"ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР С РОДНЫМ КРАЕМ"
консультация
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ В РАМКАХ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ТЕМУ "ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР С РОДНЫМ КРАЕМ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_doshkolnikov_s_tnr_s_rodnym_kraem.docx | 38.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Миндзяк Ирина Сергеевна,
учитель – логопед
I квалификационной категории
МАДОУ № 30
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР С РОДНЫМ КРАЕМ
В настоящее время национально-региональный компонент стал актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить её, что и предполагает региональный компонент. Актуальность и значимость его в дошкольном образовании несомненна.
Для обеспечения реализации регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.
Проблемы современного общества
- Утрата культурных ценностей и наследия своего народа.
- Равнодушное отношение к опыту прошлых поколений.
- Угасание патриотизма, нравственности у молодого поколения.
Одним из основных направлений в работе учителя-логопеда является учет регионального компонента. Современные дети имеют недостаточно знаний о родном городе, стране, особенностях народных традиций. И поэтому, целью моей работы является ознакомление детей с историей и культурой родного края, его природными и социальными особенностями. Воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты.
Цель речевого развития дошкольника с тяжелыми нарушениями речи – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу.
Задачи:
- расширить представление о семье, родственных связях, вызвать, уважение к семейным традициям;
- ознакомить детей с историей своего города, района, округа, его символикой;
- Обогатить и развить речевую культуру посредством изучения истории родного края;
- расширить и обогатить активный и пассивный словарь детей;
- воспитать звуковую культуру речи,
- развить связную речь;
- ознакомить детей с художественной литературой;
- готовить детей к обучению в школе.
Основным принципом логопедической работы в нашем детском саду служит тематический подбор изложения материала. Образовательный и коррекционный процессы строятся на речевом материале определенной лексической темы, а также мною разработано перспективное планирование по формированию лексико-грамматического строя речи, коррекции звукопроизношения, развития фонематических процессов и связной речи. Коррекционную работу по речевому развитию детей с тяжелыми нарушениями речи веду с учетом регионального компонента.
Тематическое планирование.
Основное содержание программы проходит по лексическим темам.
- Детский сад. Школа
- Времена года, сезонные явления на севере
- Зима на Севере. Северное сияние
- Жизнь животных севера зимой
- Растительный мир
- Птицы нашего края
- Рыбы, обитающие в водоемах нашего северного края
- Мир насекомых
- Ягоды северного края, их польза, применение
- Грибное царство
- Природные богатства Севера
- Наш город. Мой дом. Моя улица
- День победы
- Моя семья и семейные традиции
Для реализации регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении (старшая и подготовительная к школе группа) особенно привлекательна тема «Мой родной город». Такая тема требует длительной, кропотливой предварительной работы: беседы, экскурсии по городу, посещение музеев, выставок, творческие встречи с известными людьми родного города. При подборе речевого материала учитываю фактор его доступности. В старшей группе заостряю внимание детей на современном городе, посещаем музеи, музей истории города, совершаем экскурсии в парк неподалеку от детского сада. В подготовительной к школе группе знакомлю детей с историческим наследием города, рассказываю, как выглядел город в давние времена, как жили и чем прославляли его жители.
Раскрываю детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями северного края и свершениями знаменитых соотечественников, возрождаю традиции семейного воспитания.
В дальнейшем развитие речи тесным образом связано с функцией общения со сверстниками и взрослыми. Особое значение речь приобретает в коллективных видах деятельности: в игре, в совместном труде, в различных видах продуктивной и в образовательной деятельности.
На современном этапе одной из актуальных проблем в обучении детей старшего дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают серьёзные трудности при развёрнутых ответах, пересказах текстов, словесном анализе. Это связано с недостаточным развитием связной речи у детей. Задача учителя – логопеда развить все стороны речевого развития дошкольников с тяжелым недоразвитием речи.
Методы работы:
- Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
- Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
- Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Формы работы
Наблюдения, экскурсии, выставки, музыкальные и спортивные досуги, литературные встречи, клуб веселых и находчивых, устный журнал, игры-беседы, игры путешествия, экспериментально - исследовательская деятельность.
Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры ребёнок не только получает эмоциональное удовольствие, но и знакомится с историей своего народа, развивает свою речь, психические процессы, а также в результате двигательной деятельности совершенствует физические качества.
Осуществлять речевое развитие у детей с тяжелым недоразвитием речи, с учётом регионального компонента, предлагаю через разработанную систему методов и приёмов, которая включает беседы с детьми на темы: « История возникновения Мончегорска», «Традиции и быт народов Севера», «Все профессии важны!», «Богатая природа Севера», «Промышленность Мончегорска». А так же использовать дидактические игры и упражнения, которые помогут детям самостоятельно делать умозаключения и развивать связную речь: «Как называют наш край?», «Что мы знаем о Мончегорске?», «Что означает символ?», «Мончегорск – город металлургов», «Назови животных родного края».
