Применение игровых технологий в процессе ознакомления дошкольников старшего возраста с родным краем. Обобщение опыта работы.
статья (старшая группа)

Изъюрова Зоя Михайловна

    Познавательный интерес дошкольников к изучению малой Родины во многом зависит от того, как преподносится материал, как проходят занятия. А как сделать так, чтобы занятия по краеведению не превращались в скучные лекции? А были бы увлекательным путешествием в то время, когда еще жили их, детей, прапрадедушки и прапрабабушки и узнать, какими те были в детстве, в какие игры играли, чем занимались…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение игровых технологий в процессе ознакомления дошкольников старшего возраста с родным краем.

Обобщение опыта работы.

      Изучение родного края в наше время становится важным и обязательным компонентом в системе дошкольного образования. Чем полнее, глубже и содержательнее будут знания дошкольников о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к родной природе.

    Знакомясь с родным краем, городом, его достопримечательностями, дети приобщаются к богатствам культурного наследия своего народа. Успешность развития дошкольников станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром через предметную и трудовую деятельность, через общение, через игру.

    Познавательный интерес дошкольников к изучению малой Родины во многом зависит от того, как преподносится материал, как проходят занятия. А как сделать так, чтобы занятия по краеведению не превращались в скучные лекции? А были бы увлекательным путешествием в то время, когда еще жили их, детей, прапрадедушки и прапрабабушки и узнать, какими те были в детстве, в какие игры играли, чем занимались…

    Учитывая значимость и актуальность изучения родного края, поставила перед собой следующую цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории, культуре и традициям родного края посредством игровых технологий.

    Для достижения поставленной цели наметила задачи:

    Образовательные:

           ▪ Дать детям в доступной форме сведения о родном городе Сыктывкаре, его истории, достопримечательностях, о других городах и селах республики, о памятниках природы.

           ▪ Познакомить с произведениями устного народного творчества и произведениями авторов Республики Коми (сказки, предания, загадки, считалки, песни, стихотворения и рассказы).

           ▪ Познакомить с декоративно – прикладным искусством (   национальный костюм коми, предметы быта, виды ремёсел, коми орнамент).

           ▪ Познакомить с коми народными играми.

Развивающие:

           ▪ Развивать познавательный интерес к изучению родного края.

           ▪ Развивать внимание, воображение, логическое мышление, память.

           ▪ Развивать речевую активность, интонационную выразительность речи.

           ▪ Формировать практические навыки лепки из глины и рисования коми орнамента.

           ▪ Развивать двигательную активность детей, выносливость, ловкость.

           ▪ Формировать  умение действовать по правилам.

           ▪ Создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

Воспитательные:

           ▪ Воспитывать уважение к своей малой Родине, к ее истории, культуре и традициям.

           ▪ Воспитывать в ребенке чувство любви и гордости к тому месту, где он родился и живет.

           ▪ Заинтересовать родителей дошкольников проблемой изучения родного края.

    Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным.

    А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

    Игры являются ценным средством воспитания умственной активности ребят, активизируют психические процессы, развивают память, мышление, воображение, внимание. Игровые технологии в дошкольном образовании дают возможность в увлекательной, доступной, игровой форме дать воспитанникам материал. Поэтому непосредственно на занятиях и в других режимных моментах в своей работе по ознакомлению с родным краем я использую различные формы игровой деятельности.

     Особое место занимают такие формы образовательного процесса, как нестандартные занятия – квест-игра, игра-викторина, посиделки, занятия в мини-музее.

    Наше с ребятами путешествие в прошлое началось со знакомства с героями книги коми писательниц Елены Габовой и Натальи Макаровой «Дети древней земли» девочкой Настей и мальчиком Митей. С ними дети узнают о том, как жил в прошлом коми народ. О том, что главной заботой каждой коми семьи была добыча пищи, изготовление одежды. Одежду шили из льна и конопли, которые выращивали сами, зимнюю одежду – из меха. Обувь делали из кожи. Женщины и девочки много вязали из овечьей шерсти. Из нее же катали валенки. Мальчики с малых лет вместе со своими отцами ходили на охоту, учились охотиться на зверей, ловит рыбу.

