«Башкирский палас»
план-конспект занятия (средняя группа)
Познакомить детей с башкирским орнаментом- лесенкой, его контрастной, цветовой гаммой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел: изобразительная деятельность
Тема «Башкирский палас».
Возрастная группа: средняя
Выполнил: воспитатель
Шарипова З. Ф.
стаж в данной должности:30 лет
г. Туймазы, 2022 г
Цель: познакомить детей с башкирским орнаментом- лесенкой, его контрастной, цветовой гаммой.
Задачи:
Образовательные: способствовать обучению резать по прямой вдоль и составлять из них узор паласа; продолжать учить правильно держать ножницы, закрепить навык наклеивания.
Развивающие: способствовать развитию техники безопасности при работе с ножницами; чувства цвета, радостного настроения.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к творчеству башкирского народа.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Средства реализации: клеёнки, кисточки для клея, ножницы, салфетки тряпочные, клей ПВА, цветная бумага, картон черного цвета, ковры.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение произведений башкирских авторов; дидактические башкирские игры; подвижные башкирские игры; заучивание физминуток.
Словарная работа: активизировать словарь детей по данной теме за счет слов: орнамент, палас, юрта.
Методические приемы: беседа, вопросы к детям, индивидуальные и хоровые ответы детей, самостоятельная работа детей, поощрение и похвала.
Ход ООД:
Организационный момент. Дети стоят в кругу.
Воспитатель: добрый день, друзья,
рада видеть всех вас я.
Дети, сегодня, когда я шла в детский сад, по дороге встретила куклу Айгуль. Она обещала прийти к нам в гости. (стук в дверь)
Воспитатель: а вот и она. Давайте встретим ее.
Дети здороваются с куклой.
Основная часть. Беседа с детьми.
Воспитатель: Айгуль пришла к нам в башкирском национальном платье. Она принесла башкирский ковер. Айгуль говорит, что такие паласы ткали наши прабабушки.
Воспитатель: дети, красивый палас? А чем они их украшали?
Дети: узорами.
Воспитатель: а что такое узор? Как, называется узор, который башкирский народ использовал для украшения ковров и предметов быта?
Дети: орнамент.
Воспитатель: правильно, орнамент – это украшение, узор. Он используется в основном в украшении ковров.
Воспитатель: как еще можно назвать ковер по-другому?
Дети: палас.
Воспитатель: для чего предназначались паласы? (Ответы детей).
Воспитатель: верно, ими был застлан пол в юрте, стены, скамейки. На коврах башкиры спали, отдыхали, ими украшали свои жилища, юрты.
Обращаю внимание детей на юрту.
Воспитатель: дети, расскажите мне о ковре, какой он? Из каких геометрических фигур состоит башкирский узор?
Дети: из геометрических фигур: треугольников, квадратов.
Воспитатель: какие цвета используются в башкирском орнаменте?
Дети: черный, зеленый, желтый, красный.
Воспитатель: башкирский орнамент яркий, многоцветный.
Красный – цвет тепла и огня.
Желтый – цвет изобилия и богатства.
Черный – цвет земли и плодородия.
Зеленый – цвет вечной зелени.
Воспитатель: дети, а давайте и мы с Айгуль сделаем такие паласы. Она как раз собирается поехать в гости к бабушке и дедушке. Паласы мы отправим с ней, как подарки. (Дети соглашаются)
Показ образца.
Воспитатель: посмотрите, вот такой ковер мы сделаем, украшенный орнаментом. Какие фигуры вы здесь видите? (квадрат, полоски)
Воспитатель: как получить из одной полоски две одинаковые?
Дети: сложить полоску пополам и разрезать вдоль.
Воспитатель: правильно. Показ приемов работы воспитателем.
Воспитатель: как вы будете составлять лесенки? С чего начнете? (Ответы детей)
Воспитатель: давайте немного отдохнем и приступим к работе.
Физминутка «Юрта».
Юрта, юрта круглый дом, (шагаем на месте)
Побывайте в доме том! (развели в руки в сторону)
Гости явятся едва (повороты туловища влево-вправо)
В печку прыгают дрова. (прыжки на месте)
Печка жарко топится, (хлопаем в ладоши)
Угостить торопится. (присели)
Ладушки, ладушки, (хлопаем в ладошки)
Круглые лепешечки. (руки впереди, ладошки вверх).
Дети садятся за столы, обращаю внимание на осанку.
Проверка готовности детей.
Воспитатель: какие материалы и инструменты вам понадобятся? (картон черного цвета, цветная бумага, клей, кисточка, клеенка, салфетка, ножницы).
Техника безопасности при работе с клеем:
- клеем пользуемся только по назначению и только с кисточкой;
- работаем только на клеенке;
С ножницами:
- нельзя класть на край стола, нужно опустить их в стаканчик лезвием вниз.
Практическая работа (под легкую башкирскую мелодию)
Воспитатель: итак, приступаем к работе. Сначала вам предстоит взять полоски бумаги, сложить их пополам и разрезать по намеченным линиям. Затем составить узор и наклеить детали.
Практическая работа выполняется следом за показом приемов работы воспитателя с опорой на наглядность каждого пункта.
Итог занятия.
Воспитатель: все закончили, молодцы.
- Какую аппликацию сделали сегодня? (ковер)
-Чем украсили свой ковер?
-Что такое орнамент?
Выставка работ.
После выполнения всей работы, аппликации детей выставляются на доску.
Воспитатель: чему вы научились сегодня? Что нового узнали? (Ответы детей)
Воспитатель: спасибо вам, ребята, вы порадовали меня и куклу Айгуль своими знаниями. В гостях ей очень понравилось. Она с радостью отвезет ваши подарки дедушке с бабушкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы. Тема "Ознакомление с бытом башкирского народа". Аппликация "Башкирский палас".
Программное содержание:-расширять представление детей о быте башкирского народа;-учить украшать коврики элементами башкирского орнамента;-закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницам...
Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»
Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...
Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»
Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...
Самообразование по теме «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредством башкирских народных сказок с различными видов театра».
Анализ проделанной работы по самообразованию на 2020-2021 учебный годФ.И.О. Беглова Танзиля РашидовнаДолжность: воспитатель.Тема: «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредств...
Конспект занятия по ознакомлению детей с искусством башкирского народа. Тема: Башкирская национальная одежда
Дети, у каждого народа своя национальная одежда, которая выражает характер людей, их настроение. Старшее поколение берегут такие вещи, т. к. у каждой вещи своя история....
Рабочая программа кружка башкирского языка "Говорим по - башкирский"
Многие исследователи отмечают, что дошкольники к 6-7 годам овладевают умениями «лингвистического анализа». В процессе обучения у них развивается слуховое внимание, речевой слух, моторика а...
Районный семинар , открытое занятие по направлению речевое развитие с детьми дошкольного возраста с изучением башкирского языка "Башкирская юрта"
Районный семинар для воспитателей Конспект занятия по направлению «Речевое развитие» с детьми среднего дошкольного возраста «Башк...