Дифференциация воспитания мальчиков и девочек на прогрессивных народных традициях калмыков.
консультация (подготовительная группа) на тему
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК НА ПРОГРЕССИВНЫХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАЛМЫКОВ.
Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек не только закономерен, более того – необходим. Каждый человек индивидуален, каждый человек личность. В дифференцированном подходе мы выделяем один из важных моментов – при совместном обучении раздельное воспитание мальчиков и девочек.
Дифференциация воспитания начиналась с приучения к домашней работе: мальчика учили отцовской работе, а девочек – материнской. Личный положительный пример старших это самое главное в народной педагогике. Начинай совершенствование с себя, имей и приобретай те качества, которые собираешься передать детям, постоянно совершенствуйся. Поэтому традиционное воспитание – система, результата воспитательных усилий народа в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводил и воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в последующих поколениях. В развитии и воспитании ребёнка не учитывалось его фундаментальное свойство – пол. Медики считают, что утрата чувства пола порождают глубокие изменения всей личности человека, потеря своего «Я», своего места среди людей. Одна из основных причин связанных с проблемой здоровья наших мальчиков и девочек как раз и коренится в одинаковом, унифицированном подходе к ним.
Во все времена семья была и остается основой формирования морали. Достаточно рано, целенаправленно, системно воспитывали мальчиков и девочек в прошлом каждая калмыцкая семья. Поэтому каждая семья, во – первых старалась рано приобщить детей к традиционным видам производственной деятельности; во – вторых, приобщение к труду носило дифференцированный и непрерывный характер с учетом пола и возраста, в 3-х осуществлялась серьезная морально – психологическая подготовка, в четвертых, практические знания и учения отличались высоким профессионализмом.
Каждая калмыцкая семья ставила пред собой цель – воспитать настоящего мужчину. «Йоста залу кюн». Достижение цели в соответствии с системой педагогических мер под названием «Эцкин закврс» - заповеди отца.
Данная заповедь предполагала овладению следующими знаниями и навыками:
· присматривать и ухаживать за домашними животными, причем лошадь являлась предметом особой заботы.
· изготавливать конскую сбрую и прочее снаряжение.
· мастерить повозку, колеса.
· шить из кожи предметы домашней утвари.
· выполнять кузнечные работы.
· охотится заниматься рыболовством.
В первую очередь «В заповедях отца» перечисляются трудовые умения и навыки, необходимые скотоводу – кочевнику, будущему семьянину – хозяину. Если руки работают, то и рот работает – гар кендрхля, амн чигр кендрня. В этой пословице заключено народное отношение к труду. Воспитание молодежи в духи любви к труду – вот главная задача человеческого общества.
«В доме лодыря не бывает топлива, у обжоры пьяницы не бывает пищи». «Лентяй и в своей кибитке мясо не достанет» - о тех, кто ленив, кому трудовая деятельность не в тягость.
Обучение мальчика верховой езде в совершенстве образно говоря, для калмыка было равнозначно потребности в кислороде. Мальчика в три года уже сажали на лошадь и учили держаться в седле. Поэтому иногда представители других национальностей замечали, что калмык уверенней держится в седле, чем на земле. Ребенка учили запрягать, распрягать, ухаживать за лошадью. Все это развивало в ребенке ловкость, умение, выносливость и любовь к животным. Дети вместе с отцом изготавливали красивую, прочную, удобную упряжь, обучали обрабатывать кожу и изготавливали изделия из нее, обрабатывали металлы вручную и изготавливали ювелирные украшения, что вырабатывало в мальчике тонкий вкус, умение видеть красоту и эстетику. Охота, рыболовство у астраханских калмыков, делали мальчиков храбрыми, смелыми, отважными, что обязательно нужно было военно – тактической выучке молодежи. Конечно, кузнечное мастерство требовало длительного освоения, но оставить кибитку, распознавать и прогнозировать погоду, обладать совершенными знаниями о животных, молодой человек обязательно выучивался.
