Патриотическое воспитание у дошкольников ходе реализации проекта «Наш Чапаев», по ознакомлению с выдающимся земляком В.И.Чапаевым.
проект (старшая группа)
В материале представлен опыт работы в проектной деятельности по патриотическому воспитаню дошкольников "Наш Чапаев". Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном мире является одной из наиболее актуальных. Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее…»
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе.
Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей. В соответствие с Указом Главы Чувашской Республики Николаева О.А. от 13.09.2021 № 140 «Об объявлении в Чувашской Республике 2022 года Годом выдающихся земляков», основная цель которого - отдать дань уважения и признательности выдающимся землякам, внесшим значительный вклад в государственное, экономическое, социальное и культурное наследие нашего региона. В нашем детском саду МБДОУ «Детский сад №1» г. Чебоксары - был разработан план подготовки и проведения праздничных мероприятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лаврентьева Татьяна Васильевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад 1» города Чебоксары
Патриотическое воспитание у дошкольников ходе
реализации проекта «Наш Чапаев».
по ознакомлению с выдающимся земляком
В.И.Чапаевым.
Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном мире является одной из наиболее актуальных. Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее…»
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе.
Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей. В соответствие с Указом Главы Чувашской Республики Николаева О.А. от 13.09.2021 № 140 «Об объявлении в Чувашской Республике 2022 года Годом выдающихся земляков», основная цель которого - отдать дань уважения и признательности выдающимся землякам, внесшим значительный вклад в государственное, экономическое, социальное и культурное наследие нашего региона. В нашем детском саду МБДОУ «Детский сад №1» г. Чебоксары - был разработан план подготовки и проведения праздничных мероприятий.
9 февраля 2022 года исполнилось 135 лет со дня рождения нашего земляка, легендарного героя, участника Первой мировой и Гражданской войн, начальника дивизии Красной армии Василия Ивановича Чапаева.
Василий Иванович Чапаев - кавалер четырех Георгиевских крестов и Георгиевской медали, принадлежит к числу тех военных деятелей из народа , которые в годы Гражданской войны одерживали славные победы в ожесточенных боях против иностранных военных интервентов и белогвардейцев. Он был и остается из самых известных личностей эпохи Гражданской войны в России, знаменитого земляка и сына Чувашской земли.
Это знаменательная дата в истории нашей страны и нашей республики, которая не может никого оставить равнодушным. К юбилейной дате Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики подготовило цикл мероприятий, направленных на повышение информированности детей и молодежи о жизни и ратном труде знаменитого земляка.
Учитывая все вышесказанное, у меня возникла идея предложить воспитанникам группы создать проект «Наш Чапаев», посвященный 135-летию со дня рождения легендарного комдива, нашего земляка - Василия Ивановича Чапаева. (далее - проект). Проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Чтобы заинтересовать ребят мы отправились на экскурсию в АО «ЧПО им. В. И. Чапаева», где трудится немало родителей наших воспитанников. Ребята заинтересовались: кто такой Чапаев? Что он сделал, что такой огромный завод назвали его именем.
В ходе организации работы над проектом по патриотическому воспитанию детей, перед собой ставила цель- формировать у воспитанников чувства долга и патриотизма, чувства любви к Родине, гражданской ответственности и воспитание уважительного отношения к ратным подвигам защитникам Отечества посредством ознакомления с выдающейся личностью- Чапаева В.И.
Работая над проектом поставила следующие задачи:
1.Формировать первичные представления об Отечестве и о социокультурных ценностях нашего народа и, знаний о выдающейся личности;
2. Поддержка инициативы и самостоятельности детей, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками по сбору и изучению информации жизнедеятельности Чапаева В.И.;
3. Воспитание у воспитанников чувство гордости к заслугам и подвига своего соотечественника Чапаева В.И.;
4. Вовлечение родителей в реализацию проекта и повышение уровня ответственности за формирование у детей патриотических чувства и гражданской позиции.
