Проект "Моя Родина - Россия"
методическая разработка (старшая,подготовительная группа) по теме
Проект имеет социокультурную направленность и определяется нами, как развивающая работа на основе русской культурной традиции. Духовно-мировоззренческая сфера культуры оказывает решающее влияние на содержание и специфику деятельности людей, творчества, любого материального и духовного производства. С этим обстоятельством связано значение православной культуры в нравственном, эстетическом образовании детей и молодежи, воспитании у них качеств гражданственности, патриотизма, культуры межэтнического и межконфессионального общения.
Проект состоит из трёх взаимосвязанных образовательных блоков:
· Родная страна
· Православные традиции
· Я живу в Югре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_rodina_-_rossiya.docx | 43.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муницпальное
дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Родничок»
ПРОЕКТ
«МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»
Патриотическое воспитание детей
на основе духовно-нравственных традиций русского народа
Срок реализации 2 года
Разработала:
Педагог-психолог
Галкина Ольга Петровна
Г.п. Пойковский
2012г
Оглавление
Паспорт проекта…………………………………………………………………………..4
Актуальность и концептуальная обоснованность образовательного проекта «Моя Родина - Россия»…………………………………………………………………….5
Принципы реализации проекта……………………………………………………………7
Цели и задачи………………………………………………………………………………7
Ожидаемые результаты…………………………………………………………………………..7
Этапы реализации проекта ………………………………………………………………………8
Оценка эффективности работы………………………………………………………………….8
Образовательные блоки
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников ……………………………10
Распределение содержания по образовательным блокам
Образовательный блок «Родная страна»………………………………………………..11
Образовательный блок «Православные традиции»…………………………………….13
Образовательный блок «Я живу в Югре»……………………………………………….15
Литература, ИНТЕРНЕТ-ресурс…………………………………………………………………16
ПРОЕКТ
«МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»
Патриотическое воспитание детей
на основе духовно-нравственных традиций русского народа
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта | Образовательный | |
Продолжительность | Долгосрочный, 2года. | |
Участники проекта: |
| |
Общая характеристика проекта | Проект имеет социокультурную направленность и определяется нами, как развивающая работа на основе русской культурной традиции. Духовно-мировоззренческая сфера культуры оказывает решающее влияние на содержание и специфику деятельности людей, творчества, любого материального и духовного производства. С этим обстоятельством связано значение православной культуры в нравственном, эстетическом образовании детей и молодежи, воспитании у них качеств гражданственности, патриотизма, культуры межэтнического и межконфессионального общения. Проект состоит из трёх взаимосвязанных образовательных блоков:
Планирование образовательной деятельности носит календарно-тематический характер, тема месяца может включать содержание из трёх образовательных блоков. В проекте представлено распределение образовательного материала по блокам. Первый и второй год изучаются одинаковые темы. Но второй год программный материал обогащается. Тематическое планирование на учебный год представлено в приложении. |
Актуальность и концептуальная обоснованность
образовательного проекта «Моя Родина – Россия»
Мы не мыслим себя без России.
Мы живём с ней судьбою одной.
И вдыхаем и веру, и силу,
От земли, нам навеки родной.
От земли, неподвластной забвенью,
В наших песнях - и радость, и грусть.
И обязаны мы вдохновеньем
Лишь тебе, наша матушка-Русь.
Л. Глебов
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Поэтому воспитание духовно-нравственной культуры детей детей является в настоящее время актуальной задачей системы дошкольного образования. Кроме того, в Стандарты нового поколения для начальной школы введена новая предметная область «Духовно-нравственная культура народов России», и определены параметры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. И если результаты по метапредметным и предметным требованиям к обучающимся могут быть получены на основе освоения программ начальной школы, то поставленные ориентиры личностного развития требуют специальной организации уже на уровне звена дошкольного образования.
С учетом того, процесс формирования личностных качеств ребёнка, имея сензитивный период развития в раннем детстве, носит длительный пролонгированный характер, имеет отсроченные результаты, то для получения полноценных личностных результатов, должна быть обеспечена преемственность на уровне дошкольного и школьного звена системы образования.