    Знакомство со старинной одеждой и предметами быта проходили у нас в форме посиделок, посещения мини-музея «Уголок коми избы» («Коми керка»), организованный в нашем детском саду и где представлены настоящие старинные предметы быта (туески, шкатулки из бересты, игрушки из ткани и бересты, деревянная посуда, предметы одежды и т. д.). Во время посиделок слушали коми народные песни в исполнении народной артистки Республики Коми, заслуженного работника культуры РК, Лидии Петровны Логиновой, самодеятельного композитора и исполнителя коми детских песен Геннадия Ивановича Попова. Разучивали коми детские песенки «Козйöй, козйöй» («Ёлка, ёлка»), «Ош» («Медведь»).

    Во время организованной совместной деятельности  – квест-игры «Путешествие в коми парму» (тайгу, лес) ребята узнают, какие деревья растут там, какими дарами богата она (ягоды, грибы, дичь, пушнина, береста, лес для строительства, дрова), какие звери и птицы обитают. Знакомятся с Красной Книгой Республики Коми, заповедниками, расположенные на территории родного края.

    С целью внести заряд особой активности, эмоциональности использую произведения коми авторов как прошлого века, так и современных авторов. Например, небольшие стихотворения Пантелеймона Образцова (1909 – 1984 гг), Альберта Ванеева (1933 – 2001 гг), Елены Козловой (1954 г.р.) и других.

Волнушки.

У березовой опушки                                          

Хоровод ведут волнушки.                                  

Ножки спрятаны во мху,                                      

Только шляпки наверху.                                      

А на них роса, как в блюдце.

Комары над ними вьются,

Целый день, трубя в лесу.

Пьют из блюдечек росу.

Клест.

Не боится клест угроз

Стужи и метели.

Вывел птенчиков в мороз:

Закаляет с колыбели.

                                                                                          П. Образцов

    Знакомимся с ребятами и с произведениями устного народного творчества. Все знают, что дети очень любят сказки. Но, к сожалению, очень мало знают коми народные сказки и предания ли совсем их не знают. А ведь у коми народа сказки и предания так же, как и русские, украинские, чувашские народные сказки и сказки других народов, учат справедливости, честности, благородству. Во время ознакомления с ними раскрываются их особенность, самобытность, подчеркивается связь коми народа с природой.

     Для чтения в детском саду и дома  детям предлагала такие произведения, как «Пера – богатырь», «Старуха Ёма и две девушки», «Восьминогая собака», «Мышь и Сорока», «Лиса и Заяц», «Охотник и Чукля»  и другие. Прочитывая их, анализировали поведение и поступки героев, называя положительные и отрицательные черты характера. После чтения некоторые сказки или отрывки из них мы инсценировали, используя маски, детали костюмов, которые были изготовлены родителями воспитанников.

Для активизации познавательного интереса к устному народному творчеству и декоративно – прикладному искусству народа коми  использовала различные игры на развитие логического мышления, внимания, к примеру, игры – лабиринты, «Найди пару», «Дорисуй орнамент», «Найди фрагмент на картинке», «Одень куклу», раскраски. А также отгадывали загадки, проводили небольшие викторины, разучивали считалки на коми языке.

 Коми считалки – очень древний жанр фольклора, большей частью многие слова в них либо утратили свой первоначальный смысл, либо изначально употреблялись в искаженной форме, и потому их невозможно перевести с одного языка на другой. Главное достоинство коми считалок – это ритмика, богатство звуковых повторов и забавные созвучия, рождающие веселые игровые ситуации.

Öтик – мöтик,  кык -  мык,

Куим – муим, нёль – моль,

Вит – мит, квайт – бать,

Сизим – мизим, кöкъямыс – прöвыс,

Дас – пас, пес чипас!

Тiрс – торс,

Стöкан морс,

Он кö вöдит,

Он  ворс!

