Занятие "Культура и традиции русского народа" (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Воспитывать интерес к русскому народу, уважение к культуре, традициям и обычаям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kultura_i_traditsii_russkogo_naroda.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе на тему «Культура и традиции русского народа»
Лексическая тема: Прилет птиц
Цель: Создание условий для приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской культуры через игровую деятельность.
Задачи:
1. Коррекционно- образовательные:
совершенствовать знания детей о традициях и культуре русского народа, закреплять знания пословиц и поговорок о хлебе, о русских народных сказках; о приметах ранней весны.
Активизация словаря: каравай, скворец.
2. Коррекционно -развивающие:
Развивать умение двигаться в хороводах, эмоционально-образно исполнять музыкально-игровые упражнения.
Развивать внимание, память,
3. Коррекционно -воспитательные:
Воспитывать интерес к русскому народу, уважение к культуре, традициям и обычаям русского народа.
Оборудование: сундучок, картинки с изображением праздников, обруч с лентами, иллюстрации из русских народных сказок, русские народные музыкальные инструменты, картинки-подсказки для мнемотаблицы.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок; заучивание пословиц, поговорок; рассматривание иллюстраций домашней утвари, одежды, народных игрушек; рассматривание русских узоров, орнаментов; организация и проведение с детьми русских народных игр: «Ручеёк», «Карусель», «Жмурки», «Прятки».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Давайте поприветствуем друг друга!
Все мы в группе, как семья!
Рады все, и ты и я.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: Ребята слышите, кажется к нам кто-то идет в гости?!
Домовёнок Кузя: Здравствуйте, дорогие ребята! Я – домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, смотрю за порядком и охраняю ваши игрушки. Слышал я, что вы с Ольгой Петровной беседовали о культуре и традициях русского народа, поэтому принёс к вам в группу волшебный сундучок с сюрпризом. Хотите узнать, что в сундучке? Но сундучок закрыт и откроется он, если вы выполните все мои задания.
Воспитатель: Кузя приготовил для нас много заданий и игр о русских народных традициях, обычаях и праздниках. Как вы думаете, мы справимся с ними? Ответы детей.
Домовёнок Кузя: За каждое выполненное задание, я вам буду давать картинки-подсказки, которые потом вам помогут открыть сундучок.
Воспитатель: Готовы? Тогда слушайте внимательно. Русские люди очень любят и любили праздники, с удовольствием готовились к приходу гостей, которых встречали поклонами, здоровались, а с самыми близкими целовались. Старались угостить гостей сытно и вкусно.
Кузя: Итак, первое задание, кто знает, что было принято говорить гостям во время угощенья?
Ответы детей: «Угощайтесь, чем Бог послал», «Милости просим», «Отведайте наши кушанья», «Кушайте на здоровье».
Воспитатель: Как вы думаете, что пекли люди для того, чтобы встретить гостей?
Дети: Хлеб!
Воспитатель: Правильно, хлеб! Как относились к хлебу русские люди?
Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие вам известны пословицы и поговорки о хлебе?
Дети: Хлеб-всему голова.
Худ обед, когда хлеба нет,
Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеб батюшка, водица матушка.
Хлеб — кушай, добрых людей слушай.
Воспитатель: Как называли хлеб, который пекли к празднику?
Дети: Каравай.
Воспитатель: Я предлагаю вам встать в круг и испечь каравай.
Игра «Каравай».
Мы месили тесто так легко (кулачками обеих рук поочередно «месят» тесто)
Поднималось тесто высоко (поднимают руки вверх.)
Каравай лепили: раз-два-три! (ладошками лепят)
Большой получился – посмотри! (руки разводят в стороны)
В гости всех друзей скорей зови! (машут руками, приглашая детей.)
Воспитатель: Понравились тебе Кузя ответы ребят?
Домовёнок Кузя: Молодцы, ребята. Вот получайте первую картинку -подсказку.
Воспитатель: Что ребята изображено на картинке? (глаз). Запомните, эта картинка будет обозначать слово – увидел!
Воспитатель: В праздничные дни все выглядело, по-особому, каждая изба сверкала чистотой, её украшали новыми половиками, красивыми полотенцами. Люди ждали праздники и поэтому готовились к ним по-особому.
Домовенок Кузя: А знаете ли вы русские народные праздники?
Воспитатель: Я предлагаю вам подойти к столу, взять по одной картинке, и сказать, какой праздник на ней изображен и немного рассказать о нём. (Дети берут картинки с изображением праздника, отгадывают, что это за праздник и рассказывают о нем).
Воспитатель: Молодцы! Порадовали тебя наши ребятки, Кузя?