В воспитании и развитии мальчиков личность отца играло решающую роль. Вместе отец и сын, почти все свое время, уделяли скотоводству – главной экономической составляющей жизни степняка. За всеми сыновними делами: пасти и поить скот, носить воду внимательно следил отец, учил аккуратности, выносливости, поощрял смекалку, порицал за ошибки, требовал неукоснительного соблюдения нравственных законов:
· Не ругаться, не завидовать
· Не пить, не курить
· Заботится о слабых, больных людях
· Быть аккуратным, содержать себя в чистоте
· Продолжать, приумножать дело отца, идти по жизни белой дорогой
И недаром есть слова в благопожелания: эк – эцкин нер дуудулж йов, то есть имя отца своего прославляй.
Эти вечные ценности наших предков актуальны и для нас, они близки и понятны каждому человеку, от нас зависит в какой мере мы руководствуемся ими. Роль отца в семье должна быть значимой, его престиж, авторитет, не должны подрываться другими взрослыми. И поэтому большая ответственность за воспитание сына лежит на примере отца. Лучший вариант, когда малышом – мальчиков в большей степени занимается отец. Пусть будут они неразлучны: вместе трогают, копают, чинят, отдыхают. Водит его в спортивную секцию, вникает в его проблемы. В неполной семье пусть этим занимается старший брат, дед. К сожалению, сейчас пытаются откупиться приобретением компьютеров и т.д. Ведь в доме, где растет мальчик, нужен спортивный уголок. Смешон и жалок пусть даже развитый интеллектуально, если он слаб, вял, неловок и неумел – это уже упущение отца.
Созидательницей и хранительницей семьи – женщина – мать. Культ матери был безоговорочен. Женщина – мать должна обладать девятью добродетелями. Она должна быть:
· светла и чиста душой и телом
· в делах мастерицей
· любящей и заботливой матерью
· аккуратной и чистоплотной хозяйкой
· опорой мужу и верной женой
· уважительной к родне мужа
· почтительной к старшим
· доброжелательной ко всем окружающим.
Все эти качества прививались к девочкам с раннего детства. Они
помогали матерям в мелких домашних делах, а так же присматривали за младшими, заботились о них.
Мать приучила дочь к следующим навыкам и умениям:
· учила уходу за животными, сушить кизяк
· стирать шерсть, прясть, вязать
· шить и вышивать
· выделывать шкуры животных, уметь изготавливать из них одежду, домашнюю утварь
· изготавливать из шерсти овцы матрацы, кошму
· готовить национальные блюда
· в соответствии с национальным этикетом вести себя в обществе, общаться со старшими почтенно, знать религиозные обряды
· танцевать, играть и петь под домбру, быть знатоком фольклора
Когда девочка всем этим владела, судили о матери. «Прежде чем выбрать невесту, посмотри на мать», а значит воспитывать надо прежде всего:
· отзывчивой, способной с одного взгляда понимать состояние близких. Девочка, не чувствующая тревожности матери недомогания бабушки, усталости отца вырастет черствой, эгоисткой.
· нежной и женственной. Грубость несовместима с женственностью. Грубую может быть примет подростковая группа, но пройдет время и от нее отвернутся.
· осмотрительной и осторожной.
Ей суждено быть матерью, и, оберегая себя, оберегать будущее. Ей рано поручают заботу о младших сначала куклы, а затем младших сестер и братишек. Что значит осторожной и осмотрительной. Она внимательно должна относиться к своему здоровью, потому что, она будущая мама. Девочка не должна пить и курить. Ведь всем известно, к каким последствиям приводит употребление алкоголя и курение. За этим должна строго следить мама и быть примером сама. А что греха таить, если мама выносит или выводит подышать ребенка свежим воздухом с сигаретой во рту. Из всего сказанного следует, что примером для сына является отец, а примером для девочки – мама. Они должны быть образцом во всем. И недаром в пословице говорится:
« Эцкясн даву кевюн гарад уга – еще не родился сын лучше отца,
Экясн даву кююкн гарад уга – еще не родилась дочь лучше матери.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК НА ПРОГРЕССИВНЫХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАЛМЫКОВ
Хальмг келня багш
Худаева Б.Д.
Элст 2013ж.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК НА ПРОГРЕССИВНЫХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАЛМЫКОВ.
Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек не только закономерен, более того – необходим. Каждый человек индивидуален, каждый человек личность. В дифференцированном подходе мы выделяем один из важных моментов – при совместном обучении раздельное воспитание мальчиков и девочек.