В рамках работы над проектом мною:
- Составлен перспективный план реализации проекта по теме «Наш Чапаев»
- Разработан конспект занятия по ознакомлению дошкольников с выдающимся земляком- В.И.Чапаевым
-Разработан цикл экскурсий, которые помогают формировать и систематизировать знания у детей старшего дошкольного возраста о В.И.Чапаеве
- Оформлена выставка «Наш Чапаев»
- Разработан и систематизирован консультационный материал для родителей и педагогов ДОУ.
-.Разработан план праздничных мероприятий, посвящённых 135-летию В.И.Чапаева
Перед тем как приступить к планированию работы, мною были проведены беседы с детьми по выявлению уровня знаний о выдающихся земляках нашего края, о легендарном комдиве –В.И.Чапаеве. Для того чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания и определить уровень их знаний о Чапаеве, я провела анкетирование. Исходя из данных анкетирования и собеседований, был составлен перспективный план мероприятий с родителями, что позволило работать по данной теме в системе.. В ходе работы я привлекала родителей к участию в реализации проекта совместно с детьми, а так же к участию в экскурсиях и целевых прогулках. сбору познавательного материала, видеосъемке различных мероприятий, проведению совместных праздников и досугов Результатом этой работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.
Знакомство с выдающимся земляком осуществляла на занятиях познавательного характера. Были проведены беседы: «Выдающиеся люди Чувашии. В.И.Чапаев», «В.И.Чапаев: человек и легенда». Более подробно познакомиться с жизнью и подвигами Чапаева позволил просмотр презентации «В.И.Чапаев- герой из Чувашии, которого знает весь мир».
Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с выдающимся земляком и патриотическому воспитанию – тематические прогулки, экскурсии. Ведь непосредственное восприятие изучаемого объекта значительно острее. Изучение начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением, (недалеко от Чапаевского посёлка).Целевые экскурсии в музей В.И.Чапаева, экскурсия в сквер и к памятнику Чапаева, экскурсия в музей АО «ЧПО им. В.И.Чапаева помогают закрепить знания детей о Чапаеве, познакомить с экспонатами музея и дома, в котором родился В.И.Чапаев. познакомить с достопримечательностями г. Чебоксары названные в честь В.И. Чапаева.
Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам дети интересуются : «А что это за памятник?» «Почему так названа та или иная улица?» У них возникает познавательный интерес к историческому прошлому родного края. Несмотря на удивление всему прошлому, дети не воспринимают его как нечто сказочное. Они в состоянии отнестись к историческому событию как к чему-то действительно происходившему в прошлом.
Такая форма работы как тематические прогулки и экскурсии обогащают дошкольников новыми, яркими впечатлениями о нашем городе, о людях нашего чувашского края. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности.
Еще одна форма работы по патриотическому воспитанию – встречи с интересными людьми. Я часто приглашаю известных людей в гости в детский сад. Каждый год на День защитника Отечества к нам приходят военнослужащие или ветераны боевых действий. На праздничные утренники, посвященные Дню победы, приходят ветераны Великой Отечественной войны, ветераны Труда, Дети войны.
Особое место в своей работе над проектом я отвела созданию предметно-развивающей среды. В группе оформлена выставка «Наш Чапаев». На выставке были размещены фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с В.И.Чапаевым, папка «Знаменитые земляки»,книги о нашем земляке ,бюст Чапаева.
Наш детский сад активно взаимодействует с социальными институтами. Это ещё один фактор расширения познавательного интереса у дошкольников. Сотрудничая с библиотекой И.С.Тургенева. К 135-летию В.И.Чапаева в библиотеке были организованы тематические встречи между воспитанниками и сотрудниками библиотеки, представлена выставка книг о Чапаеве из фонда библиотеки, организован просмотр фильма о легендарном комдиве.
Участие в различных конкурсах повышает информированность детей о жизни и ратном труде знаменитого земляка. Воспитанники совместно с родителями и педагогами приняли активное участие в творческом конкурсе рисунков « Наш Чапай»,в Шашечном турнире, посвящённом 135-летию В.И.Чапаева, в конкурсе «Книга своими руками» «Легендарный начдив –В.И.Чапаев» . В честь легендарного комдива прошёл квест «По следам героя», посвящённый дню рождения В.И.Чапаева. Воспитанникам была предложена игра по 5 станциям: познавательная , логическая, спортивная, географическая, «встреча с героем». Мероприятие проходило в стилизованном варианте, придумывали форму одежды, атрибуты, персонажей.
Итогом работы над проектом стало проведение развлечения «Будущие патриоты». Воспитанники смогли проявить свои творческие способности, поиграть в патриотические игры, почувствовать радость от собственных побед, поволноваться за товарищей.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному краю, к своей малой Родине, к стране, отдавать дань уважения и признательности выдающимся землякам, внёсшим значительный вклад в развитие республики. Это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Результатом моей работы является то, что воспитанники
1.Овладели знаниями о выдающихся людях Чувашии, земляке, легендарном комдиве, герое войны - В. И. Чапаеве
2. Сформировано умение представлять творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности, умение работать совместно;
3.Формируется внимательное и уважительное отношение дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь;
4.Повышение качества профессионального мастерства педагогов ДОУ по патриотическому воспитанию и, включение в практику работы детского сада.
5. Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.
Мой опыт работы проектной деятельности «Наш Чапаев» позволяет развивать познавательный интерес, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность. Открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой, продуктивной деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Я убеждена в том, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился, к его истории, людям.
Проводя работу с детьми по воспитанию гражданственности и патриотизма, я , как педагог, стремлюсь к тому, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он - патриот и гражданин своей Родины. Надеюсь, что в результате реализации проекта «Наш Чапаев» эти цели будут достигнуты.
Приложение 1
Механизм реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
- постановка целей -определение актуальности и значимости проекта -изучение нормативно- правовых документов -изучение исторических документов и литературы | -ознакомление детей с биографией В.И. Чапаева, - экспериментальная и продуктивная деятельность, - дидактические, подвижные, речевые игры - наблюдения и обсуждения. -Беседы -чтение художественной литературы, -экскурсии -просмотр презентаций -выставки книг -оформление лепбуков -проведение шашечного турнира | -обобщение результатов работы над проектом -проведение тематических вечеров Заинтересованность педагога ДОУ во внедрении проекта. 2. Заинтересованность родителей во внедрении проекта 3. Высокая педагогическая и психологическая грамотность работников ДОУ, творческий подход к организации и проведение мероприятия, высокая пластичность. 4. Наличие необходимых кадров как субъектов реализации для внедрения проекта |
План реализации проекта
Этап | Наименование мероприятия | Сроки | Место проведения |
Подготовительный | Воспитанники | ||
Беседы : 1.Знакомимся с биографией В.И. Чапаева 2. В.И. Чапаев: человек и легенда. | Октябрь – ноябрь 2021 | МБДОУ «Детский сад №1» г. Чебоксары | |
