"Русский быт"
проект (старшая группа)

Нелли Сафаргалиевна Рубан

Проект "Русский быт". Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с бытом и обычаями русского народа, устройством русской избы и национальными праздниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_byt_proekt.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Народная культура и традиции»

Актуальность:

Время наше сложное – это время социальных перемен. Народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерные игры, телевизионные экраны. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям  и быть эстетически развитой личностью.

Гипотеза: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.

Цель проекта:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с бытом и обычаями русского народа, устройством русской избы и национальными праздниками.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением (изба, пряжа, сруб, веретено, лапти, люлька, прялка, лавка, чугунок, сундук, ухват); исследовать,  сравнить  предметы быта прошлого и настоящего времени.
  2. Познакомить детей с элементами народного декоративно-прикладного искусства (росписи в одежде, в посуде: гжель и хохлома).
  3. Познакомить детей с народными играми, обычаями, обрядами, праздниками: «Капустные посиделки», «Колядки», «Масленица»;
  4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие);
  5. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа;
  6. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Паспорт проекта:

Мероприятия реализуются в совместной деятельности взрослого и детей в свободное время в первую или во вторую половину дня. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину русской культуры.

Название проекта

«Народная культура и традиции»

Возраст детей

6 – 7 лет

Тип проекта

познавательно-исследовательский  

Участники проекта

дети  подготовительной к школе группы, воспитатели группы,  родители  

Длительность проекта

долгосрочный  (21.03.22 – 20.05.22)

Используемые  образовательные технологии:

 - личностно - ориентированные технологии

 - технология исследовательской деятельности;

 - проблемно-игровая технология;

 - технология развивающего обучения

 - ИКТ (информационно компьютерные технологии)

- ТРИЗ технология

Ресурсы

ИКТ: мультимедийные презентация; иллюстрации: альбомы сизображением народных костюмов, народных праздничных гуляний, русских богатырей;

литература: рассказы, былины, стихи, загадки, пословицы.

Технологичность

проект доступен и может быть использован воспитателями МБДОУ и родителями.

Методы

- наблюдение

- обследование

- чтение художественной литературы

- беседа

Условия реализации проекта

Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.

Желание родителей и педагогов детского сада участвовать в реализации проекта.

Наличие комфортной обстановки для проведения различных видов деятельности.

Практическая значимость

Практическая значимость представленного проекта состоит в возможности применения его в повседневной практике педагога любого дошкольного образовательного учреждения, в возможности использования в рамках любой образовательной программы.

Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу, раскрывает для других педагогов новый положительный опыт по данной теме.

Работа над реализацией проекта позволит раздвинуть рамки традиционных контактов с родителями, которые могут внести свой вклад в образовательную работу, разнообразить образовательную деятельность с детьми.

Планируемые результаты:

Для детей:

  1. Дети знают устройство русской избы, различают и понимают значение предметов домашнего обихода, их названия и назначение;
  2. Дети знают народныеобычаи, праздники: «Капустные посиделки», «Колядки», «Масленица».
  3. Дети знают и демонстрируют в свободной деятельности элементы обычаев гостеприимства русского народа.
  4. Дети знают, различают и применяют элементы народного декоративно-прикладного искусства в самостоятельной художественной деятельности (гжель и хохлома).
  5. Дети используют народные игры в свободной деятельности.

Родители:

  1. Активно сотрудничают с педагогами в развитии познавательных, творческих способностей детей.
  2. Пополнят свои знания обистории и традициях русского народа.
  3. Родители принимают активное участие в создании мини-музея, обогащении предметно-пространственной среды группы.

Этапы реализации:

Содержание проектной деятельности

I этап – организационный,

II этап – основной,

II этап – заключительный.

I. Организационный этап

  • Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала  по теме проекта;
  • Подбор  материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
  • Составление плана работы с детьми по проекту.
  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
  • Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

II. Основной этап

Социально-коммуникативное развитие:

Мероприятие

Цель

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери», «В русской избе», «Приходите в гости к нам»;

Формирование у детей нравственно-

патриотические чувства; познакомить с

традицией чаепития, гостеприимством русскогонарода.

Формирование умение «разворачивать» сюжет игры, объединяться в игре, развивать умения пользоваться предметами русского быта, посудой, одеждой.

Рассматривание альбомов: «Русская изба», «Русский быт», «Предметы быта», «Русская семья», «Народные промыслы», «Традиции чаепития», «Богатыри земли русской», «Слава русской старине», «Русский костюм», «Русская кухня», «Масленица», «Пришла коляда».

Закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.

Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Побуждать восхищаться народными умельцами, и предметами их народного творчества.

Дидактические игры: «Чего не хватает», «Собери самовар», «Найди отличие», «Герои русских былин», «Найди пару», «Археолог», «Четвертый лишний», «Расставь предметы быта в русской избе», «Четвертый лишний», «Собери сказку из пазлов», «Лента времени», «Что сначала, что потом».

Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Развивать логическое мышление, воображение, внимание, память;

Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.

Познавательное развитие:

Мероприятие

Цель

Экскурсия в музей «Русская изба»,

Просмотр презентаций «Изба на Руси», «Русь мастеровая», Русские богатыри»,

ООД «Устройство русской избы»,

ООД «В русской горнице»,

ООД «Генеалогическое древо семьи»,

ООД «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице»,

ООД « Масленица», «Колядки».

Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.

Ознакомление детей систорией возникновения и традициями

празднования «Масленица», «Колядки», как отмечали этотпраздники на Руси. Обогащать словарный запас детей

Воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины.

Речевое развитие:

Мероприятие

Цель

Чтение и заучивание: потешки, загадки  о предметах крестьянского труда и быта, поговорки, пословицы, заклички, скороговорки.

Былины о Богатырях земли русской «Илья Муромец»

ООД «Путешествие по русским

народным сказкам».

Чтение сказки «По щучьему велению», «Гуси-лебеди».

Ознакомление детей с малыми фольклорнымиформами. Учить понимать суть пословиц ипоговорок.

Воспитание у детей любви к русским народнымсказкам, как к произведению искусства.

Способствовать формированию интереса к произведениям русского народного творчества через былины.

Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать,

Расширять и обогащать словарный запас детей.

Беседы: «Что такое культурное наследие. О русской культуре», «Русские народные игрушки», «Русская матрешка», «Россия моя мастеровая», «Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни), «Богатыри земли русской», «Народные промыслы», «Масленица», «Святки Колядки».

Познакомить детей с искусством гжельской, хохломской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.

Рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала на тему:

«Эти мудрые русские сказки».

Народные сказки: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Колобок».

Способствовать формированию интереса к произведениям русского народного творчества через сказки.

Художественно-эстетическое развитие:

Мероприятие

Цель

Лепка «Предметы посуды» (пластилинография):

«Гжель», «Золотая хохлома».

 Учить детей выразительно передавать образы объектов. Воспитание гордости за свой народ в процессе художественно-творческой деятельности.

Рисование, аппликация:

«Изба», «Народно-прикладное искусство», «Народный костюм», «Русский самовар», «Масленица», «Святки-колядки», «Богатыри»,

«Любимые герои народных сказок».

Знакомить детей с народно-прикладным искусством, с историей их возникновения. Учить выделять элементы узора (Гжель, Хохлома), создавать узоры по собственному

замыслу, используя знакомые элементы росписи.

Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.

Рассматривание альбомов: «Гжель», «Хохлома», «Масленица к нам пришла», «Одежда русских людей», «Традиции русской семьи», «Богатыри русские».

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами в свободной деятельности.

Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы», «Русские народные узоры», «Народные костюмы», «Русские Богатыри», «Масленица».

Приобщать детей к истокам народного творчества.

Д/и «Угадай роспись», «Составь узор», «Выложи узор», «Что перепутано».

Закрепление названий народных промыслов, домашней утвари и т.д.

Слушание народных песен (аудиозапись).

Развлечение: Святки-Колядки, Масленица.

Приобщение детей к народной культуре через песенно-игровые традиции, обрядовые праздники.

Физическое развитие:

Мероприятие

Цель

Пальчиковая гимнастика: «Заря –зарница», «Такие разные дела», «За работу».

Физминутка: «Богатыри»

Игра м/п: «Платочек», «Золотые ворота», «Горелки», «Гори-гори ясно», «Ручеек», «Карусель», «Калачи», «Горячий блин».

Познакомить детей с русскими народными, хороводными играми. Развивать образное восприятие хороводов, коммуникативные умения с помощью народных игр.

Взаимодействие с родителями

Цель: повышениепедагогической культуры родителей, приобщение родителей к участию вжизни детского сада, через поиск и внедрениенаиболее эффективных форм работы

Консультации:

- «Значение родителей к приобщению детей к русским традициям»

- «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуры»

- «Традиции русского чаепития»

- «Во что играли наши бабушки»

-«Народные традиции и праздники»

- «Русский народный промысел»

- «Как люди на Руси жили».

Помощь в создании мини-музея «Русская Изба», изготовление атрибутов.

III. Заключительный этап

Развлечение: «Русские посиделки»

Мини – музей « Русская изба»

Мини - макет «Русский изба»

Выводы:

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства:

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

Литература:

1. Л.С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова

“Знакомство детей с русским народным творчеством”: Конспекты занятий и

сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для

педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. и др. –СПб. :

«Детство-Пресс», 2004.

2. М.Ф. Литвинова. “Русские народные подвижные игры для детей

дошкольного и младшего школьного возраста”: Практическое пособие. – М. :

Айрис-пресс, 2003.

3. О.Л. Князева, М. Д. Маханева “Приобщение детей к истокам русской

народной культуры”: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.:

Детство-Пресс,2010.

4. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова «Красна изба…“Знакомство детей с

русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада”. –

СПб.: «Детство-Пресс»

Ресурсы интернета:

1. https://infourok.ru/proekt-priobschenie-detey-k-istokam-russkoy-naarodnoy-kulturi-i-bitu-v-podgotovitelnoy-gruppe-pchelki-2014161.html

2. https://multiurok.ru/files/proiekt-traditsii-russkogho-byta-russkaia-izba.html

3. https://infourok.ru/proekt-bit-i-tradicii-russkogo-naroda-3180051.html

4. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/06/11/proekt-byt-i-traditsii-russkogo-naroda

5.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/proekt_russkaia_izba_1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...