Примерный план по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой нашей Родины и края, в котором живём.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Примерный план
по ознакомлению старших дошкольников
с историей и культурой нашей Родины и края, в котором живём.
Цель: Приобщить к культуре и традициям народов России. Учить видеть историю вокруг себя. Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам. Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь к Родине, к родному краю и его истории.
В основу плана положены следующие принципы:
• учёт возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
• обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
• уважение к личности каждого ребёнка.
Месяц | Тема месяца | Темы занятий |
СЕНТЯ- БРЬ | 1. Кто мы, откуда? Где наши корни? 2. «Золотая осень». З. «Клюква- красна ягода!» | 1) Моя семья, мои родственники. 2) Рассматривание семейных альбомов. З) Семья — это группа живущих вместе близких родственников. 4) Рисование своей семьи. 1) Экскурсия в осенний лес. 2) Чтение стихов об осени. З) д.игра «Угадай какое дерево?» 4) Знакомство с приметами, загадками, пословицами. 1 Д.игра «Кому, что нужно?» (птицы и звери ,которые питаются клюквой). 2) Поговорки и пословицы о ягодах Севера. З) Клюква-кладовая витаминов. 4) Рассматривание орнаментов ханты с изображением ягод. 5) Аппликация «Клюква» |
ОКТЯ- БРЬ | 1. «С новым урожаем». 2. «Покров-первое зазимье.» | 1 )Что такое календарь? для чего он нужен? 2) Подведение итогов осенних работ. 3) Знакомство с приметами глубокой осени, загадки ,пословицы. 4)Подготовка к выставке «Щедрые дары осени» 5) Лепка из соленого теста «Хлеб всему голова». 1) Знакомство с праздником «Покров», с приметами этого дня. 2) Наблюдение за погодой, приметами поздней осени. |
НОЯБ- РЬ | 1. «Кто они? Ханты?» 2. «История русского костюма» 3. «Медвежьи игрища» | 1) Традиции хантов. 2) Рассматривание фотографий и иллюстраций. З)Аппликация «Люди в национальных костюмах». 1) Знакомство с историей русского костюма. 2) Рассматривание соответствующих репродукций. З) Знакомство с деталями русского костюма. 1) Знакомство с традициями хантов об охоте на медведя. 2) Рассматривание иллюстраций и фотографий. З) Рисование праздника «Медвежьи игрища». |
ДЕКА- БРЬ | 1. «Дух и природа» 2. «Зимние святки». З. «Новый год на Руси. Русский Никола и Санта Клаус». | 1) Сказки, загадки, пословицы народов ханты и манси о природе края. 2) Рассматривание иллюстраций. З) Рисование леса и его обитателей. 1) Рассказ о двухнедельных новогодних празднествах. 2) Разучивание колядок, игр к празднику. 3) Знакомство с традициями Рождественских праздников. 4) Изготовление элементов маскарадных костюмов. 1) Рассказ о праздновании Нового года на Руси. 2) Пение колядок. З) Санта Клаус и Никола- чем похожи и в чём отличие (игрушки и иллюстрации). 4) Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров». |
ЯНВА- РЬ | 1. «Дом, дом, открой свою тайну». 2. «У нас Рождественский сочельник». З. «Русские матрёшки». 4. «На печи лежим, сказки слушаем». | 1) Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью. 2) Отгадывание загадок о предметах быта. З) Знакомство с жилищем хантов (зимним и летним). 4) Рассматривание фотографий изображающие жилище хантов. 1) В русских народных костюмах дети принимают участие в празднике , ходят с колядками по детскому саду, потом в муз. зале продолжается праздник с песнями, танцами, играми, угощениями. 1) Рассматривание матрёшек с различной росписью 2) Предварительная работа к росписи матрёшек изготовление папье-маше, из соленого теста. Из бросового материала. 3) Рассматривание иллюстраций. 1) «Нет сказки без правды.» 2) «Для чего чудеса в сказке?» З) Хантыйские бабушкины сказки. |
ФЕВРАЛЬ | 1. «Играем в забытые народные игры.» 2. «Что расскажет нам бисер?» | 1) Знакомство с разными видами жеребьевки ( выбором водящего игры). 2)Разучивание считалок, слов к играм. З)Игры народов России, в том числе и хантов. 1) Рассказ о бисере. 2) Рассматривание работ детей интерната. 3) Ручной труд, вышивание бисером. |
МАРТ | 1. «Весна. Масленица». 2. «Проводы зимы» З. «Какие мы?» | 1) Рассказ о масленице, о том как празднуется на Руси. 2) Разучивание закличек, масленичных приговорок, игр. 1) Традиции хантов. 2) Рассматривание иллюстраций.1) Рассматривание иллюстраций о народах различных расс. 2) Какие различия ( цвет кожи, разрез глаз). З) Словесные игры «Угадай по описанию», «Что изменилось во внешнем виде?» и т.д. 4) Совместные танцы, песни |
АПРЕЛЬ | 1. «Благовещенье птиц на волю отпущенье». 2. «Готовимся к Вербному базару». З. «День Земли». | 1) Знакомство с приметами этого дня , с обычаем отпускать птиц на волю. 2) «Вороний день» - встреча весны хантами , ворона защитница женщин и детей. З) Изготовление птиц из бумаги ( способом оригами), из Природного материала. 1) Знакомство с обычаем на праздник устраивать базар. 2) Работа детей; склеивают корзиночки — подставки для яиц, расписывают яйца красками. 1) Знакомство с глобусом. 2) Рассматривание карты. 3) Животный и растительный мир земли. 4) Пословицы и поговорки, стихи о земле 5) Рисование праздника. |
МАЙ | 1. «Наш край» 2. «Про отцов и дедов помнить от всех завещено...» | 1) Использование орнаментов хантов и русских народных. 2) Рассматривание иллюстраций нашего края, посёлка. З) Рисование флага России. 4) Выставка «Наш край», где выставлялись работы детей в течении года. 1) Беседа о празднике Победы. 2) Рассматривание фото из журналов военной поры. З) Беседа на тему «Человек жив до тех пор, пока его помнят». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа « Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа.
кружковая работа...

Использование ИКТ в работе по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга
обобщение опыта работы по использованию информационно-коммуникативных технологий в работе со старшими дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой города. В частности, описываются ...

"Педагогический совет – деловая игра «Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»"
Задачи работы с кадрами по ознакомлению детей с родным городом, конкурсы деловой игры....

Использование ИКТ в работе по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга
Презентация для участия в фестивалеПреимущества ИКТ по ознакомлению с историей Санкт Петербурга для детей и педагоговПлан работы использования ИКТ по ознакомлению старши дошкольников с ист...

Тематический план по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Донского края
Тематический план по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Донского края...

Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга
Данный проект расчитан на 5 месяцев.Цель: воспитывать любовь юного петербуржца к родному городу, при взаимодействии семьи и ГДОУ, формирование уважения к родному городу. Знакомство детей с архит...
Проект на тему: «Ознакомление старших дошкольников с историей г. Вихоревка и природой родного края»
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государствен...