Изучение фотографий военных лет, картографических документов, наград (медалей, орденов), которыми награждали героев войн. | |||
Педагоги | |||
Изучение нормативно - правовых исторических документов и литературы | Октябрь – ноябрь 2021 | МБДОУ «Детский сад №1» г. Чебоксары | |
Родители | |||
Фестиваль «Герб моей семьи». | Октябрь – ноябрь 2021 | МБДОУ «Детский сад №1» г. Чебоксары | |
Основной | Воспитанники | ||
Рассказы о подвигах героя; познакомить с образом героя, с помощью произведений искусства; | декабрь 2021 | МБДОУ «Детский сад №1» г. Чебоксары | |
Челлендж «Мой прадедушка (прабабушка), дедушка(бабушка),папа, дядя – герой» | декабрь 2021 | ||
Заучивание стихов о «Легенда о Чапаеве» (М.Турабов), «Чапаев» (В.Балыкин) «За Родину!» (С.Маршак) | |||
Подвижные игры "Мишень","Кто дальше","Рота вперёд","Доставка снаряда","Связисты","Полевой госпиталь". | |||
Ситуации «Патриотического действия», принятие самостоятельные решений. «Я – командир взвода», «А я бы как поступил?». Слушание и разучивание песен «Песня о Чапаеве» (музыка: А. Г. Новиков, слова: С. В. Болотин, «Гулял по Уралу Чапаев-герой» (слова: М. А. Попова) | Январь 2022 | ||
Уроки мужества: «Военная профессия» «Наша армия сильна» Сюжетно - ролевые игры: "Медсёстры" "Лётчики" ,"Зенитчики" «Пограничники» Тематическая неделя, посвящённая 135-летию В.И. Чапаева. Конкурс –рисунков « Наш Чапай» | Февраль | ||
Шашечный турнир. «Наш Чапаев» | Март | ||
Педагоги | |||
Тематическая неделя, посвящённая 135-летию В.И.Чапаева. | Февраль | МБДОУ «Детский сад №1» г. Чебоксары | |
Презентация «Памятные места и достопримечательности, названные именем В.И.Чапаева». | |||
Изготовление лепбука "Детям о Чапаеве». | Март | ||
Родители | |||
Экскурсия в музей В.И.Чапаева. Цель: закрепить знания детей о Чапаеве, познакомить с экспонатами музея и дома, в котором родился В.И.Чапаев. Тематическая неделя, посвящённая 135-летию В.И.Чапаева. | Февраль | музей В.И.Чапаева | |
Экскурсия в сквер и к памятнику Чапаева, познакомить с достопримечательностями г. Чебоксары названные в честь В.И. Чапаева; | Март | г. Чебоксары | |
Экскурсия в музей АО «ЧПО им. В.И.Чапаева | Апрель | АО «ЧПО им. В.И.Чапаева | |
Заключительный | обобщение результатов работы над проектом -проведение тематических вечеров | Май | МБДОУ «Детский сад №1» г. Чебоксары |
Приложение 2
Опросник для родителей
1. Имеет ли ваш ребенок представление о войне? Из каких источников?
2. Принимал ли кто-нибудь из членов Вашей семьи участие в каких-либо боевых действиях? Если да, напишите, кто именно.
3. Рассказывали ли они о войне вашим детям?
4. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
5. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
6. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
7. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с земляками-героями войны?
8.Знаете ли вы о легендарном комдиве Василии Ивановиче Чапаеве?
9.Что связано в Чебоксарах с именем Чапаева?
Итоги:
Результаты первоначального мониторинга показали, что родители некомпетентны в 1,4,5,6 вопросах, малокомпетентны в 8,7 вопросах.
Приложение 3
Список информационных источников:
Чапаев в кинематографе
«Чапаев» (фильм, 1934). В роли Чапаева — Борис Бабочкин.
«Песня о Чапаеве» (мультфильм, 1944).
- «Чапаев с нами» (агитфильм, 1941). В роли Чапаева — Борис Бабочкин.
- «Сказ о Чапаеве» (мультфильм, 1958). Роль Чапаева озвучил — Борис Бабочкин.
- «Орлята Чапая» (фильм, 1968).
- «Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощание» (фильм, 1992). В роли Чапаева — Василий Бочкарёв.
- «Парк советского периода» (фильм, 2006). В роли Чапаева — Сергей Никоненко.
- «Страсти по Чапаю» (сериал, 2012). В главной роли — Сергей Стрельников.
- «Чапаев-Чапаев» (фильм, 2013), режиссёр Виктор Тихомиров, в роли Чапаева Иван Охлобыстин.