Снег с утра синее неба,

Шишка, вешка, три олешка,

Еду, еду и доеду

На оленях в Сыктывкар!

   

 Считалки мы использовали во время знакомства с коми народными играми. Народные игры приобщают подрастающее поколение к коми культуре, способствуют развитию смекалки, силы, ловкости. Они помогают детям развить чувство товарищества, солидарности, ответственности за действия друг друга. Играли не только на прогулках или в организованной совместной деятельности по физическому развитию, но и использовали для закрепления материала при ознакомлении с коми промысловым календарем, каждый период которого связан с определенным животным. Например, в период «Медведя» играли в игру «Ошкö – бабö» ( «Медведица – бабушка»), в период «Оленя» - в игру «Кык кöр» ( «Два оленя»), в период «Выдры» - в игру «Шыр да пельöс» ( «Мышь и угол»). Очень нравились ребятам и малоподвижные, хороводные игры «Пышкай» ( «Воробей»), «Чöд вотöм» ( «Как чернику собирали») и другие.

    Используя персонажей Настю и Митю, а также мальчика по имени Бикинь  (герой детского периодического журнала РК «Бикинь» («Искорка»), мы с воспитанниками совершали виртуальное путешествие по родному городу, знакомясь с его историей, архитектурой, улицами. Узнавали, какие еще города и села есть  на территории родного края, как живут люди в наше время в городе и на селе. Рассказы воспитателя и наблюдения детей  сопровождаются показом иллюстраций и фотоматериалов, презентаций, позволяющих сравнить один и тот же дом, улицу в прошлом и настоящем.

     Помогают организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми также разнообразные дидактические игры: «Сложи картинку», лото «Птицы нашего города», лото «История родного города», игра «Герб города» (Республики), «Найди отличия» и другие. Их же использовали для закрепления пройденного материала, и в самостоятельной деятельности ребят, и в индивидуальной работе.

     В изготовлении дидактических игр, тематических альбомов, презентаций активно принимали участие родители воспитанников. Большую помощь они оказали и в пополнении экспонатов в мини – музее «Коми керка» («Коми изба»). Совместно с родителями организовали выставки поделок из природного материала. А на выставку вязаных изделий  «Золотые руки не для скуки» постарались не только мамы воспитанников, но и бабушки. На эту выставку некоторые принесли варежки, носки, чулки, связанные настоящим коми орнаментом. Также родители принимали активное участие в пополнении библиотеки художественной литературой.  Для родителей проводили консультации на темы «Роль семьи в приобщении ребенка к коми национальной культуре». Приглашали их на «Посиделки с коми играми», (по-коми «Войпук»), на «Вечер коми сказок». Все это помогает почувствовать связь поколений, ощутить себя частичкой своей малой Родины.

     Таким образом, в результате проведенной работы по теме «Применение игровых технологий в процессе ознакомления дошкольников старшего возраста с родным краем»  способствовала повышению заинтересованности к изучению коми края как детей, так и их родителей. Сформировался необходимый уровень знаний дошкольников об истории родного края, родного города, расширились  знания об устном народном творчестве и декоративно – прикладном искусстве народа коми. Дети на эмоциональном уровне испытывают любовь и привязанность к своему городу, родному дому, детскому саду. С удовольствием играют в народные игры, рассматривают альбомы и книги, раскрашивают тематические раскраски с заданиями.

    В заключение стоит отметить, что применение разнообразных игровых технологий, форм и методов работы в рамках изучения этнокультурного компонента повышают познавательный интерес дошкольников к прошлому и настоящему родного края и способствует сохранению наследия для будущего поколения в виде уникальных ценностей человеческого опыта и знания. Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город село (его традиции, памятники природы, истории и культуры), и желающего принять активное участие в его жизни.

Приложение 1.

Дидактические игры:

  1. Парные картинки.

Цель: учить подбирать элементы коми орнамента, сходные по внешнему виду, уточнять и закреплять их названия, развивать зрительное внимание.

Материал: карточки с элементами коми орнамента, среди них по две одинаковых.

