Программа дополнительного образования "Студия этикета"
методическая разработка
Всех нас с детства учат этикету, вежливости и правильному поведению. Чтобы в будущем, нам не стыдно было показаться в обществе. Нас наши родители учили, чтобы мы были опрятными, выглаженными и приветливыми с другими людьми. Все эти навыки, мы передаём нашим детям. Современные дети, умеют и знают гораздо больше, чем их ровесники 10 -15 лет назад. Они успешно решают логические задачи, учат иностранный язык, бегло читают, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, чаще проявляют равнодушие и черствость.
Но в тоже время дети хотят, чтобы их уважали и хорошо к ним относились. Очевидно, что существует несоответствие представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, обществе. Назрела необходимость "занятий" человечности, на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, дружеской взаимопомощи, поупражняться в нравственных поступках.
Психологи отмечают: важно, чтобы ребенок, получая нравственные знания, оказывался в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению. Такую возможность дают занятия по программе «Студия этикета».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
studiya_etiketa.docx | 63.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №70»
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста
«Студия этикета»
Срок реализации программы: 1 год.
Составила: Воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №70» Кузьмина Алёна Александровна
Программа разработана для группы общеразвивающей направленности детей 5- 7 года жизни на основе нормативно-правовых документов:
- Конвенцией ООН о правах ребенка.
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 № 273 – ФЗ)
- Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- Закон Забайкальского края «Об образовании в Збайкальском крае» и другими региональными нормативно-правовыми документами;
- Уставом Учреждения и локальными правовыми актами, правилами внутреннего распорядка, должностными инструкциями;
- Образовательная программа дошкольного образования "Детство";
Рабочая программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования.
Пояснительная записка
Всех нас с детства учат этикету, вежливости и правильному поведению. Чтобы в будущем, нам не стыдно было показаться в обществе. Нас наши родители учили, чтобы мы были опрятными, выглаженными и приветливыми с другими людьми. Все эти навыки, мы передаём нашим детям. Современные дети, умеют и знают гораздо больше, чем их ровесники 10 -15 лет назад. Они успешно решают логические задачи, учат иностранный язык, бегло читают, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, чаще проявляют равнодушие и черствость.
Но в тоже время дети хотят, чтобы их уважали и хорошо к ним относились. Очевидно, что существует несоответствие представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, обществе. Назрела необходимость "занятий" человечности, на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, дружеской взаимопомощи, поупражняться в нравственных поступках.
Психологи отмечают: важно, чтобы ребенок, получая нравственные знания, оказывался в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению. Такую возможность дают занятия по программе «Студия этикета».
Программа «Студия этикета» рассчитана на 1 год для детей от 5 до 7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут. Особое внимание уделяется групповой форме работы с детьми. – Задача педагога - помочь детям почувствовать свою принадлежность к общественному социуму, формировать у детей представление мира в его развитии, расширить границы внутреннего мира.
Проводя анализ можно выделить наиболее существенные проблемы:
- Проблема в общении ( не достаточно развит словарный запас).
- Проблема, связанная с различными отклонениями в поведении. Не всегда положительный пример родителей (не цензурная брань родителей, отрицательный пример взрослых).
На основе этих проблем можно скоординировать работу, как помочь ребёнку лучше адаптироваться в обществе, расширить границы внутреннего мира ребёнка. Понимание детей своего места в жизни, формировать уверенность в своих возможностях. Раскрытие общечеловеческих норм морали, доброты, сочувствия, милосердия, взаимопонимания. Помочь освоить элементарные правила этикета. Развитие способности к самооценке, саморегуляции поведения и деятельности. Формирование представлений о здоровом образе жизни, через познание своего организма. Решение этих задач даёт возможность положить фундамент, основ духовной личности, обеспечить чувство психологической защищённости, радости существования, чтобы каждый ребёнок стал: личностью, человеком, гражданином.
На сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, на улице получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе. Множество мелких ошибок свидетельствуют о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Решить эту проблему можно – научив ребёнка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни. На основе этого можно определить направление в работе: Этические нормы жизни как регулятор поведения детей дошкольного возраста.
Цель программы : Создание условий для самореализации детей, развитию их культурного уровня при специально организованной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета.
2. Обучать детей правильному поведению в социуме.
Развивающие:
1.Формировать способы социального поведения детей в различных ситуациях, доброжелательного отношения к окружающим.
