Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Знакомство с историей и культурой казаков"
план-конспект занятия (старшая группа)

Репис Ольга Анатольевна

Конспект НОД  по познавательному развитию в старшей группе "Знакомство с историей и культурой казаков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

«Знакомство с историей и культурой  казаков»

Тема«Знакомство с жилищем и бытом казаков».

Цель: познакомить детей с  жилищем и бытом  казаков.

Задачи:

Образовательные:  сформировать представление о жилище казака, его особенностях;  показать и рассказать о назначении комнат в казачьем курене, их убранстве, познакомить с бытом казаков.
Развивающие: развивать внимание, память. Прививать бережное отношение к традициям родного края. Развивать и обогащать словарный запас.
Воспитательные: продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа. Воспитывать нравственные чувства. Воспитывать любовь к своей малой Родине. Воспитывать чувство гордости за свой народ. 

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально – коммуникативное  развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Речевое развитие»;  «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: музыкальная, игровая, двигательная, коммуникативная.

Предварительная работа: изготовление макета казачьего двора, выставка детских рисунков «Наш  поселок», разучивание игры «Вокруг куреня хожу».

Материал и оборудование: макета казачьего двора, презентация к НОД,  папаха,  запись  казачьих  песен.

Ход НОД:

1.     Организационный момент:

Дети играют в хороводную игру «Заря - заряница». По окончанию игры воспитатель обращает внимание детей на гостей.

- Ребята я вижу, что у всех вас сегодня хорошее настроение, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся и поделимся с ними своими улыбками. Вот теперь у нас и наших гостей хорошее настроение, давайте сохраним его на весь день.

- Ребята, скажите, мне как называется страна в которой мы живем.

- Правильно – Россия. Вот она на нашем экране. Давайте сядем на стульчики и посмотрим внимательно, где же на карте наш с вами поселок. (Дети садятся, а воспитатель показывает на карте место, где находится поселок. (слайд №1)

 

2.     Основная часть:

 

1.  Беседа на тему: казачье подворье.

- Среди просторов нашей большой страны есть маленький поселок, где мы живём, где родная земля, родной дом и самые близкие нам люди! Как он называется? А как одним словом можно назвать  близких  людей? (Родственники, родня слайд №2.)
- Правильно, родственники - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А есть еще  ваши родственники, которые жили до них -  давным- давно. И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть как же жили наши дальние родственники, увидеть некоторые  предметы быта, которыми они пользовались.

- У меня есть волшебная казачья папаха, которая нам поможет отправиться в прошлое. Я возьму ее, повернусь вокруг себя три раза и скажу: «Время, время помоги, в наше прошлое верни!»  Будете  мне помогать? А  волшебные слова запомнили? (Ответы детей)

- Тогда давайте встанем, повернемся три раза и скажем волшебные слова: «Время, время помоги, в наше прошлое верни!» 

(звучит волшебная музыка и на экране появляется казачье подворье (слайд №3), а на столе перед детьми макет подворья).

- Ребята,  как вы думаете, чей это двор?
-Правильно,  это казачий двор - подворье. Давайте с вами внимательно посмотрим, что же находилось у казаков  во дворе.

В  обустройстве подворья казаки всегда соблюдали главное правило: здесь все должно быть под рукой, на виду.

- Посмотрите на макет и скажите, что это такое?

- Правильно, это казачья хата. А вы знаете из чего ее строили?

- Стены  хаты делали  из прутьев, смазывали их глиной с двух сторон, чтобы крепче держались и не разваливались. Пол делали тоже из глины. Потом внутри и снаружи белили, чтобы было чисто и красиво.

- Посмотрите внимательно на хату, и скажите, чем покрывали крышу?

- Правильно, соломой. Казаки  строили свои хаты из местных природных материалов, их ведь вокруг было очень много.  (слайд №4)

- Ребята, посмотрите на макет, двор широкий, просторный. Что находилось во дворе?

- Да, во дворе находилась  печка, рядом большой и длинный стол, лавки, колодец, конюшня, во дворе держали коров, свиней, кур.

- Скажите, чем казаки огораживали свои подворья? (слайд №5)

- Правильно, подворье огораживалось плетнем – забором из переплетенных прутьев. У плетня играли дети. Ребята, а давайте и мы  поиграем в нашу любимую казачью игру «Вокруг куреня хожу».

2. Физкультминутка. (проводится игра «Вокруг куреня хожу», слайд №6)

Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:
«Вокруг куреня хожу
И в окошечки смотрю, 
К одному я подойду 
И в окошко постучу»
Тук-тук. Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там? » Водящий отвечает: «Это я, казачка Катя». Ребенок: - Зачем пришла? Водящий: - Побежим на перегонки. Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.


3.     Беседа на тему: «В казачьей горнице» (слайд №7)

-  Ребята, а кто знает как по другому называли казаки свою хату?
- Правильно, курень. Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу, а в центре стояла печь, которая служила для приготовления пищи и обогревания всего дома. Окна в курене закрывались ставнями. А сейчас мы чем закрываем окна?  
(Ответы детей. Слайд8)
-Дверь в курене была низкой и небольшой – войти можно было медленно и только по одному. Закрывалась дверь обязательно вовнутрь, чтобы можно было надежно подпереть ее изнутри, казаки говорили: «Мой дом – моя крепость»

Ребята, вы  хотите попасть в настоящий казачий курень?  (Звучит казачья песня. На слайде №8 казачья горница)
Курень, куренёк, он не низок, не высок. Заходите в мой курень, да побудьте там часок. -  Здорово дневали.  (Ответ детей и гостей)
- Семья у казака большая, и в ней не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по хозяйству и у каждого по дому своя работа. Всё что находится в курене сделано с любовью, своими руками. Давайте посмотрим, кто, чем занят. Эта кунацкая – комната, где живут холостые казаки и подростки 
( на слайде №9 казачья форма, оружие, фотографии, папаха, фуражка). В кунацкую женщины и дети не заходят, потому что там есть оружие, можно покалечиться. Кунацкая - это место, где растили воина и защитника, поэтому в ней ничего недолжно быть лишнего.

- Ребята, а вы как думаете, есть здесь что  нибудь лишнее?
(Игра «Убери лишнее», положить подушку, игрушку, зеркало).

- Правильно, зеркало. Некогда казаку собой любоваться, надо к службе готовиться.
Да, игрушка. А казачата разве не играли?
- Казачата не играют, они к службе готовятся. А, что же еще здесь лишнее?
- Правильно, подушка,  казака с детства готовили к военной службе, к суровым условиям, спать на жестком, у казаков и локоть-подушка и шинель-одеяло.
Молодцы, все правильно, отгадали. Наверно это младший братик пошалил. А в это время старшие  братья  учатся владеть шашкой. (слайд № 10)

- Ребята,  а кто из вас так умеет?  (Двое из ребят показывают свое умение).
 Молодцы. А вот и  моя кухня, у казачек она называется стряпка. А как вы думаете, почему эта часть дома так называется? (Ответ детей, слайд №11)
Ребята, посмотрите  как здесь красиво, тепло и уютно.
Казачки, хорошие хозяйки, любят чистоту и порядок, а ещё они очень любят вкусно готовить. А вы знаете любимые блюда казаков? (лапша, борщ, уха, студень, каймак, узвар - компот из сухофруктов) 
А теперь я покажу вам женскую половину.  (слайд№12) Это спальня - домушка (прялка, кровать, сундук). Девочек-казачек воспитывают хорошими хозяйками, недаром казаки говорят: «Бери жену с Дона - не будет урона». А ну ка девочки, покажите, какие вы хозяюшки, помогите ка погладить бельё. (Девочки пробуют гладить бельё)
Ребята,  кто знает, что это за ящик здесь стоит?
Действительно, это не ящик, а сундук, в котором казаки  хранят свои вещи. (слайд №13)

Все вещи сделаны своими руками и с большой любовью.
В гостях хорошо, а дома лучше, пора и нам отправляться домой.
Воспитатель берет папаху, дети встают, поворачиваются три раза по кругу. и все говорят «Время, время помоги, и обратно нас верни».

 

3. Рефлексия:

- Ну, вот мы и дома, ребята (слайд №14),  что сегодня нового вы узнали об устройстве казачьего куреня, а что вам понравилось больше всего? Что нового ещё хочется вам узнать? «Казачьему роду нет переводу», это древний наказ наших предков-казаков, его мы должны знать, в сердце хранить и свято выполнять. Вам хочется соблюдать эти казачьи традиции?

- Молодцы ребята, мне  тоже очень понравилось с вами путешествовать. Скажите, в какую казачью игру вам больше всего понравилось играть? (ответы детей)

- Еще хотите поиграть? Тогда становитесь в хоровод.

(Так плавно из НОД мы переходим в самостоятельную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Традиции, быт и культура Кубанских казаков»

Познакомить детей с прошлым Кубани, её традициями, жизнью и культурными ценностями казачества....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с историей и культурой казаков в старшей группе

Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни казаков....