Базой патриотического воспитания юных россиян является духовно-нравственная культура народа, основанная на православной христианской религии. В Российской Федерации православие является основной традиционной религией, принадлежность или предпочтительное отношение к которой выражают большинство россиян. В научном сообществе православная религия характеризуется, как культурообразующая в отношении исторически сложившейся на протяжении более чем тысячелетнего периода российской культуры, поскольку она оказала определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности, специфику культуры нашей страны в пространстве мировой цивилизации. При этом важно, что ее огромный духовно-нравственный потенциал используется для формирования в детях внутренних побудительных мотивов к активной умственной и прикладной деятельности, коллективистской ориентированности и социальной адаптации, совестливости. В целом, это означает возможность воспитания гармоничной личности, а значит и профилактики многих негативных тенденций, ставших, к сожалению, характерными для современного общества. Задачи духовно-нравствен ного воспитания, определяемые как воспитание «готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию» определяются в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Для формирования толерантного сознания и вхождение в нашу русскую культуру детей других национальностей, знакомство с православными традициями оказывается очень интересным и развивающим; а в русских детях формирует искренний благожелательный интерес к другим культурам, прежде всего к культурам соседних народов.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие высших моральных чувств. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и уважения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Эти чувства начинаются с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Принципы реализации проекта
Принцип культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности, познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России.
Принцип личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного и школьного возраста.
Принцип систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного, начального образования.
Принцип амплификация содержания, позволяет расширять и углублять знания детей по данному направлению работы.
Цель проекта:
Способствовать развитию духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми
Задачи:
- воспитывать чувство причастности к истории своего народа, гордости за достижения и культуру своего народа;
- воспитывать нравственно-патриотические и гражданские чувства.
- знакомить с основами православной культуры, как неотъемлемой части национальной культуры русского народа;
- развивать познавательные интересы и активность детей.
Ожидаемые результаты:
- пробуждение интереса к истории, культуре своей Родины, православным традициям, любви к родному краю;
- доброжелательные отношения между детьми;
- высокий уровень нравственных качеств личности детей;
Этапы реализации проекта
Этап | Мероприятия | Сроки |
1 этап |
| Апрель-май 2011г |
2 этап | Мотивирование детей, родителей и педагогов | Сентябрь 2011 |
3 этап | Реализации проекта | Октябрь2011 – Май 2013г |
4 этап | Анализ деятельности по реализации проекта; диагностика эффективности образовательной работы | Апрель 2013 |
5 этап | презентация результатов деятельности. | Июнь 2013 |
Оценка эффективности работы
Эффективность работы по реализации проекта можно оценить по качественным изменениям в личностной и познавательной сферах воспитанников, и изменениям в межличностных отношениях .
Диагностика личностной сферы
Диагностика направлена на исследование особенностей проявления личностных механизмов поведения и социальных эмоций в старшем дошкольном возрасте под воздействием русской культурной традиции
- выявление особенностей ценностных ориентации, способностей выходить из конфликтных ситуаций и умения объяснить правила игры (методика «Игровая комната»);
- определение уровня развития общения со сверстниками и критериев симпатий и антипатий (методика «Популярная личность»);
- выявление особенностей потребностно-мотивационной сферы детей дошкольного возраста (методики «Три желания» и "Шапка-невидимка»)
Диагностика познавательной сферы направлена на изучение уровня знаний, освоенных в ходе реализации проекта о малой родине, о государственной символике, выдающихся личностях, о православных традициях (оценивается методом анкетирования, беседы).
Образовательные блоки
Блок | Задачи |
Родная страна |
|
Я живу в Югре |
|
Православные традиции |
|
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
- непосредственная образовательная деятельность;
- совместная деятельность детей и педагогов;
- экскурсии и целевые прогулки;
- рассказы о православных праздниках, великих людях России
- чтение художественной литературы;
- беседы, ситуативные разговоры;
- слушание музыки;
- праздники и развлечения;
- встречи со священником и педагогами воскресной школы.
- игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и др.)
Формы взаимодействия с родителями:
- родительские собрания;
- совместные праздники и досуги;
- совместные экскурсии и целевые прогулки;
- консультации по проблемам воспитания детей;
- стендовая информация «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах». «Пошли мне чтения доброго…», «О подвигах наших предков» «Православный календарь».
Перспективный план
взаимодействия с семьями воспитанников
№п/п | Мероприятия | Даты |
1. | Родительское собрание «Растим патриотов» | Сентябрь, 2011 |
2. | Родительское собрание «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду» Мастер-класс «Накануне Рождества» | Декабрь ,2011 |
3. | Видеосалон Просмотр и обсуждение фильма «Щенок».( Нравственное воспитание детей) | Апрель ,2012 |
4. | Совместное посещение молебна к началу учебного года | Август , 2012 |
5 | Арт-мастерская «Сад моей души» | Сентябрь, 2012 |
6 | Детско-родительский праздник «Покровские посиделки» | Октябрь,2012 |
7 | Творческая мастерская «Под звездным небом Рождества» | Декабрь, 2012 |
8 | Творческая мастерская «Дорого яичко ко Христову Дню» | Март,2013 |
9 | Подготовка и показ спектакля «Теремок» к Пасхе. | Апрель, 2013 |
10 | Видеосалон. Просмотр и обсуждение фильма «Поп». ( Героическое служение народу в годы Великой Отечественной войны) | Май, 2013 |
11 | Участие родителей в подготовке литературно-музыкальной композиции «Россия – Родина героев» | Май 2013 |
Распределение содержания по образовательным блокам
Образовательный блок «Родная страна»
Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Месяц | Тема | Задачи | Мероприятия |
Сентябрь | В страну знаний | Формировать познавательные интересы и активность детей | -Экскурсия в школу -Создание в группе уголка будущего первокласника |
Октябрь | Поиски красивого вокруг себя | Формировать представления о родном поселке и других городах, формировать первоначальные представления, о государственной символике. Знакомить с бытом россиян в старину. Знакомить с народными промыслами. | -Беседа «Россия – Родина моя» -Целевые прогулки по посёлку (школа, администрация, парк «Югра», спортивно-культурный комплекс и др) -Посещение экспозиции «Мир русской деревни» -Рассматривание пейзажей русских художников |
Итоговое мероприятие: Создание коллажа «Моя Родина – Россия» | |||
Ноябрь | Когда мы едины – мы непобедимы | Формировать первоначальные представления об истории России, о государственной символике; выдающихся людях. | -Слайдовая презентация «День народного единения». Народные промыслы. - День толерантности |
Итоговое мероприятие: «Дружат дети всей Земли» | |||
Декабрь | Зимние праздники | Воспитание гражданских чувств. | Рассказ воспитателя « Что такое Конституция» |
Январь | Зимние праздники | Воспитание духовно-нравственных чувств | Беседа «Дарите людям радость» |
Февраль | Защитники Отечества | Воспитание патриотических чувств | -Посещение военно-патриотического клуба «КРОСС» -Изготовление праздничных открыток |
Итоговое мероприятие: «День защитников Отечества» | |||
Март | Праздник радости | Воспитание чувства привязанности к семье и уважение к труду. | -Беседа «Нет дороже дружка, чем родная матушка». Женские ремесла. -изготовление праздничных открыток |
Выставка творческих работ «Мамино рукоделие» | |||
Апрель | Воспитание гражданских чувств. Воспитание чувства привязанности к семье и уважение к труду. | -День космонавтики. -Народные промыслы. Писанки и крашенки. | |
Май | День Победы | Воспитание патриотических чувств. | -Рассказ воспитателя о Великой Отечественной войне» -Чтение стихов и рассказов. Рисование «Салют Победы» |
Июнь | Воспитание гражданских чувств | -День российского флага | |
Праздник российского флага |
Образовательный блок «Православные традиции»
И нет у нас Родины, кроме России -
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
П. Синявский
Месяц | Тема | Задачи | Мероприятия |
Сентябрь | В страну знаний | Формировать представления о значимости православия в развити культуры и образования страны | -Беседа «Ученье свет, а неученье тьма» - Посещение молебна к началу учебного года |
Октябрь | Поиски красивого вокруг себя | Знакомство с православными праздниками | -Беседа о празднике «Покров Пресвятой Богородицы» -Экскурсия в храм |
Итоговое мероприятие: Покровские посиделки | |||
Ноябрь | Когда мы едины – мы непобедимы | Воспитывать чувства сопричастности к истории своего народа, патриотизма, национальной терпимости. | -День народного единения |
Декабрь | Зимние праздники | Знакомить с выдающимися людьми России | -Престольный праздник храма Александра Невского. -Скоро Рождество |
Январь | Зимние праздники | Знакомство с православными праздниками | -Экскурсия к рождественскому вертепу. |
Итоговое мероприятие: Праздник Рождества | |||
Февраль | Защитники Отечества | Знакомить с выдающимися людьми России. Воспитывать чувство патриотизма | Беседы о православных воинах |
Март | Праздник радости | Знакомство с православными традициями | -Прощёное Воскресенье Великий пост |
Апрель | Праздник радости | Знакомство с православными праздниками | Воскресение Христово - Пасха |
Итоговое мероприятие: Пасха Красная ( праздничные мероприятия) | |||
Май | День Победы | Знакомить с выдающимися людьми России. Воспитывать чувство патриотизма. | -Рассказы воспитателя о героях войны. -Рисование «Салют победы» |
Итоговое мероприятие: Выставка детских работ | |||
Июнь | Знакомство с православными праздниками | Рассказ воспитателя о празднике «Троица» |
Образовательный блок «Я живу в Югре»
По тайге летают сказки,
По тайге легенды бродят…
Юван Шесталов
Месяц | Тема | Задачи | Мероприятия |
Сентябрь | В страну знаний | ||
Октябрь | Поиски красивого вокруг себя | Знакомить с бытом и традициями народов ханты и манси. с общественно-значимыми событиями округа. | Непосредственная образовательная деятельность с импользованием кспозиции «Хантыйское стойбище» |
Ноябрь | Когда мы едины – мы непобедимы | Знакомить с бытом и традициями народов ханты и манси | Видеоэкскурсия в национальный поселок Лемпино. |
Декабрь | Зимние праздники | Знакомить с известными деятелями культуры, с общественно-значимыми событиями округа | День рождения округа |
Январь | Зимние праздники | Знакомить с бытом и традициями народов ханты и манси | Медвежьи праздники |
Февраль | Защитники Отечества | Знакомить с известными людьми округа | Герои Югры |
Март | Праздник радости | Знакомить с бытом и традициями народов ханты и манси | День оленевода |
Май | День Победы | Знакомить с выдающимися людьми Югры. Воспитывать чувство патриотизма | Герои Югры |
Июнь | с общественно-значимыми событиями округа | Экскурсия к месту соревнований на обласах |
Литература
- Гладких Л.П. , Корзинкин А.А, Меньшиков В.М. Мир – прекрасное творенье. Основы православной культуры: научно- методическое пособие для педагогов детских садов. – Курск, 2008. – с.324
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003.- 200с
- .Писарева А.Е., Уткина В.В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2007. – 128 –(Растим патриотов России).
- Соловьева Е.В., Царенко Л.И. Наследие. И быль, и сказка…: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиционной отечественной культуры. – М.: Обруч, 2011. – 144с.
- Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. 2008с.
Интернет-ресурс
- http://zanimatika.narod.ru Знаем и любим Россию
- http://www.portal-slovo.ru/ Образовательный портал «Слово»
- http://archives.ru Портал «Архив»
- http:// 1september.ru Образовательный портал «Первое сентября»
- http:// solnet/ru Детский портал «Солнышко».
- http://u209.48.spylog.com Патриарший центр Духовно-нравственного
воспитания детей и молодежи России
7. http://www.sisp.nkras.ru/ Электронный научный журнал «Современные
исследования социальных проблем»
8. nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАША РОДИНА – РОССИЯ Музыкально-тематическое занятие для старших дошкольников, посвящённое Дню России
Цели: Целью данного занятия является Воспитание у детей патриотических чувств: любовь к Родине, Отечеству, уважение к культурному наследию своего народа,Расширение исторических знаний о главных ...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)
Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...
Сценарий тематического досуга к Дню России на тему:"Родина - Россия".
Тематический досуг направлен на воспитание у детей чувства патриотизма, чувства любви к людям других национальностей, доброго отношение к родной стране, уважения к её культуре, истории, традициям. Раз...
Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...
Тематический досуг «НАША РОДИНА-РОССИЯ», посвящённый патриотическому воспитанию детей, воспитанию любви и уважения к любимой Родине – России. Подготовительная к школе группа. Подмосковье г.Красногорск 2015г.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8197648","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]Подготовила : воспитатель Андрюхина Наталья Николаевна...
Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "
Конспект "Наша Родина - Россия" и презентация к викторине "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...
Комментарии
очень насыщенный проект, это
очень насыщенный проект, это огромная, целенаправленная работа