Программа дополнительного образования " Путешествие в страну этикета"
рабочая программа (старшая группа)
Данная программа, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_etiketa.docx | 41.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа -
Дополнительная общеразвивающая программа
«Путешествие по стране этикета»
Направленность: Социально-педагогическая Для учащихся 6-7 лет 1 год обучения Составитель: Попова Светлана Сергеевна педагог дополнительного образования |
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы.
Направленность данной образовательной программы – социально – педагогическая.
Новизна, актуальность программы.
Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.
Как известно, в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения с взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения. Первоклассники, как правило, не в полной мере владеют самыми базовыми навыками поведения в коллективе, обществе.
Ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.
К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Дошкольнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им старший дошкольный возраст
Данная программа, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.
Программа « Путешествие по стране этикета» разработана на основе: «Этика: азбука добра», И. С. Хомякова, В. И. Петрова/ Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой.-М.: Вентана- Граф, 2013
Цель программы - сформировать и совершенствовать у учащихся нормы этической культуры, развивать их коммуникативные способности через овладение речевой культурой как важнейшим, жизненно необходимым средством общения.
Задачи программы:
Обучающие:
- научить детей правильно пользоваться правилами этикета в повседневной жизни;
- формировать у детей общечеловеческие ценности: доброту, доверие и уважение друг к другу, сочувствие;
- формировать этическую культуру, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям
- формировать навыки поведения в обществе.
Развивающие:
- развивать у детей воображение и творческое мышление;
- развить творческие и артистические способности детей.
- развивать коммуникативные качества личности;
- развить познавательные способности у учащихся
Воспитательные:
- воспитание толерантного отношения к чужому мнению, к товарищам, взрослым, представителям различных народов;
- воспитание дружеских взаимоотношений, эмпатии, бережного отношения к чувствам других людей;
Характеристика программы
Тип: Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа
Направленность: социально – педагогическая
Вид: модифицированная
Классификация:
по признаку: общеразвивающая
по характеру деятельности: формирующая личностные качества детей
по цели обучения: познавательная
по возрасту: одновозрастная от 7 до 8 лет
по масштабу действия: учрежденческая
по срокам реализации: 1 год
Организационно - педагогические основы обучения
Для обучения по программе «Путешествие в страну этикета» приглашаются ребята, желающие получить основы этикета. В группе обучаются одновозрастные дети от 7 до 8 лет (1-2 классы).
Занятия проходят коллективно, по подгруппам или индивидуально.
Продолжительность занятий – 40 минут. Занятия проходят как на базе Дворца творчества детей и учащейся молодежи, так и на базе образовательных учреждений города.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 7-8 лет (Младший школьный возраст)
Сроки реализации дополнительной образовательной программы - Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы обучения: игровая, творческая, проектная
Методы обучения:
- практические занятия: упражнения, творческие работы;
- наглядные: использование рисунков, фото-видео материала
- словесные: лекции, беседы, консультации;
- исследовательские: сбор материалов, обсуждение тем, разъяснение терминов и понятий;
- поисковые: самостоятельная работа,
- интерактивные: разработка и защита проектов, презентаций.
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы
Материально-техническое обеспечение:
- Учебный класс
- Ноутбук
Научно-методическое обеспечение:
1. Дидактический материал
2. Тематические сценарные разработки
3. Картотека (Разнообразные сюжетные картинки.)
4. Музыкальный и видео материал (CD и DVD)
5. Литературный материал (периодика, интернет-издания, сборники игр)
Ожидаемые результаты
В результате реализации Программы выпускник
является:
- социально компетентной личностью, способной адаптироваться в меняющихся условиях;
- коммуникативным;
- толерантным;
знает:
- как правильно пользоваться правилами этикета в повседневной жизни;
- формировать у детей общечеловеческие ценности: доброту, доверие и уважение друг к другу, сочувствие;
- основы гостеприимства
- основы культуры поведения и общения;
умеет:
- умение формулировать понятие “этикет”.
- уметь следовать правилам поведения в различных ситуациях.
имеет навыки:
- общения в школе, на улице, в общественном транспорте
- гостеприимства
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I | Из истории этикета | 14 | ||
I.1. | Ваш друг этикет. | 4 | 2 | 2 |
I.2. | Приветствуем друг друга. | 5 | 2 | 3 |
I.3. | Давайте познакомимся. | 5 | 2 | 3 |
II | Общение и взаимоотношения людей | 20 | ||
II.1. | Правила хорошего тона. | 6 | 2 | 4 |
II.2. | В мире вежливости. | 6 | 2 | 4 |
II.3. | Пишем письма. | 4 | 2 | 2 |
II.4. | Беседа по телефону. | 4 | 2 | 2 |
III | Поведение в общественных местах | 18 | ||
III.1. | По улице мостовой … | 4 | 2 | 2 |
III.2. | Ох уж эти пассажиры. | 4 | 2 | 2 |
III.3. | Школьные годы чудесные. | 4 | 2 | 2 |
III.4. | Давайте пообщаемся | 6 | 2 | 4 |
IV | Гостеприимство | 20 | ||
IV.1. | Милости просим … | 6 | 2 | 4 |
IV.2. | Красота на столе. | 5 | 2 | 3 |
IV.3. | Традиции гостеприимства. | 5 | 2 | 3 |
IV.4. | Путешествие в мир мудрых мыслей. Создание книги мудрости. | 4 | 2 | 2 |
| Итого: | 72 | 30 | 42 |
Содержание
№ п/п | Раздел, Тема, Содержание | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | “Из истории этикета” | 14 | ||
1.1. | “Ваш друг этикет”. | 4 | 2 | 2 |
I.1.1 | Происхождение понятия “этикет”. Виды этикета. Аспекты этикета. Значение этикета в прошлом столетии. Роль этикета в настоящее время. Назначение этикетных норм этикета. | |||
I.2. | “Приветствуем друг друга”. | 5 | 2 | 3 |
I.2.1 | Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии. | |||
I.3. | “Давайте познакомимся”. | 5 | 2 | 3 |
I.3.1 | Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку. | |||
II. | Общение и взаимоотношения людей | 20 | ||
II.1. | “Правила хорошего тона”. | 6 | 2 | 4 |
II.1.2 | Обращение –одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения. | |||
II.2. | “В мире вежливости”. | 6 | 2 | 4 |
II.2.2 | Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей. | |||
II.3. | “Пишем письма”. | 4 | 2 | 2 |
II.3.2 | Письмо – средство связи и общения между людьми. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа. | |||
II.4. | “Беседа по телефону”. | 4 | 2 | 2 |
II.4.2 | Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону. | |||
III. | “Поведение в общественных местах” | 18 | ||
III.1. | “По улице мостовой…” | 4 | 2 | 2 |
III.1.3 | Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице. | |||
III.2. | “Ох уж эти пассажиры…” | 4 | 2 | 2 |
III.2.3. | Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил дорожного движения. | |||
III.3. | “Школьные годы чудесные…” | 4 | 2 | 2 |
III.3.3 | Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину. Неуместные капризы у детей. | |||
III.4. | “Давайте пообщаемся” | 6 | 2 | 4 |
III.4.3 | Отношения между сверстниками, воспитателями, и другими сотрудниками центра. Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения, умение не вмешиваться в разговор. Умение внимательно выслушивать взрослых. | |||
IV. | “Гостеприимство” | 20 | ||
IV.1. | “Милости просим”. | 6 | 2 | 4 |
IV.1.4 | Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу. | |||
IV.2. | “Красота на столе и за столом”. | 5 | 2 | 3 |
IV.2.4 | Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом. | |||
IV.3 | “Семь бед – один обед…” | 5 | 2 | 3 |
IV.3.4 | Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом. | |||
IV.4. | Итоговое занятие Путешествие в мир мудрых мыслей. | 4 | 2 | 2 |
IV.4.4 | Создание книги мудрости. |
Этапы педагогического контроля
Вид контроля | Цель | Контролируемые знания, умения, навыки | Форма | Сроки |
Входящий | Выявление уровня воспитанности обучающихся | Уровень воспитанности | Тест – диагностика | Сентябрь |
Тематический | Выявление уровня знаний и по теме: “В мире вежливости”. | Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. | Творческие задания: сценка-инсценировка | |
Рубежный | Оценка уровня знаний и умений по этике общения. | Построение разговора по телефону. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Вежливая просьба в различных ситуациях | Творческое задание | |
Итоговый | Проверка уровня освоения образовательной программы | Нормы этической культуры. | Создание книги мудрости | Май |
Список используемой литературы
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.\
- Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия–Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 2000. – 198с.
- Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи : межрегиональная науч.-практ. конф., Вологда, 15-16 февраля 2012 года / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. инт-т развития образования [и др.]; [под общ. ред. Е. А. Ворониной]. – Вологда : ИЦ ВИРО, 2012. – 333 с.
- Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе
- Лопаткина А.К. Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов / Сост. А.К. Лопаткина. –– Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 103 с.
- Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. - СПб.: Изд-во "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2003.-40с.: Ил.
- Соловьев Э.Я. Этикет делового человека: Организация встреч, приемов, презентаций. – Мн., ПКИП «Асар», 1994. – 96с.
- Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
- «Этика: азбука добра», И. С. Хомякова, В. И. Петрова/ Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой.-М.: Вентана- Граф, 2013
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общенияМ.: Высшая школа, 1989. — 159 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Путешествие по сказкам» для детей младшего дошкольного возраста
Цель программы: Развитие творческих и артистических способностей детей через устное народное творчество, выраженное в сказках....
Программа дополнительного образования "Путешествия по Вселенной"
Ну как объяснить дошкольникам устройства солнечной системы, ведь мы никогда ее не увидим? Для этого я создала в группе мини-планетарий и разработала программу дополнительного образования на тему...
Программа дополнительного образования "Путешествие в страну палочек и блоков"
Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенн...
Итоговое занятие в подготовительной группе по программе дополнительного образования «Азбука безопасности» «Страна Светофория!»
Цель: Закрепить знания детей о Правилах дорожного движения, дорожных знаках, правилах поведения на дорогах и в автотранспорте, развивать мышление, внимательность. Задачи: Образовательные:Зак...
Методические разработки: программа дополнительного образования «Путешествие в страну Наурандии»
Методические разработки: программа дополнительного образования «Путешествие в страну Наурандии»...
Программа дополнительного образования "Путешествие по звуковой дорожке"
В основе предлагаемой программы лежат методические рекомендации М.Ю. Картушиной и конспекты логоритмических занятий с детьми 2-З лет. Ритмическая организация является основой жизни. Данные...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖОК «Волшебная страна шахмат» на 2023-2024 учебный год
В рабочую программу включены возрастные особенности обучающихся, перспективный план кружка, диагностический инструментарий уровня сформированности способности действовать "в уме" детей от 4 ...