Ход игры: Воспитатель дает детям карточки с нарисованными элементами коми орнамента и предлагает найти среди них одинаковые. Уточняют их названия.

  1. Найди пару.

Цель: упражнять детей в подборе двух одинаковых узоров, развивать наблюдательность.

Материал: плоскостные изображения варежек с коми вязаным орнаментом – 7 – 10 пар.

Ход игры: воспитатель предлагает среди  варежек с коми орнаментом найти одинаковые.

Варианты игры: 

а) дети находят пары к пимам с одинаковым узором;

б) подбирают одновременно пары к пимам и варежкам, учитывая орнамент;

в) стоя в кругу, дети ищут себе пару (ребенка), у которого такой же узор на варежках либо на пимах.

     3.  Дорисуй орнамент.

           Цель: учить узнавать элемент орнамента по его «половинке», учить          воспроизводить их, упражнять в дорисовывании узора, развивать память,  графомоторные навыки.

           Материал: карточки с орнаментом (ламинированные для    многоразового использования), на которых изображена только часть элемента и карточки с «целым» орнаментом, элемента, фломастеры, салфетки.

         Ход игры: педагог предлагает назвать орнамент, дети дорисовывают узор. Затем по «целой картинке» сверяются, правильно ли выполнили упражнение.

  1. Найди фрагмент на картинке.

 Цель: учить подбирать недостающий фрагмент к картинке, к фото, составляя целую картинку. Способствовать закреплению знаний о родном крае. Развивать сообразительность, логическое мышление.

Материал: картинки или фотографии с изображениями природы, улиц города, села и т. д. с недостающим фрагментов ( их может быть несколько).

Ход игры: воспитатель перемешивает фрагменты, дети находят нужную часть и прикладывают к картинке, рассказывают, что на ней изображено.

  1. Разрезные картинки «Сложи картинку из фрагментов».

Цель: способствовать закреплению знаний о родном городе.

Материал: изображения видов города, состоящие из 4 – 8 фрагментов.

Ход игры: воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них целую и рассказывают, что на ней изображено.

  1. Игра – лото «История родного города».

Цель: закреплять у детей представления об истории родного города.

Материал: игровые поля с изображениями видов города ( в прошлом и современном виде), карточки с изображениями отдельных построек  мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города. На каждой карточке есть надпись с названием объекта.

Ход игры: Играть могут трое. Ведущий раздает игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть свое игровое поле карточками, подходящему временному отрезку. Если ребенок ошибается, то дается «справка ведущего», которым может как воспитатель, так и ребенок.

  1. Игра – лото «Птицы нашего города».

Цель: знакомить с птицами родного города, закреплять их названия.

Материал: игровые поля с изображениями птиц, обитающих в родном городе, карточки с изображениями птиц.

Ход игры: Играть могут трое – четверо (в зависимости от количества игровых полей). Ведущий раздает игровые поля и показывает карточки участникам. Карточку ребенок получает только после того, как назовет птицу, изображенную на ней. Игроки должны полностью закрыть свое игровое поле карточками. Ведущим может быть и воспитатель, и ребенок.

  1. Игра «Найди отличия».

Цель: учить детей сравнивать характерные особенности старого и современного города, находить сходства и различия; развивать мышление, внимание, речь; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Объяснить, что город растет, благоустраивается.

Материал: фотоиллюстрации с видами старого и современного города.

Ход игры: В игре принимают участие две команды по несколько человек. Они рассматривают карточки и находят отличия. Кто больше назвал различий, тот и победил.

  1. Настольная игра «Символы Республики».

Цель: Закреплять представления детей о гербе и флаге Республики Коми, о гербе родного города; уметь выделять их из других знаков.

Материал: изображения гербов Республики, Сыктывкара, флага РК, состоящие из нескольких частей. Изображения гербов других городов коми края.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб и отметить отличительные особенности. Затем по образцу или без него необходимо составить целую картинку из частей.

  1.  Настольная магнитная игра «Одень куклу».

Цель: Познакомить дошкольников с коми национальной одеждой, учить называть предметы одежды.

