Проект: «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»
проект
Проект: «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_st.gr_.docx | 34.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по патриотическому воспитанию
«МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»
Старшая группа
Воспитатель: Фирюлина О.С.
Актуальность:
К сожалению, в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям, поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, семья, детский сад, город, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т. д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении многих десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В.А.Сухомлинский. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, чтобы дать новый импульс духовному возрождению народа, поэтому сейчас так важно формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ведь становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Проблема:
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Теперь же одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование мира и межличностных отношений.
Проведенное среди родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает довольно низкий уровень знаний по этому вопросу.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Моя Родина – Россия».
Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
- Воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.
- Развивать чувство ответственности и гордости за свою страну.
- Воспитывать уважение к труду, русским промыслам.
- Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
- Формировать чувство уважения к другим народам и их традициям.
- Развивать инициативу ребёнка, его творческие способности.
Вид проекта: информационно-практический.
Участники проекта: воспитанники ДОУ, педагоги ДОУ, родители
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный. Сбор и анализ информации по темам, создание предметно - развивающей среды, приобретение художественной и методической литературы.
2.Основной. Проведение НОД, бесед, развлечений, досугов, совместных конкурсов творческого мастерства.
3.Заключительный. Оценка результатов.
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция образовательных областей
Предполагаемые результаты:
- Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду.
Работа по реализации проекта ведётся в 3 направлениях:
Работа с детьми; Работа с родителями; Работа с педагогами. Для работы с детьми был составлении перспективный план по патриотическому воспитанию с детьми и родителями на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С,Комаровой, М,А,Васильевой.
В работе с детьми по воспитанию патриотизма у детей мы использовали:
ООД; исторические материалы; совместную деятельность взрослых и детей; чтение художественной литературы; игры, досуги, развлечения; изодеятельность, конструирование; ознакомление с пословицами и поговорками.
Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:
анкетирование; родительские собрания; привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов; участие в конкурсах творческого мастерства; консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей;
Проект долгосрочный:
Содержание работы над проектом по этапам:
1-этап – подготовительный
Сбор и анализ информации по темам, сбор исторических материалов, создание предметно-развивающей среды, приобретение методической и художественной литературы.
2-этап – основной.
Составление перспективного плана работы по патриотическому воспитанию с детьми и форм взаимодействия работы с родителями.
Месяц | Тема | Задачи | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | «День знаний» | Формировать чувство привязанности к детскому саду, сверстникам и педагогам. Развивать положительные эмоции и впечатления, воспитывать доброжелательность между детьми. | Экскурсия по детскому саду. С/р игра «Школа». Исполнение песен о д/с. Чтение р.н. сказки «Гуси-лебеди». |
«Моя семья» | Формировать представление о мире семьи, обобщить эмоциональный опыт семейных отношений, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи, воспитывать привязанность к семье. | Работа над понятием «родня» (чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня». С/р игра «Семья». Рисование «Моя семья». Беседа о родственниках более старшего поколения. | |
«Я и моё имя» | Закреплять знания детей об имени, отчестве, фамилии родственников, дать представление о родословной. Познакомить детей со значением их имён и имён их родителей. | Чтение Я.Аким «Кто кому кто». Д/игра: «Назови ласково». | |
«Мои друзья» | Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, расширять представление о дружбе, развивать эмоциональную отзывчивость. | Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена». Беседа «Что такое дружба». Исполнение песен о дружбе. | |
Октябрь | «День города» «Наша Электросталь» | Познакомить с достопримечательностями города, воспитывать интерес к истории города, чувство гордости за него. Предложить рассказать о праздновании «Дня города» | Экскурсия по городу (с родителями). Рассматривание фотоальбома по теме. Конкурс рисунков «Наш город глазами детей». |
Осенний праздник «Что нам осень принесла» | Закрепить знания детей о характерных для октября явлениях природы, воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать чувство гордости за родной край, приобщать детей к истокам русской народной культуры. | Беседа о пословицах и поговорках об октябре. Рисование «Наше село в октябре». Конкурс творческого мастерства. | |
