Краеведение в детском саду
статья

Валерия Дмитриевна Кукольщикова

В статье представлен наш опыт работы по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kraevedenie.docx14.9 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение в детском саду

Любовь к родному краю, знание его истории -

основа, на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества.

Д.С. Лихачев

Воспитание любви и уважения к родному городу, Коми краю является важнейшей составляющей нравственно – патриотического воспитания.  Перед нами стоит задача прививать детям с детства интерес и любовь к своей малой родине, Республике, России, земле на которой мы живем.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, своей малой родине, а ведь она основана из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, Республики, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. 

На наш взгляд, на сегодняшний день не менее важно и интегрированное понятие сотрудничества педагога, ребенка и семьи, особенно при изучении культуры коми края.

Вопросами краеведенияпатриотического воспитания, в должном понимании этого слова, родители самостоятельно практически не занимаются. Поэтому эти функции должен взять на себя детский сад, чтобы не только воспитать у детей интерес к истории родного края, но и убедить родителей в важности и необходимости этой работы.

Для более полного изучения Коми края мы тесно сотрудничаем с Коми Национальным музеем – это и есть основная идея. Совместно с музеем мы составляем программу на год, обсуждаем темы каждого месяца и тему каждого занятия. На данных занятиях дети могут не только посмотреть, например, старинные предметы на картинках, но и потрогать их руками, что очень важно в дошкольном возрасте.

Учебные занятия в музее, подчёркивает Е.В.Листвина, раздвигают рамки привычного образовательного пространства. В музее ребёнок чувствует себя «не совсем» на занятии, он более раскрепощён, более приобщён к жизни, хотя музей традиционно и представляется как собрание ценностей и памятников других эпох. Таким образом, достигается вариативность образования, происходит соединение с реальностью, насыщенной информацией о разных временных отрезках.

Характер общения ребёнка с музеем во многом зависит от степени его воспитания, интересов и способности ориентироваться в окружающем мире.

В музейной педагогике обозначена главная проблема – осмысление подходов к познанию дошкольниками музейного пространства. Общение педагога и детей в музейной среде, традиционно ограничиваемое алгоритмом экскурсии, в настоящее время приобретает более живой, импровизированный характер. Личностно ориентированная модель взаимодействия ребёнка с музейным объектом предполагает проявление разных чувств, восприятие образов и формирования индивидуальных представлений. Однако этого явно недостаточно для построения по настоящему диалогичного взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде. Поэтому в нашей группе создан мини-музей, который также меняется в зависимости от месяца. В оформлении мини-музея нам очень помогают родители. А тем самым также активно изучают краеведение и помогают в этом своему ребенку.

Эффективность усвоения материала детьми зависит от их активности в ходе экскурсии, поэтому целесообразно максимально использовать взаимодействие с игровыми персонажами в музее, действия с музейными предметами. Учитывая пластичность детской психики (они быстро запоминают, но также быстро и забывают), необходимо уточнять знания через активные формы и методы работы. Поэтому мы ввели в практику домашние задания, где дети и родители в совместной практической деятельности закрепляют пройденный материал.

Исходя из этого, можно сделать вывод об эффективности взаимодействия детского дошкольного учреждения, семьи и краеведческого музея в ознакомлении старших дошкольников с историческим прошлым нашего города, края.

МАДОУ «Детский сад №13» г. Сыктывкара

Воспитатели: Владимирская Ирина Борисовна,

Кукольщикова Валерия Дмитриевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение в детском саду

Представлены проект "Милый сердцу уголок", который реализуется в дошкольной группе  в разделе "Краеведение" общеобразовательной программы.  В проекте отражены содержательные линии краеведчес...

Краеведение в детском саду

Представлены проект "Милый сердцу уголок", который реализуется в дошкольной группе  в разделе "Краеведение" общеобразовательной программы.  В проекте отражены содержательные линии краеведчес...

статья "Краеведение в детском саду"

Статья о том,  для чего нужно вводить занятия по краеведению не только в школе ,но и в дошкольных учреждениях....

Краеведение в детском саду

        Со словом «Родина» у каждого человека связаны представления о самом дорогом и светлом в жизни. Это может быть и маленькая деревенька, и посёлок, и город,...

"Краеведение в детском саду"

Предлагаю вниманию коллег конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада по знакомству с историей родного города Арзамаса и творчеством А. П. Гайдара....

Буклет "Содержание уголков краеведения в детском саду

Буклет содержит методические рекомендации по оснащению уголка краеведения в детском саду....

Презентация на тему: Опыт работы в сфере краеведения в детском саду, воспитатель Ковальская С.В.

Содержание:Краеведение в детском садуЦели и задачиКраеведение в развивающей среде группы1.Краеведение в детском саду :Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной ...