Ознакомление старших дошкольников с окружающим миром родного края
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Варенцова Галина Владимировна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья из опыта работы40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ознакомление старших дошкольников с окружающим миром родной деревни»

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт.  

Родная деревня… Мы живем в деревне Беласовка Семеновского района Нижегородской области.

Старожилы рассказывают о происхождении названия нашей деревни следующее: «В незапамятные времена кержаки решили поселиться на холме. На нем стояло огромное дерево, где жила белая сова. Так селение и назвали – Беласовка.

Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть на что посмотреть и чем полюбоваться: это огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами, большие раздольные луга и поля.

Недалеко от Беласовки спокойно и неторопливо протекает река Керженец, впадающая в великую Волгу. Летом отдыхать на берегу этой реки одно удовольствие. Она красива в любое время года.

                                                   

Многие поэты воспевают в своих стихах наш край. Местный поэт Н. Худяков очень точно передал красоту нашей природы в стихотворении « Земля моя».

Заволжская земля моя –                                                    Кипят хмельною брагою                                                          

Леса да ширь полей,                                                          В полях овес и рожь.                                                            

Ты, Родина, та самая,                                                         В тебе все мило – дорого,

Которой нет милей.                                                            До малого ростка,

Я без тебя, любимая,                                                          Тревожный клекот ворона                                                            

И дня б прожить не смог –                                                 И лепет ветерка.

Краса неповторимая                                                           И песни соловьиные

Синь керженских лесов.                                                    Слышны со всех сторон,                                                  

Когда на небе радуга                                                          Над рощами и нивами

И льет жемчужный дождь -                                               Малиновый их звон.

   Наш детский сад находится в живописном месте. Его окружают высокие зеленые сосны.

На детской площадке ребятам не бывает скучно. Они наблюдают за красотой природы, любуются цветовой гаммой деревьев в разное время года.

Воспитывая у детей любовь к своей деревне, необходимо подвести к пониманию, что их деревня - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

      - повсюду люди трудятся

      - везде соблюдаются традиции

      - люди берегут и охраняют природу

      - есть общие и общественные праздники

Чтобы ознакомить детей с понятием «Родина» необходимо выработать у них ясное представление о малой Родине. Но, к сожалению, на многие мои вопросы о своей деревне дети не знали ответа.

Из этого я сделала вывод: дети мало знают о своих близких родственниках, о своей семье, об истории нашей деревни, о почётных людях, проживающих в Беласовке.

Для работы по данной теме я определила следующие задачи:

      - Уточнить и закрепить знания детей о своей малой Родине – деревне Беласовке.

      - Вызвать у детей интерес к истории своей семьи, своего детского сада, своей деревне.

      - Формировать у детей бережное отношение к природе родного края.

      - Ближе познакомить детей с предприятиями в нашей деревне.

      - Воспитывать у детей уважение к людям труда.

Для выполнения этих задач было сделано следующее:  

  • написан тематический план на год (приложение)
  • разработан и выполнен проект «Моя деревня»
  • подобрана литература, фотографии по данной теме
  • установлена связь с сотрудниками школьной и сельской библиотек с целью проведения бесед и экскурсий
  • вместе с детьми и родителями подобраны материалы, иллюстрации для продуктивных видов деятельности

Много экскурсий, прогулок проходило по родной деревне.

                                     

Мы с ребятами побывали на всех улицах Беласовки, увидели много интересного. Это и настоящий сказочный дом – терем на улице Школьной, это и один из первых домов, построенных в старой Беласовке на улице Верхней, а на улице Специалистов современные двухэтажные и трехэтажные дома.

Моей целью было уточнить и расширить представления детей о том, что находится на главной улице деревни: это памятник И. В. Мичурину ( в его честь назван наш колхоз ), сельская администрация, контора Ж К Х , Дом культуры, аптека, почта

                                   

Знакомство с деревней продолжали, посещая разные предприятия: побывали на пекарне, в колхозном гараже, в аптеке, на почте.

                                       

Конечно, не могли пройти , не побывав у памятника погибших воинов. Проводила беседы о том, что в нашей деревне существует традиция: 9 Мая в День Победы к памятнику приходят взрослые и дети, пожилые люди и ветераны войны, чтобы почтить память погибших минутой молчания.

Свои впечатления дети отображали в продуктивной деятельности: рисование, аппликации, конструировании.

     - рисовали плакаты «Моя деревня» ( с родителями )

     - ручной труд «Дома на нашей улице ( из коробочек )

     - аппликация «По улицам едут машины», обрывная аппликация «Совушка»

     - конструирование из строительного материала «Двухэтажные, трехэтажные дома»

Родители помогли в составлении родословной своей семьи. Дети с интересом рассказывали о своих бабушках, дедушках, их предках. Активно проходил конкурс плакатов «Моя деревня». Дети с гордостью показывали и рассказывали о своих рисунках. Детям нравятся беседы с использованием фотографий, иллюстраций .

                   

В комнате старого быта в детском саду, в школьной и сельской библиотеках интересно прошли беседа на тему «История деревни Беласовка», «Сказания и легенды о нашей деревне». Дети узнали, почему наша деревня так называется, как жили люди в то далекое время, и интересом рассматривали старинные вещи.

                   

Прогулки, экскурсии, беседы учат детей замечать  и оценивать то, что находится вокруг них. При уточнении знаний детей о настоящем  и прошлом я старалась использовать прием сравнения старого быта и современного.

Организуя экскурсии по родной деревне, на предприятия, на природу, я старалась построить их так, чтобы дети не только рассматривали объект и отвечали на мои вопросы, но и могли сделать для себя какие-то выводы, установить  логические связи. Все это не только способствует углублению интереса к истории родной деревни, своей семьи, но и развивает любознательность, умение размышлять.

В результате проделанной работы, у ребят пробудился исследовательский интерес, любознательность, зажегся «огонек» любви к родной деревне, родному краю, появились обширные и прочные знания.

                                                                                   

                                                           

                                                                       

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по организации экспериментальной деятельности при ознакомлении младших дошкольников с окружающим миром 2014-2015 учебный год

Программа содержит рекомендации по организации исследовательского центра во второй младшей группе. Перспективный план позволит планировать исследовательскую деятельность в течение года....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Родной край - озеро Городно"

Представлен конспект занятия по ознокамлению с окружающим миром. Занятие в рамках краеведения. Возраст детей - старшая группа...

Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством элементарного детского экспериментирования.

Цель:развитие элементарных поисково-исследовательских способностей младших дошкольников Задачи:1. Расширять представление о древесине, стекле и бумаге;2. Развивать умение, определять существенные...

Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством использования мнемотехники

Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством использования мнемотехники  «Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия должны быть налицо вс...

Проект «С чего начинается Родина?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой и животным миром родного края для детей второй младшей группы.

Чувствр Родины начинается у малыша  с восхищения тем, что он видет перед собой, что вызывает эмоциональный отклик в его душе, чем он удивляется ежедневно. И хотя многие впечатления еще не осознан...

«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края» (из опыта работы)

laquo;Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста  в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края» (из опыта работы)...