Конспект занятия по познавательному развитию "История семейских"
план-конспект занятия (старшая группа)
Ознакомление детей с историей появления семейских в Забайкалье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_istoriya_semeyskih.docx | 309.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Шаралдайский детский сад «Берёзка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «История семейских»
Воспитатель: Антонова Е.В.
С.Шаралдай
2021 г.
Цель:
Познакомить детей с историей возникновения семейских .
Задачи:
Раскрыть в доступной форме этимологию слов "староверы", "предки», «семейские».
Закрепить конструктивные навыки;
Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины. Развивать моторику руки.
Воспитать интерес к истории России, чувство гордости за народ. Познакомить с наиболее известными людьми участниками раскола и географическим положением места, выбранного предками для поселения.
Оборудование: Географическая карта, книги, ноутбук, строительный конструктор, разрезные картинки(короны), предметы обихода.
Обогащение и активизация словаря: Патриарх (Священник); Обряд; староверы; старообрядцы; Протопоп; Раскольники; Православный обряд; тракт.
Воспитатель:
Утро начинается, вместе мы встречаемся.
Мы друг другу рады.
Давайте порадуемся солнцу и птицам (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем все вместе. (берутся за руки)
Ребята, вы любите путешествовать?
Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие, а поможет нам то слово, которое угадаем с помощью картинок. Первая буква каждой картинки будет одной из букв зашифрованного слова.
Правильно -это карта. (На листе вывешивается карта с символическими метками 1 2 3 4, а внизу карты с этими же цифрами карточки с заданиями.)
-Что мы можем узнать с помощью карты? (где живем, что есть разные страны…).
А еще можно узнать историю наших предков. Вы, знаете, кто такие предки?
Да, предки – это люди, которые жили много-много лет тому назад; это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
И когда-то очень давно наши предки жили вот здесь. (Показываю на карте метки №1;1;1), а затем переселились вот сюда (метка№4), где мы сейчас с вами живем. Ребята, а вам интересно узнать - почему? Почему они проделали такой большой путь, и поселиться у нас в Забайкалье.
Ну, тогда отправляемся в путешествие. А чтобы путешествие было интересным будем двигаться от метки до метки и делать остановки. Под каждым номером есть задания, чтобы на остановках их выполнять и узнавать историю переселения семейских..
Итак,1-я остановка -книжная. Задание «Разложи книги».
На столах лежат новые и старые книги. Нужно разложить книги в 2 стопки. В одну -все новые, в другую –старые. Молодцы, с заданием справились, а история предков такова. Вот здесь-то (где метка №1 и началась история наших предков)
Слайд№1.Царь Алексей и священник Никон собрали собрание и стали пересматривать все церковные книги и обряды и решили, что с этого дня все будут жить по новым книгам, молиться по-новому.
Слайд №2
Но часть людей (их стали называть раскольники или староверы) отказались принять «нововведение», они продолжали придерживаться старых обрядов и молилась по неисправленным старым церковным книгам.
Борьбу против нововведений возглавил протопоп Аввакум, глава восстания был очень сильной личностью. Он был духовным вождем старообрядцев и был подвержен разным испытания, но так и остался верен своим убеждениями и не отказался от них.
Слайд-3
И всех, кто не захотел принять новые церковные книги, их лишили всех прав и преследовали за веру, сжигали в срубах, казнили смертью, резали языки, рубили головы, садили в тюрьмы и ссылали в дальние города. Вот такая история староверов. А что с ними произошло дальше узнаем, если остановимся на следующей остановке. Под каким номером следующая остановка? (№2)
Остановка – 2 «Познавательная» (сотрудничество между детьми)
Задание:
Сложите разрезные картинки. Что получится? (Получились разные короны)
Кто раньше носил короны? (Цари. А если женщина -то царица.)
Слайд:4
Это царица Екатерина. Это она издала указ и решила сослать наших предков на освоение земель сюда к нам, в Сибирь.
Слайд:5
Да, очень трудно пришлось нашим предкам. Потянулись в неведомую Сибирь по старому Московскому тракту подводы, сани, повозки, телеги, груженные самым необходимым домашним скарбом, стариками, больными да малыми детьми. И мы с вами двигаемся дальше по карте.