Материал: плоскостные изображения кукол – девочки и мальчика, виды национальной одежды с магнитной вставкой, а также несколько видов современной одежды.

Ход игры: ребята одевают куклы в коми национальную одежду и правильно называют предметы мужской и женской одежды.

Вариант игры: Среди изображений национальной одежды может находиться и современная одежда. Детям необходимо отделить ее.

                                                                                                   

                                                                                                           

Приложение 2.

Коми загадки:

Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не строит птица в них.

В ветвях краса и мощь моя.

Скажите быстро, кто же я?                   (Олень)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные поля.                            (Лось)

На печку старуха с хвостом карабкается.

(Пач вылö бöжа старука чапасьö.)       (Кошка)

 

Посреди темного леса стоит молодец в красной шляпе.

(Сьöд вöр шöрын сулалö гöрд шляпа молодеч.             (Гриб)

На двух свечках перьевая подушка.

(Кык сись йылын гöн юрлöс.)                         (Курица или петух)

Что нельзя в корзину положить?

(Мый кöрзинаöон вермы йöртны?)              (Солнце)

Белая скатерть всю землю одела.

(Еджыд пызан дöра став мусö вевттис.)       (Лым)

Загадки П. Образцова:

Хвост пушист, и мордочка остра,

И в глазах нисколечко нет злого,

Но хитра, уж так она хитра,

Проведет любого!                                         (Лиса)

Глаза косые,

Уши большие.

В беде – тревоге

Спасают ноги.                                                  (Заяц)

На столе стоит,

Отдувается.

Белый пар над ним

Поднимается.                                                  (Самовар)

Воздушной стаей

Кружимся, порхаем.

Подставишь ладони –

Мы сядем, растаем.                                     (Снежинки)

Без головы рогат,

Зовут его …                                                    (Ухват)

Приложение 3.

Коми народные игры:

Стой, олень! (Сувт, кöр!)

    Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух  поймает пятерых оленей.   

     Правила игры.Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

Невод (Тыв)

Играющие  выбирают рыбу. На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1,5—2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих), бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если рыбу не догнали, и она спряталась за шестом, она остается рыбой; если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал.

Правила игры. Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.

Ловля оленей (Коръясöс куталöм)

Среди   играющих   выбирают   двух   пастухов, остальные участники — олени. Они становятся внутри    очерченного    круга.    Пастухи    находятся   за   кругом,   друг против   друга.    По сигналу    ведущего   «Раз,   два,   три — лови!» пастухи   по  очереди   бросают  мяч   в  оленей,  а   те   убегают   от   мяча.     Олень,   в   которого,  попал    мяч,    считается    пойманным.    После  четырех-пяти  повторений   подсчитывается   количество пойманных оленей.

Правила     игры.     Игру     надо     начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.

  

Мышь и угол. (Шыр и пельöс)

Выбирают кота, остальные мыши. Мышки занимают пустые углы в комнате (если углов недостаточно, устраивают дополнительно с помощью стульчиков). Водящий ходит посередине комнаты и повторяет:

Мышка, мышка дай мне угол (2 раза)

Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из угла в угол. А кот наблюдает за ними, занимает пустой угол. А мышь, оставшаяся без угла, становится котом.

Кто засмеется? (Изки карнан)

Все играющие берутся левой рукой за большой палец соседа, образуя как бы ручную мельницу и вращаясь по кругу, приговаривают:

Изки карнан, ва карнан,

Код шыасяс – печик дас.

Код оз шыась – дас кöлач.

Рукоятка жернова и коромысло,

Кто заговорит – 10 щелбанов.

А кто не заговорит – 10 калачей.

После этих слов все замолкают, никто не разговаривает, не улыбается. Кто не выдержит и первым засмеется – щелчок по лбу.

Кукушка (Кöк)

   К нам кукушка в огород

   Залетела и поет

   Эй, кукушка, не зевай

   Кто окликнул, отгадай.

