Проект "Моя Калмыкия"
проект

Проект "Моя Калмыкия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moyakalmykiya.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

Проект «Мой край -  Калмыкия»

 

 

Подготовила :педагог дополнительного

 образования Каруева С.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Аннотация проекта
Данный проект рассчитан для детей среднего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края.

Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

                                              Актуальность.
В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка – с семьи, детского сада, родного города, края. Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.

Без знания  традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Большую актуальность приобретает проблема сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры и искусства народа Калмыкии. Поэтому возникла необходимость реализации данного проекта.

Цель проекта: Формирование у детей среднего дошкольного возраста патриотических чувств через ознакомление  с родным краем.

Задачи проекта:

1. формировать представления детей о родном крае Калмыкии;

познакомить воспитанников с  жизнью и бытом жителей Калмыкии;

2.расширять представления о животном и растительном мире края;

3.развивать познавательный интерес к населению Калмыкии, через знакомство с играми, традициями и обычаями;

4.воспитывать любовь к родному краю, бережному отношению к природе;

5. повысить педагогическую компетентность  родителей по  формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Срок реализации проекта – 1 неделя.

Участники проекта: воспитанники,  воспитатели, родители, специалисты.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации. Создание условий для самостоятельной и совместной деятельности:
подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

2 этап –  основной.

Цель: организация комплексной работы  по реализации задач проекта

Организация и проведение НОД, совместных мероприятий, пополнение уголков краеведения в группе.

3 этап – заключительный.

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе. Обобщение результатов работы. Анализ деятельностиПрезентация опыта работы. Сопоставление имеющихся результатов с ожидаемыми результатами.

4 этап - Контрольно-рефлексивный.

Цель: подведение итогов.

Интегрированная  НОД «Секреты бабушкиного сундука».

Формы взаимодействия всех участников образовательных отношений.

С воспитанниками:

этические беседы, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, НОД, решение проблемных задач, детское творчество, чтение художественной литературы, выставки детского творчества.

С родителями:

- совместный поиск информации, нахождение различных способов решения проблемы в различных информационных источниках.

-Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к играм, обогащение предметно – пространственной развивающей среды.

-Привлечение родителей к участию и организации совместных мероприятий.

-Участие в выставках семейного творчества.

-Создание альбомов.

Ожидаемый результат:

Воспитанник:

-имеющий представления о своем родном крае: о животном и растительном мире; о жителях Калмыкии, их традициях и обычаях.

-проявляющий интерес, любознательность к родному краю;

-проявляющий эмоционально – положительное отношение к своему краю, гордость и любовь к родному краю.

Родители:

75% родителей активно принимающие участие в проектной деятельности по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родному краю.

Литература
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.
2. Зверева О.Л. Социальное развитие ребенка. – М.: А.П.О., 1994.
3. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская П.И. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., 1984.

4.Хрестоматия «Нарн» (Бальджин Л., Балакан Е., Богташа Т. и др. Элиста 2004г.)

5. Методическая разработка (Бадмаева Г.М.)

6. Детские подвижные игры народов СССР (Кенеман А.В. Москва 1988г.)

7. Малый русско – калмыцкий словарь (Элиста 2002г.)

8. Умшлһна дегтр (Элиста 1994г.)

9. Сказки народов мира (Дубров Ф.М., Элиста 1991г.)

10. Олн келн – әмтнә наадд (Элиста 1994г.)

11. Журнал «Дошкольное воспитание»   (№ 12 – 2007г., №12 – 2008г.)

 

План реализации проекта

Понедельник.

Утро.

 - Познавательная беседа: «Мы живем в России»;

- Дидактическая игра «Найди среди гербов разных стран герб России»;

-  НОД по аппликации «Флаг России».

- Чтение калмыцкой сказки: «Как мышь попала в название года календаря»

- Прослушивание музыкальной композиции П. Чонкушова «Степь»

Прогулка.

Подвижные игры: «Ловкий наездник», «Белый верблюжонок»

Вторая половина дня.

Беседа: «Мой родной край Калмыкия».

 - Дидактическая игра«Найди герб Калмыкии», «Сложи флаг России»;

- Рисование « Флаг Республики Калмыкия»;

- Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по степи Калмыкии»;

Работа с семьей:

 - Изготовление альбомов:  «Моя  столица», «Мой поселок».

Вторник.

Утро.

- Беседа: «Флаг  Республики Калмыкия»;

 - НОД «Цвети мой край Калмыкия»

 - Дидактическая игра: «Кто быстрее соберет кибитку», «Что в кибитке»

Прогулка.

 - Подвижные игры: «Передача альчиков», «Сбей альчики».

Вторая половина дня.

 - Беседа: «Весна  в Калмыкии»

- Дидактическая игра: «Путешествие по городу»

 - Разучивание стихотворения  Б. Сангаджиевой «Степь»;

Работа с семьей:

Консультация:  «Знакомим детей с родным краем».

Среда.

Утро.

