Открытое занятие по Истокам. Верность родной земле.
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель ООД: Формирование представления о героизме защитников Отечества, от русских богатырей Древней Руси до земляков, проживающих в мкр. Югорск-2, о верности родной земле - Родине. Задачи ООД: 1. Первоначальное освоение социокультурной категорией «вера». 2. Дать детям представление об отдельных эпизодах истории страны. 3. Формировать познавательный интерес к фактам истории Древней Руси, уважение к защитникам Отечества, к героическому прошлому русского народа. 4. Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей. 5. Формирование и воспитание исторической памяти. 6. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего 7. Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций, поддерживать доброжелательные отношения между детьми. 8. Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_istoki._vernost_rodnoy_zemle.docx | 38.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
Конспект
организованной образовательной деятельности
по программе «Социокультурные истоки» для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет
Тема осваиваемой социокультурной ((духовно - нравственной) категории: «Вера»
Тема: «Верность родной земле»
Составила: Канева Надежда Сергеевна
воспитатель I категории
г. Югорск 2022г.
Педагог: Канева Надежда Сергеевна
Образовательная Область: познавательное развитие.
Раздел: Социокультурные истоки
Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории:
«Вера»
Возрастная группа: старшая группа
Тема ООД: «Верность родной земле»
Цель ООД: Формирование представления о героизме защитников Отечества, от русских богатырей Древней Руси до земляков, проживающих в мкр. Югорск-2, о верности родной земле - Родине.
Задачи ООД:
- Первоначальное освоение социокультурной категорией «вера».
- Дать детям представление об отдельных эпизодах истории страны.
- Формировать познавательный интерес к фактам истории Древней Руси, уважение к защитникам Отечества, к героическому прошлому русского народа.
- Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.
- Формирование и воспитание исторической памяти.
- Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего
- Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций, поддерживать доброжелательные отношения между детьми.
- Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас детей
Активизация словаря: богатырь, гарнизон, доспехи, щит, защитники.
Оборудование: проектор, аудиозаписи, видео презентации, ноутбук, атрибуты к дидактическим играм.
Предшествующая работа с детьми:
-разучивание стихотворений, загадок, пальчиковой гимнастики;
-дидактическая игра: «Кому что пригодится?»;
-выкладывание изображения из частей «Военная техника»;
-знакомство с предметами военного оснащения;
-рассматривание иллюстраций по теме: «Наша Армия»;
-чтение художественной литературы военно-патриотической тематики;
-конкурс рисунков «Авиаполк»;
-фотогалерея «Наш героический гарнизон».
Предшествующая работа воспитателя:
-составление конспекта занятия;
-изготовление наглядного материала.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 этап
Вводно-организационный (0.5 мин)
Содержание ООД:
Дети заходят в группу, встают в круг
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!
Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера»
Образовательные задачи этапа: Создать положительную эмоциональную атмосферу в группе, настроить детей на общение.
Метод работы с детьми: словесный, игровой.
Форма работы с детьми: фронтальная.
Виды детской деятельности: коммуникативная.
Конечный результат этапа ООД: психологическая готовность к совместной деятельности.
Применяемые педагогические технологии: игровые.
Формируемые достижения ребенка (4.6 ФГОС ДО): Обладает установкой положительного отношения друг к другу.
2 этап
Мотивационно - побудительный (5 мин)
Присоединение к теме.
Содержание ООД:
Дети усаживаются на стульчики, зазвучала музыка «В гостях у сказки»,
Воспитатель. Ребята, посмотрите к нам гостья. Как вы думаете, кто это?
- (ответы детей)
(ПЕРЕДЕВАЮСЬ В СКАЗИТЕЛЬНИЦУ)
Послание: «Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказывать начну.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли»
Сказительница: Хочу я вам сегодня рассказать о своем любимом занятии- больше всего я люблю сочинять былины, рассказывать о героях-богатырях, о наших Защитниках, наших Героях, поэтому называют меня сказительницей.
Приехала я к вам издалека, и привезла с собой для вас подарок
- Смотрите, тут сундучок, что же в нем? Посмотрим?
(в сундуке письмо-послание, книга – былины, и игрушки богатырь, самолетик, солдатик, и картинки: фото мкр. Югорска-2, истребитель МИГ, картина В. Васнецова «Богатыри»)
Образовательные задачи этапа: развивать социально-психологические умения: вступать и поддерживать разговор, воспитывать умение действовать согласованно
Метод работы с детьми: наглядный, словесный, игровой.
Форма работы с детьми: фронтальная
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная
Конечный результат этапа ООД: определена общая цель
Применяемые педагогические технологии: коммуникационные технологии, игровые
Формируемые достижения ребенка (4.6 ФГОС ДО): Умеет принимать общую цель
3 этап
Основной, актуализация, усвоение новых знаний (15 мин).
Содержание ООД:
РЕСУРСНЫЙ КРУГ С ДЕЛЕГИРОВАНИЕМ
«За что люди благодарны защитникам земли русской».
Этапы работы:
1. Подготовительный этап:
Первыми защитниками Древней Руси – были БОГАТЫРИ.
В давние – давние времена, когда еще было мало больших городов и сел, не было наезженных дорог, а были только дремучие леса, бескрайние степи, по берегам рек стояли избушки. В них жили наши предки – Русичи. Народы, которые жили по соседству с нашими предками, часто нападали на землю Русичей, жгли их дома, грабили, брали в плен жителей. Для защиты от вражеских набегов ставились заставы. Службу на заставах несли самые сильные и умелые воины, которые назывались богатырями.
Сказительница: Кто такие богатыри? Откуда вы узнали о них?
Дети: Из былин. Родители читали книги о них, смотрели мультфильмы.
Сказительница:
-В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелегкой на Руси. Богатыри очень много работали, тренировались, от того и были сильными, могучими. И каждый раз вставали на защиту своей земли. Герои-богатыри сделали целью своей жизни – служить своей Родине-Руси.
Сказительница:
Назовите, пожалуйста, основных богатырей былин?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Сказительница:
Всех ли богатырей вы назвали, мы сейчас проверим (картина В. Васнецова «Богатыри»), приготовьте, пожалуйста, свои подзорные трубы, которые помогут нам поподробнее рассмотреть картину.
Ребята, а с кем приходилось сражаться славным и могучим богатырям?
Змей Горыныч, его победил Добрыня Никитич
Тугарина Змеевича победил Алеша Попович
Воспитатель. Согласна. Многим бы хотелось встретить богатыря, но это невозможно. Откуда вы узнали о них?
- (ответ детей) из былин мы узнали о богатырях.
Воспитатель: Все верно, из былин мы узнаем о богатырях, которые жили в далекой старине и прославлялись своими подвигами и делами. А что такое былина?
- (ответ детей) это история о богатырях.
РАБОТА В КРУГЕ «Назови качества защитников»
Сказительница:
Ребята, какими качествами обладают богатыри? Давайте назовем эти качества. Называем и, дотрагиваясь до плеча соседа, передаем дальше.
Отважный, мужественный, сильный, смелый, храбрый, бесхитростный, удалый, верный, миролюбивый, честный, преданный, могучий, здоровый, правдивый, надежный, твердый в слове.
Дидактическая игра «Помоги богатырю собраться в поход»
(щит, меч, лук, стрелы, копье, кольчуга)
Воспитатель. Ребята, а кто является главным защитником Отечества сейчас?
(Армия, солдаты).
В наше время защитницей нашей страны является Российская Армия. Как и раньше нашу Родину, защищают смелые и сильные мужчины и женщины. Наши воины отличаются находчивостью и выдержкой.
РАБОТА В ПАРАХ
Д/И «Военные профессии. Кому, что надо?».
Детям предлагается разбиться на пары и подойти к столам, где для них приготовлены картинки с военными профессиями и карточки с предметами. Цель игры — познакомить детей с военными профессиями; учить подбирать картинки, соответствующие для военной профессии; развивать зрительную память, наблюдательность и внимание; активизировать речь ребенка, обогащать словарный запас детей; воспитывать гордость за нашу Отчизну.
Воспитатель. Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.
Физкультминутка «Армейская» (видео).
Воспитатель. Ребята, мы живем в микрорайоне, который раньше назывался военный гарнизон Комсомольский-3. Наши защитники, защищают нас и в мирное время. Для укрепления рубежей нашего государства, охраны воздушного пространства с севера правительство СССР приняло решение о строительстве в пос. Мансийский Ханты-Мансийского автономного округа военного аэродрома — Мансийский-63. В 1963-1968 гг был создан Военный гарнизон Комсомольский-2. Гарнизо́н - воинская часть, расположенная постоянно или временно в определённом населённом пункте или районе с установленными границами для охраны и обороны его в мирные и военные времена. Он располагался в 15 километрах от поселка Комсомольский Тюменской области. С 1968 года стал местом дислокации 763-го авиационного истребительного полка, сформированного в Пермской области в 1952 году. Основной задачей полка была защита северных рубежей и охрана воздушного пространства стран. Сопровождал людей и грузы молодой капитан Советской армии Николай Панов.
На месте предполагаемого военного аэродрома уже имелся небольшой гражданский аэродром и вертолетная площадка (которые в последующем были перенесены на постоянное место в п. Советский). Там стояли маленькие самолеты, такие как Ан-24. Позже военный гарнизон Мансийский принимал самолеты-истребители любого типа, входил в состав Уральской дивизии ПВО. Это был самый закрытый населенный пункт в Ханты-Мансийском автономном округе.
За всю историю существования полка его 9 раз награждали переходящим Красным Знаменем Уральского военного округа, он был занесён в Книгу Почёта округа. В апреле 1970 г. полк был награжден Ленинской юбилейной Почетной грамотой.
В мае 1998 года этот полк расформировали, а люди остались. Эту территорию присоединили к Югорску, так как от него находится на расстоянии 12 км. Теперь носит название Югорск - 2.
От воинской части остались:
- на постаменте истребитель-перехватчик МИГ-25, напоминая о былом величии этого места
- Мемориал погибшим летчикам.
- Аллея названая в честь Первого коменданта гарнизона Мансийский-63 Николая Матвеевича Панова.
Образовательные задачи этапа:
- продолжить освоение детьми социокультурной категории «Вера», военного гарнизона Югорск-2;
- закрепить и обобщить представления дошкольников о задачах защитников Отечества и качествах личности защитников Отечества;
- подвести детей к пониманию значения качеств и характеристик присущих защитникам Отечества (смелые, бесстрашные, храбрые, мужественные);
- продолжить формировать представлений о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Метод работы с детьми: Словесный, игровой, демонстрационный, объяснение, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности.
Форма работы с детьми: Фронтальная, индивидуальная
Конечный результат этапа ООД: Закрепили знания о защитниках Отечества. Развитие чувства патриотизма и восхищения и гордости за своих земляков.
Применяемые педагогические технологии: Информационно-коммуникационные, игровые.
Формируемые достижения ребенка (4.6 ФГОС ДО): достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения
4 этап
Заключительный. Рефлексия. (4,5 мин)
Содержание ООД:
Ребята, понравилось ли вам сегодня наше занятие? Предлагаю отметить смайликами веселыми и грустными.
Воспитатель обращается к детям:
- Что вы почувствовали во время этого разговора?
- Что узнали нового?
- Что понравилось вам в рассказах ваших товарищей?
Воспитатель обращается к родителям:
- Что вы почувствовали во время этого разговора? Наши мальчики ещё в детском саду, но пройдут годы, пойдут служить в армию. Но для того, чтобы стать настоящим защитником, им нужно еще многому научиться.
Воспитатель. Предлагает вам, ребята нашу фотовыставку «Наш героический гарнизон» дополнить рисунками на тему «Авиаполк».
В конце занятия педагог благодарит детей за работу.
Образовательные задачи этапа: Подвести итоги организованной образовательной деятельности, оценить деятельность (выразить свое отношение) обучающихся;
Метод работы с детьми: Словесный (рассуждение), практический,
Форма работы с детьми: Индивидуальная
Виды детской деятельности: Коммуникативная
Конечный результат этапа ООД: Обучающиеся продемонстрировали усвоение материала.
Применяемые педагогические технологии: Рефлексия
Формируемые достижения ребенка (4.6 ФГОС ДО): способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия на тему: "Верность родной земле"
по программе "Социокультурные истоки"....
Конспект активного занятия по программе «Истоки» на тему «Верность родной земле»
Данное занятие направлено на первоначальное освоение дошкольниками духовно-нравственной категории «вера»....
Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория - «Вера». Тема - «Верность родной земле».
Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория - «Вера». Тема - «Верность родной земле»....
Открытая образовательная деятельность по программе Истоки на тему Верность родной земле
Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях- защитниках земли русской....
Конспект открытого занятия по программе "Социокультурные истоки" "Верность родной земле" в подготовительной группе.
Конспект открытого занятия с детьми и родителями по программе "Социокультурные истоки" "Верность родной земле"...
НОД по программе "Социокультурные истоки": "Верность родной земле"
НОД по программе "Социокультурные истоки"...
Конспект итоговое занятие по теме: «Верность родной земле»
Конспектитоговое занятие по теме: «Верность родной земле»...