Коми материалы
методическая разработка (старшая группа)
Прдлагаю вашему вниманию материалы по коми языку, подвижные игры, считалки,загадки, сказки, рассказы и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olenevodcheskiy_komplex.docx | 569.55 КБ |
analiz_komi_skazki.docx | 11.95 КБ |
analiz_pera_bogatyr.docx | 17.13 КБ |
zagadki.docx | 16.89 КБ |
igry.docx | 12.36 КБ |
pera_bogatyr.docx | 13.48 КБ |
poslovitsy.docx | 18.54 КБ |
skazka.docx | 13.81 КБ |
rasskaz_pro_olenevoda.docx | 13.4 КБ |
schitalki_1.docx | 14.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЛЕНЕВОДЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Пояснительная записка:
Отраслью скотоводства у северных коми (ижемцев) было оленеводство. Заниматься оленеводством ижемские коми стали не ранее конца XVII в. Заимствовав оленеводческий комплекс у ненцев, северные коми внесли в него ряд усовершенствований и считались крупнейшими оленеводами Европейского Севера. Выпас оленей производился крупными стадами численностью около 2 тысяч голов с помощью оленегонных собак и при круглосуточном надзоре пастухов.
Возраст: от 3 до 7 лет
Цель:
Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста на материале оленеводческого комплекса Республики Коми.
Задачи:
- Познакомить детей дошкольного возраста с трудом и бытом оленеводов, почитание обычаев и традиций предков.
- Приобщать детей к традиционным занятиям оленеводов.
- Развивать у детей дошкольного возраста любознательность и внимание за культурой оленеводства.
- Воспитывать у детей дошкольного возраста уважение к нелёгкому труду оленеводов.
- Воспитывать у детей дошкольного возраста любовь к родным местам, гордость за свой родной край, бережное отношение к природе.
Актуальность:
Оленеводческий комплекс является важным элементом культуры Республики Коми. Поэтому, необходимо уделять оленеводческому комплексу большое внимание, так как он способствует у детей дошкольного возраста развитие кругозора, любознательности и любви родного края.
ЛЕПКА ОЛЕНЁНКА
Цель: Развить у детей дошкольного возраста мелкую моторику, тем самым закрепить у детей представление оленёнка
Оборудование: Пластилин и пластмассовая стека.
Ход лепки:
1. Начальные материалы для работы – коричневый брусок и пластмассовая стека.
2. Для начала размягчите массу. Затем начинайте формировать туловище и голову. Первая деталь должна выглядеть, как морковка. Если более узкую сторону изогнуть, то получится туловище и шея. Примажьте голову к шее. Облик животного задан, теперь необходимо вырисовывать мелкие детали.
3. Голова оленя должна быть заострена в носовой части. Прикрепите черную точку-нос.
4. Сделайте голубые глазки и прикрепите два торчащих в разные стороны уха. Чтобы сделать уши, сформируйте круглые лепешки, затем сдавите с двух сторон в нужных местах.
5. Из оранжевого пластилина сделайте разветвленные рога, вытягивая массу в тонкие колбаски.
6. Прикрепите рога к голове. Чем старше олень, тем больше у него рога.
7. Добавьте четыре ноги, вытягивая коричневые пластилиновые порции в трубочки.
8. На спину оленю налепите множество бежевых (или желтых) пятнышек, поскольку окрас у животного пятнистый. И последняя часть тела – маленький хвост.
9. Теперь фигурку оленя можно считать законченной. Однако никто не запрещает проявлять фантазию вместе с детьми и каким-то образом украшать поделку. Например, смастерить шапочку и шарфик или какую-либо другую одежду.
ЗАГАДКИ,ПОСЛОВИЦЫ,СТИХИ
Да, этот случай очень редкий –
На голове растут две ветки.
(Оленьи рога)
***
Бьёт копытами «цок-цок»,
Снег летит, крупа, песок,
Знают все, кому не лень,
Это - северный ...
(Олень)
***
Глупец и коня за оленя принимает.
Где два оленя пройдут, там и нам большая дорога.
***
«Олень»
Агния Барто
Не заснёт никак Серёжа,
Он разглядывает лёжа
Тонконогого оленя
На лужайке вдалеке -
Тонконогого оленя
Высоко на потолке.
Он красивый, величавый,
Он стоит, подняв рога,
А вокруг темнеют травы,
Расстилаются луга.
Встал Серёжа на коленки,
Поглядел на потолок,
Видит - трещинки на стенке.
Удивился он и лёг.
Сказал на следующий день,
Когда открыли шторы:
- Я знаю, это был олень,
Но он умчался в горы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Сайт «Воспитатель» http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-pro-olenya.html
2.Детский сайт «Pulmix» http://pulmix.ru/zhivotnye/zhivotnye_lesa/kak_slepit_olenya_iz_plastilina_pojetapno.html
3.Сайт «Маам.ru»
http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-po-komi-ornamentam-dlja-starshei-grupy-domino-soberi-celoe.html
4.Сайт « WebUrok.com» учебно-методические материалы для учителей
5. Журнал «Приезжай в Коми»
6. Кенеман А. В. «Детские народные подвижные игры» 1995г.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Ловля оленей»
Играющие делятся на две группы: пастухи и олени. Пастухи берутся за руки и встают полукругом к оленям. Олени бегают по отведённой площадке. По сигналу «Лови» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Круг замыкается тогда, когда поймано большое число оленей, вырываться из круга нельзя. Затем играющие меняются ролями.
«Нарты-сани»
Эстафета. Дети делятся на две команды. Игроки по очереди должны добежать до нарт, перепрыгнуть через них двумя ногами и вернуться на линию старта. (Расстояние между нартами 1м, количество по 2 на команду.)
«Меткий оленевод»
На площадке ставится фигура оленя. На расстоянии 3-4 м от него располагаются оленеводы (шеренгой, лицом к оленю.) Сначала девочки, потом – мальчики. Поочерёдно они бросают в оленя мяч. За каждый удачный выстрел (попадание) оленевод получает по флажку. Выигрывает тот, у которого больше попаданий.
Дидактическая игра: «Собери целое»
Цель: развивать у детей способность объединять детали по общим признакам в общий элемент; развивать наблюдательность.
Оборудование: картинки коми орнамента, разделенные на несколько частей.
Ход: Детям предлагается набор картинок, разделенные на 4 части. Им необходимо с помощью цветных меток собрать коми орнамент.
Дидактическая игра: «Выбери лишнее и составь рассказ»
Цель: закрепить знания о пройденном материале; развивать наблюдательность и внимание.
Оборудование: набор картинок.
Ход: Детям необходимо из предложенных картинок выбрать элементы оленеводства и составить по ним рассказ.
БЕСЕДА
1.Что такое «подножий корм»?
2.Чем питается северный олень?
3.Олень боится суровых северных морозов?
4.Кто такие оленеводы?
5.В чем живут оленеводы?
6.Какую форму имеет чум и почему?
7.Сколько семей может жить в одном чуме?
8.Кто ставит чум: женщины или мужчины?
9.Что получают оленеводы от оленей?
10.Как называется верхняя одежда оленеводов?
11.Из чего ее шьют?
12.Как называется обувь оленевода?
Предварительный просмотр:
Сказка «Петруха и петушок Петя»
Сюжет сказки.
Одна курица снесла золотое яйцо. А петух, видя необычный цвет яйца, решает, что это яйцо не куриное, а кукушкино, и поэтому выкатывают они это яйцо из своего гнезда. Яйцо начинает путешествовать. И первой встречается собака, далее кот и, наконец, человек, который возьмет яйцо да положит на печку. И вылупится из яйца петушок, которого хозяин назовет Петей.
Кот в этой сказке действует так. При виде катящегося яйца кот решает, конечно же, его съесть. Но он послушался совета яйца – не есть его, потому что можно сломать о золотую скорлупу зубы. Таким образом, кот играет немаловажную роль в череде испытаний яйца – он не делает зла, не думает только о себе и своем пропитании, а разрешает яйцу катиться дальше испытывать свою судьбу.
