Статья "Приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, через метод проектирования в ДОУ".
статья по музыке (старшая группа)
В статье говорится об использование метода проектов в ДОУ. Именно совместная проектная деятельность взрослых и детей создает благоприятные условия для приобщения детей к народной культуре. Как рассказать детеям о Пасхе? И познакомить их с этим древнем праздником?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, через метод проектирования в ДОУ.
Метод проектирования – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Использование метода проектов в ДОУ, создает благоприятные условия для приобщения детей к народной культуре. Для дошкольников доступны познавательно-информационные и творческие проекты. По продолжительности обычно краткосрочные, то есть, посвящены конкретно одному событию. Участниками таких проектов, как правило, становятся дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и родители.
Приобщение детей к культуре должно быть основано на изучении русских народных танцев плясок, этнографического материала, из которых дети черпают русские нравы, традиции, обычаи и русский дух свободы творчества, а также через устный народный фольклор.
В качестве примера, хочу рассказать о нашем проекте «Светлая Пасха» для детей старшей группы. Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх – забавах. Именно поэтому необходимо знакомить детей с народными праздниками, так как именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Еще К. Д.Ушинский отмечал «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью». Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. Именно поэтому знакомство детей с традициями народного праздника помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы.
Целью данного проекта является инициирование творчества детей, через приобщение к традициям русского народа, формирование интереса к старинному православному празднику, развивать чувство причастности к культуре своего народа. Данная цель реализуется через следующие задачи:
- продолжить знакомство детей с праздником Пасхи, его историей, традициями и обычаями.
- развивать творческие способности, через аппликацию, рисунок в народном стиле;
- развивать физическую активность, через народные игры и забавы.
- знакомство с русскими подвижными играми
- развивать музыкальный слух, культуру восприятия, через народные наигрыши и колокольную музыку
- развивать культуру речи, через диалоговое общение на занятиях, чтение рассказов, просмотр иллюстраций.
При разработке проекта были запланированы следующие результаты: создание методических разработок НОД «Что такое Пасха?», проведение досуга «Праздник Светлой Пасхи», создание картотеки народных игр, проведение выставки творческих работ, оформление картотеки литературных произведений, рассказывающих о празднике Пасха, оформление развивающей среды, способствующей формированию, пополнение предметно-развивающей среды продуктами художественно-творческой деятельности детей, создание папки-передвижки для родителей, актуализация потребности родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления с народным православным праздником Пасха, повышение компетентности родителей в приобщении детей к старинным русским обычаям, традициям православного праздника.
Данный проект прошел в три этапа: организационный, реализация проекта, заключительный.
В ходе проекта прошли следующие мероприятия и коллективные дела
На организационном этапе, совместно с инструктором по ФК, воспитателем, музыкальным руководителем и родителями сделан подбор детской художественной литературы, видео материала, разработаны конспекты занятий и сценарий досуга.
Все родители были проинформированы о данном проекте.
На этапе реализации проекта проведена ознакомительная беседа с детьми «Праздники души, всегда хороши», с детьми организован просмотр видеосюжетов и иллюстраций по теме, родителям было предложено разучивание стихов, рекомендовано семейное чтение сказок и рассказов о Пасхе: Красношейка (Сельма Лагерлёф), Мальчик и синичка, Сказка про цыпленка (Ольга Максимова), Пасхальное яичко (Олег Игорьин), Сказка про пасхального кролика (Мария Шкурина), Пасхальная сказка про волка, Подснежник и божья коровка (Валентина Ануфриева), Помощник пекаря (Ирина Рогалёва), Чукчин замок (Игнатий Потапенко), Царские писанки (Е.Н. Опочинин), Яичко (Николай Вагнер), Звонарь (Степан Кондурушкин). Все это способствовало получению знаний о православном празднике Пасха,развитие культуры речи, расширение детского кругозора, словарного запаса на примере литературных произведений, укрепление семейных традиций.
В ходе реализации данного проекта были проведены: Музыкальная гостиная «Перезвоны России», мастер-класс по росписи пасхальных яиц «Пасхальные узоры», занятие по аппликации «Пасхальная открытка для бабушки», физкультурное занятие «Пасхальные игры и забавы» в результате которых дети расширили свой музыкальный кругозор, приобрели умение узнавать колокольный звон, получили навык росписи, умение правильно работать с клеем и бумагой, освоили правила пасхальных игр и получили яркие эмоциональные впечатления.
На заключительном этапе проекта, прошли итоговые мероприятия: досуг «Пасху радостно встречаем», выставка детского творчества «Пасхальная радость», организована фотосессии участников проекта, что позволило пополнить предметно-развивающую среду продуктами художественно-творческой деятельности детей.
Для организации данного проекта было использовано следующие материально-техническое обеспечение: музыкальное оборудование, мульти-мидийное оборудование, канцелярские принадлежности, цветная бумага картон, детские музыкальные инструменты, костюм зайца, спортивный инвентарь. На данном примере, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность в детском саду – необходимый элемент современной системы образования. Во время реализации проекта у детей возрастает познавательная активность, развиваются творческие способности, приобретаются практические навыки. И самое важное, происходит полное погружение по теме «Светлая Пасха», что позволило детям с разных сторон познакомиться с традициями и обычаями этого праздника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через народную игрушку. (Консультация для родителей в рамках проекта "Страна народных мастеров").
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста о воспитательной роли народной игрушки....

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие»
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и масте...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство
Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых ...

Проект: "Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество."
С Е М И Н А Рдля педагогов и родителей«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промы...

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через театрализованную деятельность (из опыта работы)
Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ ...