НОД по ознакомлению с окружающим миром теме «Дикие животные и их детеныши Омского Прииртышья» «Путешествие в зимний лес»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Систематизирование знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и питании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром теме «Дикие животные и их детеныши Омского Прииртышья»
«Путешествие в зимний лес»
Цель: Систематизирование знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и питании.
Задачи:
-Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.
-Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
-Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Коррекционные задачи.
-Расширить знания детей о характерных признаках животных (заяц, лиса, медведь, белка, волк)
- Учить подбирать прилагательные к существительному (скажи какой? Какая?)
Заяц- маленький, белый, серый, трусливый, пугливый, длинноухий, косой, быстрый, шустрый, короткохвостый.
Лиса- рыжая, хитрая, пушистая, красивая, осторожная, ловкая.
Медведь- бурый, косолапый, неуклюжий, большой, огромный, всеядный, опасный.
Белка- маленькая, рыжая, серо-голубая, пушистая, красивая, ловкая, быстрая, проворная, стремительная, запасливая, хозяйственная.
Волк- крупный серый, злой, зубастый, опасный, сильный, быстрый, хищный, страшный.
- Развивать умение подбирать сущ. К прил. Через игру «Угадай кто это? (Бурый, косолапый, зубастый, страшный, хитрая, кто?)
-Уметь различать и называть детенышей.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, закрепить в речи звук «Л»
-Развивать мелкую и общую моторику по средствам пальчиковой гимнастики и физминутки.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций о домашних и диких животных;
• беседы с детьми о диких животных;
• разучивание подвижной игры «На опушке»;
• Дидактическая игра «Кто лишний? »;
• Дидактическая игра «Закончи предложение? »;
• Дидактическая игра «Доскажи слово»;
• Заучивание стихов о животных;
• загадки о животных.
Методы и приемы:
• Практические: игры, физминутка, игровая ситуация;
• Наглядные: (показ, рассматривание картин дикие животные и их детеныши, наблюдение) ;
• Словесные: (беседа, объяснение, сравнение и художественное слово).
ХОД НОД,
- Орг. Момент.
Слышится звук ветра, метель.
Дети подходят. Ребята как вы думаете, что мы слышим? Ветер. Воет ветер. А в какое время года так воет ветер в лесу. Зимой.
А вы хотите оказаться в лесу? Да Для этого нужно произнести слова. Раз два три повернись и в зимнем лесу окажись. Вот мы и оказались в зимнем лесу. Вдохните аромат зимнего леса. Вдох через нос выдох через рот и наоборот плечи не поднимаем.Посмотрите глазами вверх, В право, в лево, в низ. Что это? Чьито следы?
Вы удивились, О, огорчились У, обрадовались А. улыбнулись И. Я вижу что вы все пришли в лес с хорошим настроением и настроены на работу. Зачем мы сюда пришли? Узнать кто живет в лесу.
Смотрите сколько следов кто то здесь оставил, значит в лесу есть жители.
Как их можно назвать одним словом. Животные, где они живут в лесу. А если они живут в лесу то это- дикие животные. Тема нашего занятия дикие животные. Почему их так называют? Дети:- Сами себе добывают пищу .
Так о чем мы с вами будем говорить? – О диких животных зимой и их детенышах. Правильно мы будем говорить о диких животных зимой, узнаем о их повадках и как они приспосабливаются к жизни в лесу зимой. Научимся называть детенышей и отвечать на вопросы, какой? Какая? Закрепим в речи звук «С» Что бы вы ни забыли, вот я вам сделала напоминалочку. Поэтому будьте внимательны, старайтесь давать правильные полные ответы, помогайте тем, кто затрудняется. Следите за звуком С, будем работать группами и индивидуально и вам нужно оценить свою работу и работу товарища. За правильные ответы вы будете получать большие картинки животных, а если вы ошиблись немного, то маленькие. Ну а если вообще не ответили то не получаете ничего. И в конце занятия каждый поселит животных в свой лес. (Показать на доске)
Давайте посмотрим первый след, чей он, а тут загадка. Да. Будьте внимательны. Что нам нужно сделать. Отгадать и тогда мы узнаем, о чем будем сегодня говорить. С показом картинок. Дети сидят на пеньках стульях.