 - Беседа: «Об обычаях и традициях калмыцкого народа»

- НОД Лепка «Борцоки»

- Дидактическая игра:  «Борцоки»,

 - Чтение калмыцкой сказки «Почему медведь не вошел в калмыцкий  

     календарь»;

Прогулка.

- Подвижные игры: «Собери по одному», «Прятки».

Вторая половина дня.

Настольно – печатные игра: «Калмыцкая  посуда»,

 - Дидактическая игра «Повар».

 - Чтение калмыцкой сказки «Лисица, волк и медведь»

Работа с семьей:

Изготовление альбомов: калмыцкие национальные блюда, калмыцкая национальная одежда.

Четверг.

Утро.

- Беседа: «Что мы знаем о Калмыкии»;

 - Рассматривание иллюстраций о Калмыкии.

- дидактическая игра «Орнамент»;

 - НОД рисование – «Калмыцкий орнамент на поясе»;

Прогулка.

Подвижные игры: «Серебряный пояс», «Загони овец в кошару».

Вторая половина дня.

 - Дидактическая игра - «Калмыцкая национальная одежда».

Беседа: «Головные уборы калмыков».

Разучивание стихотворения В. Шуграевой «Шовун, шовун, дуулыч» (птица пой).

Работа с семьей:

Изготовление папки «Животные Калмыкии».

Пятница.

Утро.

Беседа:  «Животные Калмыкии»;

- Чтение калмыцкой сказки «Лисица, волк и медведь»;

 - Дидактическая игра «Найди 5 отличий»

 - Интегрированная  НОД по ознакомлению детей с национальной культурой калмыцкого народа «Секреты бабушкиного сундука» (презентация проекта)

Прогулка.

 - Подвижные игры: «Я – страшный жук» («Би – цогт хогт»),

 Зайцы, берите капусту» («Туулас, хавстан бəртн»)

Вторая половина дня.

- Беседа: «Мы – дружная семья»

 -Дидактическая игра «У ээжи во дворе».

 - Сюжетно-ролевые игры «Угостим Ааву и Ээҗу чаем»

 - Составление рассказа по мнемотаблице «Заһсч»

Работа с семьей:

Изготовление родословного древа «Моя семья»

Выставка рисунков родителей и детей «Моя семья»

 

 

НОД  по ознакомлению детей с традициями калмыцкого народа

«Секреты бабушкиного сундука» (презентация проекта)

Программное содержание:                                                                                          Образовательные  задачи:

Расширить представления детей о быте и традициях калмыцкого народа,  приобщать детей  к калмыцкой национальной культуре.                                                                                                  Познакомить детей с  мужским  национальным костюмом, с национальным музыкальным инструментом (домброй).                                                

 Развивающие задачи:

Развивать диалогическую речь путем активного участия в беседе, правильно понимать смысл загадок.   

Обогащать музыкальные впечатления детей при восприятии народных калмыцких мелодий.                                                                                           

В игре закреплять умение быстро перестраиваться в круг, соблюдать заданный темп в беге.                                                                                                                           Воспитательные задачи:                                                                              Воспитывать интерес и уважение к национальной культуре. Воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника.

Интеграция  образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие,  художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. 

Словарная работа: “бюшмют”, “шаровары”, “бусе”

Материалы: сундук,  платки к игре «Кибитка», символы Калмыкии (флаг, герб), разрезные картинки к игре «Собери флаг», макет двора, макет степи, картинки домашних (корова, баран, лошадь, верблюд)  и диких животных Калмыкии (сайгак, суслик, тушканчик, заяц),  борцоки,  мультимедийная презентация,  ТСО,

 Ход занятия

Организационный момент:

 Приветствие:  (Слайд1).

1.Мендвт, күүкд! /Пропевают под музыку/

Здравствуйте!

Как ваше настроение?

 Ир сән! /показывают большой палец вверх/

Мы будем заниматься!

Да-да-да /3 хлопка/

Мы будем все стараться

Также как всегда. /3 щелчка/

Сегодня у нас с вами необычная встреча. 

Игра «Клубок».

 Ребята, посмотрите, что это?  Клубочек.  Мы сделаем из него волшебный круг. Каждый  возьмет клубочек поочередно, улыбнется и  назовет свое имя ласково.  Вот и получился круг  доброты.

Дети садятся   полукругом

2.Введение в тему  (Слайд 2).

Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?

(Слайд 3).

Это карта нашей республики. Как называется наша Республика?

Слайд 4

Живем в Калмыкии родной
Четыре сотни лет.
Степей безбрежных и полей
Прекрасней в мире нет.
А наши тучные стада
И звонких жаворонков трели…
Всё это родина моя
И нет ее родней, милее.
3. Изучение  нового:   Мне от бабушки достался  вот такой сундучок. Там хранится много интересного. Хотите узнать,  что там?

Что вы видите? (Флаг Республики Калмыкия).

 Что изображено на нем? (лотос)

Вспомните стихотворение о лотосе. (Дети рассказывают стихи).

