Воспитать человека 2022 - Мастерская педагога " Сказки - шумелки, как средство приобщения детей к народному творчеству"
учебно-методический материал

Воспитать человека 2022  - Мастерская педагога " Сказки - шумелки, как средство приобщения детей к народному творчеству"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_-_shumelki_master_-_klass.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Отдел образования

администрации Серышевского района Амурской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 пгт Серышево

Мастерская педагога

 «Сказки – шумелки

как средство приобщения детей к народному творчеству»

Музыкальный руководитель: Курусь Н.А.

пгт Серышево

2022г

        Цель: повышение пофкомпетенции педагогов в области нравственно -патриотического воспитания дошкольников.                

        Задачи:

        - повышать уровень профессиональной компетенции педагогов в реализации вариативной части образовательной программы ДОУ;

- познакомить педагогов с методикой воспроизведения народной сказки с помощью шумовых инструментов;

- учить обыгрывать сказки с использованием шумовых инструментов;

- способствовать развитию творческих, коммуникативных способностей педагогов в процессе коллективной деятельности.

        Оборудование: шумовые инструменты, игрушки, опорные картинки по содержанию сказок, кукольный театр.

Ход мероприятия:

        Добрый  день уважаемы педагоги! Сегодня, я хочу познакомить вас со сказками - шумелками. Сказками, которые обращают  нас к истокам народной культуре,  которые погружают нас в старинную и современную сказку с использованием шумовых инструментов и мы ее приносим в реальность и знакомим с детьми.

 Испокон веков, на Руси  играли, шумели, трещали, верещали, шуршали, пели песни, играли, плясали, под хлопки, самодельные музыкальные инструменты, шумовые инструменты. Сегодня мы с вами будем говорить о том, как научить детей видеть, слышать и говорить при помощи музыкальных шумовых инструментах.

Так что же такое шум? (ответ педагогов).

Шум - беспорядочные непериодические колебания звучащего тела. В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым? (ответ педагогов).

Сказка - шумелка - это повествование сказки с использованием шумовых музыкальных  инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз,  ребёнку дается возможность что - либо изобразить шумом.

        Начинаем знакомство детей со сказками - шумелками  с младшего дошкольного возраста, используя  русские народные потешки, пестушки, сказки. Перед началом рассказывания сказки педагогу необходимо познакомить детей с ее персонажами (для этого используем игрушки или картинки) и обязательно со всеми звучащими предметами, т.е. предоставить детям возможность позвенеть, постучать, похлопать, посвистеть, т.е. попробовать в действии до начала истории. При рассказывании сказки детям младшего возраста педагог использует наглядный показ, т.е. действует совместно с детьми.  В дальнейшем дети учатся действовать  без показа. С детьми старшего дошкольного возраста озвучиваются более сложные и длительные по содержанию сказки.

        Сейчас, я предлагаю вам стать активными участниками интересных музыкальных историй.

Народная сказка «Пых»

         Жили - были дед да бабка. И была у них внучка Машенька.  Дед мастерил, молотком стучал (ложки)  и пилой пилил (рубель). Бабка пол подметала (рукой по барабану) и пыль  вытирала (пакет). А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала (металлофон).

        Вот как - то Машенька и говорит: «Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!». Дедушка и пошел в огород. Сначала по полу (барабан), потом по камушкам (ксилофон), потом по травке (пакетик). Подошел дед к грядке, вокруг тихо, только пчелки жужжат (ж-ж-ж-ж) и комарики пищат (писк). И только хотел дед ягодку сорвать, вдруг кто-то на него как фыркнет (трем ладошку о ладошку). Дед испугался и домой побежал, сначала по травке (пакетик), затем по камушкам (ксилофон), а потом по полу (барабан). Прибежал домой и говорит: - «Я ягод не принес. Там в огороде какой - то страшный Пых сидит!» Тогда Машенька бабушке говорит: «Бабушка, принеси мне ягод, пожалуйста!» Бабушка и пошла в огород.  Сначала по полу (барабан), потом по камушкам (ксилофон), потом по травке (пакетик). Остановилась у грядки – вокруг тихо, только пчелки жужжат (ж-ж-ж) и комарики пищат(з-з-з) .И только хотела бабушка ягодку сорвать, вдруг кто-то на неё как зафыркает (фыр, фыр, фыр). Бабушка испугалась и домой побежала сначала по травке (пакетик), затем по камушкам (ксилофон), а потом по полу (барабан). Прибежала и говорит: - « Я ягод не принесла. Там в огороде какой-то страшный Пых сидит!» Тогда Машенька говорит: «Раз вы такие трусишки  - я сама пойду».

