Статья "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры Южного Урала с помощью народных игр"
статья
Статья "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры Южного Урала с помощью народных игр"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры
Южного Урала с помощью народных игр
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Подвижные и словесные игры – спутники жизни ребёнка с самого раннего возраста, которые служат источниками радостных эмоций, ярких впечатлений, способствуют сближению и сплоченности детей.
В воспитании и развитии ребенка большая роль принадлежит игре — преобладающему виду деятельности детей дошкольного возраста.
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность игры побуждают дошкольников к определенным умственным и физическим усилиям, а значит, способствуют их развитию в целом.
Мы проживаем на территории Южного Урала, который отличается своей поликультурностью. Группы нашего детского сада посещают дети разных национальностей, у каждой национальности есть своя культура и традиции, праздники, которые отличаются от русских. В нашей группе много детей – татар, башкир, поэтому мы и решили познакомить детей с подвижными и словесными играми народов Южного Урала. Народные подвижные и словесные игры являются традиционным средством педагогики региона. В них находят отражение: жизнь, труд и быт людей, национальные традиции, находят представления о чести, смелости, мужестве, вызывают желание развивать силу и ловкость, быстроту и точность движений, а также развивают творческое мышление и смекалку, вызывают стимул к победе. Мы помогаем дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет любовь к Родине, интерес к её многонациональной культуре и искусству.
Народная игра отражает разные стороны жизни определённого народа, поэтому для каждого народа их национальные игры интереснее, понятнее, увлекательнее для детей, растущих в национальной среде. В то же время опора на национальные традиции воспитания не означает, что следует пренебрегать опытом воспитания, который имеется в других культурах.
С учётом демографических данных на Южном Урале проживает множество народов, но больший процент составляют представители русской, башкирской и татарской национальности. Хотя коренными жителями Южного Урала были башкиры, и именно они давали названия самым красивым природным местам, но со временем состав проживающих пополнился и другими народами: мордва, удмурты, поляки, нагайбаки и другие национальности.
В рамках реализации программно-методического комплекса "Наш дом - Южный Урал" игры народов Южного Урала необходимо использовать в образовательном и воспитательном процессе. Многие из игр являются играми нашего детства. Они прошли испытание временем и до сих пор актуальны.
В народных подвижных и словесных играх жителей Южного Урала много общего. Все игры различных народов служат средством воспитания, учат выносливости, ловкости, развивают реакцию и смекалку. Также вызывают интерес к людям других национальностей и их обычаям, являются средством забавы и потехи. Все народные подвижные и словесные игры относятся к играм с правилами, которые учат основам дисциплинированности и ответственности. Многие игры имеют введение или вступление в виде считалок, закличек, которые развивают память, мыслительные реакции. Некоторые игры связаны с народными праздниками (Масленица, Троица, Сабантуй, Каргатуй, Навруз и т. д.) и служат средством развлечения и забавы.
По содержанию все народные игры легки и доступны ребенку. Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа. Необходимо систематически и последовательно использовать народные игры, чередуя их.
В младшем дошкольном возрасте, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями, из народных игр мы используем игры-забавы, игры с народными игрушками, подвижные игры, изредка хороводные.
В старшем дошкольном возрасте мы используем все виды народных игр. Дети умеют играть в народные игры самостоятельно. К этому возрасту у них уже складываются предпочтения. Народные подвижные и хороводные игры мы используем на прогулках, на занятиях физкультурой, на праздниках и развлечениях. Дети активно привлекаются и являются активными участниками народных праздников, в сценарии которых включают игры народов Южного Урала.
В старших группах, разучивая с детьми игры, вкратце мы рассказывали о разных народах, населяющих Урал, знакомили с историей и традициями и праздниками этих народов (татары, башкиры, русские).
Например: Русские народные игры: «Ложкари», «Золотые ворота», «Заря – зарница», «Горелки», «Ловишки», «Гуси-лебеди», «Жмурки» и др.
Татарские народные игры: «Тюбитейка», «Продаём горшки», «Лиса и курочка», «Займи место», и др.
Башкирские народные игры: «Юрта», «Медный пень», «Липкие пеньки», «Стрелок», « Курай», «Белый тополь» и др.
Игры народов Южного Урала – это не только интересный способ занять воспитанников ДОУ на прогулке, но и своеобразное путешествие по играм народов Южного Урала. К тому же они знакомят дошкольников с традициями разных народов. Игры, хороводы в условиях природы родного края помогают углублять нравственные и эстетические чувства детей, приобщать их к народной культуре.