Кот в начале повествования является помощником темных сил, враждебных человеку, или персонажем, желающим сделать зло. Кот – разумное существо в сказке, он выбирает между добром и злом, понимает это добро и зло. Поэтому из-за его выбора зависит судьба героя или героев. И кот выбирает добро.
Предварительный просмотр:
Пера-богатырь и Вӧрса
Из сопоставления мотивов в сюжете «Соперничество охотника с лешим» видно, что образы охотника и лешего в народных рассказах значительно отличаются от образов Перы и лешего по трактовке их в эпосе о Пере-богатыре. И отличие это прежде всего заключается в двойственности характеристики как Вӧрса, так и охотника в Коми былинках. Так, леший в былинках этого сюжета не всегда враждебен охотнику, он иногда может помогать ему, а проиграв состязание с человеком, признает его победу и оставляет охотника в покое. Охотник в былинках это обыкновенный человек, не богатырь, как в эпосе; победу над лешим он одерживает не всегда с помощью хитрой уловки (привязывает веревку к заранее оставленному в избушке пню), а и с помощью особых предметов-оберегов (медная пуля, огонь, топор и т.д.), иногда он изображается не как победитель, а только лишь как человек, которому удалось спастись от лешего (с помощью молитв, святого или просто пустившись в бегство).
Таким образом, если в предании действие завершено (Пера побеждает лешего, убивает и навсегда освобождает свои угодья от врага человечества), то в былинках исход встречи охотника и лешего заранее не предсказуем (неизвестно, кто окажется победителем). Если в первом случае композиция подчинена законам художественного произведения (добро побеждает зло), то во втором — на первый план выдвигается не эпический канон, а фактор случайности, не всегда соответствующий критериям художественности.
Кроме того, действия лешего и охотника в быличках не организованы сюжетом и потому могут быть немотивированными, как бы случайными, неожиданными и очень разнохарактерными, тогда как в предании средства реализации сюжета довольно ограничены, строго подчинены основной идее произведения, показу героического характера, народного героя. Так, встреча с лешим у охотника происходит то по той причине, что построил избушку на пути лешего, то потому, что подумал о том, чтобы кто-то пришел бы к нему в товарищи, то потому, что нарушил обычай, предписанный еще дедами, то потому, что забрел в места, где обитает леший, а то и потому, что случайно наткнулся на него.
Встреча же Перы с лешим всегда мотивирована однозначно: Пера получил в свое владение угодье, в котором до этого хозяйничал леший. А потому столкновение между ними неизбежно. Важно и то, что в предании о Пере-богатыре всегда однозначно мотивируется конечная цель единоборства Перы и лешего — это борьба за владение охотничьим угодьем. Тогда как в соперничестве охотника и лешего в Коми быличках нет вообще никакой заранее намеченной цели: в результате победы над лешим охотник получает либо охотничью удачу, либо обогащается за счет лешего, либо просто спасает свою жизнь.
ера и Ягморт (1986). Бумага, тушь, перо. Валерий Торопов, персональная выставка в Коми Национальной галерее, Сыктывкар, 2009.
Орудием охоты Перы, также как и его противника, является лук и охотничье копье (шы). Этим подчеркивается некое условное эпическое время, в котором происходят события в предании. Деталь эта играет важную стилистическую роль: в эпическом жанре нельзя произвольно менять приметы. В быличках же, в которых события всегда относятся к недавнему прошлому, орудием лова охотника обычно является ружье.
Значение имеет эпизод, в котором описываются взаимоотношения Перы с женой лешего в предании и охотника с женой Вӧрса в Коми легендах. Чаще всего в быличках с сюжетом соперничество охотника и Вӧрса этот эпизод отсутствует, так как он составляет вполне самостоятельный сюжет, разрабатываемый быличками по-разному. Так, лешачиха может прийти к охотнику сама то в образе жены охотника, то женщины в черной одежде. Если же охотник встречает жену лешего после ранения последнего, как и в предании, то и тогда развязка оказывается своеобразной: охотник, узнав в жене лешего свою соседку, возвращается с нею в деревню, или, наоборот, жена лешего ругает охотника за убийство кормильца (лешего), но наотрез отказывается от возвращения к людям, говоря, что у нее уже свои взрослые дети и внуки.