                 

Медведь – бабушка (Ошкö – бабö)

    Выбирают медведя по жребию, остальные – сборщики ягод. Медведь на четвереньках в центре круга. Его накрывают шубой. Сборщики ходят по кругу, собирая ягоды и при этом поют:

Медведушка – бабушка, медведушка – бабушка

            Твою чернику собираем, твою бруснику выбираем,

            Хорошие ягоды себе берем, плохие ягоды выбрасываем.

       Медведь сбрасывает шубу и ловит ягодников. Пойманный ягодник становится медведем.

Воробышек (Пышкай)

По жребию выбирают водящего – воробья, завязывают глаза, остальные становятся в круг и поют:

     Прилетел к нам воробей

     и запел как соловей.

     - Эй, ты, птичка не зевай,

     кто мяукнет, угадай.

Все замолкают. Кто-нибудь скажет «мяу», стараясь изменить голос. Если водящий – воробей угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. А если не угадает, то продолжает водить дальше.

                                                                                                     Приложение 4.

Игра-викторина

для детей старшего дошкольного возраста

«Наш Коми край»

Цель: Обобщение, закрепление знаний детей старшего возраста о своем родном крае. Воспитание патриотических чувств любви к малой Родине.

(Участвуют 2 команды, выбрать капитанов)

Ведущий:  Родилась я в Коми крае -

                    Это Родина моя.

                    Лучше края я не знаю,

                    Всех дороже мне она.

- Сегодня мы проведем игру-викторину о Коми Крае. Посмотрим, чья команда лучше знает свой край. За каждый правильный ответ команды будут получать жетон (карточку), который помещают в копилки - туески. В жюри у нас входит……. (заранее выбрать членов жюри, представить их участникам). В конце игры жюри посчитает количество жетонов – какая команда наберет больше, та и победитель.

1 конкурс  «Разминка»

1 команда – Найдите на карте республику, в которой вы живете. Покажите и назовите ее столицу. (Сыктывкар)

2 команда - Какая национальность в Республике является коренной?

Игра «Собери герб»

1 команда собирает из частей герб города Сыктывкар.

2 команда собирает из частей герб Республики Коми.

Кто быстрее соберет? Затем ребята каждой команды должны рассказать, что изображено на гербах, что обозначает то или иное изображение.

2конкурс  «Города Коми края»

На просторах Коми края,

В песнях мира и труда

Хорошеют, расцветая,

Молодые города.

1 команда -  Назовите старинное название столицы нашей Коми Республики?        (Усть-Сысольск)

                     - Какой город назван в честь реки? (Печора)

2 команда- Через какой город проходят все железнодорожные пути? (Микунь)

                    - Какой город называют городом шахтеров? Почему? (Воркута)

Игра «Выбери картинку»

       Каждой команде выдается комплект иллюстраций, фото с изображениями достопримечательностей города Сыктывкар и дополнительно изображения других городов («лишние» картинки). Дети должны выбрать только те, которые относятся к Сыктывкару.

3 конкурс «Оленеводы»

- Название конкурса вы узнаете, отгадав мою загадку :

 «На далеком севере живет,

      Где бегают красавчики олени.

 Он никогда почти не устает,

Он никогда не знает лени»

                                                                          (ОЛЕНЕВОД)

1 команда    - Как называется дом оленеводов?  (чум).

                        -  Из чего он делается? (шестов, оленьих шкур)

                        -  Как называется обувь, которую шьют  из оленьего меха?                                                     (пимы, тюни - тапочки).

                        -  Чем питаются олени? (мхом, ягелем)

2 команда    -  Как называется верхняя одежда оленеводов? (малица, парка)

                        -  Чем они отличаются? (малица сшита мехом вовнутрь и покрыта сверху тканью; парка – мехом наружу)

                         - Как называются сани оленеводов? (нарты) Чем погоняют оленей? (хореем)

                         - Как добывают себе корм олени?

Ведущая: а теперь давайте поиграем в коми народную игру «Кык кöр» - «Два оленя».