Остановка-3. «Собирательная» Игра «Что может пригодиться в пути»
На столах лежат разные предметы (ложки, чугунки, кринки, книги, кружки, мыло, свечи, самовар и т.д.)
Дети делятся на две команды (девочки и мальчики), по сигналу берут нужный предмет и несут к своей команде, затем проверяем и называем, для чего он нужен в дороге.
Вот видите, сколько еще предметов нужно было иметь с собой, потому что им приходилось еще в пути останавливаться, сеять пшеницу, рожь, выращивать урожай и двигаться дальше.
Пальчиковая игра «Шутка про старушек».
Пальчиковая игра на развитие мелкой моторики (выполняется стоя):
А давайте вспомним, как наводят порядок старушки из далёкой деревушки? Встанем в круг.
Стояла изба в деревушке.
(дети указательными пальчиками в воздухе рисуют контур избушки)
В ней жили смешные старушки.
(указательным пальчиком задевают нос, качают головой из стороны в
сторону, держась за воображаемые платочки)
Бельё зашивали метелками,
(Одну руку держат ребром, другой имитируют движение подметания
пола)
Полы подметали иголками,
(Имитирует движения подметания пола, соединив все пальцы вместе,
держат иголки)
Солили волнушки в подушке,
(Имитируют движение соления, трут пальчики друг о друга, затем
ладошки соединяются вместе – подушка)
И шли подремать на кадушке.
(Потягиваются, соединяют пальцы, принимая форму бочонка).
Староверы, где бы они ни поселились, возводили новые дома, поднимали целину, раскорчевывая леса, осушая болота, осваивали пустыни, таежные дебри и даже районы вечной мерзлоты. Поэтому следующая остановка -4. «Строительная»
«Помоги нашим предкам построить дома»
Задание: Построить дома разных видов.
Воспитатель: Давайте вспомним, что есть у каждого дома? (Ответы детей). Правильно, у дома есть и крыша, и окна, и двери, и кухня и ещё много другого. А для чего это нужно, мы сейчас узнаем.
Дидактическое упражнение «Для того, чтобы…»
(Дети повторяют за воспитателем начало предложения и заканчивают его самостоятельно).
Крыша нужна дому для того, чтобы…
Двери нужны дому для того, чтобы…
Окна нужны дому для того, чтобы…
Мебель нужна дому для того, чтобы…
Кухня нужна дому для того, чтобы…
- Прежде чем приступить к строительству домов, мастеру необходимо составить план будущего дома. И только лишь потом строители будут строить дом строго по этому плану. (Каждому ребенку предлагается простая схема построения домика из мелкого строительного материала, по которым они конструируют).
Дети работают группами, используя образцы.
Поселились наши предки за Байкалом,
Шаралдай - назвали то село
Здесь раздолье –лес и речка рядом.
А в степях просторно и светло.
Слайд :6
Староверы, поселившиеся в Забайкалье, назвали себя «Семейскими». Это самоназвание произошло от того, что в далекий неведомый край они шли целыми семьями. Здесь, на новом месте они селились тоже семьями.
Дружно, весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых. И были не только трудолюбивы, но и любили играть в народные игры в свободное время.
Сейчас мы поиграем в народную семейскую игру «Яша и Маша». Правила игры таковы: Играющие стоят по кругу. Выбирается Яша и Маша. Яше и Маше завязывают глаза. Яша старается поймать Машу, говоря: «Маша, ты где?», «Я, здесь»-отвечает, Маша. И старается увернуться от Яши. Игра детей.
Ну вот, ребята и закончилось наше путешествие в далекую старину. Мы сегодня с вами прошли длинный путь старообрядцев, и мы узнали почему и как они оказались у нас в Забайкалье.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий По познавательному развитию Занятие по ПДД в старшей группе тема: Путешествие в страну «Почемучек»
Образовательная задача: Дать детям представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, закрепить знание дорожного знака – «пешеходный переход».Развивающая задача: Познакомить и учить р...
Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)
Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.
Занятие по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....
Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»
Программное содержание: Воспитательные задачи: - Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. - Вызывать радость открытий, полученных из опытов, - Воспитывать умение работать в коллективе. ...