К тому же в быличках жена лешего вовсе не обязательно похищенный лешим человек, а обычная лешачиха; в этом случае охотник не вступает с нею в связь, он только подслушивает наставления умирающего лешего, узнает, где находится охотничий путик лешего, и забирает себе всю его пушнину. Таким образом, образ жены лешего в быличках такой же двойственный, как сам леший и так же не однозначен.
В предании же о Пере-богатыре жена лешего, как это видно из приведенного перечня мотивов, неизменно дается однопланово, из варианта в вариант она непременно человеческого происхождения, после смерти лешего становится женой Перы, но не позволяет ему заходить без предупреждения в дом, так как занята предосудительным в человеческом понимании делом, и потому, застигнув ее врасплох, Пера убивает ее.
Таким образом, эпизод женитьбы героя на женщине, знавшейся с потусторонними силами (жена лешего, дочь ведьмы), а затем расправы с нею из-за ее нечеловеческого образа жизни в Коми-зырянской фольклорной традиции в разработке аналогичной той, которая разработана в Коми-пермяцком эпосе о Пере-богатыре, также имеется. Но этот эпизод стал достоянием не легенд, не преданий, а волшебной сказки, которая также, как героическое сказание, требует определенной и однозначной трактовки образов.
Из сопоставительного анализа мотивов в сюжете «противоборство Перы с лешим» из Коми-пермяцкого эпоса о Пере-богатыре и близких по содержанию мотивов из Коми-зырянских легенд и сказок можно вывести следующие умозаключения.
Сюжет «противоборство Перы с лешим» сложился на основе древних рассказов о взаимоотношениях человека и созданного его воображением мифологического персонажа — лешего. Древность этих рассказов подтверждается наличием совершенно аналогичных мотивов в фольклоре как Коми-пермяков, так и Коми-зырян, т.е. они бытовали еще до разделения Коми-зырян и Коми-пермяков на два народа. Однако при сложении эпического произведения из большого и противоречивого материала был отобран только тот, который соответствовал основной идее, и возник довольно устойчивый, стабильный сюжет. В Коми-зырянской фольклорной традиции также на местном материале и также самостоятельно этот сюжет был разработан, но воплощение получил в волшебной сказке.
Эпический сюжет «противоборство Перы с лешим» в Коми-пермяцкой фольклорной традиции сложился не только самостоятельно, хотя и на генетически родственной основе, но и позже героического сюжета о помощи Перы русскому царю (пермскому князю). Образ Перы-богатыря, защитника земли, стал воплощением Коми-пермяцких народных идеалов, эпический богатырь стал символизировать лучшие черты национального характера. К его имени стали приурочивать и другие сюжеты, первоначально не связанные с Перой. Так, контаминировались два разных по происхождению сюжета.
Предварительный просмотр:
ЗАГАДКИ
Предварительный просмотр:
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
1. Ловля оленей
Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники — олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три — лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого, попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей.
Правила игры. Игру надо начинать, только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.
2. В медведя
Выбирают медведя по жребию, остальные – сборщики ягод. Медведь на четвереньках в центре круга. Его накрывают шубой. Сборщики ходят по кругу, собирая ягоды и при этом поют:
Мишка, мишка, медведь
Собираем бруснику
Мишка, мишка, медведь
Собираем голубику
Ягодки берем, медведю не даем
Было всем нам весело, медведь не смог догнать,
Пойдем опять в лес ягоды собирать.
3. Мышь и угол.
Выбирают кота, остальные мыши. Мышки занимают пустые углы в комнате (если углов недостаточно, устраивают дополнительно с помощью стульчиков). Водящий ходит по середине комнаты и повторяет:
Мышка, мышка дай мне угол (2 раза)
Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из угла в угол. А кот наблюдает за ними, занимает пустой угол. А мышь, оставшаяся без угла, становится котом.
