Ознакомление старших дошкольников с окружающим миром родного края
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Ознакомление старших дошкольников с окружающим миром родной деревни»
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт.
Родная деревня… Мы живем в деревне Беласовка Семеновского района Нижегородской области.
Старожилы рассказывают о происхождении названия нашей деревни следующее: «В незапамятные времена кержаки решили поселиться на холме. На нем стояло огромное дерево, где жила белая сова. Так селение и назвали – Беласовка.
Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть на что посмотреть и чем полюбоваться: это огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами, большие раздольные луга и поля.
Недалеко от Беласовки спокойно и неторопливо протекает река Керженец, впадающая в великую Волгу. Летом отдыхать на берегу этой реки одно удовольствие. Она красива в любое время года.
Многие поэты воспевают в своих стихах наш край. Местный поэт Н. Худяков очень точно передал красоту нашей природы в стихотворении « Земля моя».
Заволжская земля моя – Кипят хмельною брагою
Леса да ширь полей, В полях овес и рожь.
Ты, Родина, та самая, В тебе все мило – дорого,
Которой нет милей. До малого ростка,
Я без тебя, любимая, Тревожный клекот ворона
И дня б прожить не смог – И лепет ветерка.
Краса неповторимая И песни соловьиные
Синь керженских лесов. Слышны со всех сторон,
Когда на небе радуга Над рощами и нивами
И льет жемчужный дождь - Малиновый их звон.
Наш детский сад находится в живописном месте. Его окружают высокие зеленые сосны.
На детской площадке ребятам не бывает скучно. Они наблюдают за красотой природы, любуются цветовой гаммой деревьев в разное время года.
Воспитывая у детей любовь к своей деревне, необходимо подвести к пониманию, что их деревня - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся
- везде соблюдаются традиции
- люди берегут и охраняют природу
- есть общие и общественные праздники
Чтобы ознакомить детей с понятием «Родина» необходимо выработать у них ясное представление о малой Родине. Но, к сожалению, на многие мои вопросы о своей деревне дети не знали ответа.
Из этого я сделала вывод: дети мало знают о своих близких родственниках, о своей семье, об истории нашей деревни, о почётных людях, проживающих в Беласовке.
Для работы по данной теме я определила следующие задачи:
- Уточнить и закрепить знания детей о своей малой Родине – деревне Беласовке.
- Вызвать у детей интерес к истории своей семьи, своего детского сада, своей деревне.
- Формировать у детей бережное отношение к природе родного края.
- Ближе познакомить детей с предприятиями в нашей деревне.
- Воспитывать у детей уважение к людям труда.
Для выполнения этих задач было сделано следующее:
- написан тематический план на год (приложение)
- разработан и выполнен проект «Моя деревня»
- подобрана литература, фотографии по данной теме
- установлена связь с сотрудниками школьной и сельской библиотек с целью проведения бесед и экскурсий
- вместе с детьми и родителями подобраны материалы, иллюстрации для продуктивных видов деятельности
Много экскурсий, прогулок проходило по родной деревне.
Мы с ребятами побывали на всех улицах Беласовки, увидели много интересного. Это и настоящий сказочный дом – терем на улице Школьной, это и один из первых домов, построенных в старой Беласовке на улице Верхней, а на улице Специалистов современные двухэтажные и трехэтажные дома.
Моей целью было уточнить и расширить представления детей о том, что находится на главной улице деревни: это памятник И. В. Мичурину ( в его честь назван наш колхоз ), сельская администрация, контора Ж К Х , Дом культуры, аптека, почта
Знакомство с деревней продолжали, посещая разные предприятия: побывали на пекарне, в колхозном гараже, в аптеке, на почте.
Конечно, не могли пройти , не побывав у памятника погибших воинов. Проводила беседы о том, что в нашей деревне существует традиция: 9 Мая в День Победы к памятнику приходят взрослые и дети, пожилые люди и ветераны войны, чтобы почтить память погибших минутой молчания.
Свои впечатления дети отображали в продуктивной деятельности: рисование, аппликации, конструировании.
- рисовали плакаты «Моя деревня» ( с родителями )
- ручной труд «Дома на нашей улице ( из коробочек )
- аппликация «По улицам едут машины», обрывная аппликация «Совушка»
- конструирование из строительного материала «Двухэтажные, трехэтажные дома»
Родители помогли в составлении родословной своей семьи. Дети с интересом рассказывали о своих бабушках, дедушках, их предках. Активно проходил конкурс плакатов «Моя деревня». Дети с гордостью показывали и рассказывали о своих рисунках. Детям нравятся беседы с использованием фотографий, иллюстраций .
В комнате старого быта в детском саду, в школьной и сельской библиотеках интересно прошли беседа на тему «История деревни Беласовка», «Сказания и легенды о нашей деревне». Дети узнали, почему наша деревня так называется, как жили люди в то далекое время, и интересом рассматривали старинные вещи.
Прогулки, экскурсии, беседы учат детей замечать и оценивать то, что находится вокруг них. При уточнении знаний детей о настоящем и прошлом я старалась использовать прием сравнения старого быта и современного.
Организуя экскурсии по родной деревне, на предприятия, на природу, я старалась построить их так, чтобы дети не только рассматривали объект и отвечали на мои вопросы, но и могли сделать для себя какие-то выводы, установить логические связи. Все это не только способствует углублению интереса к истории родной деревни, своей семьи, но и развивает любознательность, умение размышлять.
В результате проделанной работы, у ребят пробудился исследовательский интерес, любознательность, зажегся «огонек» любви к родной деревне, родному краю, появились обширные и прочные знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по организации экспериментальной деятельности при ознакомлении младших дошкольников с окружающим миром 2014-2015 учебный год
Программа содержит рекомендации по организации исследовательского центра во второй младшей группе. Перспективный план позволит планировать исследовательскую деятельность в течение года....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Родной край - озеро Городно"
Представлен конспект занятия по ознокамлению с окружающим миром. Занятие в рамках краеведения. Возраст детей - старшая группа...
Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством элементарного детского экспериментирования.
Цель:развитие элементарных поисково-исследовательских способностей младших дошкольников Задачи:1. Расширять представление о древесине, стекле и бумаге;2. Развивать умение, определять существенные...
Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством использования мнемотехники
Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством использования мнемотехники «Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия должны быть налицо вс...
Проект «С чего начинается Родина?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой и животным миром родного края для детей второй младшей группы.
Чувствр Родины начинается у малыша с восхищения тем, что он видет перед собой, что вызывает эмоциональный отклик в его душе, чем он удивляется ежедневно. И хотя многие впечатления еще не осознан...
«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края» (из опыта работы)
laquo;Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края» (из опыта работы)...
Выступление на ГМО на тему "Ознакомление старших дошкольников с с особенностями родного края через виртуальные экскурсии"
Использование вертиальных экскурсий в детских обзразовательных учреждений....