Дифференциация воспитания начиналась с приучения к домашней работе: мальчика учили отцовской работе, а девочек – материнской. Личный положительный пример старших это самое главное в народной педагогике. Начинай совершенствование с себя, имей и приобретай те качества, которые собираешься передать детям, постоянно совершенствуйся. Поэтому традиционное воспитание – система, результата воспитательных усилий народа в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводил и воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в последующих поколениях. В развитии и воспитании ребёнка не учитывалось его фундаментальное свойство – пол. Медики считают, что утрата чувства пола порождают глубокие изменения всей личности человека, потеря своего «Я», своего места среди людей. Одна из основных причин связанных с проблемой здоровья наших мальчиков и девочек как раз и коренится в одинаковом, унифицированном подходе к ним.
Во все времена семья была и остается основой формирования морали. Достаточно рано, целенаправленно, системно воспитывали мальчиков и девочек в прошлом каждая калмыцкая семья. Поэтому каждая семья, во – первых старалась рано приобщить детей к традиционным видам производственной деятельности; во – вторых, приобщение к труду носило дифференцированный и непрерывный характер с учетом пола и возраста, в 3-х осуществлялась серьезная морально – психологическая подготовка, в четвертых, практические знания и учения отличались высоким профессионализмом.
Каждая калмыцкая семья ставила пред собой цель – воспитать настоящего мужчину. «Йоста залу кюн». Достижение цели в соответствии с системой педагогических мер под названием «Эцкин закврс» - заповеди отца.
Данная заповедь предполагала овладению следующими знаниями и навыками:
- присматривать и ухаживать за домашними животными, причем лошадь являлась предметом особой заботы.
- изготавливать конскую сбрую и прочее снаряжение.
- мастерить повозку, колеса.
- шить из кожи предметы домашней утвари.
- выполнять кузнечные работы.
- охотится заниматься рыболовством.
В первую очередь «В заповедях отца» перечисляются трудовые умения и навыки, необходимые скотоводу – кочевнику, будущему семьянину – хозяину. Если руки работают, то и рот работает – гар кендрхля, амн чигр кендрня. В этой пословице заключено народное отношение к труду. Воспитание молодежи в духи любви к труду – вот главная задача человеческого общества.
«В доме лодыря не бывает топлива, у обжоры пьяницы не бывает пищи». «Лентяй и в своей кибитке мясо не достанет» - о тех, кто ленив, кому трудовая деятельность не в тягость.
Обучение мальчика верховой езде в совершенстве образно говоря, для калмыка было равнозначно потребности в кислороде. Мальчика в три года уже сажали на лошадь и учили держаться в седле. Поэтому иногда представители других национальностей замечали, что калмык уверенней держится в седле, чем на земле. Ребенка учили запрягать, распрягать, ухаживать за лошадью. Все это развивало в ребенке ловкость, умение, выносливость и любовь к животным. Дети вместе с отцом изготавливали красивую, прочную, удобную упряжь, обучали обрабатывать кожу и изготавливали изделия из нее, обрабатывали металлы вручную и изготавливали ювелирные украшения, что вырабатывало в мальчике тонкий вкус, умение видеть красоту и эстетику. Охота, рыболовство у астраханских калмыков, делали мальчиков храбрыми, смелыми, отважными, что обязательно нужно было военно – тактической выучке молодежи. Конечно, кузнечное мастерство требовало длительного освоения, но оставить кибитку, распознавать и прогнозировать погоду, обладать совершенными знаниями о животных, молодой человек обязательно выучивался.
В воспитании и развитии мальчиков личность отца играло решающую роль. Вместе отец и сын, почти все свое время, уделяли скотоводству – главной экономической составляющей жизни степняка. За всеми сыновними делами: пасти и поить скот, носить воду внимательно следил отец, учил аккуратности, выносливости, поощрял смекалку, порицал за ошибки, требовал неукоснительного соблюдения нравственных законов:
- Не ругаться, не завидовать
- Не пить, не курить
- Заботится о слабых, больных людях
- Быть аккуратным, содержать себя в чистоте
- Продолжать, приумножать дело отца, идти по жизни белой дорогой
И недаром есть слова в благопожелания: эк – эцкин нер дуудулж йов, то есть имя отца своего прославляй.