«Лес – наше богатство» | Расширять знания детей об осенних изменениях в природе, побуждать детей любоваться красотой осеннего пейзажа, воспитывать желание бережно относиться к природе. | Изготовление Красной книги ХМАО Югры. Рассматривание осенних пейзажей. Чтение «Уж небо осенью дышало» А.С.Пушкин. Д/и «С какого дерева лист». | |
«Экологический досуг» | Развивать интерес и любовь к родной природе, её красоте, формировать бережное отношение к природе и всему живому, развивать интерес к русским традициям. | Чтение «Осень в лесу» И.Соколов-Микитов. Беседа о народных приметах и пословицах об осени. Д/и «Овощи и фрукты». | |
Ноябрь | «Защитники России» | Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию, развивать интерес к прошлому страны, воспитывать уважение к выдающимся людям, желание быть полезным своей Родине. | Рассматривание картины Ю.Васнецова «Три богатыря». Чтение былины «Первый бой Ильи Муромца». Книжная выставка «ВОВ – глазами писателей-фронтовиков» Беседы: «Детство, опалённое войной», «Герои живут рядом», «Они сражались за Родину». |
Праздник «День матери» | Прививать чувство любви и заботы о маме, ценить постоянную заботу матери о своей семье, воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, уважение к своим близким. | Беседы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Моя семья», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны». Конкурс чтецов «Стихи о маме». | |
Спортивный досуг «Весёлые старты» | Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, развивать умение действовать в коллективе, развивать желание быть полезным своей стране в будущем. | Разучивание стихов, песен о спорте, о Родине, о защитниках России. Беседы: «Хочется мальчишкам в армии служить», Наша Родина – Россия». Рассказы пап о службе в армии. | |
«75 лет Битве под Москвой» | Дать детям элементарные представления о Великой Битве под Москвой, воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой народ, формировать гражданско-патриотические чувства. | Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто» Чтение стихотворений Е.Благининой «Шинель», З.Александровой «Дозор», А.Барто «На заставе». Чтение: «Мешок овсянки» А.Митяев. Выставка работ: «75 лет Битве под Москвой». | |
Декабрь | «Я и мои права» | Познакомить с Конвенцией о правах ребёнка в доступной для дошкольников форме, продолжать прививать детям патриотические чувства. | ООД Чтение р.н.с. Беседы о нарушении прав персонажей сказок «Какие права нарушены в прочитанных сказках?» |
«Новый год у ворот» | Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, продолжать знакомить с культурным наследием страны, Воспитывать патриотизм. | Чтение загадок о зиме. Рисование «Новогодний праздник в детском саду». Конкурс творческого мастерства совместно с родителями. Аппликация «Новогодняя ёлка». | |
«Праздник новогодней ёлки» | Побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться новогодней ёлкой, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, желание дарить подарки своим близким, обогащать и развивать словарный запас детей | Разучивание стихов, песен, танцев к празднику. Изготовление атрибутов для украшения группы. Конкурс «Лучшая новогодняя открытка». | |
Январь | Развлечение «Рождественские посиделки» | Знакомить детей с историей возникновения и традициями праздника, развивать речевые, коммуникативные и музыкальные способности детей, воспитывать интерес и уважение к традициям и культуре России. | Пение р.н.песен, частушек, колядок. Народные игры. |
«Наша Родина – Россия» | Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России, воспитывать патриотические чувства. | Беседа с использованием иллюстраций. Чтение стихотворения М.Матусовского: «С чего начинается Родина». Чтение пословиц и поговорок о Родине. | |
Тематический вечер «Добро и зло в русских народных сказках» | Учить детей поддерживать непринуждённую беседу, вызывать эмоциональный отклик на чувства и настроения героев русских народных сказок. Воспитывать интерес к культуре нашей страны. | Изготовление атрибутов к сказке для инсценировки. Инсценировка р.н.сказки «Заюшкина избушка». Чтение р.н.с. | |
Февраль | Государственные символы России» | Закреплять знания детей о Государственных символах России формировать элементарные представления о их происхождении и назначении и уважительное отношение к государственным символам. | ООД Использование макетов государственной символики. Прослушивание фонограммы Гимна России. Аппликация: «Государственный флаг России». |
«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва! | Закрепить знания детей о Москве (символика, расположение на карте), дать представление о том, что Москва – главный город страны, Воспитывать чувство гордости и любви к своей стране. | ООД Чтение стихов о Москве, рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве). Книжная выставка «Москва – главный город страны». | |
«Наша армия сильна» | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, расширять представления о Российской армии, закрепить знания о военных профессиях, развивать патриотические чувства, прививать желание заботиться о своих близких | Беседа «Что такое героизм». Чтение С.Маршак «Наша армия». Конкурс рисунков «Мой папа – солдат». Аппликация «Подарок папе». | |