2.Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни.
3.Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
4. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.
Воспитательные:
1. Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, сострадание, милосердие, доброту.
2. Способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.
3. Работа над усвоением норм и правил этикета выстроена с учётом возраста детей, что необходимо учитывать при планировании тем. Опираясь на методику обучения и развития навыков культурного общения детей, были включены следующие разделы:
Раздел № 1 : “Из истории этикета”. Этот раздел предполагает изучение с детьми понятия “этикет”. Значение этикета в прошлом веке, этикет в настоящее время, и формах приветствия людей друг другу.
Раздел № 2 “ Речевой этикет”. Изучив этот раздел, дети учатся вежливо общаться друг с другом, умению вести беседу, прививается уважение к старшим и сверстникам, ребёнок учиться выражать уважение вербально. Дети узнают, что вежливость – необходимая черта человека. Знакомятся с вежливым общением, мимикой в речевом этикете и ролью жестов.
Раздел № 3 “ Этикет в общественных местах”. После изучения данного раздела дети овладевают знаниями правильного поведения в общественных местах (на улице, в детском саду , в общественном транспорте, дома).
Раздел № 4 “ Этикет гостеприимства”. Изучив данный раздел, дети научатся правилам приёма гостей, правилам сервировки стола, умению пользоваться столовыми приборами, умению вести беседу. Ребенок получит знания элементарных правил, для того, чтобы он ничего не разлил, не испачкал себя и другого, а также не поперхнулся и доставлял меньше работы по уборке стола, за которым он ел.
В работе с детьми особое внимание уделяется развитию умения понимать людей, проявлять доброжелательное отношение, развитию эмоциональной отзывчивости, формированию правил и норм культуры поведения в обществе.
При планировании воспитательного процесса используется: Методическое обеспечение ( формы работы):
1. Организационная форма.
познавательные занятия;
занятия-беседы;
игры-занятия;
викторины, конкурсы;
чтение художественной литературы;
заучивание стихов, правил.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми.
дидактические игры;
дидактические упражнения подражательного характера на имитацию
выразительных жестов, мимики, движений;
игры - инсценировки;
беседы по сюжетным картинам;
рассматривание ситуаций;
3. Самостоятельная деятельность.
сюжетно-ролевые игры;
рассматривание иллюстраций, фотографий;
детская продуктивная деятельность (свободное рисование, лепка, аппликация);
раскраски об эмоциях и правилах этикета;
Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым. Принцип обучения соответствует возрастным особенностям детей. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе.
Техническое оснащение и наглядные пособия:
компьютер;
проектор;
экран;
дидактические материалы на различных носителях (памятки, опорные карты, художественные рисунки, иллюстрации, картины и др.)
настольные игры;
книги.
Формы подведения итогов:
занятия;
игры.
Заключительное занятие «Праздник вежливых ребят»
Объект исследования: Этическое воспитание как часть процесса социализации.
Предмет исследования: обучение детей этикету.
Гипотеза: Занятия с детьми по этикету будут способствовать повышению культуры поведения у детей.
Проблема: Разрешение противоречия между знанием этикета и его практическим применением.
Ожидаемые результаты:
- Сформированное значение роли этикета в жизни людей.
- Доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам.
- Сформированные навыки поведения в общественных местах.
- Следование правилам поведения в различных ситуациях.
- Сформированный навык сервировки стола.
- Умение пользоваться столовыми приборами.
