НОД «Культура и традиции русского народа» (средняя группа)
план-конспект занятия (средняя группа)

НОД «Культура и традиции русского народа»

Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа и семейных традициях.

Задачи:

 -Познакомить с некоторыми историческими событиями и культурой.

-Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа.

- Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе.

-Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.

Оборудование:

Географическая карта, иллюстрации с изображением природы России, книги

«Русские народные сказки», иллюстрации к сказкам, макет русской избы, изделия народно-прикладного искусства, презентация, ИКТ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_traditsii.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Культура и традиции русского народа»

(средняя группа)

Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа и семейных традициях.

Задачи:

 -Познакомить с некоторыми историческими событиями и культурой.

-Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа.

- Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе.

-Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.

Оборудование:

Географическая карта, иллюстрации с изображением природы России, книги

«Русские народные сказки», иллюстрации к сказкам, макет русской избы, изделия народно-прикладного искусства, презентация, ИКТ.

Ход образовательной деятельности:

Орг. Момент:

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель: Сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Психогимнастика.

Давайте нашу деятельность начнём с пожеланием всем добра:

«Я желаю гостям  добра, я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра».

Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение гостям.

 

Дети поворачиваются лицом к  географической карте России.

Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня с вами поговорить о нашей стране. Как

называется наша страна, в которой мы живем? (Ответы детей)

Воспитатель показывает указкой границы России и рассказывает:

Россия – страна очень большая и красивая. В огромных лесах России растет

много ягод и грибов, живет много разных зверей и птиц. Через нашу страну

протекает много рек. Одна из самых больших – Волга. Много в нашей стране и гор. В горах добывают полезный ископаемые: уголь, железо и другие металлы. Столица нашей Родины - г. Москва. Наша страна очень богатая. Она возникла очень давно и называлась она Русь.  У нее древняя и интересная история. Как же образовалось такое огромное государство Россия?! Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали земли. Но когда на Русь – нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними. А потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царем. И Россия стала большим и сильным государством.

Воспитатель: Ещё  наша страна богата талантливыми людьми. Что вы сами любите с детства слушать? (Ответы детей)

Воспитатель: Русские люди сочинили много очень хороших, интересных

сказок. Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей)

(Воспитатель выставляет книги с русскими народными сказками)

Дидактическая игра «Отгадай сказку» (работа с иллюстрациями)

Воспитатель: Русский народ сочинял красивые песни, русские люди любили водить хороводы. Давайте сейчас поводим  с вами хоровод.  

Хоровод на выбор воспитателя под хороводную песню.

 Включается ярмарочная музыка.

Воспитатель: Ребята, мы с вами попали на русскую ярмарку, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками  русских мастеров.

(Воспитатель предлагает нескольким детям выбрать по одному изделию).

Расскажите о том, что вы купили на ярмарке.

(Рассказы детей о предметах народно-прикладного искусства: дымковских

игрушках, хохломских изделиях, свистульках, кружевах, матрешках...)

Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции. Давайте присядем за столы и поговорим с вами о традициях русского народа.

Дети рассаживаются на свои места.

Воспитатель показывает презентацию.

Воспитатель: Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?(ответы детей).

Воспитатель: Традиция – слово не русское, а латинское и в переводе оно

означает передача, т.е. традиция – это то, что передается от одного поколения людей другому.  На Руси традиционными праздниками были Рождество, Новый год и Крещение. Любимыми забавами было  катание на тройках лошадей.  Слайды  3 - 5.

Весной отмечали Масленицу, Пасху. Слайды  6-7

Воспитатель: Ребята, а вы знали, что раньше люди жили не в квартирах, как сейчас, а в избе. Посмотрите, какой она была. Слайд 8.

Главным в доме была печь. Слайд 9.

 Без печи избы не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь не только обогревала избу. На печи сушили одежду, обувь. А сейчас послушайте загадку:

Есть такие слова, он всему голова,

Хрустящей корочкой одет,

Вкусный, чёрный, белый  …(хлеб)

 В печке пекли хлеб, готовили еду. Слайды 10-11. 

На печи спали, чтобы тепло было.

Ребята, а когда я была маленькая, я и моя семья жила в такой избе. Моя мама тоже готовила  в печи щи, кашу, картошку, пекла блины и пироги.  Еда из печи была необыкновенно вкусной!

Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас на ковёр немного отдохнуть.

Физминутка:

Подрастает зёрнышко-

Потянулось к солнышку   (потянулись)

С ветерком оно играет    (руки вверх)

Ветерок его качает    (прогнулись)

К земле низко прижимает

Вот, как весело играет (наклоны туловища, присели)

Сколько в поле колосков –

Столько сделаем шагов  (ходьба)

Какой вырос каравай?

Выше руки поднимай! (руки вверх и потянуться)

Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся на свои места.

А в наше время многие традиции и праздники сохранились (Рождество, Пасха, Масленица, именины),  и добавились новые: Новый год, День Победы, 8 марта, 23 февраля. Это всё традиции всенародные.

А ещё традиции бывают семейные. Посмотрите на нашу с вами стенгазету с фотографиями ваших семейных традиций.

Слайд 12.

Воспитатель вызывает 2-3 детей рассказать о традициях их семьи.

Итог занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о нашей стране, о талантах русского народа, о разных русских всенародных  и о семейных традициях.

Ребята, что вам сегодня понравилось и запомнилось больше всего?

Какие традиции нашего народа вам запомнились?

 Мы и дальше продолжим знакомство с русской культурой и традициями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ». Подготовительная группа.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дет...

Использование знаний русской культуры и традиций русского народа в ООД и режимных моментах.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. ...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Образовательный проект "Культура и традиции русского народа" (подготовительная группа)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАВ наше время мало внимания уделяется искусству и народным традициям.Народное искусство поднимает темы большого содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает...

Занятие "Культура и традиции русского народа" (средняя группа)

Воспитывать интерес к русскому народу, уважение к культуре, традициям и обычаям русского народа....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

      Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...