Рекомендую включить в работу рассматривание иллюстраций, слайдов с использованием мультимедийной установки по темам: «Профессия - металлург», «Символика родного края», «Мой красивый город», « Флора и фауна Мончегорска». Читать дошкольникам литературу о родном городе, о Мурманкой области, о природе родного края. Заучивать с детьми стихотворения наших поэтов: Антоновой А. А., Баженова А. А., Маслова В. С., Муниной С. В., Юрьева П. П.
Организация центра краеведения в группе позволяет повысить качество работы с детьми и родителями в области ознакомления с историей, традициями родного края, а также развивать познавательную и речевую активность детей.
Для приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, в детском саду создан мини-музей «Горница - узорница». Музейные встречи помогают заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью формирования у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, то есть неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
«Литературная гостиная» - это прекрасная возможность для детей познакомиться с книгой; искать ответы на вопросы; знакомиться с глубиной и мощью русского языка! Каждый раз на мероприятии собирается множество семей, что говорит о важности и ценности литературы в сплочении и наполнении новыми впечатлениями детских и взрослых сердец!
Для приобщения детей к культурному наследию родного города, совместно с педагогами группы, реализую проекты по социально-познавательному развитию детей с тяжелым недоразвитием речи («Эх масленица!», «Поэты Северного края», «Все профессии нужны, все профессии важны»). Дети получают возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать речевые способности, познавательный интерес, мышление, творчество, коммуникативные навыки. У детей совершенствуется умение рассказывать и рассуждать вслух, вслушиваться в шепотную речь собеседников, а также развивается интонационная выразительность речи. Знания дошкольников по проблеме проекта систематизируются, расширяются, увеличивается словарный запас, речь обогащается образными выражениями.
С целью воспитания положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям, патриотических чувств городу и создания условий для речевого развития ребёнка, проведен конкурс чтецов «Люблю березку русскую!».
Ежегодно готовлю воспитанников группы к данному мероприятию: подбираю литературный материал, провожу работу над выразительностью и эмоциональностью исполнения. При чтении стихотворения, дошкольники с тяжелым недоразвитием речи закрепляют правильное звукопроизношение, овладевают навыками исполнения поэтических произведений и занимают призовые места.
Использование театрализованных игр в коррекционной работе способствует развитию многих сторон личности дошкольников с тяжелым недоразвитием речи: это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы, речь (монолог, диалог), а также творческие способности. Театрализация сказки «Теремок на новый лад», мюзикл «Волк и семеро козлят».
Во время проведения викторин «Мой родной город», «Знатоки улиц», создавала условия для речевой активности детей, для выражения своего мнения. Закрепляла знания дошкольников и воспитывала интерес к изучению истории своего города.
На интеллектуальных соревнования «знатоков природы» «Что? Где? Когда?» дети упражнялись в совместной командной деятельности: учились прислушиваться к мнению товарищей по команде, развивали умение убеждать в своей правоте, быть выдержанным; развивали представления о неразрывной связи человека с окружающей средой, о том, что природу нужно беречь и охранять.
Специфика образовательной деятельности с учетом регионального компонента заключается в том, что она проходит не только в группе, но и в парке, в библиотеке, на детских спортивной площадке.
Во время проведения экскурсий по родному городу (Экскурсия в парк в разные времена года, по улицам нашего города, к озеру) расширяется и обогащается словарный запас детей, повышается уровень навыков диалогической и монологической речи. Экскурсии в библиотеку, аптеку, пожарную часть позволили расширить знания детей о профессиях взрослых.
Во время посещения экологического парка, углубляются представления детей о растительном мире нашего края. Пополняется словарный запас. Воспитываются чувство гордости за свой край, бережное отношение к природе.
Совместно с воспитателями, знакомим детей с народами севера. Обогащаем их представления о жизни и культуре народов севера. Дети знакомятся ближе со своим городом и краем, с культурой местного населения, учатся узнавать и называть памятные места города, профессии взрослых, расширяются знания о некоторых представителях животного и растительного мира. В итоге, у детей повышается интерес к окружающему миру своего края, и они отражают свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
В рамках образовательной деятельности сконструировали «Детский сад будущего» и изготовили коллаж «Наш любимый Мончегорск!». Дети познакомились с историей возникновения детского сада и закрепили представления о нем, составляли описательные рассказы на тему «Моя малая Родина».
Во время проведения досуга «Мончегорск – мой любимый город!», дошкольники закрепили знания о малой Родине, построили свой город. Пели песни, читали стихотворения. А так же соревновались по сбору северных ягод и грибов.