Вчера мы с вами рассматривали энциклопедию о диких животных, и следы видели, а сейчас проверим, кто запомнил.
Игра: «Отгадай загадку» чей след
Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору
(Заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
(Лиса)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Хозяин лесной,
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Чей тоскливый вой
Слышится зимой? (Волк)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело, легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки. (Еж)
Беседуем о внешнем виде и чем питаются.
Белка зимой меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. Цепкие лапки белки помогают легко передвигаться по деревьям, а хвост, как руль, помогает управлять движением.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, подо мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Заяц, как и белка, меняет цвет шубки к зиме. Летом он серого цвета, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка. У зайца нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. Заяц питается корой деревьев, ветками, листьями.
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. От врагов лиса ловко прячется, убегает, кусается. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицами.
Волк хоть и не меняет свою шубу как белка и заяц, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов, мелких грызунов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка. А днем прячутся в своем логове.
Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров. Рога лося служат для обороны от хищников на ногах. От врага лось отбивается копытами, лягается, стремительно и быстро убегает, почуяв опасность. Копыта помогают ему передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Лоси спят в рыхлом снегу. Питается лось травой, ветками, корой деревьев, мухоморами.
Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны. Своих врагов медведь грызет зубами, давит лапами. Любит полакомиться медом, орехами, желудями, насекомыми, рыбой.
Еж от врагов защищается иголками: сворачивается в клубок, выставляет свои иголки во все стороны, колется. Еж тоже делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко спит до весны. Белый снежок покрывалом укрывает норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику, как он бродит летом по лесу, ловит червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек.
Оценка деятельности.
Ребята а животные все одинаковые ? нет они разные. Работа у доски.
Игра «Скажи какой? Какая?» (Каждому ребенку инд прил кому 2 слова а кому 3 слова)
Заяц - маленький, белый, серый, трусливый, пугливый, длинноухий, косой, быстрый, шустрый, короткохвостый.
Лиса - рыжая, хитрая, пушистая, красивая, осторожная, ловкая.
Медведь - бурый, косолапый, неуклюжий, большой, огромный, всеядный, опасный.
Белка - маленькая, рыжая, серо-голубая, пушистая, красивая, ловкая, быстрая, проворная, стремительная, запасливая, хозяйственная.
Волк - крупный серый, злой, зубастый, опасный, сильный, быстрый, хищный, страшный.
Про кого можно сказать
А куда идут эти животные? (Домой, к ключу на водопой, ищут пищу).
Может быть, покажите?
Физминутка «На водопой»
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – "лакают”.
Оценка
Ребята посмотрите пока ходили на водопой все детеныши разбежались и не найдут сою маму. Поможем им? Да . подходят к столу и садятся.
пальчиковая гимнастика «Серый волк».
Серый волк крадется в чаще, Делают двумя руками 2 пасти волка, движение вперед обеими рукам»
Очень страшный, настоящий. Загибают на обеих руках пальцы, начиная с мизинца
Ох, уж этот серый волк, указательными пальцами «грозят»
Он зубами щелк да щелк! Делают из пальцев рук «пасть» волка, ритмично стучат пальцами, на последнее слово делают «замочек» из пальцев.
Вот детеныши. Дать детям разрезные картинки индив. Кому 4 части, кому 5, а кому 2 части по способностям. Кого вы собрали. Лисенок, медвежонок. Все правильно мы делали, нет, что нужно сделать найти маму детенышам. Лежат картинки мамы и дети соединяют картинку мамы и детеныша. Вечером мы с вами будем конструировать лису с лисятами
Оцените свою работу.
Игра «Угадай кто это?» игра с мячом.
