Проект по духовно-нравственному воспитанию "Пока мы едины - мы непобедимы"
проект (старшая, подготовительная группа)

Богомолова Татьяна Леонидовна

Главной целью данного проекта является осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, краеведческое просвещение дошкольников, приобщение к истории и культуре района, систематизация знаний о родном крае, воспитание любви и привязанности к Родине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_poka_my_ediny_-_my_nepobedimy.docx458.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Крепыш»

Проект

по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Пока мы едины – мы непобедимы

Автор проекта музыкальный руководитель Богомолова Т. Л.

г. Гагарин

Вид проекта: краткосрочный, творческий, информационный, практико - ориентированный

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы 6 - 7 лет;

воспитатели;

музыкальный руководитель.

Проблема: подрастающее поколение современной России теряет интерес и уважение к прошлому России. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства. Всем известно выражение: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», а современные дети весьма мало осведомлены о прошлом своей страны, своего народа. Считаю, что начинать просвещать детей об историческом прошлом родной страны следует начинать с детства. Дети подготовительной к школе группы уже готовы к правильному восприятию событий прошлого, и работа по патриотическому воспитанию должна проводиться на протяжении всего года.

Актуальность. Дошкольное детство - период начальной социализации ребенка, приобщение к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В этом возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к своей Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь ее богатства. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших направлений воспитательной работы. Следует учитывать, что патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результату его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общественным праздникам.

Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к народным традициям, фольклору, к природе.

Цель. Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, краеведческое просвещение дошкольников, приобщение к истории и культуре района, систематизация знаний о родном крае, воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи:

Познавательное развитие

  • Познакомить с традициями, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию.
  • Развивать бережное отношение к своей Родине, ее достопримечательностям, культурным ценностям, природе. 
  • Обобщить и систематизировать представление детей о своей малой Родине.

Речевое развитие:

  • Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь, учить свободно мыслить и фантазировать. Активизировать словарь по данной теме.
  • Поупражняться в составлении предложений, рассказов, описании картин на тему «Моя Родина».
  • Научить детей понимать содержание художественного произведения и пересказывать его близко к тексту; научить образовывать новые однокоренные слова и отвечать на вопросы простыми, распространёнными предложениями.

Социально - коммуникативное развитие:

  • Создать условия для восприятия детьми сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
  • Воспитание любви и уважения к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
  • Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Художественно - эстетическое развитие:

  • Развить эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах.
  • Закрепить навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развить мелкую моторику.
  • Продолжить развивать интерес к музыке, развить песенное творчество, усовершенствовать музыкальную память, поспособствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрить творческую активность, эмоциональную отзывчивость.
  • Физическое развитие:
  • Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами.
  • Развить физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддержать интерес детей, к активному здоровому образу жизни.

Предполагаемый результат: 

  • знание детей о символах страны и их значении;
  • знание детей русского уклада и быта;
  • умение детей называть основные виды животных и растений, характерных для нашей страны;
  • знание русских народных закличек, потешек, хороводов, игр;
  • знание игр народов России;
  • повысить познавательную активность;
  • закрепить знания по теме «День народного единства»;

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, речевая. 

План реализации проекта

1 этап (подготовительный) Выявление первоначальных знаний детей о своей Родине. Подбор и изучение наглядного материала и познавательной литературы для реализации проекта. Обновление содержания предметно-развивающей среды по теме проекта. Составление конспектов, картотек игр, пособий.

2 этап (практическая часть)

Дата

Образовательная деятельность в режимные моменты

Организованная-образовательная деятельность

Дидактические игры. Экскурсии.

26 октября

Беседа «Моя Родина – Россия» (Приложение №2)

ООД Рисование

«Хлеб и герб всему голова» (Приложение №5)

ООД. Музыка.

  1. Слушание. Гимн России
  2. Хоровод «Березка» рус. Нар. Мелодия.
  3. «Во кузнице» р.н.мелодия игра на шумовых инструментах.

Экскурсия «Моя малая родина – г.Гагарин»

(Приложение №1) Слайд-шоу

Набор открыток и буклетов с видами городов России.

27 октября

  1. ООД «Символы России» (герб, флаг). (Приложение №4)

2. Аппликация ООД

«Флаг России» (Приложение №3)

Рассматривание репродукции картины Васнецова «Богатыри»

28 октября

Разучивание поговорок

 о Родине

Познавательно - исследовательская деятельность

Презентация «Нет земли краше, чем сторонка наша»

(Приложение №6, №11)

Цель: Знакомить с историческим прошлым г. Гжатска, народными ремеслами, народными праздниками.

2. Художественная литература

ООД. Тема: «Береза - символ России»

Чтение стихотворения С.Есенина «Береза».

