Конспект ООД "Зимующие птицы" в рамках конкурса "Педагог года - 2023"
план-конспект занятия (старшая группа)

Зульфия Сафуатовна Басырова

Формирование экологической культуры у детей и закрепление знаний о зимующих птицах родного края на  основе игровых приемов  с использованием дидактических пособий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_zimuyushchie_ptitsy.docx480.25 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\PC\Desktop\IMG_20221222_160031.jpg

Конспект организованной образовательной деятельности

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: формирование экологической культуры у детей и закрепление знаний о зимующих птицах родного края на  основе игровых приемов  с использованием дидактических пособий.

Задачи:

образовательные:

• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах родного края;

• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

 развивающие:

•развивать логическое мышление;

• совершенствовать диалогическую речь;

• закрепить названия птиц на башкирском языке.

воспитательные:

• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Оборудование: картинки зимующих птиц; запись пения птиц; кормушка; картинки с изображением корма для птиц, коробочки двух цветов, плакат в форме кормушки с изображением птиц, снежный комочек, кубик Блума, магнитная доска, раскраски о зиме.  

Словарная работа: слова на башкирском языке- тағараҡ, ҡыҙылтүш, һарытүш, һайыҫҡан, тумыртҡа, шыршы турғайы,  турғай, ҡыш; слова на русском языке - кубик Блума, кормушка, синица, снегирь, воробей, дятел, клест – еловик, сорока.

Ход ООД.

Организационная часть.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Зульфия Сафуатовна. Я очень рада встрече с вами. Давайте поприветствуем наших гостей.

-Здравствуйте, уважаемые гости! Һаумыһығыҙ, ҡәҙерле ҡунаҡтар! А теперь поприветствуем друг друга. Встанем в круг.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Молодцы!

Садитесь, пожалуйста, на стульчики.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима). На башкирском языке как будет называться это время года? На башкирском языке зима  называется ҡыш. Давайте повторим. А теперь назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль). Молодцы!

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Снежок». Встанем в кружок и будем передавать снежный ком друг другу и называть признаки зимы.

Воспитатель: начинаем игру: Зимой солнце светит, но не греет. Игра продолжается. Дети называют признаки зимы. Молодцы! Вы назвали очень  много признаков зимы.

Воспитатель:  Предлагаю отгадать загадку и узнать,  о чем мы будем сегодня говорить. Послушайте внимательно, пожалуйста.

В теплые края - они не улетают,

С людьми они рядышком все обитают,

Зимуют в тех гнездах, что сами совьют,

Где люди помогут - кормушки прибьют.

В корме нуждаются они ежедневно,

Кто же они, догадались наверно? (зимующие птицы) Правильно. Садитесь на свои стульчики.

Основная часть.

Воспитатель: - Итак,  мы поговорим о зимующих птицах нашего края. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

Воспитатель: Из чего можно смастерить кормушки? (ответы детей). Как вы думаете, из какого материала сделана эта кормушка? (Воспитатель показывает кормушки из фанеры).

Правильно, эта кормушка сделана из тонкой фанеры. Такие кормушки изготавливают в нашем  городе и учалинские мастера.  Посмотрите, как красиво и ажурно вырезаны детали. Есть крыша, отверстия со всех сторон, чтобы удобно было доставать корм. На башкирском языке кормушка называется тағараҡ.  Повторяют вместе. Послушайте стихотворение про кормушку на башкирском языке. 

Ем һалырға ҡоштарға

Эшләп ҡуйҙым тағараҡ.

Ҡышын ҡыйын уларға

Аҙыҡ булғас аҙыраҡ.

Я кормушку смастерил-

Просто загляденье.

Набирайте, птахи, сил,

Ешьте, угощение!

Ребята, а вы хотите покормить птиц?

Чем же их можно кормить? (перечисляют). Чтобы не ошибиться в выборе корма, мы для начала пересортируем корма.

Дидактическая игра: «Чем можно кормить, чем нельзя?». Задание будет для девочек и мальчиков.

Девочки  выбирают  корма, которыми можно кормить птиц и кладут их в зеленую коробочку, а мальчики выбирают корма, которыми нельзя кормить птиц и кладут в красную коробочку. Молодцы. Вредные корма мы убираем.

Дидактическая игра «Подбери корм». На доске плакат в форме кормушки с изображением зимующих птиц. Рядом на столе картинки с изображением разных кормов для птиц.

Воспитатель: На кормушку прилетели птицы, а кормушка пустая. Надо накормить наших пернатых друзей. Я буду загадывать загадку про птиц, а кто первым отгадает ее, тот подберет для этой птицы корм.

Итак, слушаем внимательно.  

Морозов не боится

Живет среди людей

Зимующая птичка

Бесстрашный (воробей)  На башкирском языке эта птица называется турғай

Любопытна и быстра,

Есть на грудке синева.

В чужом домике гнездится,

А зовут ее? (синица) На башкирском языке эта птица называется һарытүш

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь) На башкирском языке эта птица называется ҡыҙылтүш

Все деревья я лечу

По деревьям я стучу.

Их спасаю от врагов

Вредных, маленьких жуков. (Дятел) На башкирском языке эта птица называется тумыртҡа

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (Сорока) На башкирском языке эта птица называется һайыҫҡан

Не страшны ему метели,

Гнезда вьет зимой на ели,

Крик его отрывист, прост,

Кривоносый красный (Клест) На башкирском языке эта птица называется шыршы турғайы

Молодцы, всех птиц накормили. А сколько всего птиц на кормушке? Дети считают на русском и башкирском языках. Один, два, три, четыре, пять, шесть. Птиц всего 6. Бер, ике, өс, дүрт, биш, алты. Бөтәһе алты ҡош. Молодцы!

Физминутка

 Вот на ветках, посмотри,     В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке

Головой вертят,
Улететь хотят.

4 хлопка руками по бокам

Взмахи руками

Частые потряхивания руками, опущенными вниз.
2 поворота головы на каждую строку.
Взмахи руками

Воспитатель: У меня, ребята, есть необычный кубик. Он называется кубик Блума. И он поможет вам рассказать о зимующих птицах. Ответить на вопросы, объяснить, поделиться своими знаниями, придумать новое, предложить свою помощь. Для начала мы встанем в круг. Нужно подбросить кубик, поймать и ответить на тот вопрос, который вам попадется.  

Садятся на стульчики.  

Следующая игра «Угадай, кто поет?»

Звучат записи с голосами зимующих птиц:  Сорока, воробей, снегирь, сова, дятел.

После отгадывания, появляются картинки этих птиц  на доске.

Дыхательный тренажер «Зимующие птицы»

Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей) Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Зимующие птицы" 3-4 года

Презентация "Зимующие птицы" 3-4 года...

Конспект НОД «Зимующие птицы» с использованием презентации «Зимующие птицы»

Конспект интегрированного занятия«Зимующие птицы"(средняя группа)Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.Цели:формирование экологических представлений у ...

Конспект НОД по речевому развитию "Воспитатель года - 2023"

Конспект НОД "Озорные пальчики" по речевому развитию разработан в рамках конкурса "Воспитатель года 2023"...

Презентация. Лексическая тема: "ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ". Февраль 2024 года.

В презентации рассказывается о птицах, остающихся зимовать в России....

Конспект занятия "Зимующие птицы" в рамках формирования эмоционального интеллекта

Педагог выбирает ситуацию с добрым отношением к птицам зимой, сосредоточивает  внимание на заботе о них в рамках формирования эмоционального интеллекта у детей. А также моделирует путем расс...