Консультация для педагогов "Тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре"
консультация на тему
Тема "Приобщение дошкольников к народной культуре" актуальна на современном этапе. В ФГОС ДО говорится о необходимости приобщения дошкольников к общечеловеческим ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx | 181.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 «Гнездышко»
Консультация для педагогов
«Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре»
Подготовила:
Скачкова Е.Ю.,
Воспитатель
Саров, 2015
«Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре»
Уважаемые педагоги!
Тема нашего разговора «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре». Это одна из интереснейших тем большой проблемы «Приобщение дошкольников к народной культуре», по которой работает наш педагогический коллектив.
Проблема « Приобщение дошкольников к народной культуре» актуальна на современном этапе. В ФГОС ДО говорится о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям.
Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Сохранение, восстановление и приумножение богатств народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе. Народное искусство как отражение
исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для художественного творчества.
Народная игрушка является замечательным культурным наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка. Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но и одновременно и самое доступное произведение искусства. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Ребенок действует с куклой так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные , мечты и желания.
Игры в куклы, таким образом, играют серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.
Тряпичные куклы – это куклы, при изготовлении которых используются старинные техники и технологии. Традиционных тряпичных кукол можно разделить на следующие виды: куклы – обереги, игровые куклы и обрядовые куклы.
Куклы – обереги, это куклы. Которые защищают от бед и несчастий. Оберег – это амулет или волшебное заклинание. Спасающее человека от разных опасностей. У обережных кукол лицо не изображалось, что связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете, отсутствие лица служило знаком того. что кукла – вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в нее злых сил.
Куклы – обереги, это куклы. Которые защищают от бед и несчастий. Оберег – это амулет или волшебное заклинание. Спасающее человека от разных опасностей. У обережных кукол лицо не изображалось, что связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете, отсутствие лица служило знаком того. что кукла – вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в нее злых сил.
Игровые куклы. В куклы играло и играет все человечество на протяжении многих веков. В быту русской деревни теще в первые десятилетия 20 века тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях обязательно были такие куклы. Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой, они верили, что чем усерднее играет ребенок. тем больше будет достаток в доме. Девушки приносили своих кукол на посиделки. После замужества она брала куклу и играла в свободное от хозяйства время, пока у нее не рождалась дочка, тогда кукла переходила по наследству малышке.
Обрядовые куклы. Их почитали и ставили в избе в красный угол. Они имели ритуальное значение. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла Плодородие, то будет достаток в доме и хороший урожай.
Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству. На Руси игрушки имели серьёзное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. О народной культуре можно в специальной литературе найти немало материала, а о кукле народов Нижегородского Поволжья – русских, мордвы, марийцев, чувашей – почти нечего. Так чем же играли маленькие нижегородские дети? Кто делал кукол в нижегородской деревне? Вероятно сами дети и бабки, на чьих плечах лежало воспитание подрастающего поколения ( родители были заняты работой).В селе Первомайского района Нижегородской области сельские детишки вертели себе кукол из тряпочек и лоскутков, ничем не сшивая их. У фигурок имелись только голова и подолы; головы от туловища отделялись нитками, поверх повязывали платочек. Уходя из дома на весь день, родители оставляли детей на «попечение» кукол, зная, что ничего дурного с ними не произойдет. Дети при деле. Таким образом, игрушки выполняли еще и роль оберега.
Работу по данной теме мы проводили в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами . На непосредственно организованной деятельности по ознакомлению с окружающем ( образовательная область «Познавательное развитие») и ручному труду («Социально-личностное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие») дети познакомились с традициями зимних посиделок и научились делать своими руками куклу Пеленашку. После изготовлении кукол – Пеленашек дети положили их в колыбельку и спели колыбельную песню.
Родители являются первыми и главными педагогами своих детей, поэтому следующем направлением нашей работы было заинтересовать родителей. Мы провели семинар – практикум для родителей, где родители со своими детьми своими руками сделали куклу Куватку. Нам удалось заинтересовать наших родителей . и они приняли участие в изготовлении кукол.
Следующим направлением нашей работы – работа с педагогами . На семинаре – практикуме педагоги сделали своими руками кукол.
Кукла не только игрушка, но и близкий друг. В играх дети учатся общаться, фантазировать, творить и проявлять милосердие. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым существам и болезненно с ними расстаются .
Делают ли дети кукол своими руками в настоящее время? Ответ таков: «А зачем?». Сердца наших детей покорила Барби. Плохо, если нет кукол, сделанных своими руками ! Сделанная тряпичная кукла дорога и любима. Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время традиционная тряпичная кукла может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду. Уважение к родной культуре и своей земле.
Используемый ресурс:
Методическая литература
1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.
2. Учебно-методическое пособие» Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
3. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007
4. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
5. О. Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
6. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
7. Ирина Богданова “Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки”/ Сибирская Благозвонница, 2010г.
8. Москин Д., Яшкова Т. “Загадка народной куклы”.- Петрозаводск: Периодика, 2010.
9. Лариса Яковлева “Куклы на все времена”.
Детская литература
10. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492
11. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009
12. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.
13. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.
14. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла
15. И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
16. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».
17. Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г.
18. Берстенева Елена, Догаева Наталия «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками»
Электронные (интернет) ресурсы
19. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
20. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru
21. Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net
22. Славянская кукла: www.slavakukla.ru
23. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.
24. Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.
25. Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru
26. Славянская доктрина : www.mirtesen.ru
27. Славянские куклы: www.liveinternet.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Ознакомление с тряпичной куклой, как средством приобщения дошкольников к народной культуре"
Изучение народной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики....
«Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»
Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколени...
Консультация для воспитателей: «Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»
Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколени...
"Ознакомление с тряпичной куклой как средством приобщения дошкольников к народной культуре" (из опыта работы)
Все дети любят играть. В наше современное время игрушек – многообразие. Но как среди такого многообразия найти что-то необычное, полезное, увлекательное, развивающее и не очень дорогое в финансо...
Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре
Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим.Вадим Шафнер...
Мастер-класс для педагогов "Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре"
Рекомендовано для педагогов ДОУ...
«Народная тряпичная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре» - работаем по проекту «Быт и традиции русского народа».
laquo;Из всех существующих в мире загадоктайна куклы – самая загадочная;без понимания сущности куклыневозможно понять и человека».М. Е. Салтыков-ЩедринИзучение национальной культуры и нар...