Предварительный просмотр:
Пера-богатырь и Вӧрса
Сюжет реализуется в следующей последовательности. Пера, получив жалованную грамоту на владение охотничьими угодьями по реке Лупье за помощь русскому царю в борьбе с его врагами «...то ли под Москвой, то ли под Казанью, а чаще под Пермью или Пермью Великой — Чердынью», возвращается в родные края. Здесь он вступает в конфликт с Вӧрса (лешим), который также живет и охотится в этих лесах, чувствует себя полновластным хозяином угодий и не желает добровольно уступать облюбованных им мест Пере без боя, без борьбы.Пера одолевает лешего, как правило, хитростью и изгоняет его, из своих угодий или убивает его. В некоторых вариантах предания подчеркивается при этом, что Пера борется с лешим не только ради себя, но защищая свой народ, т.е. совершает героический подвиг. «Когда леший корову уведет или еще что над людьми проказничает, то ему уносили в лес шеньги, рыбный пирог, яички... Вот его-то Пера-богатырь и кончил. И тем людям крепко помог».
Пера:
1) охотник, к земледелию склонности не имеет;
2) богатырь, до 4-х метров ростом;
3) живет в лесу в охотничьей избушке;
4) орудия охоты — лук со стрелами, копье;
5) средство передвижения — лыжи;
6) передвигается на лыжах с огромной скоростью;
7) с лешим всегда антагонисты (их антагонизм не мотивирован);
8) хоть неимоверно силен, всегда уступает лешему и в силе, и в росте;
9) чтобы решить, кому быть хозяином леса, перетягивается с лешим на палке;
10) побеждает лешего хитростью (привязывает себя к пню; вместо себя подкладывает деревянный обрубок);
11) преследует раненого лешего до его дома и убивает его;
12) живет с женой лешего и также убивает ее;
13) борясь с лешим, помогает своему народу.
Леший:
1) живет в лесу, иногда в трехугловом доме;
2) охотник, орудия охоты те же, что и у Перы;
3) антропоморфен и смертен;
4) всегда враждебен Пере;
5) сильнее Перы физически, но недалек умом;
6) когда спит — земля дрожит, из ушей дым валит;
7) жену крадет среди людей и заводит семью;
8) леший всегда в мужском облике.
Жена лешего:
1) унесенная лешим женщина, была некогда крещеной;
2) к ней в дом нельзя заходить, не постучавшись предварительно;
3) белая, как снег, волосы, как смола;
4) снимает кожу со своего черепа, ищет в волосах и, находя насекомых, щелкает их зубами.
Предварительный просмотр:
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Природа 1.Был бы лес, а соловьи прилетят. 4.Даст небо дождь, а земля – рожь. 5.Возле леса жить – голодному не быть. | Дети 1.Растут детки, как грибки. |
Человек 1. Не имя красит человека, а человек имя. 3. Человек — венец природы. | Семья 1. Дружная семья не знает печали. 2. Семья без детей, что цветок без запаха. 3. При солнышке тепло, при матери добро. 4. Родители трудолюбивы — и дети не ленивы. 5. В хорошей семье хорошие дети растут. |
Предметы быта 1. Игла в стог упала — считай пропала. | Посуда |
Мебель 1. У кресла два брюшка, четыре ушка. | Одежда 1.Русская рубаха без цветных ластовок не живет. |
Труд 1.Труд человека кормит, а лень портит. | Виды деятельности
|
Предварительный просмотр:
Сказка о маленьком оленёнке
В далёких северных степях полярного края, где дуют молодые сильные ветра, напевая песни прекрасной и могучей природы, направлялось большое стадо оленей в поисках нового пристанища и пропитания. Среди этой большой семьи было много различных - от могучих молодых и сильных оленей до маленьких оленят. Сопровождали эту большую оленью семью люди, которые оберегали их и ухаживали, они назывались оленеводы. Грозные и сильные олени всегда шли впереди, гордо поднимая голову вверх, играя своими красивыми рогами, они протаптывали для стада путь. Маленькие же оленята с большими и блестящими глазами всегда держались рядом со своими мамами, то и дело, подпрыгивая и играя с ними. И вот двигаясь уже несколько дней, большая и дружная семья оленей остановилась набраться сил и передохнуть. Все происходило ночью, которая была необычайно прекрасна - небо было чистым, а горизонт был переполнен сияющими ночными звёздами, освещающими своим ярким и необычайным светом все вокруг. И вот один маленький оленёнок заметил необычное движение в глубине ночного неба и двинулся к нему. Бежав по снежным покровами под его копытами , ещё не окрепшими, но уже довольно сильными раздавался легкий хруст уже залежавшегося снега .Оленёнок совсем не думал куда бежит, ведь он первый раз увидел такую красоту своего северного края, ему было интересно, и эта необычная ночная гармония красок манила его все дальше. В итоге оленёнок выбился из сил и устал, теперь он не понимал где находится и метался из стороны в сторону, не понимая, куда пропала его семья. В глазах маленького оленёнка появился страх и мысли о прекрасном ночном небе отступили от него, а оно все также маняще переливалось, играя яркими красками вырисовывая различные фигуры. Оленёнок подумал о своей семье, теперь он понимал, что она ему всего дороже. Оленёнок был один - испуган и не знал что делать. Тогда он обратился к прекрасному ночному явлению и сказал: ночное чудо ты так прекрасно и необычно, гонясь за твоей красотой, я все забыл и потерялся, теперь я совсем один и голодный... не поможешь ли ты мне найти мой путь домой. Глядя на переливания ярких красок большие блестящие глаза олененка, горели надеждой о том, что чудо ночное ответит на его просьбы. Совсем замерзнув, оленёнок уже опустил голову и был а отчаянии , но вдруг обернувшись он увидел как в ночном небе из ярких красок вырисовывается фигура красивого оленя в котором он узнал свою маму , в сердце молодого оленёнка снова загорелась надежда и огонёк любви к маме подогревал его замерзшие копытца. Вдруг он услышал хруст снега позади него и обернувшись увидел свою маму а рядом были два его сильных брата, позади которых стояла семья оленеводов с мешками корма .Олененка отогрели и откормили .Спустя некоторые время мама оленёнка позвала его к себе на край стада и сказал ему : дорогой никогда больше не уходи от нашей большой семьи и будь всегда рядом, а то, что ты видел, называется " северное сияние " это яркий парад красок особенность места, где мы живём, давай будем смотреть на него вместе. Кивнув головой, оленёнок прижался к высокой маме оленихе после чего убежал обратно в стадо, рассказать своим друзьям о своём невероятном приключении.
Предварительный просмотр:
Однажды в тундре
В маленьком северном селе Мохча жил охотник Василий Петрович, знаменит он в селе был своими интересными охотничьими историями. Часто к нему после школы прибегали ребята. Василий Петрович наливал им вкусный чай с черничным вареньем и рассказывал им очередную охотничью историю, а они с блестящими глазами, восхищенно слушали его. И однажды рассказывает он ребятам.. «Пошёл я на охоту, иду и по сторонам оглядываюсь, дабы дичь где увидеть. Вдруг, резко начало темнеть, и я заблудился, так и не сумев никого поймать. Начал искать дорогу во тьме, немного пройдя, увидел свет и пошел на него. Подойдя ближе, увидел я чум, а из него вышел оленевод в малице. Начал он спрашивать меня, откуда я пришёл и что мне надо. Рассказал я ему, что заблудился и только утром смогу найти дорогу, разрешил он мне зайти в чум погреться и подождать до утра. Налил он мне горячего чаю и начал рассказывать, что переводят они оленей с одного места в другое в поисках мха ягеля. Сами оленеводы перемещаются на низкорослых ненецких оленях, а всю перевозную утварь перевозят на крупных оленях эвенкийской породы, при перемещении рядом их караулят оленегонные собаки. Переводят оленей только днём, а на ночь оленеводы разбиваю чум, в которой обычно живёт две семьи. Чум собирает женщина, она выставляет конусом шесты, а поверх них накидывает оленьи шкуры, мехом внутрь, при сильном морозе накидывает в 2 слоя. Внутри чума в самом центре стоит печка, а вокруг печки расставлены доски, поверх которых тоже разложены оленьи шкуры. Чуть дальше стоит маленький обеденный стол, за которым 2 семейства трапезничают. Традиционная пища оленеводов это мясо и рыба, они его жарят, варят и сушат. Задача женщины обеспечить тёплый ночлег, всех накормить и сшить тёплую одежду для всего семейства. Традиционной одеждой оленеводов является малица и пимы,сшитые полностью из шкуры и кожи оленя. Для женщин с ребёнком шьётся малица с маленьким кармашком внутри, для младенца. Задача мужчины - это пасти оленей, добывать дичь. Ещё долго я беседовал с оленеводом и много чего узнал, а дождавшись рассвета, я добрался до дома» Дослушав, ребята поблагодарили Василия Петровича за такой интересный и познавательный рассказ, и ушли домой.
