Конспект интегрированного занятия «Северные олени» для детей 4-5 лет
план-конспект занятия (средняя группа)

Алена Игоревна Рожкова

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к жизни животных - северным оленям.

Задачи: Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры, расширять представление детей о жизни животных в условиях крайнего севера. Формировать представления о северном олене, как об основе жизни на Кольском полуострове. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его природным богатствам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл severnyy_olen_saamskaya_nedelya.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Конспект интегрированного занятия «Северные олени»

для детей 4-5 лет

Подготовила:

Рожкова Алёна Игоревна

Воспитатель

Ловозеро 2022

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к жизни животных - северным оленям.

Задачи: Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры, расширять представление детей о жизни животных в условиях крайнего севера. Формировать представления о северном олене, как об основе жизни на Кольском полуострове. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его природным богатствам.

Предварительная работа: Подвижные игры: «Ловля оленей», «У оленя дом большой»   рассматривание иллюстрации, чтение худ.литературы.

Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку и вы сразу догадаетесь о ком идет речь.

Он для всех хороший друг

в тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех,

что зимой так греет всех.

Возит нарты  далеко,

с ним на Севере легко.

Ищет ягель целый день.

Это-.................(северный олень.)

Воспитатель:  Правильно.

Ребята, а кто был на празднике Севера, которой проходит у нас с вами весной?

Вы видели на празднике северных оленей?

Какие они? Как выглядит северный олень?

Воспитатель. Ребята, Ловозеро – нашу малую Родину называют «оленьим краем». В Ловозерских тундрах находятся стада оленей. Северный олень - житель Крайнего Севера. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. Олень считается священным животным.

Рассматривание: Ребята, что вы можете рассказать об олене? Какой он?

Ребята посмотрите, какие интересные, красивые рога у оленя. Какие они?

Воспитатель: Ветвистые рога оленя - это самое заметное украшение этого животного. Рога длинные, тонкие и изогнутые. Рога животного покрыты тонкой шерстью. Смена рогов обязательно происходит раз в год. На их месте тут же начинают отрастать новые. Основной функцией рогов оленя является защита и нападение.

Северные олени используют рога в качестве орудия труда, откапывая ими снег, чтобы добывать себе еду.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, кожа оленя покрыта мехом, летом мех тонкий и короткий бывает, а зимой покрывается длинным и густым мехом. Северный олень хорошо переносит мороз, за счет плотного волосяного покрова, который не пропускает холодный ветер. Окрас светло-серый зимой, летом с коричневым оттенком.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете почему олени не проваливаются в снег?

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие  копыта у оленя толстые,

 их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложек, удобные для разгребания снега . Когда олень ходит по мягкой почве или снегу, копыта раздвигаются в стороны, поэтому он более крепко стоит на ногах, устойчив и не падает.

Какие  бывают олени?

- Дикие и домашние.

Воспитатель: Дети, как вы думаете чем отличается дикий олень от домашнего?

Дети: Они живут и кочуют по тундре, сами добывают себе пищу, а домашние олени живут около людей.

Воспитатель: Правильно. Дикие олени сами по – себе кочуют по тундре. Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает человек.

Воспитатель: Как называют человека, который присматривает за оленями? (Дети: Оленевод) 

А сейчас поиграем в игру

Игра-физминутка «У оленя дом большой»

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

Дом большой (руки над головой «домиком»)

Он глядит (правую руку над глазами)

В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

Заяц (ладони к голове, как уши зайца)

по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)

«Стук-стук

Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)

Охотник злой!» (сердитое лицо)

«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)

Лапу мне давай!» (подать руку)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте дальше знакомиться с северным оленем.

А где живут северные олени ? Кто знает?

Ответы детей..

Воспитатель: Северный олень -обитатель тундры.  Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень. Олени живут большими стадами, так проще найти себе корм и отбиться от врагов.

Воспитатель: Ребята, чем питаются северные олени? Кто знает?