-маленький, белый, серый, трусливый, пугливый, длинноухий, косой, быстрый, шустрый, короткохвостый.--- кто это? ЗАЯЦ.
-рыжая, хитрая, пушистая, красивая, осторожная, ловкая.-- ЛИСА
-бурый, косолапый, неуклюжий, большой, огромный, всеядный, опасный. МЕДВЕДЬ
маленькая, рыжая, серо-голубая, пушистая, красивая, ловкая, быстрая, проворная, стремительная, запасливая, хозяйственная. БЕЛКА.
- крупный серый, злой, зубастый, опасный, сильный, быстрый, хищный, страшный. ВОЛК
Оценка.
А где у них дом? пойдемте посмотрим. Сидя на стульчиках.
Игра «Кто, где живет?» показом презентации соедини картинки.
У зайчат дом……. Под кустом
У лисят дом……..Нора
У волчат дом…….Логово.
У медвежат дом…..Берлога.
У бельчат дом…….Дупло.
У ежат дом…….Гнездо в норке.
У лосят дом….. В рыхлом снегу.
А кто еще спит всю зиму? (Еж)
Каких животных вы знаете, но следов их сегодня не встретили? (олень, м.б. скажут – бобры).
Оценка.
Все животные вернулись домой вот и нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три повернись и в детском саду окажись. Вам понравилось путешествие.
Рефлексия: В чьем лесу живет больше всех животных. Тот кто работал хорошо и давал правильные ответы . молодец Ева. Ребята чему мы учились? Что нового вы узнали? Ребята вы старались работать все хорошо. Дима следил за звуком С.. Миша постарается, и в его лесу поселятся животные и детеныши. Ребята. Я благодарю вас за работу.
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект «Солнышко лучистое» в старшей разновозрастной группе
Тема проекта: «Солнышко лучистое»
Вид проекта: краткосрочный, групповой, информационно-исследовательский.
Участники: дети, воспитатель старшей разновозрастной группы, родители.
Возраст детей 5-7 лет.
Сроки реализации: две недели
Актуальность: Для нас Солнце - это жизнь. Без него не было бы ни воздуха, ни воды на нашей планете, под Солнцем появилась жизнь. Солнце — ближайшая к Земле звезда, все другие находятся от нас неизмеримо дальше. Для Земли Солнце — мощный источник космической энергии. Оно дает свет и тепло, необходимые для растительного и животного мира, и формирует важнейшие свойства атмосферы Земли.
Проблема: С наступлением весны природа изменяется: солнце светит ярче и теплее, дни становятся длиннее, птички поют песни и тает снег. Это, конечно, заметили дети. Хочется обогатить знания детей о природном объекте – солнце, показать влияние солнца на природу. Знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их), сравнение (дети находят сходства и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение). Причем в беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть какого цвета солнце. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем. В связи с этим была определена такая тема проекта.
Цели: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Формирование первичных ценностных представлений о красоте природы, всего мира.
Задачи:
1. Сформировать у детей элементарные знания о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир (оно греет, светит, прячется за тучи; желтое, красное).
2. Развитие речевой активности и обогащение словарного запаса детей.
3. Способствовать развитию сенсорного восприятия детей, зрительной памяти, логического мышления, внимания, любознательности, наблюдательности, коммуникативных навыков.
4. Способствовать развитию у детей стремление отражать свои представления в продуктивной деятельности (рисование, лепка).
5. Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
6. Воспитать у детей правильное отношение к поведению на солнце, к правилам безопасности.
Приемы:
- чтение воспитателем стихов, сказок, потешек;
- наблюдение;
- рассматривание книжных иллюстраций, сюжетных картинок;
- проведение дидактических игр;
- заучивание стихотворений детьми;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- организация продуктивной деятельности;
- организация познавательно-исследовательской деятельности;
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
– подбор художественной литературы по теме «Солнышко» (сказки, стихотворения, потешки);
– подбор сюжетных картинок, иллюстрационных материалов;
– подбор дидактических, развивающих игр; пальчиковых и подвижных игр;
– подбор мультфильмов;
– подготовка атрибутов для игр, занятий;
– наблюдение за солнцем во время прогулки
– консультация для родителей «Домашние опыты с солнцем»;
– изготовление атрибутов к инсценировке сказки «У солнышка в гостях»
– подготовка ООД.