В коррекционной работе с детьми тяжелым недоразвитием речи положительную роль играют совместные занятия логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию подобрали логоритмические упражнения в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательного процесса с детьми с тяжелым недоразвитием речи.
Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Во время занятий по музыке знакомим детей с фольклором народов севера. Дети получают представления о его собирателях. Это малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки; сказки, их содержание и художественное своеобразие; заговоры, заклинания, обереги. Воспитываем у детей интерес к устному народному творчеству.
На занятиях по физической культуре знакомим детей с играми народов севера, расширяем представления о жизни саамских, лопарских детей, воспитываем интерес к культуре народов севера.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Включение родителей в совместный образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. Партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения, в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов на различных этапах обучения, направлено на преодоление речевых недостатков, развитие познавательных навыков, общения и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Коррекционную работу провожу в тесном партнерстве с семьями воспитанников, используя традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия: последние подразделяются на информационно-аналитическую, познавательную, досуговую, наглядно-информационную (информационно-ознакомительную и информационно-просветительскую).
Совместная деятельность создает условия для двигательной активности ребенка, его эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья; дает выход на творчески-продуктивную деятельность в результате полученных впечатлений. Родители знакомятся с методикой работы по формированию лексико-грамматического строя речи детей, развитию связной речи, подготовке к обучению грамоте, с упражнениями и играми, направленными на совершенствование мелкой и общей моторики соответственно возрасту детей; учатся лепить, наклеивать, перевоплощаться, творить вместе с детьми, любить родной край.
Для родителей воспитанников провожу индивидуальные беседы, консультации: «Ознакомление с методическими рекомендациями по ознакомлению старших дошкольников с родным краем». «Знакомим детей с тайнами из жизни животных», «Расскажем детям о ВОВ», разъясняю, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. Родители воспитанников с большим интересом ежегодно принимают участие в проведении народных праздников, развлечений: осенины, проводы Масленицы, Калядки, Пасха, и других мероприятий. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.
В целях создания благоприятных условий и повышения эффективности взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей и семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста, функционирует детско-родительский клуб «Навстречу друг другу». Во время проведения встреч, родители получают необходимые знаниями по коррекции речи детей; формируются правильное отношение к речевому недостатку ребенка и логопедическим занятиям, а так же умения для оказания помощи детям в исправлении речевых нарушениях.
В рамках семейного спортивно-этнического праздника «Коампаль Ыйй» в краеведческом музее прошел квест, посвященного культуре коренных жителей Кольского полуострова. Дети совместно с родителями и педагогами представляли команду "Пингвинята". Участники игры разгадывали загадки Повелительницы ночи, задабривали чахкли - оставляли артефакты для сказочного народца Кольского полуострова, рисовали золотую рыбку, при помощи подручных средств определяли возраст одной из сосен в городском парке.
Квест-игра - это игровое приключение, где участниками стали ребята со своими родителями. Целью квеста являлось привить детям любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа. Ребята вместе с родителями искали клад, преодолевая многочисленные задания в виде спортивных эстафет, заданий на смекалку.
При проведении викторины «Знатоки города» соревновались команды детей подготовительной группы и родителей – кто лучше знает родной город, край. В итоге мероприятия у детей систематизировались знания о родном городе, им были вручены призы и дипломы.
Использование регионального компонента позволит выпускникам детского сада адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств и в охране окружающей среды.
Создаваемые в учебных целях речевые ситуации, используя игры, сказки, элементы неожиданности, разнообразные виды наглядности, способствуют формированию эмоциональной и мотивационной готовности детей к речевой деятельности на родном языке и дальнейшему обучению в школе.
Реализация регионального компонента способствует достижению следующих целевых ориентиров федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
- ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним"
Проект в средней группе ДОУ "Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним".Данный проект направлен на формирование экологической культуры и...
Ознакомление старших дошкольников с окружающим миром родного края
из опыта работы...
Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»
Лето - удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольнико...
Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края
Народная мудрость, бережно хранимая нашими предками, дошедшая до нас из глубины веков, не должна быть потеряна, забыта. Она должна быть передана детям и чем раньше ребёнок почувствует корни, тем охотн...
Применение игровых технологий в процессе ознакомления дошкольников старшего возраста с родным краем. Обобщение опыта работы.
Познавательный интерес дошкольников к изучению малой Родины во многом зависит от того, как преподносится материал, как проходят занятия. А как сделать так, чтобы занятия по краеведению н...
«Взаимодействие инструктора по плаванью с воспитателем в рамках ознакомления дошкольников с водными ресурсами родного края»
Разностороннее развитие дошкольников в процессе формирования у них навыков плавания на основе интеграции образовательных областей....