Также мы получали помощь и поддержку родителей наших ребят, так как для них очень важно, что их национальная культура остаётся востребованной и интересной для изучения детьми. Нередко родители оказывали нам помощь в изготовлении пособий, атрибутов, костюмов к народным праздникам и развлечениям, участвующих в качестве персонажей. Также постоянно получали консультации по вопросам, касающимся изучения национальной культуры (уточняли название игр и правила). В течения учебного года проводились праздники с использованием народных подвижных игр: «Русская ярмарка», «Малахитовая шкатулка», «Масленица», «Скоморошина», «Ярмарка народных игр» и др.
В течение моей работы были сделаны следующие наработки:
- Картотека народных подвижных игр;
- Картотека считалок, закличек;
- Атрибуты для игр;
- Конспекты досугов, праздников;
- Консультации для родителей, воспитателей.
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр Южного Урала, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Безусловно, эти игры – национальное богатство, и важно, чтобы дошкольники их знали и любили.
Мы составили план мероприятий по ознакомлению с играми народов Южного Урала, который тесно переплетается с планом работы по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры Южного Урала с помощью народных игр.
Мероприятия и события | Задачи |
Встреча с родителями. Круглый стол: В какие игры Южного Урала играли родители, бабушки, и т.д. | Заинтересовать родителей темой, целями, задачами, побуждать к совместным действиям вместе с ребёнком. |
Комплекс утренней гимнастики под русскую народную мелодию. | Способствовать развитию самостоятельной двигательной активности детей через имитацию движений; получать радость от совместных действий. |
Изготовление буклета традиции народов, обряды, игры. | Закрепить знания детей и их родителей о народных играх, традициях, обрядах народов Южного Урала. Воспитывать любовь и уважение к традициям разных народов. |
Физкультурные занятия: «Народные игры Южного Урала» | Вызывать желание развивать силу и ловкость, быстроту и точность движений, а также творческое мышление и смекалку, вызывать стимул к победе. Получать радость от совместных игр, повышать интерес к народным играм. |
Хороводные игры народов Южного Урала. | Продолжать знакомить с народными праздниками. Выполнять движения в соответствии с текстом, музыкой, учить управлять телом, создать условия для развития речи, памяти, внимания. Воспитывать интерес к народной истории. |
Встреча детей и родителей в творческой гостиной «Народные игры Южного Урала» | Создать условия для сближения детей и родителей через общение в игре, творчестве; расширить представления участников группы о народных играх Южного Урала, способствовать развитию фантазии и творческих способностей. |
Мастер – класс: «Народные игры Южного Урала» | Познакомить родителей и детей с играми разных народов, способствовать повышению их педагогической культуры. |
Оформление папки-передвижки: «Играем вместе с детьми» | Познакомить родителей с информацией, в какие игры можно играть с детьми на улице, дома, в гостях. Продолжать знакомить с играми разных народов Южного Урала, способствовать взаимодействию родителей и детей. |
Создание фотоальбома «Вот как весело играть» | Закреплять знания детей о народных играх Южного Урала, развивать память, речь, мышление; способствовать взаимодействию родителей и детей. |
Праздник: «Ярмарка народных игр» | Закреплять знания детьми народных игр; приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку, развивать ловкость, быстроту, выносливость. Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим; способствовать внедрению физической культуры в быт семьи. |
В результате проведенной работы по ознакомлению с играми народов Южного Урала мы дали детям элементарные знания об особенностях национальностей Южного Урала, предметами быта, показали сходство между традициями и обычаями наших народов, расширили представления детей и родителей о народных играх и праздниках. Воспитали чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру, приобщили детей к народному творчеству. Дети стали чаще использовать в активной речи потешки, считалки, загадки. Научились играть в народные подвижные игры. Знают правила игры и могут их объяснить. Используют атрибуты народной культуры в самостоятельной деятельности. Бережнее относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Благодаря нашей работе родители стали больше интересоваться национальной культурой Южного Урала, узнали в какие игры можно играть с детьми на улице во время прогулок, дома, в гостях и семейных праздниках. Мы помогли родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Список литературы
1. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2003.
2. Князева О.Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е., перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 2010.
3.Подвижные игры народов Урала / Под ред. Толстиковой О. В. - Екатеринбург: ИРРО. - 2009.
4.«Наш дом – Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. – 225 с.
5. Тимошина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ.
(Старший дошкольный возраст): Учебно - методическое пособие/Н.А. Тимошкина-М.: Центр педагогического образования, 2008. – 64 с.
6. Южный Урал: шаг за шагом [Текст]: программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста: [учебное пособие] / [авт.-сост.: Каптелина Л. В. и др.]. - Челябинск: Уникальная книга, 2016. - 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы: Приобщение дошкольников в современном общест...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
народные подвижные игры как средства приобщения к национальной культуре....
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего....
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как лич...
Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»Цель: приобщение детей к истории и культуре своей страны.Задачи:•...
Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...