–разработка плана реализации проекта.
Основной этап:
1. Рассматривание книжек, развивающая игра «Найди солнышко».
2. Беседы: «Какого цвета солнышко», «Солнце в жизни человека», «Солнце в жизни животных и растений», «Солнце большая звезда».
3. Проведение наблюдений: за восходом и закатом солнца в группе и по иллюстрациям, за изменениями в природе, связанных с солнцем.
4. Тематические прогулки: «Наблюдение за солнцем весной» «Здравствуй солнечный зайчик».
5. Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Медведь и солнце», сказка «У солнышка в гостях».
6. Чтение стихотворения: Н. Матвеева «Солнечный зайчик», К. Чуковский «Краденое солнце», Ю. Марцинкявичюс «Солнце отдыхает».
7. Заучивание: стихотворения «Смотрит солнышко в окошко», потешки «Солнышко».
8. Логоритмическое упражнение «Капельки и ручеёк».
9. Мимические упражнения «Солнышко и тучки».
10. Д/и «На что похоже?» (по форме, цвету, ощущениям).
11. Пальчиковая гимнастика «Солнышко проснулось», «Собери лучики», «Замотай лучики».
12. П/и «День-ночь», «Солнечный зайчик», «Догони свою тень» .
13. Просмотр мультфильма «Как Львенок и черепаха пели песню».
14. Разучивание песни «Я на солнышке лежу».
15. Опыт «Обследование предметов, находящихся в тени и на солнце».
16. Познавательно-исследовательская деятельность «Солнце – большая звезда»
17. Изобразительная деятельность (рисование) «В гостях у солнышка».
18. Изобразительная деятельность (лепка) «Солнышко лучистое».
19. Трудовая деятельность: «Маленькие помощники». Приучать детей выполнять трудовые поручения, развивать умение работать коллективно, радоваться результатом выполненной работы.
III - этап Заключительный:
-Театральная деятельность - инсценировка сказки «У солнышка в гостях»
Итог проекта :
Заключительный этап:
- Театральная деятельность - инсценировка сказки «У солнышка в гостях»
- Консультация для родителей «Опытно - экспериментальная деятельность детей дома»
Планируемый результат: Расширение знаний детей об особенностях солнца и его роли для окружающего мира, освоения умения изображать один предмет (солнце) разными способами, развитие у ребенка фантазии, эмоциональности, активация словарного запаса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром природы "Дикие животные и их детёныши наших лесов"
Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром природы "Дикие животные и их детёныши наших лесов" о жизни диких животных и их детёнышей в наших лесах с использованием дидактических игр....
Конспект занятий в средней группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Дикие животные»
Учить выделять отличительные признаки диких животных, составлять описательные рассказы про животных, правильно выражать свои мысли.Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию Ознакомление с окружающим миром Тема: «Дикие животные и их детёныши наших лесов»
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связной речи.Задачи:Образовательные: Систематизировать знания детей о жизни диких животных, уметь поддерживать беседу об и...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром тема: «Дикие животные наших лесов».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромтема: «Дикие животные наших лесов»....
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром тема: «Дикие животные наших лесов».
Воспитатель: Горемыкина И.А. Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миромтема: «Дикие животные наших лесов».Автор: Горемыкина И.А.Цель: углубление знаний детей о диких животн...
КОНСПЕКТ по ознакомлению с окружающим миром Тема «Дикие животные» во 2- младшей группе
Цель: закрепить знания детей о диких животных....
Нод: Ознакомлению с окружающим миром Тема: «Дикие и домашние животные» Форма проведения: Путешествие. Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.
Нод: Ознакомлению с окружающим миромТема: «Дикие и домашние животные»Форма проведения: Путешествие.Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных....