Логомассаж - кому нужен, кому поможет в коррекции речи, а кому-нет.
статья по логопедии
Логопедический массаж нужен для активизации речевого аппарата, для повышения или понижения тонуса мышц лица, для увеличения объема движения языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyalogomassazh.docx | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический массаж нужен для активизации речевого аппарата, для повышения или понижения тонуса мышц лица, для увеличения объема движения языка.
Сеансы проводят циклами, от 10 до 20 процедур ежедневно или через день. Выполнить цикл повторно можно через 1-2 месяца. Продолжительность курса и самого сеанса зависят от тяжести и степени речевого нарушения. При тяжелых дизартрических состояниях массаж делается постоянно. При стертой дизартрии логопедический массаж используется как подготовка мышц артикуляторного аппарата к звукопостановке. В этом случае его продолжительность может быть 5-10 минут. Для активации мышц артикуляторного аппарата используются логопедические зонды (по Новиковой, по Крупенчук- Воробьевой) . Время, которое логопед отводит на сеанс, зависит от сложности реабилитации, возраста пациента и его способности выполнять указания специалиста. Самая короткая терапия - на начальном этапе, самая длинная (для школьников и взрослых) длится не более 25 минут.
После массажа делается артикуляционная гимнастика. Оба эти приема дают наилучший результат, когда применяются совместно.
Логопедический массаж назначается врачом неврологом. Выполнять его может логопед, массажист, сами родители.
Родители, будьте бдительны!
Часто логопедический массаж назначают, когда у ребёнка нет нарушений тонуса и иннервации мышц речевого аппарата. Что в таком случае хотят скорректировать с помощью логопедического массажа, непонятно. Массаж может помочь там, где речь идёт о коррекции звукопроизношения (если ребёнок искажает звуки родного языка).
Если речи нет, то от логомассажа ребёнок не заговорит!
В случае с неговорящими детьми ссылаются на активацию посредством массажа определённых зон головного мозга, связанных с речью. Понимайте так, что такой метод коррекции нужно воспринимать наряду с нетрадиционными методиками, например, акупунктурой. Возможно, такой подход и принесёт пользу в комплексе с другими методами. Однако он не может применяться в качестве основного или даже одного из основных.
Особенно логопедический массаж любят назначать в поликлиниках. Процедура весома в глазах родителей. Из 20 мин занятия четверть часа бывает потрачена на неё.
Также нецелесообразно делать логопедический массаж без следующей за ним артикуляторной/мимической гимнастики или постановки звуков. Логопедический массаж позволяет подготовить артикуляторные органы для последующей работы. Например, у ребёнка нарушена подвижность губ. Выполняется массаж зоны губ, после чего сразу идёт пассивная и активная гимнастика для губ (необходимая для формирования уклада определённых звуков).
По аналогии с мышцами: перед основной нагрузкой идёт разогрев. Но если в течение 15 занятий лишь разогреваться без основной тренировки, то после такого «курса» вряд ли наступит прогресс.
Логопедический массаж – дело добровольное
По разным причинам ребёнок может быть эмоционально не готов к проведению массажа. Например, у него уже сформированы негативные ассоциации с любыми лечебными манипуляциями, или малыш не хочет, чтобы незнакомая тётя залезла ему в рот. В конце концов, процедура может быть болезненной, особенно для людей с низким болевым порогом. В таком случае логопед пытается подготовить ребёнка и наладить с ним контакт. Не получается? Насильно проводить массаж не стоит. Если вы утешаетесь тем, что четверть часа ребёнок проплачет, зато будет несомненный эффект для речи, то смею заверить: это возымеет обратный эффект.
Чтобы логопедический массаж принёс пользу малышу, процедура не должна выполняться против его воли. Ни при каких условиях! Если ребёнок сопротивляется, он напрягается, а значит, качественное проведение массажа невозможно.
Массаж как волшебная кнопка
Всегда есть соблазн поиска волшебной кнопки, при нажатии на которую у детей пропадут все проблемы с речью (а ещё хорошо бы и с поведением, и со здоровьем!). Логопедический массаж может оказать хорошую помощь, но это всего лишь один из инструментов, срабатывающий при правильном применении, и не соло, а в комплексе с другими методами развития речи.
Ведь в том, что речь ребёнка малопонятна, виновато не только нарушение подвижности артикуляторных органов. Одновременно с этим может наблюдаться недоразвитие фонематического слуха, нарушения слоговой структуры слова и грамматического строя речи.
Поэтому так важен системный подход к коррекции общего и речевого развития.
Основные противопоказания
Сеансы массажа не так безобидны, как полагают некоторые. Их нельзя применять ко всем без разбора. Есть заболевания, при которых массажное воздействие на кожу головы и лица строго запрещено:
- заболевания кожи;
- герпес;
- стоматит;
- конъюктивит;
- эписиндром (судороги).
При любом недомогании, плохом самочувствии, тем более остро выраженном, массаж следует отложить. Тем не менее этот метод благотворно влияет на весь организм, улучшая кровоток в тканях, обогащая клетки кислородом и способствуя выводу из них токсичных веществ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Кому нужен логопед»
"Кому нужен логопед"...
Консультация для родителей «Кому нужен логопед?»
Консультация для родителей «Кому нужен логопед?».Ни один ребёнок не рождается с готовой, правильно поставленной речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связыват...
Консультация для родителей «Кому нужен логопед»
Консультация для родителей «Кому нужен логопед»...
Консультация для родителей «Кому нужен логопед»
Материал предназначен для родителей....
Кому нужен логопед?
Консультация для родителей «Кому нужен логопед?».Ни один ребёнок не рождается с готовой, правильно поставленной речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связыват...
"Кому нужен логопед?"
Консультация для родителей...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми Старшего дошкольного возраста «Кому поможет ледокол?»
Данная методическая разработка будет полезна воспитателям детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений....