Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Знакомство с историей и культурой казаков"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Знакомство с историей и культурой казаков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект НОД "Знакомство с жилищем и бытом казаков" | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
«Знакомство с историей и культурой казаков»
Тема: «Знакомство с жилищем и бытом казаков».
Цель: познакомить детей с жилищем и бытом казаков.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о жилище казака, его особенностях; показать и рассказать о назначении комнат в казачьем курене, их убранстве, познакомить с бытом казаков.
Развивающие: развивать внимание, память. Прививать бережное отношение к традициям родного края. Развивать и обогащать словарный запас.
Воспитательные: продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа. Воспитывать нравственные чувства. Воспитывать любовь к своей малой Родине. Воспитывать чувство гордости за свой народ.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: музыкальная, игровая, двигательная, коммуникативная.
Предварительная работа: изготовление макета казачьего двора, выставка детских рисунков «Наш поселок», разучивание игры «Вокруг куреня хожу».
Материал и оборудование: макета казачьего двора, презентация к НОД, папаха, запись казачьих песен.
Ход НОД:
1. Организационный момент:
Дети играют в хороводную игру «Заря - заряница». По окончанию игры воспитатель обращает внимание детей на гостей.
- Ребята я вижу, что у всех вас сегодня хорошее настроение, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся и поделимся с ними своими улыбками. Вот теперь у нас и наших гостей хорошее настроение, давайте сохраним его на весь день.
- Ребята, скажите, мне как называется страна в которой мы живем.
- Правильно – Россия. Вот она на нашем экране. Давайте сядем на стульчики и посмотрим внимательно, где же на карте наш с вами поселок. (Дети садятся, а воспитатель показывает на карте место, где находится поселок. (слайд №1)
2. Основная часть:
1. Беседа на тему: казачье подворье.
- Среди просторов нашей большой страны есть маленький поселок, где мы живём, где родная земля, родной дом и самые близкие нам люди! Как он называется? А как одним словом можно назвать близких людей? (Родственники, родня слайд №2.)
- Правильно, родственники - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А есть еще ваши родственники, которые жили до них - давным- давно. И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть как же жили наши дальние родственники, увидеть некоторые предметы быта, которыми они пользовались.
- У меня есть волшебная казачья папаха, которая нам поможет отправиться в прошлое. Я возьму ее, повернусь вокруг себя три раза и скажу: «Время, время помоги, в наше прошлое верни!» Будете мне помогать? А волшебные слова запомнили? (Ответы детей)
- Тогда давайте встанем, повернемся три раза и скажем волшебные слова: «Время, время помоги, в наше прошлое верни!»
(звучит волшебная музыка и на экране появляется казачье подворье (слайд №3), а на столе перед детьми макет подворья).
- Ребята, как вы думаете, чей это двор?
-Правильно, это казачий двор - подворье. Давайте с вами внимательно посмотрим, что же находилось у казаков во дворе.
- В обустройстве подворья казаки всегда соблюдали главное правило: здесь все должно быть под рукой, на виду.
- Посмотрите на макет и скажите, что это такое?
- Правильно, это казачья хата. А вы знаете из чего ее строили?
- Стены хаты делали из прутьев, смазывали их глиной с двух сторон, чтобы крепче держались и не разваливались. Пол делали тоже из глины. Потом внутри и снаружи белили, чтобы было чисто и красиво.
- Посмотрите внимательно на хату, и скажите, чем покрывали крышу?
- Правильно, соломой. Казаки строили свои хаты из местных природных материалов, их ведь вокруг было очень много. (слайд №4)
- Ребята, посмотрите на макет, двор широкий, просторный. Что находилось во дворе?
- Да, во дворе находилась печка, рядом большой и длинный стол, лавки, колодец, конюшня, во дворе держали коров, свиней, кур.
- Скажите, чем казаки огораживали свои подворья? (слайд №5)
- Правильно, подворье огораживалось плетнем – забором из переплетенных прутьев. У плетня играли дети. Ребята, а давайте и мы поиграем в нашу любимую казачью игру «Вокруг куреня хожу».
2. Физкультминутка. (проводится игра «Вокруг куреня хожу», слайд №6)
Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:
«Вокруг куреня хожу
И в окошечки смотрю,
К одному я подойду
И в окошко постучу»
Тук-тук. Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там? » Водящий отвечает: «Это я, казачка Катя». Ребенок: - Зачем пришла? Водящий: - Побежим на перегонки. Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.
3. Беседа на тему: «В казачьей горнице» (слайд №7)
- Ребята, а кто знает как по другому называли казаки свою хату?