- «Убить Дрозда» (сериал, 2013). В роли Чапаева — Вадим Колганов.
- «Временщик» (сериал, 2014), 3 фильм «Спасти Чапая» (5 и 6 серии). В роли Чапаева — Денис Дружинин.
- «Мизинец Будды» / «Чапаев и Пустота» (Buddha’s Little Finger, 2015). В роли Чапаева — Андре Хеннике.
Песни о Чапаеве
- «Песня о Чапаеве» (музыка: А. Г. Новиков, слова: С. В. Болотин, исполняет: П. Т. Киричек)
- «Гулял по Уралу Чапаев-герой» (слова: М. А. Попова, исполняет: Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской армии)
- «Гибель Чапаева» (музыка: Ю. С. Милютин, слова: З. Александрова, исполняет: А. П. Королёв)
- «Чапай остался жив» (музыка: Е. Э. Жарковский, слова: М. Владимов, исполняет: БДХ)
В художественной литературе
- Баникин В. Рассказы о Чапаеве. — Куйбышев: Куйбышевское книжное изд-во, 1954. — 109 с.
- Беляков А. В. Вместе с Чапаевым // В полет сквозь годы. — М.: Воениздат, 1988. — 335 с.
- Володарский Э. Страсти по Чапаю. — М.: Амфора, 2007. — 494 с.
- Колесников М. С. Все ураганы в лицо: роман. — М.: Воениздат, 1969. — 487 с.
- Кононов А. Т. Рассказы о Чапаеве. — М.: Детская лит-ра, 1965. — 62 с.
- Могилевская С. Чапаёнок: повесть. — М.: Детгиз, 1962. — 93 с.
- Пелевин В. Чапаев и Пустота. — М.: Амфора.
- Фурманов Д. А. Чапаев. — Госиздат, 1923.
Документальные фильмы
- «Подлинная жизнь Василия Чапаева» (документальный телефильм Ольги Каменковой, Россия, 2008).
- «Чапаева ликвидировать!» (документальный фильм Юлии Сатаровой из цикла «Легенды армии», Россия, 2008).
- «Чапаев. Человек и легенда» (документальный фильм Владимира Елисеева из цикла «Искатели», Россия, 2012).
- «Чапай» (документальный фильм Михаила Диговцова из цикла «Сделано в СССР», Россия, 2017).
- «Чапаев на красном „Форде“» (документальный фильм Аллы Дерюгиной из цикла «Секретные материалы», Россия, 2017).
Приложение 5
Список литературы:
1.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2.И.А.Агапова, М.А. Давыдова «Беседы о великих соотечественниках с детьми 5- 7 лет. –Москва: ТЦ Сфера, 2005 ,94с.
3. С чего начинается родина? Под ред. Кондрыкинской Л.А. Москва: ТЦ Сфера, 2005 ,193с.
4.Педагогическое проецирование дошкольной образовательной организации. Составитель Васильева Н.А., -Чебоксары: ГАПЩУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2016,108с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Патриотическое воспитание дошкольникоов в процессе реализации проекта "Юные патриоты"
В презентации представлены цель, задачи и формы организации работы с детьми дошкольного возраста по проекту "Юные патриоты". Проект направлен на ознакомление дошкольников с историей родного поселка....
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ»
Мы решили сделать серьёзный шаг в вопросе патриотического воспитания детей через прикосновение к истории своей семьи при активном участии родителей....
Воспитание патриотизма и гражданственности у дошкольников в ходе реализации проекта по патриотическому воспитанию «Растим патриота»
В статье преддставлен опыт работы по патритическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Сообщение на пед совете «Многообразие форм и методов работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (из опыта работы о создании в группе мини-музея)
Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, что...
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через реализацию проекта «День защитника Отечества»
Проектная деятельность...
Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию проекта "Человек и природа едины"
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения...
Опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через реализацию проекта "Россия - Родина моя""
Презентация "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через реализацию проекта "россия - Родина моя"...