Предварительный просмотр:
СЧИТАЛИ
Природа 1.Öтик, кык, куим, Вöрын олö кöин, Лэчыд пиня, гöна Да и тшыг кынöма. 2. Лэбö катша, лэбö рака. Таво ар пö лоö тшака. Тыр пö тшакöн рас да яг, Кодi ветлас вотны тшак? 3. Эник, беник, кöлеса. Эник, беник – ба! Эник-беник, тэныд – ва! Эник-беник, меным – ма! | Семья 1.Öтчыд мамö ньöбис ботi. Кык лун вiдзи, Сiйö потi, А мöдсö– пачин сотi. 2. Öтик, кык, куим, нель.Коз пу йылысь киссьö коль.Лöдiм кольсö самöварö,сэсся котöртiм базарö. Кöсйим ньöбны сакар – чай. Кытшовтiм ми базар сай,волiм куим лавака дорö,гортö воим вывтi сёрöн. Кöдзалöма самовар –оз нин пуркйы сэтысь пар.Öтик, кык, куим, нёль – Кодлы колö вайны коль? |
Посуда 1.Аты-баты, шли солдаты, | Труд 1.Бегал заяц по болоту, 2.Маша рано встала |
Ребёнок 1.Я маленькая девочка 2.Раз, два, три, четыре, пять, | Виды деятельности 1.Шла Марфушка по тропинке 2.Вдоль по речке, по Десне, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Республика Коми - моя малая Родина" в образовательной области "Коммуникация" "В гостях у коми сказок Соломонии Пылаевой" (Литературная викторина)
Приобщение детей к коми национальной культуре посредством использования сказок коми писательницы С. Пылаевой. Продемонстрировать знания, умения и навыки детей в работе со сказками коми писательницы С....
«Творческие инновации в обучении дошкольников коми языку и приобщение к коми культуре» Номинация: «Музей в детском саду»
создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к истории, культуре коми народа, традициям родного края через организацию мини-музеев Коми культуры в ДОУ....
Сценарий коми праздника по мотивам коми легенд для детей подготовительной группы
Сценарий коми праздника по мотивам коми легенд для детей подготовительной группы...
Сценарий беседы с применением презентации для старших дошкольников, посвящённой 95 –летию Республики Коми «Известные спортсмены Коми республики».
Данный материал можно использовать по тематической неделе "Я живу в Коми Республике", знакомя детей с известными людьми (спортсменами) республики для старших дошкольников....
Презентация "Коми сказки", презентация "Коми игры", презентация "Быт и культура", презентация "Азбука моей малой Родины", Презентация "Азбука русских и коми загадок" , методические рекомендации по использованию презентаций и др.
МАТЕРИАЛЫ на районный конкурс "Лучший детский сад года - 2021" https://yadi.sk/i/4-1-E0xl078bNA - "Быт и культура"https://yadi.sk/i/erv0GzYIRCmsuA - методические рекомен...
Логомассаж - кому нужен, кому поможет в коррекции речи, а кому-нет.
Логопедический массаж нужен для активизации речевого аппарата, для повышения или понижения тонуса мышц лица, для увеличения объема движения языка....
Коми материалы
Прдлагаю вашему вниманию материалы по коми языку, подвижные игры, считалки,загадки, сказки, рассказы и т.д....