"Русский быт"
проект (старшая группа)
Проект "Русский быт". Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с бытом и обычаями русского народа, устройством русской избы и национальными праздниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_byt_proekt.docx | 38.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Народная культура и традиции»
Актуальность:
Время наше сложное – это время социальных перемен. Народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерные игры, телевизионные экраны. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.
Гипотеза: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.
Цель проекта:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с бытом и обычаями русского народа, устройством русской избы и национальными праздниками.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением (изба, пряжа, сруб, веретено, лапти, люлька, прялка, лавка, чугунок, сундук, ухват); исследовать, сравнить предметы быта прошлого и настоящего времени.
- Познакомить детей с элементами народного декоративно-прикладного искусства (росписи в одежде, в посуде: гжель и хохлома).
- Познакомить детей с народными играми, обычаями, обрядами, праздниками: «Капустные посиделки», «Колядки», «Масленица»;
- Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие);
- Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа;
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Паспорт проекта:
Мероприятия реализуются в совместной деятельности взрослого и детей в свободное время в первую или во вторую половину дня. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину русской культуры.
Название проекта | «Народная культура и традиции» |
Возраст детей | 6 – 7 лет |
Тип проекта | познавательно-исследовательский |
Участники проекта | дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, родители |
Длительность проекта | долгосрочный (21.03.22 – 20.05.22) |
Используемые образовательные технологии: | - личностно - ориентированные технологии - технология исследовательской деятельности; - проблемно-игровая технология; - технология развивающего обучения - ИКТ (информационно компьютерные технологии) - ТРИЗ технология |
Ресурсы | ИКТ: мультимедийные презентация; иллюстрации: альбомы сизображением народных костюмов, народных праздничных гуляний, русских богатырей; литература: рассказы, былины, стихи, загадки, пословицы. |
Технологичность | проект доступен и может быть использован воспитателями МБДОУ и родителями. |
Методы | - наблюдение - обследование - чтение художественной литературы - беседа |
Условия реализации проекта | Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала. Желание родителей и педагогов детского сада участвовать в реализации проекта. Наличие комфортной обстановки для проведения различных видов деятельности. |
Практическая значимость
Практическая значимость представленного проекта состоит в возможности применения его в повседневной практике педагога любого дошкольного образовательного учреждения, в возможности использования в рамках любой образовательной программы.
Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу, раскрывает для других педагогов новый положительный опыт по данной теме.
Работа над реализацией проекта позволит раздвинуть рамки традиционных контактов с родителями, которые могут внести свой вклад в образовательную работу, разнообразить образовательную деятельность с детьми.
Планируемые результаты:
Для детей:
- Дети знают устройство русской избы, различают и понимают значение предметов домашнего обихода, их названия и назначение;
- Дети знают народныеобычаи, праздники: «Капустные посиделки», «Колядки», «Масленица».
- Дети знают и демонстрируют в свободной деятельности элементы обычаев гостеприимства русского народа.
- Дети знают, различают и применяют элементы народного декоративно-прикладного искусства в самостоятельной художественной деятельности (гжель и хохлома).
- Дети используют народные игры в свободной деятельности.
Родители:
- Активно сотрудничают с педагогами в развитии познавательных, творческих способностей детей.
- Пополнят свои знания обистории и традициях русского народа.
- Родители принимают активное участие в создании мини-музея, обогащении предметно-пространственной среды группы.
Этапы реализации:
Содержание проектной деятельности
I этап – организационный,
II этап – основной,
II этап – заключительный.
I. Организационный этап
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;
- Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- Составление плана работы с детьми по проекту.
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
- Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
II. Основной этап
Социально-коммуникативное развитие: | ||
Мероприятие | Цель | |
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери», «В русской избе», «Приходите в гости к нам»; | Формирование у детей нравственно- патриотические чувства; познакомить с традицией чаепития, гостеприимством русскогонарода. Формирование умение «разворачивать» сюжет игры, объединяться в игре, развивать умения пользоваться предметами русского быта, посудой, одеждой. | |
Рассматривание альбомов: «Русская изба», «Русский быт», «Предметы быта», «Русская семья», «Народные промыслы», «Традиции чаепития», «Богатыри земли русской», «Слава русской старине», «Русский костюм», «Русская кухня», «Масленица», «Пришла коляда». | Закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Побуждать восхищаться народными умельцами, и предметами их народного творчества. | |
Дидактические игры: «Чего не хватает», «Собери самовар», «Найди отличие», «Герои русских былин», «Найди пару», «Археолог», «Четвертый лишний», «Расставь предметы быта в русской избе», «Четвертый лишний», «Собери сказку из пазлов», «Лента времени», «Что сначала, что потом». | Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи. Развивать логическое мышление, воображение, внимание, память; Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа. | |
Познавательное развитие: | ||
Мероприятие | Цель | |
