Статья "Приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, через метод проектирования в ДОУ".
статья (старшая группа)
В статье говорится об использование метода проектов в ДОУ. Именно совместная проектная деятельность взрослых и детей создает благоприятные условия для приобщения детей к народной культуре. Как рассказать детеям о Пасхе? И познакомить их с этим древнем праздником?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, через метод проектирования в ДОУ.
Метод проектирования – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Использование метода проектов в ДОУ, создает благоприятные условия для приобщения детей к народной культуре. Для дошкольников доступны познавательно-информационные и творческие проекты. По продолжительности обычно краткосрочные, то есть, посвящены конкретно одному событию. Участниками таких проектов, как правило, становятся дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и родители.
Приобщение детей к культуре должно быть основано на изучении русских народных танцев плясок, этнографического материала, из которых дети черпают русские нравы, традиции, обычаи и русский дух свободы творчества, а также через устный народный фольклор.
В качестве примера, хочу рассказать о нашем проекте «Светлая Пасха» для детей старшей группы. Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх – забавах. Именно поэтому необходимо знакомить детей с народными праздниками, так как именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Еще К. Д.Ушинский отмечал «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью». Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. Именно поэтому знакомство детей с традициями народного праздника помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы.
Целью данного проекта является инициирование творчества детей, через приобщение к традициям русского народа, формирование интереса к старинному православному празднику, развивать чувство причастности к культуре своего народа. Данная цель реализуется через следующие задачи:
- продолжить знакомство детей с праздником Пасхи, его историей, традициями и обычаями.
- развивать творческие способности, через аппликацию, рисунок в народном стиле;
- развивать физическую активность, через народные игры и забавы.
- знакомство с русскими подвижными играми
- развивать музыкальный слух, культуру восприятия, через народные наигрыши и колокольную музыку
- развивать культуру речи, через диалоговое общение на занятиях, чтение рассказов, просмотр иллюстраций.
При разработке проекта были запланированы следующие результаты: создание методических разработок НОД «Что такое Пасха?», проведение досуга «Праздник Светлой Пасхи», создание картотеки народных игр, проведение выставки творческих работ, оформление картотеки литературных произведений, рассказывающих о празднике Пасха, оформление развивающей среды, способствующей формированию, пополнение предметно-развивающей среды продуктами художественно-творческой деятельности детей, создание папки-передвижки для родителей, актуализация потребности родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления с народным православным праздником Пасха, повышение компетентности родителей в приобщении детей к старинным русским обычаям, традициям православного праздника.
Данный проект прошел в три этапа: организационный, реализация проекта, заключительный.
В ходе проекта прошли следующие мероприятия и коллективные дела
На организационном этапе, совместно с инструктором по ФК, воспитателем, музыкальным руководителем и родителями сделан подбор детской художественной литературы, видео материала, разработаны конспекты занятий и сценарий досуга.
Все родители были проинформированы о данном проекте.
На этапе реализации проекта проведена ознакомительная беседа с детьми «Праздники души, всегда хороши», с детьми организован просмотр видеосюжетов и иллюстраций по теме, родителям было предложено разучивание стихов, рекомендовано семейное чтение сказок и рассказов о Пасхе: Красношейка (Сельма Лагерлёф), Мальчик и синичка, Сказка про цыпленка (Ольга Максимова), Пасхальное яичко (Олег Игорьин), Сказка про пасхального кролика (Мария Шкурина), Пасхальная сказка про волка, Подснежник и божья коровка (Валентина Ануфриева), Помощник пекаря (Ирина Рогалёва), Чукчин замок (Игнатий Потапенко), Царские писанки (Е.Н. Опочинин), Яичко (Николай Вагнер), Звонарь (Степан Кондурушкин). Все это способствовало получению знаний о православном празднике Пасха,развитие культуры речи, расширение детского кругозора, словарного запаса на примере литературных произведений, укрепление семейных традиций.
В ходе реализации данного проекта были проведены: Музыкальная гостиная «Перезвоны России», мастер-класс по росписи пасхальных яиц «Пасхальные узоры», занятие по аппликации «Пасхальная открытка для бабушки», физкультурное занятие «Пасхальные игры и забавы» в результате которых дети расширили свой музыкальный кругозор, приобрели умение узнавать колокольный звон, получили навык росписи, умение правильно работать с клеем и бумагой, освоили правила пасхальных игр и получили яркие эмоциональные впечатления.
На заключительном этапе проекта, прошли итоговые мероприятия: досуг «Пасху радостно встречаем», выставка детского творчества «Пасхальная радость», организована фотосессии участников проекта, что позволило пополнить предметно-развивающую среду продуктами художественно-творческой деятельности детей.
Для организации данного проекта было использовано следующие материально-техническое обеспечение: музыкальное оборудование, мульти-мидийное оборудование, канцелярские принадлежности, цветная бумага картон, детские музыкальные инструменты, костюм зайца, спортивный инвентарь. На данном примере, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность в детском саду – необходимый элемент современной системы образования. Во время реализации проекта у детей возрастает познавательная активность, развиваются творческие способности, приобретаются практические навыки. И самое важное, происходит полное погружение по теме «Светлая Пасха», что позволило детям с разных сторон познакомиться с традициями и обычаями этого праздника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Приобщение детей среднего возраста к русской народной культуре через игру".
Статья "Приобщение детей среднего возраста к русской народной культуре через игру"....
Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через народную игрушку. (Консультация для родителей в рамках проекта "Страна народных мастеров").
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста о воспитательной роли народной игрушки....
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие»
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и масте...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство
Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых ...
Проект: "Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество."
С Е М И Н А Рдля педагогов и родителей«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промы...