"Музыкальная сказка как средство приобщения детей к народным традициям"
статья (подготовительная группа)
Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания заставляет обратиться к истокам нашей культуры и к русской сказке, в частности. В статье рассказывается о работе над музыкальным спектаклем по мотивам сказки "Гуси-лебеди".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_skazka_kak_sredstvo_priobshcheniya_detey_k_narodnym_traditsiyam.docx | 21.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная сказка как средство приобщения детей к народным традициям
В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание».
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская народная сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Именно со сказки начинается его знакомство с прекрасным миром художественной литературы.
Педагогическое значение сказочного жанра очень велико: он знакомит дошкольников с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Яркие художественные образы и особый сказочный язык развивают в детях чувство любви к народному творчеству.
Русские народные сказки воспитывают ребенка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни.
В наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, может утратить свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели детских книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный народный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно - воспитательного в чисто развлекательное. Русские народные сказки несут детям поэтический, душевный и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор фантазии. Современные мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.
Это вызывает закономерный протест у педагогов «старой закалки». На помощь музыкальному руководителю детского сада приходит музыкальная сказка.
Музыкальная сказка - это синтез пения, музыки, движения и сценических средств, а также привлекательное и интересное занятие для детей.
На протяжении нескольких лет в нашем ДОУ мы работаем над созданием и постановкой музыкальных сказок.
Особое внимание в работе над музыкальной сказкой мы уделяем пению – красивому виду детской деятельности, который «успешно развивает эстетическое отношение к жизни, к музыке» (Н. А. Ветлугина).
В процессе работы над музыкальной сказкой перед педагогом встает задача создать творческую атмосферу, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи, музыки, звуков, окружающих их, научить верить в себя.
Работа по постановке музыкальной сказки требует последовательности и систематичности. Мы выработали для себя следующую систему.
1 этап: Подготовительный. На данном этапе мы выбираем произведения, по которым возможна постановка той или иной сказки; знакомимся с музыкальным материалом; разрабатываем постановочный план; продумываем декорационно-костюмное оформление сказки. Здесь же происходит предварительное распределение ролей между участниками сказки.
2 этап: Репетиционный. Самый ответственный и важный этап в работе над постановкой спектакля. На данном этапе происходит ознакомление детей с текстом сказки, в том числе этюдно-игровое знакомство, чтение инсценировки; разучивание вокальных номеров и текстов ролей с музыкой и в костюмах. В рамках этого этапа мы отдельное место отводим детско-вокальной деятельности. Это самая насыщенная и творческая работа.
Общие песни мы разучиваем на музыкальных занятиях; индивидуальные номера – отдельно с каждой подгруппой детей.
На этапе разучивания большое значение имеет практический метод. Дети запоминают и воспроизводят мелодию, ритм песни, выразительные нюансы.
Параллельно с разучиванием вокального материала ведется работа над созданием музыкального образа: поиск жестов, движений, мимики. Происходит активизация жизненных и музыкальных впечатлений, благодаря которым дети творчески интерпретируют содержание музыки при создании музыкально-игрового образа. Ребенок ищет средства выразительного движения, пластики, мимики, интонации, с помощью которых он может передать музыкально-игровой образ. Дети с интересом играют в музыкально-дидактические игры с заданиями: придумать позу, жест, мимику, характерные для того или иного персонажа; сочинить для него песню с определенной интонацией или тембром. Из этюдов и упражнений в дальнейшем складывается образ героя. Когда партии хорошо выучены детьми, музыкальный образ приобретает завершенность и отточенность.
Большое место отводится упражнениям на общение и ведение диалога, что развивает коммуникативные способности.
Кроме того, работа над музыкальной сказкой позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Третий этап: организационный. Он заключается в подготовке костюмов, декораций, реквизита.
После такой детальной, углубленной работы над сказкой наступает самый значительный этап в работе - организация показа спектакля. На этом этапе анонсируется спектакль с помощью афиш, и программок; организуется пространство для показа; и в назначенный день начинается премьера сказки.
Кульминация этого, да и всех остальных этапов, несомненно, сам показ спектакля зрителям. Важно ничего не упустить в управлении этим процессом, продумать все до мелочей и предусмотреть действия на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
Пятый этап работы над музыкальной сказкой - рефлексивно-итоговый. После премьеры обязательно идет обсуждение спектакля с детьми – участниками и зрителями, отмечаются удачные моменты, определяются причины неудачных и пути их устранения.
Также обязательно поощрение всех детей за творческую активность. Спустя некоторое время просматриваем с детьми фотографии сцен спектакля; беседуем с детьми о том, какие еще роли они хотели бы сыграть, для кого показали бы новую сказку.
Работа над музыкальной сказкой достаточно трудоемкая, но результаты всегда впечатляют и радуют. Мы поставили уже несколько музыкальных сказок: «Дюймовочка», «Муха-цокотуха», «Рукавичка», «Новогодние приключения», «Стрекоза и муравей». Наиболее яркой стала музыкальная сказка «Гуси-лебеди», которую мы поставили с детьми подготовительной группы в первом полугодии 2017-2018 года.
Как мы начали работу над оперой «Гуси-лебеди»?
В журнале «Музыкальный руководитель» № 3-2006 я увидела сценарий оперы по мотивам русской народной сказки. Автор музыки и текста - музыкальный руководитель Г. Е. Селезнева. В этом произведении привлекли единство стиля музыкального сопровождения, а также выразительность, красота и простота музыкального и стихотворного материала.
Обратилась к воспитанникам подготовительной группы, так как диапазон вокальных партий рассчитан именно на этот возраст. Дети с воодушевлением отнеслись к идее инсценирования сказки. Играть хотели все. И, конечно, все получили роли.
Мы побеседовали о том, знакомы ли они с данной сказкой, кто главные герои, каков ход сюжета. Позже прочитали сказку снова. Распределили роли. Обговорили характер каждого персонажа. Ожидала, что возникнут сложности с кандидатами на роль Бабы Яги. Но такого не случилось. Роль с удовольствием взяла на себя милая и позитивная девочка Маша К.
Начался период разучивания. Поскольку это опера, текст пропевался. Только рассказчик (тоже ребенок) произносил свои слова.
Первоначально занятия проходили индивидуально. Я приглашала ребенка в музыкальный зал, исполняла отрывок, который необходимо выучить. Затем следовало распевание и разучивание.
Количество вокального материала было разным. У Гусей-лебедей - всего лишь вокализ, исполненный единожды. У Матушки с Батюшкой – два песенных отрывка. По одной арии у Печки, Речки и Яблоньки. Лошадка и вовсе оказалась немой. Не было голоса и у Деревьев страшного сказочного леса, но они весьма удачно картиной ранее превращались в друзей и подружек Машеньки, которые в сцене игры задорно выпевали «На горе-то калина» и заплетали «Плетень». Кстати, перевоплощаться в корявые деревья и бродить вокруг Вани, размахивая руками и пугая его, особенно нравилось нашим артистам.
Самой большой по объему вокального материала была, конечно, роль главной героини сказки, Машеньки. Эту роль исполнила Даша М. С ней мы занимались дольше, чем с остальными детьми. Девочка прониклась желанием донести переживания Машеньки до слушателей с помощью музыки и очень старательно разучивала музыкальный материал.
Наступил следующий этап – репетиционный. Мы с детьми продумывали выходы героев и мизансцены, стараясь добиться четкости и зрелищности сценического действия.
Куда Лошадка увезет Батюшку с Матушкой, как убегут подружки с полянки, откуда появится Баба Яга, где она поставит корзинку, как погрозит Ване – все эти и множество других вопросов приходилось решать. Дети активно предлагали разные варианты. Многие ответы находились неожиданно.
В сказке два действия и финал. В начале и в финале мы видим пространство двора перед избой; второе действие переносит нас в лес к избушке Бабы Яги. Каким образом успеть поменять декорации, пока Маша путешествует в поисках братца? Мы закрывали жалюзи, перегораживающие зал, и на ковре перед «занавесом» Маша встречалась с Речкой, Яблонькой и Печкой. А в это время деревянный домик-ширма, изображавший избу, превращался в избушку на курьих ножках. Его закрывали брезентовым «фасадом-накидкой» с соответствующими атрибутами: мухоморами, шишками, паутиной. Затем, легким движением рук, жилище бабы Яги вновь преображалось в дом главных героев.
Спектакль показали детям более младшего возраста и родителям. А в апреле этого же года наш коллектив со сказкой «Гуси-лебеди» стал лауреатом фестиваля театрального творчества воспитанников ДОУ.
Углубленная и кропотливая работа на фоне высокого интереса и положительных детских эмоций значительно улучшила качество пения детей подготовительной группы и позволила «прожить» любимую народную сказку.
Итак, можно утверждать, что музыкальная сказка – это действенное, эффективное средство развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Музыкальная сказка
как средство популяризации народной культуры среди воспитанников старшего дошкольного возраста
Из опыта работы музыкального руководителя
МБДОУ № 34
Кузнецовой Н.А.
2020 год,
г. Мурманск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Фольклорные праздники - средство приобщения детей к народной культуре и традициям"
Консультация для родителей «Фольклорные праздники - средство приобщения детей к народной культуре и традициям"...
Статья " Музыкальная сказка, как средство приобщения детей к театральной деятельности в ДОУ " авт Лактионова Любовь Викторовна
Статья о театрализованной деятельности в ДОУ , авторская музыкальная сказка "Непослушные утята" Лактионовой Л В, 2 фото...
Консультация для родителей на тему: "Фольклорные праздники – средство приобщения детей к народной культуре и традициям"
laquo;ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ – СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ». Мы родились и живем во времена больших перемен, когда над человечеством нависла угроз...
Консультация для родителей на тему: "Фольклорные праздники – средство приобщения детей к народной культуре и традициям"
laquo;ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ – СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ». Мы родились и живем во времена больших перемен, когда над человечеством нависла угроз...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ – СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ».
«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности ...
Русская народная сказка как средство приобщения детей раннего возраста к источникам русской народной культуры
Конечно, сказки есть в каждом доме.И дети их любят.Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость,увидеть добро и зло.Сказка занимает в мире малыша очень важное,очень большое место....
Консультация для родителей на тему: "Фольклорные праздники – средство приобщения детей к народной культуре и традициям
laquo;ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ – СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ». Мы родились и живем во времена больших перемен, когда над человечеством нависла угроз...