Ответы детей…

Воспитатель: любимое лакомство – это ягель. Этот мох разрастается сплошным ковром в тундре круглый год. Обладая острым нюхом, они могут слышать запах ягеля даже под толстым слоем снега.  А летом олени едят грибы, ягоды, листья кустарников.

Воспитатель: Зимой олени тундры переходит на ягель – лишайник, который еще называют «олений мох». Они грызут свои рога, пьют морскую воду. У них очень развито обоняние, они могут обнаружить пищу, которая находится под снегом на глубине более метра. Но на откапывание пищи у этих животных уходит много сил, поэтому они всегда стараются уйти в более малоснежные районы, т. е кочуют.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет?

Дети: У них теплая шерсть, и к зиме они толстеют.

Воспитатель: Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть. Особенно густая шерсть на шее. На зиму волосы утолщаются, под ним образуется воздух, который препятствует потере тепла. К зиме олени жиреют.

Воспитатель: Как называется в стаде олениха?

Воспитатель: как называют детенышей оленей

А сейчас поиграем в игру “Важенка и оленята”.

В группе разложены обручи. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит в углу.

Бродит в тундре важенка,

 С нею – оленята,

 Объясняет каждому

 Все, что непонятно…

 Топают по лужам

 Оленята малые,

 Терпеливо слушая

 Наставления мамины.

Играющие оленята свободно бегают, наклоняются: едят траву, пьют воду. На слова “Волк идет!” оленята и важенка убегают в свои домики. Пойманного олененка волк уводит с собой

Воспитатель: Оленя называют бродягой Севера, потому что он постоянно кочует по тундре  в поисках корма. Нередко в пути их застает пурга. Олени предпочитают местности, где много мха и альпийских трав, которые составляют их пищу. Олени совершают ежегодные путешествия, весной из лесов в тундру, а летом, когда там появляются тучи комаров, они бегут обратно в леса. Такие переселения совершаются большими стадами.

Воспитатель: Ребята, а  как вы думаете, у оленей есть враги?

Дети: Есть, самый страшный зверь для оленя это волк, росомаха.

Воспитатель:  Главные враги северного оленя в тундре – это волки и росомахи. Они буквально идут по пятам за стадом, нападая на молодых, еще не окрепших, и на старых особей.

Воспитатель:Ребята,наверное, нет  на свете более полезного домашнего животного, чем северный олень. Испокон веков он служил людям пищей, одеждой, транспортом, без оленя жизнь коренных жителей  в суровом климате севера невозможна. 

Северный олень – это частичка  природы северного края, основа жизни на территории края белых снегов, это символ и гордость Кольского полуострова.

Подведение итогов.

Дети обсуждают, что им понравилось и почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по математике для детей подготовительной к школе группе «В поисках заветного ключа»

-В конспекте данного занятия показана система дидактических игр, направленных на развитие логического мышления дошкольников, обощение знаний и умений детей в области счета, подготовки к обучению ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.

Конспект занятия по развитию речи с использованием  интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию детей II мл. гр. Тема: «Птицы Приморского края»

Формировать представления детей о птицах: способствовать обогащению и уточнению представлений о птицах, их характерных особенностях (покрыты перьями, есть крылья), воспитывать доброе, бережное к ним о...

Конспект интегрированного занятия по математике для детей подготовительной к школе группе «В поисках заветного ключа»

-В конспекте данного занятия показана система дидактических игр, направленных на развитие логического мышления дошкольников, обощение знаний и умений детей в области счета, подготовки к обучению ...

Интегрированное занятие «Северные олени»

Задачи:- Продолжать знакомить детей с эпосом саамов – коренного населения региона.-Учить передавать в рисунке образ животного (северного оленя, его характерные особенности, колорит северной природы.-П...

Конспект интегрированного занятия по ПДД для детей I младшей «Правила дорожные детям знать положено»

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Задачи :Знакомить детей с правилами безопасного поведения на дорогах.Вызвать интерес к обучению правилам дорожного движения.Объяснить д...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...