Музыка

Разучивание хоровода «На горе-то калина»

Музыкальные игры народов России

Сюжетно-ролевая творческая игра

«На защите Родины»

 Рассматривание репродукций картин русских художников по мотивам литературных произведений.

29 октября

Чтение произведений: М. Матвеева, «Теплый хлеб»

1.Познавательно - исследовательская деятельность(ФЕМП) Тема: графический диктант «Построй ракету»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, внимательно выполнять инструкцию воспитателя 2. Развитие речи ООД «Символы России» (Приложение№4)

.

Коммуникативная деятельность

Тема: «Путешествие по карте России». Цель: знакомить детей городами России их традициями, костюмами.

Воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою Родину.

Лепка

 «Кремль»

Цель: учить детей лепить кремль. Синхронизировать движения обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорции.

 

Дидактические игры: «Знатоки родного города».

Выставка работ «День народного единства»

30 октября

Прогулка «Хороводная игра «Во поле береза стояла»

ООД Рисование «Березка – символ России»

Цель: формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира. Воспитание бережного отношения к природе, эстетическое восприятие, развивать умение передавать характерные особенности деревьев (березы), произрастающих на территории страны.

2 октября

Кульминационное проектное событие. Развлечение ко Дню народного единства. «Пока мы едины – мы не победимы»

(Приложение №7 сценарий))

Презентация «Пока мы едины – мы непобедимы»

(Приложение №8)

Работа с детьми.

Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.

3 этап (Завершающий этап) Продукт проекта

Итоговое мероприятие - Кульминационное проектное событие «Пока мы едины – мы непобедимы» Развлечение ко Дню народного единства с использованием ИКТ. (Приложение №1 Сценарий, приложение №2 Фото, приложение №3 презентация к кульминационному событию, приложение №4 видеопрезентация)

Ресурсы.

  1. Информационные: - Фото - и видеоматериалы; - библиотечный фонд.
  2.  Научно - методические: - консультативная работа с воспитателями.
  3. Дидактическое обеспечение: - подбор произведений о Родине, подбор иллюстраций, картинок, открыток по данной теме.
  4. Кадровые: - воспитатели; - музыкальный руководитель.
  5. ТСО: - компьютер; - фотоаппарат; мультимедийный проектор.

Выводы. В результате работы над проектом дети закрепили представление о России, о традициях разных народов. Познакомились с достопримечательностями родного города. Сформировали представление о Родине, ее просторах, природе. Познакомились с понятиями национальность, традиции, памятники архитектуры. Так же в ходе проекта развивали творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало воспитанию в духе патриотизма, приобщение к истории и культуре района, систематизация знаний о родном крае, воспитание любви и привязанности к малой Родине.

Творческие проекты не только решают творческие, психологические и воспитательные задачи, но и способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нём целеустремлённости, индивидуальности и инициативности. Проектная работа необходима в воспитательно-образовательном процессе, так как это позволит:

- обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

- обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

- реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

- обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий воспитатель, музыкальный руководитель, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ.

Список используемой литературы:

1.А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада».

2.Т.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».

3.О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе».

4.О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

5. О.Л.Князева «Приобщение к истокам русской народной культуры».

6. М.Н.Мельников «Русский детский фольклор».

7. В.В.Гербова «Книга для чтения в детском саду».

8. Н.Г.Комратова «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет».

9. Л.С.Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством».

10. С.К.Кожохина «Сделаем жизнь наших малышей ярче».

11. М.Ю.Новицкая «Родной дом».

12. Е.В.Соловьёва «Дети планеты Земля».

13. Н.Ф.Виноградова «Моя страна Россия».

14. Н.В.Богданова «Круглый год».

15. Т.С.Комарова «Изобразительное искусство детей в детском саду и школе».

16. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

17. План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду «Крепыш».

18. И.Г.Коваль «Учимся мыслить».

19. Рабочая программа по музыкальному воспитанию в МДОУ «Детский сад «Крепыш» с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика».  (Составила Богомолова Т. Л.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по поликультурному воспитанию "Если мы едины - мы непобедимы"

Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном вос...

Доклад на тему Духовно – нравственное воспитание дошкольников в едином образовательном пространстве ДОУ (особенности внедрения интегрированного курса «Белгородоведение»)

определение уховно-нравственному развитию;Основные формой организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей;цель Д-н воспитания;з-адачи д-н воспитанияосновные принципы  духовно-нр...

Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья.

Приобщение дошкольников к  духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья обусловлена непрерывным процессом нравственного разв...

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей!

Главная цель проекта формирование духовно-нравственных качеств личности через общение детей к семейным традициям и ценностям....