Программа дополнительного образования " Путешествие в страну этикета"
рабочая программа (старшая группа)

Курыдкашина Светлана Сергеевна

Данная программа, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_etiketa.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа -

Дополнительная общеразвивающая программа

«Путешествие по стране этикета»

Направленность:

Социально-педагогическая

Для учащихся 6-7 лет

1 год обучения

Составитель:

Попова Светлана Сергеевна

педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы.

Направленность данной образовательной программы – социально – педагогическая.

Новизна, актуальность  программы.

Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.

Как известно, в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения с взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения. Первоклассники, как правило, не в полной мере  владеют самыми базовыми навыками поведения в коллективе, обществе.

Ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.

К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Дошкольнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им старший дошкольный возраст

Данная программа, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.

Программа « Путешествие по стране этикета»  разработана на основе:  «Этика: азбука добра», И. С. Хомякова, В. И. Петрова/ Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой.-М.: Вентана- Граф, 2013

Цель программы - сформировать и совершенствовать у учащихся нормы этической культуры, развивать их коммуникативные способности через овладение речевой культурой как важнейшим, жизненно необходимым средством общения.

Задачи программы:

Обучающие:

  • научить детей правильно пользоваться правилами этикета в повседневной жизни;
  • формировать у детей общечеловеческие ценности: доброту, доверие и уважение друг к другу, сочувствие;
  • формировать этическую культуру, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям
  • формировать навыки поведения в обществе.

Развивающие:

  • развивать у детей воображение и творческое мышление;
  • развить творческие и артистические способности детей.
  • развивать коммуникативные качества личности;
  • развить познавательные способности у учащихся

Воспитательные:

  • воспитание толерантного отношения к чужому мнению, к товарищам, взрослым, представителям различных народов;
  • воспитание дружеских взаимоотношений, эмпатии, бережного отношения к чувствам других людей;

Характеристика программы

Тип: Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа

Направленность: социально – педагогическая

Вид: модифицированная

Классификация:

по признаку: общеразвивающая

по характеру деятельности: формирующая личностные качества детей

по цели обучения: познавательная

по возрасту: одновозрастная от 7 до 8  лет

по масштабу действия: учрежденческая

по срокам реализации: 1 год

Организационно -  педагогические  основы обучения

Для обучения по программе «Путешествие в страну этикета» приглашаются ребята, желающие получить основы этикета. В группе обучаются одновозрастные  дети от 7 до 8 лет (1-2  классы).  

Занятия проходят коллективно, по подгруппам или индивидуально.

Продолжительность занятий – 40 минут. Занятия проходят как на базе Дворца творчества детей и учащейся молодежи, так и на базе образовательных учреждений города.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:  7-8 лет (Младший школьный возраст)

Сроки реализации дополнительной образовательной программы - Программа рассчитана  на 1 год обучения.  

Формы обучения: игровая, творческая, проектная

Методы обучения:

  • практические занятия: упражнения, творческие работы;
  • наглядные: использование рисунков, фото-видео материала
  • словесные: лекции, беседы, консультации;
  • исследовательские: сбор материалов, обсуждение тем, разъяснение терминов и понятий;
  • поисковые:  самостоятельная работа,
  • интерактивные: разработка и защита проектов, презентаций.

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимы

Материально-техническое обеспечение:

  1. Учебный класс
  2. Ноутбук

Научно-методическое обеспечение:

1.        Дидактический материал

2.        Тематические  сценарные разработки

3.        Картотека (Разнообразные сюжетные картинки.)        

4.   Музыкальный и видео материал (CD и DVD)

5.        Литературный материал (периодика, интернет-издания, сборники игр)

Ожидаемые результаты

В результате реализации Программы выпускник

является:

  • социально компетентной личностью, способной адаптироваться в меняющихся условиях;
  • коммуникативным;
  • толерантным;

знает:

  • как правильно пользоваться правилами этикета в повседневной жизни;
  • формировать у детей общечеловеческие ценности: доброту, доверие и уважение друг к другу, сочувствие;
  • основы гостеприимства
  • основы культуры поведения и общения;

умеет:  

  • умение формулировать понятие “этикет”.
  • уметь следовать правилам поведения в различных ситуациях.

        имеет навыки:

  • общения в школе, на улице, в общественном транспорте  
  • гостеприимства

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел,  тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

Из истории этикета

14

I.1.

Ваш друг этикет.

4

2

2

I.2.

Приветствуем друг друга.

5

2

3

I.3.

Давайте познакомимся.

5

2

3

II

Общение и взаимоотношения людей

20

II.1.

Правила хорошего тона.

6

2

4

II.2.

В мире вежливости.

6

2

4

II.3.

Пишем письма.

4

2

2

II.4.

Беседа по телефону.

4

2

2

III

Поведение в общественных местах

18

III.1.

По улице мостовой …

4

2

2

III.2.

Ох уж эти пассажиры.

4

2

2

III.3.

Школьные годы чудесные.

4

2

2

III.4.

Давайте пообщаемся

6

2

4

IV

Гостеприимство

20

IV.1.

Милости просим …

6

2

4

IV.2.

Красота на столе.

5

2

3

IV.3.

Традиции гостеприимства.

5

2

3

IV.4.