Экскурсия в музей «Русская изба», Просмотр презентаций «Изба на Руси», «Русь мастеровая», Русские богатыри», ООД «Устройство русской избы», ООД «В русской горнице», ООД «Генеалогическое древо семьи», ООД «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице», ООД « Масленица», «Колядки». | Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях. Ознакомление детей систорией возникновения и традициями празднования «Масленица», «Колядки», как отмечали этотпраздники на Руси. Обогащать словарный запас детей Воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины. | |
Речевое развитие: | ||
Мероприятие | Цель | |
Чтение и заучивание: потешки, загадки о предметах крестьянского труда и быта, поговорки, пословицы, заклички, скороговорки. Былины о Богатырях земли русской «Илья Муромец» ООД «Путешествие по русским народным сказкам». Чтение сказки «По щучьему велению», «Гуси-лебеди». | Ознакомление детей с малыми фольклорнымиформами. Учить понимать суть пословиц ипоговорок. Воспитание у детей любви к русским народнымсказкам, как к произведению искусства. Способствовать формированию интереса к произведениям русского народного творчества через былины. Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать, Расширять и обогащать словарный запас детей. | |
Беседы: «Что такое культурное наследие. О русской культуре», «Русские народные игрушки», «Русская матрешка», «Россия моя мастеровая», «Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни), «Богатыри земли русской», «Народные промыслы», «Масленица», «Святки Колядки». | Познакомить детей с искусством гжельской, хохломской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам. | |
Рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала на тему: «Эти мудрые русские сказки». Народные сказки: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Колобок». | Способствовать формированию интереса к произведениям русского народного творчества через сказки. | |
Художественно-эстетическое развитие: | ||
Мероприятие | Цель | |
Лепка «Предметы посуды» (пластилинография): «Гжель», «Золотая хохлома». | Учить детей выразительно передавать образы объектов. Воспитание гордости за свой народ в процессе художественно-творческой деятельности. | |
Рисование, аппликация: «Изба», «Народно-прикладное искусство», «Народный костюм», «Русский самовар», «Масленица», «Святки-колядки», «Богатыри», «Любимые герои народных сказок». | Знакомить детей с народно-прикладным искусством, с историей их возникновения. Учить выделять элементы узора (Гжель, Хохлома), создавать узоры по собственному замыслу, используя знакомые элементы росписи. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства. | |
Рассматривание альбомов: «Гжель», «Хохлома», «Масленица к нам пришла», «Одежда русских людей», «Традиции русской семьи», «Богатыри русские». | Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами в свободной деятельности. | |
Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы», «Русские народные узоры», «Народные костюмы», «Русские Богатыри», «Масленица». | Приобщать детей к истокам народного творчества. | |
Д/и «Угадай роспись», «Составь узор», «Выложи узор», «Что перепутано». | Закрепление названий народных промыслов, домашней утвари и т.д. | |
Слушание народных песен (аудиозапись). Развлечение: Святки-Колядки, Масленица. | Приобщение детей к народной культуре через песенно-игровые традиции, обрядовые праздники. | |
Физическое развитие: | ||
Мероприятие | Цель | |
Пальчиковая гимнастика: «Заря –зарница», «Такие разные дела», «За работу». Физминутка: «Богатыри» Игра м/п: «Платочек», «Золотые ворота», «Горелки», «Гори-гори ясно», «Ручеек», «Карусель», «Калачи», «Горячий блин». | Познакомить детей с русскими народными, хороводными играми. Развивать образное восприятие хороводов, коммуникативные умения с помощью народных игр. |
Взаимодействие с родителями
Цель: повышениепедагогической культуры родителей, приобщение родителей к участию вжизни детского сада, через поиск и внедрениенаиболее эффективных форм работы
Консультации:
- «Значение родителей к приобщению детей к русским традициям»
- «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуры»
- «Традиции русского чаепития»
- «Во что играли наши бабушки»
-«Народные традиции и праздники»
- «Русский народный промысел»
- «Как люди на Руси жили».
Помощь в создании мини-музея «Русская Изба», изготовление атрибутов.
III. Заключительный этап
Развлечение: «Русские посиделки»
Мини – музей « Русская изба»
Мини - макет «Русский изба»
Выводы:
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.
Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.
Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства:
Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.
Литература:
1. Л.С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова
“Знакомство детей с русским народным творчеством”: Конспекты занятий и
сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для
педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. и др. –СПб. :
«Детство-Пресс», 2004.
2. М.Ф. Литвинова. “Русские народные подвижные игры для детей
дошкольного и младшего школьного возраста”: Практическое пособие. – М. :
Айрис-пресс, 2003.
3. О.Л. Князева, М. Д. Маханева “Приобщение детей к истокам русской
народной культуры”: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.:
Детство-Пресс,2010.
4. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова «Красна изба…“Знакомство детей с
русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада”. –
СПб.: «Детство-Пресс»
Ресурсы интернета:
2. https://multiurok.ru/files/proiekt-traditsii-russkogho-byta-russkaia-izba.html
3. https://infourok.ru/proekt-bit-i-tradicii-russkogo-naroda-3180051.html
5.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/proekt_russkaia_izba_1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе
В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
Духовно-патриотический праздник для старших дошкольников и учеников начальных классов "Мы -русские! С нами Бог! Мы Русские! Русские идут!"
Сценарий праздника по духовно-патриотическому воспитанию....
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...
Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа
Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративн...