Методическая разработка мастер-класса «Сказка – подсказка»
методическая разработка
Методическая разработка мастер-класса «Сказка – подсказка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка мастер-класса «Сказка – подсказка» | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мастер-класса
«Сказка – подсказка»
Пижиной Ларисы Сергеевны,
воспитателя МАДОУ ЦРР – детский сад.
Тема: Сказка – подсказка.
Целевая аудитория: Педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования, родители детей дошкольного возраста.
Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в области приобщения детей к культуре родного края средствами детской литературы.
Задачи:
- создание условий для профессионального общения, самореализации педагогов;
- обучение проектированию нетрадиционных форм работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с культурой родного края на основе сказки;
- распространение передового опыта.
Оборудование и материалы:
- мультимедийная презентация «Сказка - подсказка»;
- мультимедийное оборудование;
- материал для проведения мастер-класса (карты со «сказками - подсказками», лото «Сказка-подсказка», кубы, картинки с изображением сказок, диких и домашних животных, национальных костюмах, старинного быта и утвари, природы Урала);
Планируемый результат:
- информирование педагогического сообщества о системе работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с культурой родного края средствами детской литературы;
- формирование представлений у педагогов о возможностях работы с нестандартным оборудованием и интеграция различных видов деятельности
Продолжительность: 20 минут. Мастер-класс для педагогов включает в себя четыре части: теоретическую, организационную, практическую и заключительную - рефлексивную.
Теоретическая часть.
- Добрый день, уважаемые коллеги, очень приятно в очередной раз видеть родные лица! Вспомните, пожалуйста, как начинаются сказки?
-А я хочу начать словами одной из Уральских народных сказок «Серебряная шкурка». «В ту зиму снегу выпало много. Крайние к поскотине избы замело до самых труб. Выедешь в поле - лошадь в сугробе вязнет, не только воз, а пустые дровнишки еле вытаскивает. В прежние зимы, бывало, в осинниках и в березовых колках весь снег следами прострочен: тут тебе и заячья тропа, и Горностаева стежка, и мышки-полевушки мелкая вязь, и черного тетерева лапчатая поступь. А на этот раз под сугробами вся живность попряталась, лес опустел. Голодные волки каждую ночь начали в деревню забегать».
Завораживает, правда?
Сегодня мы будем говорить о традициях и культуре родного края, еще Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Такого равнодушия допустить нельзя, поэтому любовь к своей малой Родине нужно начинать прививать уже в раннем возрасте.
Мы все знаем, наш Уральский край богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И задача воспитателя приобщить детей к этой культуре. И самым, наверное, доступным способом, самым понятным способом - выступает художественная литература.
Одной из достояний художественной литературы является народная сказка. Известно, что сказки обладают национальными особенностями, отражают исторические и природные условия жизни народа, формируют у ребенка сознание этнической идентичности. Сказка базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Сказка является продуктом творчества определенного народа. В ней отражены сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определенного этноса, имена действующих лиц, названия животных и растений, особенности места действия и другие элементы, переходящие из сказки в сказку.
Организационная часть.
В своей практической деятельности использую несколько приемов для знакомства и восприятия сказки. Во-первых, знакомство с ней – этот прием вы все применяете, затем пересказ сказки, с использованием наглядных и демонстрационных материалов. Следующий прием - инсценировка сказки, это позволяет детям более эмоционально воспринять сюжет сказки. Только после таких методов восприятия можно перейти на элементарное ознакомление с культурой нашего Урала через сказку. Например, для того чтобы сформировать представление о природе и культуре родного края, можно поиграть в игру «Лукошко сказок». Предлагаю поиграть.
- Вспомните, какие сказки знакомят с дикими животными, которые встречаются на Урале? «Три медведя», «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Бычок смоляной бочек», «Кот, петух и лиса»….
- Какие сказки знакомят с домашними животными Урала? «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Бычок смоляной бочек», «Хитрая козонька», «Репка», «Коза - дереза», «Кот, петух и лиса», «Зимовье зверей»…
- Какие сказки знакомят с природой родного края? «Мороз Красный нос», «Морозко», «Снегурушка и лиса», «Гуси - лебеди»…
- В какой сказке описаны предметы быта, процитируйте? «Колобок», «Жихарка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят», «Гуси - лебеди», «Заюшкина избушка»…
- В каких сказках главное действие происходит зимой? «Зимовье зверей», «Морозко», «Мороз Красный нос», «Два мороза», «Рукавичка», «Лисичка – сестричка и серый волк»…
- В каких сказках главное действие происходит летом? «Вершки и корешки», «Три медведя», «Бычок смоляной бочек», «Хитрая козонька», «Репка»…
- В каких сказках есть русская печь? «Жихарка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Зимовье зверей»…
- В каких сказках можно рассмотреть предметы старинной национальной одежды? «Морозко», «Репка», «Рукавичка», «Гуси - лебеди», «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Два мороза», «Три медведя»…
Практическая часть.
Я не просто так провела викторину, вспомните и вдумаетесь в ее содержание: каждая сказка нам что-то подсказывает и следующий, значимый этап моей работы – это работа с картами «Сказка-подсказка».
Представляю вашему вниманию мою разработку - карты «Сказка –подсказка». Почему они так названы? В каждой карте показано, с помощью какой сказки мы можем узнать о быте и культуре родного края. Благодаря наглядному материалу можно увидеть связь культуры родного края и сказки. Карта – это демонстрационный материал и на ее основе я разработала лото «Сказка - подсказка». Вам всем знакома эта игра, в лото очень любят играть дети. Уважаемы коллеги, у Вас на столе лежит это лото «Сказка - подсказка», обратите на него внимание, пока я подробно рассказываю о картах, Вы немного поиграете в него.
Все карты, как и лото, разделены на 5 категорий: (слайды)
1. Старинный быт. Например, при знакомстве со сказкой «Заюшкина избушка» после художественного восприятия сказки, знакомлю детей с внутренним устройством стариной избы.
2. Дикие животные. Например, читая сказку «Теремок», создаю детям проблемные ситуации, например: «Каких животных можно встретить в нашем лесу», «Что могло произойти, если бы не пришел медведь?»; драматизируя сказку, уточняю время года, его признаки.
3. Национальная одежда. В сказке «Репка», рассматривая одежду героев сказки (деда, бабки и внучки), знакомимся с предметами старинной одежды: сарафан, кокошник, платок, и т.п. ,
4. Растительность Урала. В сказке «Вершки и корешки» обращаю внимание на сельскохозяйственные культуры нашего края, на то каким способом сеяли поля и огороды.
5. Домашние животные. Например, прочитав сказку «Коза - дереза», рассказываю, какие домашние животные существуют на Урале, дополнительно включая дидактические игры «Кто, где живет?», «Кто, чем питается?», «Чей малыш?» и др.
Таким образом, происходит восприятие сказки как художественного произведения, и параллельно формируются первичные представления об историческом быте своего народа, культуре, традициях. У детей после прослушивания сказок немедленно возникает желание проявить свои чувства в действиях. Яркие поступки персонажей дети воспроизводят в играх-инсценировках, драматизациях, в обыгрывание сюжетов сказок с использованием элементов старинной утвари и мебели.
Давайте посмотрим, какие карты – подсказки у Вас получились. Скажите, пожалуйста, какую сказку Вы выбрали? О чем рассказывает Ваша сказка?
Сегодня предлагаю Вам создать дидактическое пособие по приобщению детей дошкольного возраста к культуре родного края.
Перед вами на столах в корзинах лежат разноцветные кубы, файлы с сюжетными картинками и сказками. С помощью этих атрибутов и создадим дидактическую игру «Сказка - подсказка», в которую вы можете играть со своими воспитанниками.
Описание: Выберите сказку, подумайте, о чем может рассказать эта сказка, например: о диких или домашних животных нашего края, о растительности Урала или старинном быте, или какую национальную одежду носили люди в старину. Подберите соответствующие картинки к вашей сказке и приклейте на грани куба.
А пока вы трудитесь, предлагаю послушать и одним глазком посмотреть мультфильм по сказам Павла Петровича Бажова «Травяная западенка».
Давайте посмотрим, что у Вас получилось:
- Какую сказку выбрали Вы?
- Какая подсказка живет в этой сказке?
- На что эта сказка делает акцент?
- Почему именно эту сказку Вы взяли?
- Вот она «Сказка - подсказка»!
Заключительная – рефлексивная.
Спасибо всем за проделанную работу. Мне было очень приятно работать в сегодняшней обстановке.
Предлагаю фразами из сказок оценить то, что Вы сегодня узнали. Если мой мастер – класс для Вас был полезен, вы взяли что-то новое, у Вас остались положительные эмоции – вспомните и процитируйте строки из сказок, которые у детей вызывают только положительные эмоции, например, « И жили они долго и счастливо…». Если у вас есть, какие то предложения или замечания, то процитируйте строками из сказок, которые у детей вызываю отрицательные эмоции: например «А лиса его, ам и съела..…»
Спасибо! Всего доброго! Я готова помочь всем кто заинтересовался моим опытом работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мастер- класса для педагогов "Лэпбук "В гостях у сказки", его изготовление"
Данный мастер- класс включает в себя 2 части: теоретическую, где происходит знакомство педагогов с технологией "Лэпбук", и практическую, в которой демонстрируется лэпбук для детей раннего во...
Методическая разработка мастер-класса: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".
Материалы данного мастер-класса показывают как развивающие сказки способствуют обогащению позанвательного развития детей. С помощью развивающих сказок уточняются и закрепляются представления детей о ч...
Методическая разработка: Мастер-класс "Макетирование книги" для кустового методического объединения педагогов.
Педагогическая мастерская....
Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Мастерим вместе".
Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Мастерим вместе".Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Это мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства среди ...
Методическая разработка мастер-класса «Изготовление национальной ненецкой куклы «Нухуко» в технике «пластилинография» Форма проведения: мастер-класс
Приложение [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298129","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298132","attribu...
Методическая разработка Мастер-класса Фоторепортаж по сказке
Цель: познакомить педагогов с культурной практикой речевого развития: пересказ посредством сказок, методом фоторепортажа...
Методическая разработка мастер-класса по обучению детей театрализованной постановки русской народной сказки «Репка» для мероприятия «Точка роста».
laquo;Репка»- авторская инсценировка для детей 6-7 лет – русский фольклор.Педагог рассказывает сказку, дети в шапочках персонажей исполняют роли по т...