Игра «Кык кöр»

Игроки встают в колонну друг за другом парами, держась за руки. В нескольких метрах впереди спиной к ним стоит водящий. Последняя пара по сигналу «Два оленя!» выбегает, чтобы обежать водящего с обеих сторон ряда и взяться за руки. Водящему надо поймать одного из них. Кто остается без пары, тот водит. Вновь образованная пара встает впереди остальных, а последняя пара снова бежит.

4 конкурс «Животный и растительный мир Республики Коми»

1 команда  - Как называется бескрайний лес, щедро дарящий людям нашей  Республики Коми свои богатства? (тайга)

                           - Кого коми народ назвал царем тайги?  (лося)

                     - Какими ягодами богата Республика Коми?(морошка, клюква, брусника, черника, голубика)

2 команда        - Как по другому называют коми люди тайгу? (ПАРМА)

                    - Кого коми люди выращивали (разводили) в домашнем хозяйстве? (бараны, коровы, овцы, козы)

                     - Какими хвойными породами деревьев богата Республика Коми? (сосна, ель, кедр).

5 конкурс «Природные ископаемые Республики Коми»

1 команда   – Твердое вещество, черного цвета, его добывают из недр земли, используют как топливо? (уголь)

2 команда    – Черная, маслянистая жидкость с запахом, называется «черным золотом»? (нефть)

Общий вопрос (кто быстрее ответит?) – Из чего делают бумагу, мебель, изготавливают сувениры в Республике Коми? (древесина)

6 конкурс «Устное народное творчество РК»

Игра «Угадай сказочного героя»

Командам по очереди показываются изображения персонажей коми народных сказок и преданий. Дети должны их назвать. За каждый правильный ответ – жетон в туесок.

Музыкальная пауза

 Заранее подготовленные девочки танцуют «Коми кадриль».

7 конкурс «Сувениры РК»

1 команда – Какие изделия украшал орнаментом коми народ? (туес, рубаха, малица)

2 команда- Из чего делали свои сувениры, предметы быта коми люди? (береста, олений мех)

Общие вопросы:

                   - Назовите элементы коми орнамента.(Команды называют  по очереди;  за каждый ответ команда получает жетон в свою копилку – туесок.)

Подведение итогов конкурса.

- Для чего люди стараются сохранять свои национальные традиции?

Жюри подсчитывает количество жетонов у команд и подводит итоги. Награждение победителей.

Литература:

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.:УЦ «Перспектива», 2011г.
  2. «Вестник» Управления дошкольного образования № 3, 2005 г. (тема: «Национально – региональный компонент в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждениях»)
  3. Габова Е.В., Макарова Н.Д. «Дети древней земли». – Сыктывкар: ООО «Издательство «Кола», 2008 г.
  4. Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре. – Сыктывкар: КРИРО, 1991 г.
  5. Книжка – раскраска «Золотое лукошко. Детские игры и игрушки народа коми». – Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2017 г.
  6. Книжка – раскраска «Золотое лукошко. Коми национальный костюм». – Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2017 г.
  7. Книжка – раскраска «Золотое лукошко. Коми национальный орнамент». – Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2017 г.
  8. Коми старинные детские игры (составитель Рочев Ю.Г.). – Сыктывкар: «Коми книжное издательство», 1998 г.
  9. Медвежьи няньки. Коми народные сказки. (составитель Плесовский Ф. В.). – Сыктывкар:  «Коми книжное издательство», 1988 г.
  10.  Образцов П.А. Мы растем: стихи, рассказы, загадки. – Сыктывкар: ООО  «Анбур», 2011 г.
  11.  Пантелеева Е. И. Родник. Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом народа коми. – Сыктывкар:  РИПКРО МО и ВШ РК, 1998 г.
  12.  По тропинкам наших предков: Методические рекомендации по краеведению. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2012 г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)

Воспитатель МБОУ ЦО№4,  Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...

Экологическая тропа одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края (из опыта работы)

Экологическая тропа одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края (из опыта работы)...

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного края» /из опыта работы/

Каждый народ имеет свои корни. Это-язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка и истории своих предков, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться ег...

«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края» (из опыта работы)

laquo;Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста  в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края» (из опыта работы)...