Статья "Приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, через метод проектирования в ДОУ".
статья (старшая группа)

Гриник Елена Александровна

В статье говорится об использование метода проектов в ДОУ. Именно совместная проектная деятельность взрослых и детей создает благоприятные условия для приобщения детей к народной культуре. Как рассказать детеям о Пасхе? И познакомить их с этим древнем праздником? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщения детей дошкольного возраста  к русской народной культуре, через метод проектирования в ДОУ.

Метод проектирования – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.  Использование метода проектов в ДОУ, создает благоприятные условия для приобщения детей к народной культуре. Для дошкольников доступны познавательно-информационные и творческие проекты. По продолжительности обычно краткосрочные, то есть, посвящены конкретно одному событию. Участниками таких проектов, как правило, становятся дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и родители.

Приобщение детей к культуре должно быть основано на изучении русских народных танцев плясок, этнографического материала, из которых дети черпают русские нравы, традиции, обычаи и русский дух свободы творчества, а также через устный народный фольклор.

В качестве примера, хочу рассказать о нашем проекте «Светлая Пасха» для детей старшей группы. Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх – забавах. Именно поэтому необходимо знакомить детей с народными праздниками, так как именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Еще К. Д.Ушинский отмечал «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью». Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. Именно поэтому знакомство детей с традициями народного праздника помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы.

Целью данного проекта является инициирование творчества детей, через приобщение  к традициям русского народа, формирование  интереса к старинному православному празднику, развивать чувство причастности к культуре своего народа. Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • продолжить знакомство детей с праздником Пасхи, его историей, традициями и обычаями.
  • развивать творческие способности, через аппликацию, рисунок в народном стиле;
  • развивать физическую активность, через народные игры и забавы.
  • знакомство с русскими подвижными играми
  • развивать музыкальный слух, культуру восприятия, через народные наигрыши и колокольную музыку
  • развивать культуру речи, через диалоговое общение на занятиях, чтение рассказов, просмотр иллюстраций.

       

При разработке проекта были запланированы следующие результаты: создание методических разработок НОД «Что такое Пасха?», проведение досуга «Праздник Светлой Пасхи», создание картотеки народных игр, проведение выставки творческих работ, оформление картотеки литературных произведений, рассказывающих о празднике Пасха, оформление развивающей среды, способствующей формированию, пополнение предметно-развивающей среды продуктами художественно-творческой деятельности детей,  создание папки-передвижки для родителей, актуализация  потребности  родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления с народным православным праздником Пасха, повышение компетентности родителей в приобщении детей к старинным русским обычаям, традициям православного праздника.

Данный проект прошел в три этапа: организационный, реализация проекта, заключительный.

В ходе проекта прошли следующие мероприятия и коллективные дела

На организационном этапе, совместно с инструктором по ФК, воспитателем, музыкальным руководителем и родителями сделан подбор детской художественной литературы, видео материала, разработаны конспекты занятий  и сценарий досуга.

Все родители были проинформированы о данном проекте.

На этапе реализации проекта проведена ознакомительная беседа с детьми «Праздники души, всегда хороши», с  детьми организован просмотр видеосюжетов и иллюстраций по теме, родителям было предложено  разучивание стихов, рекомендовано семейное  чтение сказок и рассказов о Пасхе: Красношейка (Сельма Лагерлёф), Мальчик и синичка, Сказка про цыпленка (Ольга Максимова), Пасхальное яичко (Олег Игорьин), Сказка про пасхального кролика (Мария Шкурина), Пасхальная сказка про волка, Подснежник и божья коровка (Валентина Ануфриева), Помощник пекаря (Ирина Рогалёва), Чукчин замок (Игнатий Потапенко), Царские писанки (Е.Н. Опочинин),  Яичко  (Николай Вагнер), Звонарь (Степан Кондурушкин). Все это способствовало получению знаний о православном празднике Пасха,развитие культуры речи, расширение детского кругозора, словарного запаса  на примере литературных произведений, укрепление семейных традиций.

 

В ходе реализации данного проекта были проведены: Музыкальная гостиная «Перезвоны России», мастер-класс по росписи пасхальных яиц «Пасхальные узоры», занятие по аппликации «Пасхальная открытка для бабушки», физкультурное занятие «Пасхальные игры и забавы» в результате которых дети расширили свой  музыкальный кругозор, приобрели умение узнавать колокольный звон, получили  навык росписи,  умение правильно работать с клеем и бумагой,  освоили правила пасхальных игр и получили яркие эмоциональные впечатления.

На заключительном этапе проекта, прошли итоговые мероприятия: досуг «Пасху  радостно встречаем», выставка детского творчества «Пасхальная радость», организована фотосессии участников проекта, что позволило пополнить предметно-развивающую среду продуктами художественно-творческой деятельности детей.

 

Для организации данного проекта было использовано следующие материально-техническое обеспечение: музыкальное оборудование, мульти-мидийное оборудование, канцелярские принадлежности, цветная бумага картон, детские музыкальные инструменты, костюм зайца, спортивный инвентарь.  На данном примере, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность в детском саду – необходимый элемент современной системы образования. Во время реализации проекта у детей возрастает познавательная активность, развиваются творческие способности, приобретаются практические навыки. И самое важное, происходит полное погружение по теме «Светлая Пасха», что  позволило детям с разных сторон познакомиться с традициями и обычаями этого праздника. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Приобщение детей среднего возраста к русской народной культуре через игру".

Статья "Приобщение детей среднего возраста к русской народной культуре через игру"....

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие»

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и масте...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство

Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых ...

Проект: "Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество."

С Е М И Н А Рдля педагогов и родителей«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промы...