Конспект интегрированного занятия «Северные олени» для детей 4-5 лет
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель: Развитие у детей познавательного интереса к жизни животных - северным оленям.
Задачи: Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры, расширять представление детей о жизни животных в условиях крайнего севера. Формировать представления о северном олене, как об основе жизни на Кольском полуострове. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его природным богатствам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
severnyy_olen_saamskaya_nedelya.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
Конспект интегрированного занятия «Северные олени»
для детей 4-5 лет
Подготовила:
Рожкова Алёна Игоревна
Воспитатель
Ловозеро 2022
Цель: Развитие у детей познавательного интереса к жизни животных - северным оленям.
Задачи: Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры, расширять представление детей о жизни животных в условиях крайнего севера. Формировать представления о северном олене, как об основе жизни на Кольском полуострове. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его природным богатствам.
Предварительная работа: Подвижные игры: «Ловля оленей», «У оленя дом большой» рассматривание иллюстрации, чтение худ.литературы.
Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку и вы сразу догадаетесь о ком идет речь.
Он для всех хороший друг
в тундре, где Полярный круг.
Есть рога и тёплый мех,
что зимой так греет всех.
Возит нарты далеко,
с ним на Севере легко.
Ищет ягель целый день.
Это-.................(северный олень.)
Воспитатель: Правильно.
Ребята, а кто был на празднике Севера, которой проходит у нас с вами весной?
Вы видели на празднике северных оленей?
Какие они? Как выглядит северный олень?
Воспитатель. Ребята, Ловозеро – нашу малую Родину называют «оленьим краем». В Ловозерских тундрах находятся стада оленей. Северный олень - житель Крайнего Севера. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. Олень считается священным животным.
Рассматривание: Ребята, что вы можете рассказать об олене? Какой он?
Ребята посмотрите, какие интересные, красивые рога у оленя. Какие они?
Воспитатель: Ветвистые рога оленя - это самое заметное украшение этого животного. Рога длинные, тонкие и изогнутые. Рога животного покрыты тонкой шерстью. Смена рогов обязательно происходит раз в год. На их месте тут же начинают отрастать новые. Основной функцией рогов оленя является защита и нападение.
Северные олени используют рога в качестве орудия труда, откапывая ими снег, чтобы добывать себе еду.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, кожа оленя покрыта мехом, летом мех тонкий и короткий бывает, а зимой покрывается длинным и густым мехом. Северный олень хорошо переносит мороз, за счет плотного волосяного покрова, который не пропускает холодный ветер. Окрас светло-серый зимой, летом с коричневым оттенком.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете почему олени не проваливаются в снег?
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие копыта у оленя толстые,
их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложек, удобные для разгребания снега . Когда олень ходит по мягкой почве или снегу, копыта раздвигаются в стороны, поэтому он более крепко стоит на ногах, устойчив и не падает.
Какие бывают олени?
- Дикие и домашние.
Воспитатель: Дети, как вы думаете чем отличается дикий олень от домашнего?
Дети: Они живут и кочуют по тундре, сами добывают себе пищу, а домашние олени живут около людей.
Воспитатель: Правильно. Дикие олени сами по – себе кочуют по тундре. Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает человек.
Воспитатель: Как называют человека, который присматривает за оленями? (Дети: Оленевод)
А сейчас поиграем в игру
Игра-физминутка «У оленя дом большой»
У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)
«Стук-стук
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте дальше знакомиться с северным оленем.
А где живут северные олени ? Кто знает?
Ответы детей..
Воспитатель: Северный олень -обитатель тундры. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень. Олени живут большими стадами, так проще найти себе корм и отбиться от врагов.
Воспитатель: Ребята, чем питаются северные олени? Кто знает?
Ответы детей…
Воспитатель: любимое лакомство – это ягель. Этот мох разрастается сплошным ковром в тундре круглый год. Обладая острым нюхом, они могут слышать запах ягеля даже под толстым слоем снега. А летом олени едят грибы, ягоды, листья кустарников.
Воспитатель: Зимой олени тундры переходит на ягель – лишайник, который еще называют «олений мох». Они грызут свои рога, пьют морскую воду. У них очень развито обоняние, они могут обнаружить пищу, которая находится под снегом на глубине более метра. Но на откапывание пищи у этих животных уходит много сил, поэтому они всегда стараются уйти в более малоснежные районы, т. е кочуют.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет?
Дети: У них теплая шерсть, и к зиме они толстеют.
Воспитатель: Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть. Особенно густая шерсть на шее. На зиму волосы утолщаются, под ним образуется воздух, который препятствует потере тепла. К зиме олени жиреют.
Воспитатель: Как называется в стаде олениха?
Воспитатель: как называют детенышей оленей
А сейчас поиграем в игру “Важенка и оленята”.
В группе разложены обручи. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит в углу.
Бродит в тундре важенка,
С нею – оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно…
Топают по лужам
Оленята малые,
Терпеливо слушая
Наставления мамины.
Играющие оленята свободно бегают, наклоняются: едят траву, пьют воду. На слова “Волк идет!” оленята и важенка убегают в свои домики. Пойманного олененка волк уводит с собой
Воспитатель: Оленя называют бродягой Севера, потому что он постоянно кочует по тундре в поисках корма. Нередко в пути их застает пурга. Олени предпочитают местности, где много мха и альпийских трав, которые составляют их пищу. Олени совершают ежегодные путешествия, весной из лесов в тундру, а летом, когда там появляются тучи комаров, они бегут обратно в леса. Такие переселения совершаются большими стадами.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у оленей есть враги?
Дети: Есть, самый страшный зверь для оленя это волк, росомаха.
Воспитатель: Главные враги северного оленя в тундре – это волки и росомахи. Они буквально идут по пятам за стадом, нападая на молодых, еще не окрепших, и на старых особей.
Воспитатель:Ребята,наверное, нет на свете более полезного домашнего животного, чем северный олень. Испокон веков он служил людям пищей, одеждой, транспортом, без оленя жизнь коренных жителей в суровом климате севера невозможна.
Северный олень – это частичка природы северного края, основа жизни на территории края белых снегов, это символ и гордость Кольского полуострова.
Подведение итогов.
Дети обсуждают, что им понравилось и почему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по математике для детей подготовительной к школе группе «В поисках заветного ключа»
-В конспекте данного занятия показана система дидактических игр, направленных на развитие логического мышления дошкольников, обощение знаний и умений детей в области счета, подготовки к обучению ...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.
Конспект занятия по развитию речи с использованием интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию детей II мл. гр. Тема: «Птицы Приморского края»
Формировать представления детей о птицах: способствовать обогащению и уточнению представлений о птицах, их характерных особенностях (покрыты перьями, есть крылья), воспитывать доброе, бережное к ним о...
Конспект интегрированного занятия по математике для детей подготовительной к школе группе «В поисках заветного ключа»
-В конспекте данного занятия показана система дидактических игр, направленных на развитие логического мышления дошкольников, обощение знаний и умений детей в области счета, подготовки к обучению ...
Интегрированное занятие «Северные олени»
Задачи:- Продолжать знакомить детей с эпосом саамов – коренного населения региона.-Учить передавать в рисунке образ животного (северного оленя, его характерные особенности, колорит северной природы.-П...
Конспект интегрированного занятия по ПДД для детей I младшей «Правила дорожные детям знать положено»
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Задачи :Знакомить детей с правилами безопасного поведения на дорогах.Вызвать интерес к обучению правилам дорожного движения.Объяснить д...
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы
Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...