        Пошла Машенька в огород. Сначала по полу (барабан), потом по камушкам (ксилофон), потом по травке (пакетик).  Остановилась у грядки. Только хотела ягодки сорвать, вдруг на неё кто-то как зафыркает (ладошки). А Маша не испугалась. Смотрит, а в траве ёжик маленький. Потрогала Маша его колючки одним пальчиком (струны), положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек (глиссандо на ксилофоне). Принесла ёжика в платочке домой и молоком напоила. А ночью ёж не спал и по комнате бегал (барабан).

Особо хочется отметить коллеги, что в процессе обыгрывания сказок  -шумелок, мы не только учим детей узнавать, слышать, применять в действии шумовые инструменты, но и активизируется речевое развитие детей.

Вашему вниманию уважаемые педагоги, предлагаю обыгрывание сказки - шумелки «Теремок». Обратите внимание, на ваших столах распечатана сказка, внимательно ознакомьтесь  с персонажами  сказки, распределите роли и музыкальные инструменты. И предоставьте свой вариант шумового обыгрывания.

        Сказка - шумелка «Теремок»

        Действующие лица: Ведущий, Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса, Волк. Медведь.         

        Музыкальные инструменты: ксилофон, колокольчик, ложки, трещотка, барабан, треугольник, бубен, тарелки.

        Ход игры-сказки.

        Ведущий: (ксилофон) Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок не высок, не высок. Бежит мимо Мышка - норушка (колокольчик) Видит - теремок стоит, остановилась мышка и стучит (колотушка): Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить (колокольчик).

        Ведущий: (ксилофон) Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок не высок, не высок.  Прискакала к терему лягушка-квакушка. (трещетка) Увидела теремок и постучала (колотушка). Терем-теремок! Кто в тереме живет? Я, мышка-норушка! (колокольчик). А ты кто? А я лягушка квакушка. (трещетка).  Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок, стали они вдвоем жить.

        Ведущий: (ксилофон) Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок не высок, не высок. Бежит мимо зайчик-побегайчик. (ложки). Видит - теремок стоит, остановился зайка и стучит (колотушка). Терем - теремок! Кто в тереме живет? Я, мышка-норушка! (колокольчик). Я, лягушка-квакушка! (трещотка) А ты кто? А я зайчик - побегайчик. (ложки). Иди к нам жить! Заяц скок в теремок и стали они втроем жить.

        Ведущий: (ксилофон) Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок не высок, не высок. Идет мимо лисичка - сестричка. (треугольник). Постучала в теремок (колотушка) и спрашивает: Терем - теремок! Кто в тереме живет? Я, мышка - норушка. Я, лягушка-квакушка. Я, зайчик - побегайчик. А ты кто? А я лисичка-сестричка. (треугольник) Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Вот они в теремке живут, песни поют: «Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок не высок, не высок.»

        Тут пришел волчок-серый бочок. (бубен). Постучал в дверь (колотушка) и спрашивает: Терем-теремок! Кто в тереме живет? (играют по очереди) Я, мышка-норушка. Я, лягушка-квакушка. Я, зайчик-побегайчик. Я, лисичка-сестричка. А ты кто? А я волчок - серый бочок. Иди к нам жить! Волк влез в теремок и стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. «Стоит в поле теремок, он не низок, не высок».

        Ведущий. Вдруг идет медведь косолапый. (барабан) Увидел медведь теремок, услыхал песни, постучат в теремок и заревел во всю мочь: Терем-теремок! Кто в тереме живет? (играют по очереди): Я, мышка - норушка. Я, лягушка - квакушка. Я зайчик - побегайчик. Я, лисичка - сестричка. Я, волчок-серый бочок. А ты кто? А я медведь  - могу громко реветь. Иди к нам жить!

        Ведущий. Медведь и полез в теремок. Лез - лез, лез- лез - никак не мог влезть и говорит: А я лучше у вас на крыше буду жить. Полез медведь на крышу. Затрещал теремок, упал набок (тарелки) и весь развалился  (звучат все инструменты). Мишка говорит: «Звери, простите меня, пожалуйста. Давайте новый теремок строить».

        Ведущий. Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить (все инструменты). Вот какой теремок получился. Лучше прежнего выстроили!   Стали они все вместе в теремочке жить - поживать, да добра наживать!

        Музыкальный руководитель: А теперь, предлагаю уважаемые педагоги озвучить сказку без текстового сопровождения, обыгрывая с помощью шумовых инструментов. (Обыгрывание сказки).

        Музыкальный руководитель:

Мы сегодня не устали,

Потому что (мы играли).

Много нас собралось вместе,

Было очень (интересно).

Сказок разных показали.

Новых много мы (узнали).

Не пристало забывать,

Будем чаще в них (играть).

Вопросы для рефлексии:

        Музыкальный руководитель: уважаемые педагоги, прошу вас поделиться своим мнением, впечатлением.

        1. Уважаемые педагоги как вы чувствовали себя в роли обучающихся?

        2. Был ли полезен для вас, мастер - класс?

        3. Будете ли вы использовать в дальнейшем полученные вами знания в совместной деятельности с детьми?

        Таким образом, в процессе ознакомления со сказками - шумелками, мы учим детей узнавать, слышать, применять в действии шумовые инструменты, тем самым приобщая детей к народному творчеству.

        Для вас, уважаемые педагоги я подготовила картотеку  сказок  -шумелок с музыкальным и видео сопровождением.

        Я хочу поблагодарить, участников мастер - класса и пожелать вам всего самого доброго!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Приобщение детей к народному творчеству как средство экологического воспитания"

В презентации представлены интересные, в том числе нетрадиционные методы по работе с детьми и родителями, по приобщению к народному творчеству....

Приобщение детей к народному творчеству детей старшего возраста

Перспективное планирование рабо­ты по приобщению детей к русско­му народному творчеству в старшей группе детского сада, сценарий вечера развлечений «Варварин день», кон­спект театрализованного занятия...

Консультация для педагогов "Тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре"

Тема "Приобщение дошкольников к народной культуре" актуальна на современном этапе. В ФГОС ДО говорится о необходимости приобщения дошкольников к общечеловеческим ценностям....

«Развитие у детей творческих способностей через приобщение детей к народному творчеству». для детей подготовительной к школе группы 2016 г.

проект формирование основ народного творчества через художественно - творческую деятельность....

«Народные праздники, как одно из средств, приобщения детей к народной культуре»

Статья, в которой раскрывается цель, задачи, значение проведения народных праздников, как одно из средств приобщения дошкольников к народной культуре....

Воспитать человека 2022г. Самоанализ мастер - класса "Сказки - шумелки, как средство приобщения детей к народному творчеству"

Воспитать человека 2022г. Самоанализ мастер - класса "Сказки -  шумелки, как средство приобщения детей к народному творчеству"...

"Музыкальная сказка как средство приобщения детей к народным традициям"

Актуальность проблемы  нравственно-патриотического воспитания заставляет обратиться  к истокам нашей культуры и к русской сказке, в частности. В статье рассказывается о работе над музыкальны...