Содержание программы
№ п/п | Тема занятия | Цель | Форма организации детско – взрослой (партнёрской) деятельности | Материал | Работа с родителями |
1. | «Ваш друг – этикет» Дать понятия «этика», «этикет». Краткое знакомство с историей этикета и некоторыми этикетными нормами в занимательной игровой форме. | ||||
1.1. | “ Что такое этикет?” Познакомить детей с понятием «Этикет». Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить детей поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. | Дать детям понятие о происхождении этикета, его роли в нашей жизни. | Беседа, занятия, рассказ. Чтение художественной литературы А.Степанов «Что такое этикет?» (обсуждение ситуаций). | Конспект занятий, учебные видеофильмы, слайды по этикету. Художественная литература. | Родитель - ское собрание «Роль этикета в воспитании детей» |
1.2. | “Приветствуем друг друга”. Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Этикет приветствия дома и на улице. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии. | Формирование у детей правил хорошего тона. | Конспект занятия, беседы, игры. Чтение художественной литературы Д.Лучик «Утренняя плюшевая сказка». (обсуждение ситуаций). | Карточки с этикетными формулами, слайды, видеозаписи. Художественная литература. | Выучить занимательные приветствия принятые в вашей семье. |
1.3. | “Давайте познакомимся”. Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку. | Развитие умения детей вести себя в соответствии с правилами этикета. | Конспект занятия «Давайте познакомимся» кн. Н.В. Микляева стр. 13 беседа, игры на приветствие. Чтение художественной литературы Е.Блехер «капустный лист» (обсуждение ситуаций). | Карточки с этикетными формулами, слайды по этикету. Художественная литература. | Чтение литературы или просмотр видеофиль - ма С.Козловой «Трям!Здрав-ствуй!» |
1.4 | “Делу – время…” Отношения между сверстниками, воспитателями, и другими сотрудниками детского сада. Этические нормы поведения, Формы общения, умение не вмешиваться в разговор. Умение внимательно выслушивать взрослых. | Усвоить основные этические требования, в поведении и общении с людьми. | Занятия, инсценировка ситуаций по теме Чтение художественной литературы Г.Цыферов « Про цыплёнка, солнце и медвежонка» «Про друзей» (обсуждение ситуаций). | Карточки с этикетными формулами, слайды по этикету. Художественная литература. | Чтение литературы Т.Александрова «Хрюшка и Чушка» |
1.5 | «Правила моей жизни» Поддержка порядка и чистота в детском саду и дома, во дворе, на улице. Культура общения со сверстниками, взрослыми, посторонними людьми. Соблюдение правил личной гигиены. | Иметь понятия о вежливости, дисциплине, честности и сочувствии. | Занятия, инсценировка ситуаций по теме Чтение художественной литературы А.Барто, П.Бар «Девочка – рёвушка», «Девочка – чумазая» (обсуждение ситуаций). | Карточки с этикетными формулами, слайды по этикету. Художественная литература. | Чтение литературы Г.Цыферов «Как ослик купался» |
2. | «Речевой этикет» Содержание понятия «общение». Формы словесного вежливого общения. Правила любезных услуг. | ||||
2.1. | “Правила хорошего тона”. Обращение –одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения. | Формировать у детей навык культурного обращения к взрослым и сверстникам, малышам. | Занятия, беседы, игры на развитие коммуникативных умений. Чтение художественной литературы С. Прокофьев «Сказка о невоспитанном мышонке» (обсуждение ситуаций). | Карточки с этикетными формулами, мультфильмы. Художественная литература. | Чтение литературы С.Прокофева «Сказка о грубом слове –Уходи» |
2.2. | “В мире вежливости”. Понятие вежливость Культура общения при разговоре. Вежливая просьба в различных ситуациях. Роль общения в жизни людей. | Воспитывать культуру этикета в общении с людьми. | Конспект занятия «Пожалуйста» кн. Н.В. Микляева стр.153, (обсуждение ситуаций). Чтение художественной литературы Э.Мошковского «Вежливое слово» . | Мультфильмы, видеофильмы, слайды по этикету. Художественная литература. | Чтение литературы Г. Цыферов « Не фантазируй» |
2.3 | «Волшебные слова» Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Понятие «волшебные слова». | Воспитывать культуру этикета в общении с людьми. | Конспект занятия «Вежливые слова» кн. Н.В. Микляева стр. 157, беседы, инсценировки ситуаций по теме. Чтение художественной литературы Л.Пантелеев «Честное слово» (обсуждение ситуаций). | Мультфильмы, видеофильмы, Художественная литература. | Чтение литературы О.Панку – яшь «Не только в детском саду» В.Осеева «Волшебное слово» |