 В тихой заводи пруда,

Из-под толщи водяной,

Бледно-белым лепестком,

Раскрыл лотос свой бутон!

 А это  – герб  нашей республики. Посмотрите, какой он красивый!

  Что еще можно назвать государственной символикой? (Гимн). Когда звучит эта торжественная музыка? (На праздниках, торжествах). Правильно. Как его слушать? (Стоя, не разговаривая).

 Слушают гимн Республики Калмыкии.

Слайд 5 . (Демонстрирует портрет Хасиков Б.А. ) Этот человек известен всем в нашей Республике. Кто он? (Глава республики Калмыкия).

Дидактическая игра «Собери флаг» (на столах лежат  пазлы,  необходимо   собрать флаг Республики ).

Воспитатель: Ребята, обратите внимание  на  костюмСережи . Что на нем надето?

Правильно,   калмыцкий национальный костюм. Давайте рассмотрим его части.

Это кафтан, на калмыцком языке он называется “бюшмют”

(Закрепление  нового слова со всеми детьми).

А вот это, ребята, “шаровары”.

(Закрепление  нового слова со всеми детьми).

Посмотрите, какие они широкие. Это для того, чтобы легко было скакать на лошади. На ногах у него сапоги. А что это такое, кто догадался?

(Ответы)

Это, ребята, основное украшение костюма, пояс, который называется “бусе”

(Закрепление  нового слова со всеми детьми).

На голове круглая шапка с  помпоном из красных шелковых нитей. 

(Слайд 6 ).  Посмотрите на ряд картинок и  назовите,  что лишнее?

Игра «Что лишнее?» (русский сарафан, калмыцкий костюм, пояс, манишка). Почему?

Воспитатель: /Достает из сундука платок./ Что это? Я предлагаю вам поиграть с этими платками  в игру «Кибитка»

«Игра « Кибитка» 

 На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается кибитка).

Воспитатель  достает из сундука макет двора и макет степи,  картинки домашних (корова, баран, лошадь, верблюд)  и диких животных Калмыкии (сайгак, суслик, тушканчик, заяц).

Воспитатель предлагает детям  помочь животным найти свои домики.

Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Воспитатель: Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками.

Какие звуки можно услышать на улицах большого города? (ответы детей).
Звуки,  которые мы слышим в природе? 
(ответы детей).
Много  разных звуков мы с вами вспомнили и назвали.
 Какие звуки мы можем услышать, когда музыканты играют на музыкальных инструментах?
 Мы с вами  познакомимся с калмыцким  музыкальным  инструментом.
    Чтобы узнать о каком инструменте   я говорю, угадайте загадку .

 «Струны заиграли, ноги заплясали» (домбра)

-Посмотрите, вот она домбра - калмыцкий народный инструмент. Как она красива! (Достает из сундука уменьшенную модель домбры).

 

Слайд 7.  Домбра - это деревянный двухструнный инструмент.   На какую геометрическую форму похож  корпус домбры? Правильно  корпус имеет треугольную или грушевидную форму.

Хотите послушать, как звучит домбра? (слушают аудиозапись). Какая замечательная мелодия.   Что вы представляете, слушая ее? Да, мы представляем наш родной край, степи, тюльпаны,  бегущих  сайгаков.

 Подвижная игра «Домбра»

 Дети делятся на четыре подгруппы и становятся шеренгами вдоль стен комнат, чередуясь в определенном порядке — мальчик, девочка. Водящий («домбрист») сидит в центре на стуле и играет на домбре. Все воспитанники, поют и танцуют одновременно, а «домбрист» ходит по кругу переменным шагом, в конце песни кланяется детям и кладет домбру на стул. Исполняется плясовая мелодия. В конце музыки дети  бегут, стараясь взять домбру. Выигравший ребенок становится «домбристом».

Воспитатель:   Играми  да  словами   сыт не будешь,

Славится наш народ  гостеприимством да угощением. Я хочу  угостить  вас калмыцкими национальными  блюдами  -  борцоками и чаем (достает из сундука).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Редкие птицы Калмыкии

Материал будет полезен для педагогов Калмыкии, этот плакат я сделала по материалам сайта калмприрода....

новогодний праздник калмыков ЗУЛ

Новый год, который праздновали калмыки 16 декабря 2014 года...

Дифференциация воспитания мальчиков и девочек на прогрессивных народных традициях калмыков.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК НА ПРОГРЕССИВНЫХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАЛМЫКОВ. Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек не только закономерен, более того – необходи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Моя Калмыкия»

Цель: формировать  знания дошкольников о родном крае. Задачи:  - продолжать знакомить детей с республикой Калмыкия, с ее столицей, с особенностями природы; познакомить с  символам( герб...

Региональный компонент Республики Калмыкия

Предназначена для воспитателей, родителей и педагогов дополнительного образования...

Региональный компонент ДОУ (КАЛМЫКИЯ)

           Из опыта работы «РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ в воспитательно-образовательном процесс ДОУ №1»...