Домовенок Кузя: Да, вы отлично справились, вижу очень много знаете народных праздников. Вот вам за это вторая картинка-подсказка.
Воспитатель: Ой ребята, на картинке изображена птица, вы узнали ее? (скворец) – запоминайте!
Воспитатель: Ребята, русский народ сочинял самые красивые песни и хороводы, и сейчас я приглашаю вас в хоровод.
(Звучит хороводная музыка, дети с воспитателем заводят хоровод)
Воспитатель: Молодцы, а скажите, о каких приметах весны поётся в хороводе? (прилетают птицы, цветут цветы, солнышко просыпается).
Воспитатель: Любил русский народ веселые, зажигательные, ярмарочные игры.
Кузя: А вы любите играть?
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в подвижную игру: «Карусели» (к обручу привязаны ленты, дети берутся за ленту одной рукой и идут с начало в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую)
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Кузя, а тебе понравилось с нами играть и водить хоровод?
Домовенок Кузя: Молодцы ребята! Я так рад сегодня, что поиграл с вами. Вот вам ещё одна картинка-подсказка, чтобы открыть сундучок.
Воспитатель: Спасибо Кузя! Ребята, а на этой картинке мы что видим? (весну). Правильно.
Давайте дальше выполнять задания Домовёнка.
Воспитатель: В старину, часто вечерами дети слушали бабушкины сказки. Ведь народ сам сочинял сказки, чтобы рассказывать их детям.
Кузя: А вы любите сказки? (ответы детей). Я тоже люблю сказки и приготовил для вас игру: «Я начну, а вы продолжите». В русских народных сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, которое его характеризует. Я буду называть имя персонажа, а вы продолжать: Например, Иван - Царевич.
Лисичка - …(сестричка), Мышка - ….(норушка), Лягушка - …(квакушка), Зайка - …(побегай-ка), Волчок - …(серый бочок), Петушок - …(золотой гребешок), Конёк -…(горбунок), Кощей -..(бессмертный).
Воспитатель: В сказках бывает и доброе, и плохое. И конечно, добро всегда побеждает. Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок и наши ребята Кузя, знают эти замечательные сказки. Давайте вместе поиграем в игру «Угадай сказку».
- Стоял домик расписной,
Ох, красивый он какой!
В нем зверюшки жили –
Жили не тужили.
Но пришел медведь
и давай реветь.
Мишка домик завалил,
Чуть друзей не раздавил.
Какая это сказка? («Теремок»)
- Молодцы, а теперь слушайте следующую загадку.
- Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то…
(«Волк и семеро козлят»)
- Слушайте следующую загадку:
- Зайку выгнала лиса…
Плачет зайка «Вот беда!» («Заюшкина избушка»)
- Сидит в корзинке девочка
у мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
несет ее домой. … («Маша и медведь»)
И последняя загадка:
- Она снесла яичко, да не простое, а золотое.
(Курочка Ряба)
Домовёнок Кузя: Молодцы ребята! Много русских народных сказок вы знаете. Держите за это последнюю картинку -подсказку.
Воспитатель: Что на ней изображено? (крыльцо ).
Ну, что, теперь можно и сундук открыть, посмотреть, что же за сюрпиз находиться в нём. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. А вот какие слова нужно сказать, в этом нам помогут наши картинки - подсказки (дети с помощью мнемотаблицы произносят слова)
«Увидишь скворца – весна у крыльца!»
(сундук открывается, а в нём русские народные музыкальные инструменты).
Воспитатель: Что это Кузя?
Домовёнок Кузя: Это русские народные музыкальные инструменты, я дарю вам их, чтобы вы научились на них играть и создали настоящий народный оркестр.
Дети: Спасибо тебе Кузя!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось выполнять задания Домовенка? Как вы считаете мы со всеми заданиями справились? Какие задания и игры вам больше всего понравились?
А теперь по старинному русскому обычаю милости просим вас к нашему хлебосольному столу с чаем из самовара и традиционными гостинцами: баранками, блинами, пряниками и ты Кузя пошли с нами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ». Подготовительная группа.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дет...
Викторина – развлечение: «Быт и традиции русского народа» (подготовительная группа)
Викторина – развлечение:«Быт и традиции русского народа»(подготовительная группа)...
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Образовательный проект "Культура и традиции русского народа" (подготовительная группа)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАВ наше время мало внимания уделяется искусству и народным традициям.Народное искусство поднимает темы большого содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает...
НОД «Культура и традиции русского народа» (средняя группа)
НОД «Культура и традиции русского народа»Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа и семейных традициях.Задачи: -По...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...