- Правильно, курень. Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу, а в центре стояла печь, которая служила для приготовления пищи и обогревания всего дома. Окна в курене закрывались ставнями. А сейчас мы чем закрываем окна? (Ответы детей. Слайд8)
-Дверь в курене была низкой и небольшой – войти можно было медленно и только по одному. Закрывалась дверь обязательно вовнутрь, чтобы можно было надежно подпереть ее изнутри, казаки говорили: «Мой дом – моя крепость»
- Ребята, вы хотите попасть в настоящий казачий курень? (Звучит казачья песня. На слайде №8 казачья горница)
- Курень, куренёк, он не низок, не высок. Заходите в мой курень, да побудьте там часок. - Здорово дневали. (Ответ детей и гостей)
- Семья у казака большая, и в ней не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по хозяйству и у каждого по дому своя работа. Всё что находится в курене сделано с любовью, своими руками. Давайте посмотрим, кто, чем занят. Эта кунацкая – комната, где живут холостые казаки и подростки ( на слайде №9 казачья форма, оружие, фотографии, папаха, фуражка). В кунацкую женщины и дети не заходят, потому что там есть оружие, можно покалечиться. Кунацкая - это место, где растили воина и защитника, поэтому в ней ничего недолжно быть лишнего.
- Ребята, а вы как думаете, есть здесь что нибудь лишнее?
(Игра «Убери лишнее», положить подушку, игрушку, зеркало).
- Правильно, зеркало. Некогда казаку собой любоваться, надо к службе готовиться.
- Да, игрушка. А казачата разве не играли?
- Казачата не играют, они к службе готовятся. А, что же еще здесь лишнее?
- Правильно, подушка, казака с детства готовили к военной службе, к суровым условиям, спать на жестком, у казаков и локоть-подушка и шинель-одеяло.
- Молодцы, все правильно, отгадали. Наверно это младший братик пошалил. А в это время старшие братья учатся владеть шашкой. (слайд № 10)
- Ребята, а кто из вас так умеет? (Двое из ребят показывают свое умение).
- Молодцы. А вот и моя кухня, у казачек она называется стряпка. А как вы думаете, почему эта часть дома так называется? (Ответ детей, слайд №11)
- Ребята, посмотрите как здесь красиво, тепло и уютно.
- Казачки, хорошие хозяйки, любят чистоту и порядок, а ещё они очень любят вкусно готовить. А вы знаете любимые блюда казаков? (лапша, борщ, уха, студень, каймак, узвар - компот из сухофруктов)
- А теперь я покажу вам женскую половину. (слайд№12) Это спальня - домушка (прялка, кровать, сундук). Девочек-казачек воспитывают хорошими хозяйками, недаром казаки говорят: «Бери жену с Дона - не будет урона». А ну ка девочки, покажите, какие вы хозяюшки, помогите ка погладить бельё. (Девочки пробуют гладить бельё)
- Ребята, кто знает, что это за ящик здесь стоит?
- Действительно, это не ящик, а сундук, в котором казаки хранят свои вещи. (слайд №13)
- Все вещи сделаны своими руками и с большой любовью.
- В гостях хорошо, а дома лучше, пора и нам отправляться домой.
Воспитатель берет папаху, дети встают, поворачиваются три раза по кругу. и все говорят «Время, время помоги, и обратно нас верни».
3. Рефлексия:
- Ну, вот мы и дома, ребята (слайд №14), что сегодня нового вы узнали об устройстве казачьего куреня, а что вам понравилось больше всего? Что нового ещё хочется вам узнать? «Казачьему роду нет переводу», это древний наказ наших предков-казаков, его мы должны знать, в сердце хранить и свято выполнять. Вам хочется соблюдать эти казачьи традиции?
- Молодцы ребята, мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Скажите, в какую казачью игру вам больше всего понравилось играть? (ответы детей)
- Еще хотите поиграть? Тогда становитесь в хоровод.
(Так плавно из НОД мы переходим в самостоятельную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой нашей Родины и края, в котором живём.
Примерный план...
Программа « Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа.
кружковая работа...
КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"
Конспект в первой младшей группе по познанию...
Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Традиции, быт и культура Кубанских казаков»
Познакомить детей с прошлым Кубани, её традициями, жизнью и культурными ценностями казачества....
Конспект открытого занятия по ознакомлению с историей и культурой казаков в старшей группе
Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни казаков....
Конспект ООД по познавательному развитиюв старшей группе Зимующие птицы нашей местности
Тема: Зимующие птицы...