Военно-патриотическая игра «Зарница» | Продолжать формировать патриотические чувства, расширять знания детей о Родине, развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, воспитывать будущих защитников Отечества. | Беседа «Что такое патриотизм». Разучивание стихов, песен о защитниках Отечества. | |
Развлечение «Широкая Масленица» | Закреплять знания детей о русском народном фольклоре: песнями и хороводами. Продолжать знакомить детей с обрядовыми народными праздниками. воспитывать интерес к истории России, воспитывать любовь к устному народному творчеству. | Беседа о народных праздниках. Разучивание малых фольклорных форм: пословиц, загадок о весне и русских народных песен. | |
Март | «Мама – главное слово» Праздник «Наши мамы» | Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека, побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу матери о своей семье, воспитывать духовно-нравственные чувства | Беседа о маме «Мама – первое слово». Составление рассказов: «За что я люблю свою маму», «Как я помогаю своей маме». Разучивание стихов, песен о маме. Изготовление подарков для мам и бабушек. |
«Пожилые люди» | Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков, воспитывать любовь и уважение к пожилым людям | Рассматривание фотографий бабушек и дедушек. Разучивание стихотворений о них. Рисование: «Моя семья». | |
«Хозяйкины помощники» | Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской, приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать чувство гордости за прошлое своей страны. | Посещение детьми музея в д/саду «Русская изба». Имитация детьми стирки белья. Исполнение детьми р.н.песен. | |
«Дом, дом, открой свою тайну!» | Воспитывать интерес к традициям своей страны, любовь к устному народному творчеству, продолжать прививать детям патриотические чувства к России и своей малой Родине. | ООД Использование скороговорок, потешек, небылиц, загадок, народных игр. | |
Апрель | Праздник весны | Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, уважение, интерес к традициям и культуре России, развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны. | Беседа о весне, о народных праздниках. Разучивание стихов о весне. Рисование «Край мой любимый». |
«Наши космонавты» | Дать детям представление о космосе, воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, продолжать формировать чувство гордости за нашу страну. | ООД Беседа «Покорение космоса». Рисование на данную тему. Конструирование космического корабля из строительного материала. | |
«Ордена и медали» | Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время ВОВ, воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине. | Использование фотографий орденов и медалей. Чтение художественной литературы о войне. Аппликация: «Праздничная открытка». | |
Май | «Этот День Победы» | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам ВОВ, познакомить с жизнью детей во время войны, воспитывать патриотические чувства, дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ. | ООД «Мы живы, пока жива наша память». Рисование «Праздничный салют». Чтение рассказов из сборника «Дети – герои ВОВ». Слушание фронтовых песен. |
Экскурсия к мемориальному комплексу возложением цветов | Воспитывать у детей патриотические чувства, донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших. | Беседа «Мы не забудем той войны». Рисование «Войне мы скажем нет!» Оформление выставки книг о войне. Оформление стенда «Война в истории моей семьи». | |
Акция «Забота» | Продолжать воспитывать уважение к защитникам Родины, желание заботиться о них, чтить память погибших, формировать патриотические чувства. | Беседа «Вечный огонь – символ бессмертия». Концерт для ветеранов ВОВ. «Мы не забудем той войны…» Создание альбома «Письма с фронта». Конструирование «Подарки ветеранам». | |
«Наша Родина – Россия» | Обобщить и систематизировать знания детей о Родине, закрепить уважение к государственным символам России, воспитывать патриотические чувства. | Итоговая викторина |
3 этап – заключительный.
Достигнутые результаты:
*Повысилась познавательная активность детей;
*Повысился уровень социализации детей: дети являются активными участниками конкурсов творческого мастерства, спортивных досугов;
*Повысилась активность родителей по воспитанию патриотизма у детей;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Наша Родина Россия"
Познавательно игровой проект, расчитаный на три месяца...
Проект "Моя Родина - Россия"
Проект имеет социокультурную направленность и определяется нами, как развивающая работа на основе русской культурной традиции. Духовно-мировоззренческая сфера культуры оказывает решающее влияние...
Проект «Наша Родина - Россия»
Цель проекта: формирование и систематизация представлений о Родине, ее истории, национально – культурных традициях, о городах и столице, о символах России....
проект "Наша Родина - Россия". Автор педагог Шкилева Елена валерьевна
Все мы живем в России, являемся её гражданами, поэтому детям необходимо знать историю своей страны, символы своей страны, национальности разных стран, народные костюмы разных стран....
Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...
Проект "Моя родина - Россия. Страны - соседи России"
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быт...
Конспект занятия на тему: «Путешествие по России» (Как результат работы над проектом: «Наша Родина –Россия»)
Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. для знакомства детей с нашей Родиной....