

«Что такое война?»

«Трудные военные годы»

Ситуативный разговор:

«Кто такие ветераны?»

«Как можно поздравить ветеранов»

Художественная литература:

Чтение произведений о Великой Отечественной войне

Чтение стихов о Дне победы

Художественное творчество:

Рисование:

«Праздничный салют»

«Парад на 9 Мая»

Лепка:

Налеп «Орден Победы»

Аппликация:

Коллективная «Салют над кремлем» (нетрадиционная техника)

Конструирование:

«Военная техника» (из бросового материала)

Презентация:

«Дети войны»

«Военная техника»

«Парад Победы»

Д/и:

«Какая?» (война)

«Слова поздравления для ветерана»

Рассматривание картин о Великой Отечественной войне.

Экскурсия к памятнику «Воинам землякам от благодарных Тасеевцев»

- Расширять знания о государственных праздниках России.

- Углублять знания о Российской армии.

- Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к памятнику).

- Формировать представление о всех трудностях военных лет.

- Дать детям возможность понять, что такое война.

- Воспитывать гордость за нашу страну, воинов, защищающих нашу Родину.

- Знакомить с произведениями разных авторов о войне, учить замечать выразительные средства описания войны.

- Формировать умение отражать свое отношение к войне, победе, миру, в продуктивной деятельности.

              4 этап. Заключительный

  • Обработка и оформление материалов проекта
  • Презентация проекта

Ресурсное обеспечение проекта

  1. Кадровое обеспечение

Участники проекта:

 -  методист (методическая поддержка и консультирование);

- дети всех возрастных групп ДОУ;

- родители воспитанников;

- воспитатели групп.

  1. Информационное обеспечение

- видео презентации;

- наглядно-дидактические пособия;

- энциклопедии, книги, открытки и др.

  1. Материально-техническое обеспечение

- фотоаппарат;

- компьютер;

- проектор;

- детская лаборатория;

- магнитофон.

Риски.

  1. Проблема привлечения родительской общественности.
  2. Недостаточность методической литературы, оборудования, наглядных пособий.

Выводы.

Результаты и выводы будут прописаны после реализации проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра — телемост : "И не найти прекрасней края, чем Ставропольская земля!"

Суть игры: Игра - телемост проводится между МБДОУ д/с №30 «Лесная сказка» и МКДОУ д/с №28 «Ивушка»;  в ходе игры рассматриваются  вопросы и проблемы, связанные с экологией Ставропольско...

Квест-игра на тему «Я живу в прекрасном крае»

Цель этого квеста воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой город, свой край, свою страну....

Проект "Мы живем в прекрасном крае""

Актуальность проекта по региональному компоненту заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края....

Проект "Мы живем в прекрасном крае"

Проект по реализации формируемой части Программы ДОУ....

Проект: «Мы живем в прекрасном крае!»

Проект: «Мы живем в прекрасном крае!»...

Презентация по проекту "Мы живем в прекрасном крае"

       Актуальность работы по региональному компоненту заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Важно у подрастающего...