2.4. | “Пишем письмо деду Морозу”. Письмо – средство связи и общения между людьми. Культура письма, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания | Учить детей культуре построения письма. | Занятия, беседы, Оформление конвертов. Просмотр видеофильма «Снеговик почтовик» (обсуждение ситуаций). | Слайды о значении письма в жизни людей. Конверт. Цветная бумага, цветные карандаши, клей ножницы. Иллюстрации по теме. Видеофильм. | Рассматривание семейного альбома, открыток. |
2.5. | “Беседа по телефону”. Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону. | Формирование у детей навыков общения по телефону. | Занятия, беседы, инсценировка ситуации по теме, игры по теме. Чтение художественной литературы О.Мандельштам «Плачет телефон в квартире» Й.Лада «Ура телефону» (обсуждение ситуаций). | Слайды по этикету. Телефон. Художественная литература. | Чтение рассказа Н.Носова «Телефон». К.Чуковский «Телефон» |
2.6. | «Добро и зло» Понятие «добро» и «зло». Тема «добра» и «зла» в русских народных сказках. Проявление тактичности, необдуманные поступки и их последствия. Благожелательность и забота о родных и близких. Поощрение доброго. | Формирова -ние у детей повседневно -го проявления доброты к окружающим. Бескорыстная помощь нуждающим-ся в ней. Добрые дела. | Занятие, беседа. Чтение художественной литературы С.Михалков «Дядя Стёпа» (обсуждение ситуаций). Рисование | Слайды по сказкам. Художественная литература. | Чтение литературы Р.н. сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Добрые дела |
2.7 | «Терпение и труд» Трудовые дела дома и в детском саду. Домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека. Твои любимые дела. Народная мудрость о труде. | Иметь представления о понятиях «труд», «терпение», «старание», «отдых», «лень» | Конспект занятия, беседа. Чтение художественной литературы Словатская сказка «У солнышка в гостях» (обсуждение ситуаций). Пословицы, поговорки. | Народная мудрость о труде. Художественная литература. | Чтение литературы Ч.Янгарский «Самокат» |
2.8 | «Дружба и порядочность» Понятие проявления дружбы. Качества настоящего друга и их проявления в повседневных отношениях. Честность, доброта, справедливость. Правила дружбы. Отношения в группе. | Формирование у детей качества друга в повседневных отношениях. | Конспект занятия «Дружить и ссориться» кн. Н.В. Микляева стр.99. иллюстрации. Чтение художественной литературы Г.Сапгир «Мой друг зонтик», Г.Цыферов «Кто кого добрее» (обсуждение ситуаций). Составление правил дружбы. | Художественная литература. Народная мудрость о дружбе. | Чтение литературы О.Амфаро «Козлик – герой» |
3. | “Этикет в общественных местах” Общение с людьми различных профессий. Способы выражения своих эмоций. Поведение в больнице, на концерте, дома, на детской площадке, в транспорте и т.д. Изучение правил поведения в общественном транспорте. Понятие о хороших манерах. Ознакомить с правилами поведения на природе. | ||||
3.1. | “По улице мостовой…” Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице. | Прививать детям навыки и умения поведения на улице. | Конспект занятия «Правила безопасного поведения на улице» кн. К.Ю.Белая стр. 40, беседы, инсценировка ситуаций по теме, экскурсии, рисование. Составление правил поведения на улице. | Видеоматериалы слайды по теме, плакаты. Художествен-ная литература. Листы бумаги цветные карандаши.
| Прогулка с родителями в парк. Чтение стихов о природе. |
3.2. | “Ох уж эти пассажиры…” Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил дорожного движения. | Формировать у детей культуру поведения в транспорте. | Конспект занятия « О правилах поведения в транспорте» кн. К.Ю.Белая стр. 45, игры по предложенной теме. Инсценировка ситуаций, экскурсии, Аппликация. Составление правил поведения в автобусе. | Слайды по теме. Плакаты. Цветная бумага, цветные карандаши, клей ножницы. Иллюстрации по теме | Поездка в общественно транспорте. Составление правил поведения в автобусе. |
3.3. | “ Хорошо у нас в саду…” Детский сад - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на занятиях, во время игры, за столом. Умение соблюдать дисциплину. Неуместные капризы у детей. | Формировать у детей культуру поведения в детском саду. | Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, экскурсии. Чтение художественной литературы С.Козлов «Дружба» Е.Пермяков «Как Маша стала большой» Э.Мошковская «Капризы» (обсуждение ситуаций). | Плакаты, сюжетные картинки, видеофильмы, слайды о правилах поведения. Художествен-ная литература. | Утренний приём детей в раздевалке. Общение взрослых и детей. |