Эти вечные ценности наших предков актуальны и для нас, они близки и понятны каждому человеку, от нас зависит в какой мере мы руководствуемся ими. Роль отца в семье должна быть значимой, его престиж, авторитет, не должны подрываться другими взрослыми. И поэтому большая ответственность за воспитание сына лежит на примере отца. Лучший вариант, когда малышом – мальчиков в большей степени занимается отец. Пусть будут они неразлучны: вместе трогают, копают, чинят, отдыхают. Водит его в спортивную секцию, вникает в его проблемы. В неполной семье пусть этим занимается старший брат, дед. К сожалению, сейчас пытаются откупиться приобретением компьютеров и т.д. Ведь в доме, где растет мальчик, нужен спортивный уголок. Смешон и жалок пусть даже развитый интеллектуально, если он слаб, вял, неловок и неумел – это уже упущение отца.
Созидательницей и хранительницей семьи – женщина – мать. Культ матери был безоговорочен. Женщина – мать должна обладать девятью добродетелями. Она должна быть:
- светла и чиста душой и телом
- в делах мастерицей
- любящей и заботливой матерью
- аккуратной и чистоплотной хозяйкой
- опорой мужу и верной женой
- уважительной к родне мужа
- почтительной к старшим
- доброжелательной ко всем окружающим.
Все эти качества прививались к девочкам с раннего детства. Они
помогали матерям в мелких домашних делах, а так же присматривали за младшими, заботились о них.
Мать приучила дочь к следующим навыкам и умениям:
- учила уходу за животными, сушить кизяк
- стирать шерсть, прясть, вязать
- шить и вышивать
- выделывать шкуры животных, уметь изготавливать из них одежду, домашнюю утварь
- изготавливать из шерсти овцы матрацы, кошму
- готовить национальные блюда
- в соответствии с национальным этикетом вести себя в обществе, общаться со старшими почтенно, знать религиозные обряды
- танцевать, играть и петь под домбру, быть знатоком фольклора
Когда девочка всем этим владела, судили о матери. «Прежде чем выбрать невесту, посмотри на мать», а значит воспитывать надо прежде всего:
- отзывчивой, способной с одного взгляда понимать состояние близких. Девочка, не чувствующая тревожности матери недомогания бабушки, усталости отца вырастет черствой, эгоисткой.
- нежной и женственной. Грубость несовместима с женственностью. Грубую может быть примет подростковая группа, но пройдет время и от нее отвернутся.
- осмотрительной и осторожной.
Ей суждено быть матерью, и, оберегая себя, оберегать будущее. Ей рано поручают заботу о младших сначала куклы, а затем младших сестер и братишек. Что значит осторожной и осмотрительной. Она внимательно должна относиться к своему здоровью, потому что, она будущая мама. Девочка не должна пить и курить. Ведь всем известно, к каким последствиям приводит употребление алкоголя и курение. За этим должна строго следить мама и быть примером сама. А что греха таить, если мама выносит или выводит подышать ребенка свежим воздухом с сигаретой во рту. Из всего сказанного следует, что примером для сына является отец, а примером для девочки – мама. Они должны быть образцом во всем. И недаром в пословице говорится:
« Эцкясн даву кевюн гарад уга – еще не родился сын лучше отца,
Экясн даву кююкн гарад уга – еще не родилась дочь лучше матери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях.
В настоящее время, когда многие девочки и мальчики имеют низкую самооценку, страдают от застенчивости, этот опыт народной педагогики имеет особое значение. Становится очевидным, что, с одн...
Консультация для родителей «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях.»
На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обу...
Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях
Консультация для родителей...
"Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях"
quot;Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях"...
Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях.
На ранних стадиях развития человеческого общества и уход за детьми было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их....
Консультация для родителей «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях»
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, иг...
Родительское собрание в средней группе по теме "Гендерное воспитание. В чем разница воспитания мальчика и девочки? Как воспитать девочку и мальчика? (Дистанционная форма проведения)
Родители стали забывать про гендерные различия мальчиков и девочек, поэтому мы наблюдаем как девочки становятся сильными и волевыми, а пацаны, наоборот, перенимает женский тип поведения. Так как ...