 Путешествие в мир мудрых мыслей.

Создание книги мудрости.

4

2

2

 

Итого:

72

30

42

Содержание

№ п/п

Раздел, Тема, Содержание

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

“Из истории этикета”

14

1.1.

“Ваш друг этикет”.

4

2

2

I.1.1

Происхождение понятия “этикет”. Виды этикета. Аспекты этикета. Значение этикета в прошлом столетии. Роль этикета в настоящее время. Назначение этикетных норм этикета.

I.2.

“Приветствуем друг друга”.

5

2

3

I.2.1

Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии.

I.3.

“Давайте познакомимся”.

5

2

3

I.3.1

Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку.

II.

Общение и взаимоотношения людей

20

II.1.

“Правила хорошего тона”.

6

2

4

II.1.2

Обращение –одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения.

II.2.

“В мире вежливости”.

6

2

4

II.2.2

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

II.3.

“Пишем письма”.

4

2

2

II.3.2

Письмо – средство связи и общения между людьми. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа.

II.4.

“Беседа по телефону”.

4

2

2

II.4.2

Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону.

III.

“Поведение в общественных местах”

18

III.1.

“По улице мостовой…”

4

2

2

III.1.3

Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице.

III.2.

“Ох уж эти пассажиры…”

4

2

2

III.2.3.

Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил дорожного движения.

III.3.

“Школьные годы чудесные…”

4

2

2

III.3.3

Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину. Неуместные капризы у детей.

III.4.

“Давайте пообщаемся”

6

2

4

III.4.3

Отношения между сверстниками, воспитателями, и другими сотрудниками центра.

Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения, умение не вмешиваться в разговор. Умение внимательно выслушивать взрослых.

IV.

“Гостеприимство”

20

IV.1.

“Милости просим”.

6

2

4

IV.1.4

Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу.

IV.2.

“Красота на столе и за столом”.

5

2

3

IV.2.4

Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила

пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом.

IV.3

“Семь бед – один обед…”

5

2

3

IV.3.4

Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом.

IV.4.

Итоговое занятие

Путешествие в мир мудрых мыслей.

4

2

2

IV.4.4

Создание книги мудрости.

Этапы педагогического контроля  

Вид контроля

Цель

Контролируемые знания, умения, навыки

Форма

Сроки

Входящий

Выявление  уровня  воспитанности  обучающихся

Уровень воспитанности

Тест – диагностика

Сентябрь

Тематический

Выявление уровня знаний и по теме: “В мире вежливости”.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия.

Творческие задания: сценка-инсценировка

Рубежный

Оценка уровня знаний и умений по этике общения.

Построение разговора по телефону. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Вежливая просьба в различных ситуациях

 Творческое задание

Итоговый

Проверка уровня освоения образовательной программы

Нормы этической культуры.

 Создание книги мудрости

Май

Список используемой литературы  

  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.\
  2. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия–Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 2000. – 198с.
  3. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи : межрегиональная науч.-практ. конф., Вологда, 15-16 февраля 2012 года / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. инт-т развития образования [и др.]; [под общ. ред. Е. А. Ворониной]. – Вологда : ИЦ ВИРО, 2012. – 333 с.
  4. Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное  воспитание  в начальной  школе
  5. Лопаткина А.К. Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов / Сост. А.К. Лопаткина. –– Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 103 с.
  6. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. - СПб.: Изд-во "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2003.-40с.: Ил.
  7. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека: Организация встреч, приемов, презентаций. – Мн., ПКИП «Асар», 1994. – 96с.
  8. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
  9. «Этика: азбука добра», И. С. Хомякова, В. И. Петрова/ Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой.-М.: Вентана- Граф, 2013
  10. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общенияМ.: Высшая школа, 1989. — 159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Путешествие по сказкам» для детей младшего дошкольного возраста

Цель программы: Развитие творческих и артистических способностей детей через устное народное творчество, выраженное в сказках....

Программа дополнительного образования "Путешествия по Вселенной"

Ну как объяснить дошкольникам устройства солнечной системы, ведь мы никогда ее не увидим? Для этого я создала в группе мини-планетарий и  разработала программу дополнительного образования на тему...

Программа дополнительного образования "Путешествие в страну палочек и блоков"

Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенн...

Итоговое занятие в подготовительной группе по программе дополнительного образования «Азбука безопасности» «Страна Светофория!»

Цель: Закрепить знания детей о Правилах дорожного движения, дорожных знаках, правилах поведения на дорогах и в автотранспорте, развивать мышление, внимательность. Задачи: Образовательные:Зак...

Методические разработки: программа дополнительного образования «Путешествие в страну Наурандии»

Методические разработки: программа дополнительного образования «Путешествие в страну Наурандии»...

Программа дополнительного образования "Путешествие по звуковой дорожке"

В основе предлагаемой программы лежат методические рекомендации   М.Ю. Картушиной и конспекты логоритмических занятий с детьми 2-З лет. Ритмическая организация является основой жизни. Данные...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖОК «Волшебная страна шахмат» на 2023-2024 учебный год

В рабочую программу включены возрастные особенности обучающихся, перспективный план кружка, диагностический инструментарий уровня сформированности способности действовать "в уме" детей от 4 ...