3.4. | «Билетик в кино…» Правила поведения в кино, в театре и на концерте, в парке развлечений, в зоопарке. | Формировать правила поведения в общественных местах. | Конспект занятия «Хорошие манеры» кн. Н.В.Микляева стр. 40, беседа. Чтение художественной литературы Л.Воронкова «Маша – растеряша» (обсуждение ситуаций). | Плакаты, сюжетные картинки, видеофильмы, слайды о правилах поведения. Художествен-ная литература. | Просмотр концертной программы в ДК. |
3.5 | «На детской площадке играет детвора» Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть вместе, делиться с друзьями. | Формировать дружеские взаимоотношения между детьми. | Конспект занятия « Поведение ребёнка на детской площадке» кн. К.Ю.Белая стр. 26 Чтение художественной литературы Я.Акимова «Яблоко» В.Сутеев «Яблоко» (обсуждение ситуаций). Составление правил поведения на детской площадке. | Плакаты, сюжетные картинки, видеофильмы, слайды о правилах поведения. Художествен-ная литература. | Прогулка на детской площадке с родителями. Обучение правилам поведения |
3.6 | «За грибами в лес идём …» Правила поведения в лесу. Охрана и забота о природе. Соблюдение правил поведения на природе. | Формировать правила поведения на природе. | Конспект занятия « Правила поведения на природе » кн. К.Ю.Белая стр. 47 Чтение художественной литературы р.н.сказка «Маша и медведь» Составление правил поведения в лесу. | Слайды по теме. Плакаты Художествен-ная литературы | Прогулка в лес. Обучение правилам поведения в лесу. Обучение правилам поведения на природе. |
4. | “ Этикет гостеприимства” Приглашение в гости, способы приглашения, благодарность за приглашение, извинения в случае отказа, этические нормы поведения хозяина и гостей, представление гостей друг другу, правила поведения за столом, церемония угощения, беседа за столом, гостеприимство. Правила поведения во время знакомства. Прощание с гостями. Умение вовремя уйти. | ||||
4.1. | “Милости просим”. Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу. | Формировать у детей правила поведения и культуру гостеприимства. | Занятие – беседа «Как вести себя», инсценировка «Приглашение в гости», ситуаций по теме. Аппликация «Пригласительная открытка на день рождения» просмотр видеофильма «Вини Пух и Пяточёк идут в гости». Чтение художественной литературы Э.Аттли «Не званный гость». | Видеозаписи, презентация к беседе, мультфильмы. Художественная литература. | Чтение литературы Н.Герист и Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» |
4.2. | “Красота на столе и за столом”. Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом. | Формировать у детей навыки и умения пользования столовыми приборами. | Конспект занятия « Угощаем чаем наших гостей» кн. Н.В.Микляева стр. 35, беседы по теме, инсценировка – игра. Чтение художественной литературы К.Чуковский «Федорино горе». (обсуждение ситуаций). | Слайды по теме, видеозаписи. Художественная литература. | Сервировка стола вместе с мамой. Закрепление столовых приборов. |
4.3. | “Семь бед – один обед…” Правила поведения за столом во время принятия пищи. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом. | Формирование у детей культуры поведения за столом. | Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме. Чтение художественной литературы Э.Аттли «День большой уборки». | Карточки с заданьем, видеозаписи, слайды по теме. Художественная литература. | Сервировка стола вместе с мамой. |
4.4. | “Традиции гостеприимства”. История возникновения народных традиций. Традиции русского гостеприимства. Народные гуляния к различным праздникам. | Воспитание у детей любви к русским традициям | Конспект занятия « Моя семья» кн. Н.В.Микляева стр. 81, беседа. Чтение художественной литературы И.Чапек «Кукла Яринка» (обсуждение ситуаций). | Видеоматериалы, иллюстрации, слайды по теме. Художественная литература. | Традиции гостеприимства. |
4.5 | «Семья» Учить детей осознавать, что семья – это объединение людей разного возраста, основанное на родственных связях. История семьи (имя, фамилия, отчество). Роль родителей в современной семье. | Учить осознавать, что семья, родители – самые близкие для них люди. | Занятие «Взаимная забота и помощь в семье» К.Ю.Белая стр. 8, Чтение и обсуждение произведений Е.Благининой « Посидим в тишине» Просмотр видеофильма В.Сутеева «Мешок яблок» | Маски героев сказки «Репка». видеофильма В.Сутеева «Мешок яблок» | Оформление «Альбом моя семья» |
4.6 | «Семейные традиции» Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье. Собственные традиции семьи их создание. | Формировать представление о семейной этике, семейной традиции, заботе и любви. | Конспект занятия «Встреча с бабушкой», беседы, инсценировка ситуаций по теме. Просмотр видеофильма «Встречайте бабушку» | Видеоматериалы, иллюстрации, слайды по теме. Художественная литература. | Традиции вашей семьи |
4.7 | «Сердце матери» Уметь проявлять внимание, уважительное отношение к своим близким и маме. | Формировать представления о семье, любви, счастье, заботе и терпении. | Сценарий концертной программы. Беседа о маме. Заучивание стихов и песен. Чтение художественной литературы Т.Александрова «Зверик». | Видеоматериалы, иллюстрации, слайды по теме. Художественная литература. | Праздники «День Матери» 8 Марта. |
4.8 | « Ура! Праздник!» Как принимать и дарить подарки. Подарки своими руками. Упаковка подарка. Проявление восторга и радости при получении подарка. | Прививать детям умения принимать и дарить подарки. | Чтение художественной литературы Э.Самойлов «У слонёнка день рождения». Инсценировка ситуаций по теме. | Видеоматериалы, иллюстрации, слайды по теме. Художественная литература. | Чтение литературыК.Чуковский «Муха – Цекатуха» |
4.9 | «Праздник вежливых ребят» Слова приветствия. Соблюдение этикета в разных ситуациях. | Закрепить знания детей полученные на занятиях. | Сценарий «Праздник вежливости» Аппликация «Пригласительный билет» | Оформление зала. Цветная бумага, клей, ножницы.
| Приглаше –ние родителей на праздник. |
Список используемой литературы
1.. Арушанова А. Г. «Истоки диалога». – М. : Мозайка – Синтез, 2003 2. 2.Безгина О. Ю. «Речевой этикет старших дошкольников». – М. : Мозайка, 2004 3. Белобрыкина О. А. «Речь и общение». – Ярославль: Академия развития, 1998 4.Богуславская Н. Е. «Веселый этикет». – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997 5. Бутелёва Б.В. «Поговорим о воспитании». С.-Пб., 1994 г.
6. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников 2-7 лет» – М. : Мозайка – Синтез, 2016
7. Вендербильт Э.К. «Культура поведения, этикет, мораль». М., 1998 г. 8. Волченко Л.Б. «Этикет». Ростов-на-Дону, 1996 г.
9.Вольф И.Т. «Современный этикет». М., 1997 г.
10.Волина В.В. «Учимся играя». М.: «Просвещение», 1994.
11.Гольдин В.Е. «Речь и этикет». М., 1983 г.
12.Демидова О. Н. «Будьте вежливы всегда». – Воронеж, 2009
13.Корчинова О.В. «Детский этикет».- Ростов на Дону «Феникс», 2002.
14.Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Пособие для детей. «Как вести себя 4- 6 лет» . М.: «Просвещение», 2005 г.
15. Крохина И.М. «Всё об этикете». М., 1995 г.
16.Лихачёва Л.С. «Уроки этикета». Екатеринбург, 1996 г.
17.Микляева Н.В. «Социально – нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет» М.Айрис – Пресс 2009г.
18.Николаева Т.Н. «Этикет и мы». С.-Пб., 1993 г.
19.Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей». М.: «Просвещение», 1986.
20.Стрелкова Л.П. «Уроки сказки». М.: «Педагогика», 1990.
21.Титаренко А.И. «Нравственные основы общения» . М., 1997 г.
22.Черенкова Е. Ф. «Уроки этикета и вежливости для детей». – М. : Издательство Дом, 2006
23. Шалаева Г.П. «Новый этикет для самых маленьких»
24. Шалаева Г.П. «Школа этикета для самых маленьких»
25. Шалаева Г.П. «Правила поведения »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию «Этикет с малых лет»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию «Этикет с малых лет»...
Программа дополнительного образования " Путешествие в страну этикета"
Данная программа, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстник...
Программа дополнительного образования "Этикет с детских лет".
Программа дополнительного образования "Этикет с детских лет"....
Конспект образовательной деятельности по программе дополнительного образования детей «Этикет для малышей» во 2 младшей группе «Лучшие на свете – культурные дети»
Первые уроки этикета для малышей...
Мониторинг освоения программы дополнительного образования «Этикет для малышей» на начало и конец 2018-2019 учебного года
Мониторинг кружка...
Методический материал к программе дополнительного образования "Этикет м малых лет"
Данный методический материал разработан для детей второй младшей группы....