Особенности интеграции национально – регионального компонента в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста
консультация
Данная тема недостаточно исследована и поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программы воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что существуют пробелы в ценностных ориентациях на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделяется должного внимания национально-региональному компоненту. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам , где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение
«Детский сад № 384 г. Челябинска»
Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б, тел.: (8351) 741-24-21; Email: mdouds384@mail.ru |
Доклад на тему:
Особенности интеграции национально – регионального компонента в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста
Подготовила:
Томилина Елена Викторовна
( высшая кв. категория)
2022г.
В Законе «Об образовании» (ст.7) закреплены два компонента стандарта-федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и является обязательной частью содержания общего среднего образования. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать непосредственно -образовательную деятельность, направленную на изучение природных особенностей региона , национального (родного) языка и национальной культуры.
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем.
Данная тема недостаточно исследована и поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программы воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что существуют пробелы в ценностных ориентациях на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделяется должного внимания национально-региональному компоненту. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам , где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.
В годовом плане нашего ДОУ запланированы мероприятия, которые проводятся для реализации национально-регионального компонента в работе с детьми, родителями и педагогами. Главной опорой в этом выступает программно-методический комплекс «Наш дом-Южный Урал», созданный авторами Е. Бабуновой и С. Бабаутдиновой. Охватывая весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана, уже на самом раннем этапе дошкольного детства , мы начинаем формировать у детей целостное представление о регионе, климатических условиях, коренном населении и окружающем нас мире природы.
Основными задачами программы является обогащение первичных представлений детей о природе, культуре, истории Южного Урала, формирование эмоционально-положительного отношения к представителям культур Южного Урала, развитие умения творчески и самостоятельно применять эти знания в разных видах детской деятельности.
Привлекательность программы в том, что, во-первых, ее содержание позволяет реализовать такие образовательные области Стандарта, ка познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие ребенка с учетом региональных и культурных особенностей Южного Урала, обеспечивая дополнение обязательной части программы по большинству образовательных областей.
Так, в содержании образовательной области «Познавательное развитие» раскрываются основные идеи народной педагогики: почитание родителей, близких, своей родословной. Ребенок должен получить первичное представление об истории, местах проживания людей, о разных видах труда. Мы должны дать детям первичные знания об истории своего поселка, области, об исторически важных направлениях экономики, которые определяли и определяют судьбу региона. О сельском хозяйстве, играющем важную роль в области. Должны формировать бережное отношение к историческому наследию.
Целевые ориентиры направлены на то, чтобы ребенок интересовался сведениями о кочевых и оседлых народах Южного Урала, их жизненном укладе, традициях, обычаях. Программа широко и красочно знакомит детей с народностями, населяющими регион (русские, башкиры, татары, нагайбаки…), их национальной одеждой, жилищем, доминирующими чертами характера, основными видами труда. Ребенок знакомится с особенностями взаимоотношений в семье, наличием традиций, обрядов; с название народных жилищ; с нравственными основами жизни разных народов; понимает народные обычаи, связанные с укреплением здоровья членов семьи.
Чтобы полноценно реализовать программу «Наш дом- Южный Урал», необходима организация взаимодействия с родителями и полноправное участие семьи в этнокультурном образовании дошкольников(оформление информационных стендов «Мы- уральцы», «Нарды Южного Урала», «Праздники народов Южного Урала»; тематические консультации «Народные семейные традиции»; проведение совместных посиделок и праздников «Капустник», «Сабантуй», Дня народных традиций; этнокультурное исследование семей, чьи дети посещают ДОУ). Применяют так же рефлексивные и игровые методы( совместные игры «»Угадай, чей народный костюм», «Любимые цвета народов», «Угадай, чье национальное блюдо»).
Мы должны воспитывать чувство уважения и толерантности к жизни, традициям и обычаям народов, живущих на нашей земле.
Так же в области познавательного развития мы знакомим детей с природно-географическими зонами Южного Урала, с названиями некоторых природных объектов(озер, рек, гор); растениями, птицами, животными; должны помогать детям объяснять взаимосвязь народного календаря с основными видами труда народов. Дошкольный возраст- самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. Поэтому мы должны развивать интерес к родной природе, желание побольше узнать об особенностях своего края; формировать бережное отношение к природе, побуждать охранять ее от разрушений, воспитывать умение видеть и понимать ее красоту.
Можно сделать альбом «Заповедные уголки природы», «Животный мир Южного Урала» ; наладить выпуск тематических газет и журналов «Зеленая аптека Южного Урала». Следует применять различные методы: беседы, рассматривание фотографий, слайдов «Путешествие по карте», знакомство с географическими названиями местности, создание «Моделей народных календарей».
Таким образом, базовым этапом формирование у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем поселке и крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры.
Образовательная область «Речевое развитие» содержит разнообразный фольклорный материал, рекомендуемый с учетом возраста: колыбельные песни (или байки), пестушки, потешки, прибаутки, небылицы-перевертыши, заклички, приговорки, докучные сказки, дразнилки, пословицы и поговорки. При общение детей к этно культуре различных народов можно осуществлять так же в форме народных посиделок, праздников, презентаций, с привлечением малых форм фольклора.
Целевые ориентиры направленны на то, что бы ребенок обладал сведениями о фольклорных произведениях разных жанров народов южного Урала, был знаком с творчеством писателей и поэтов. Но при этом ему необходимо осознавать нравственный смысли ценность фольклорных произведений, вести диалог по поводу истории, культуры, искусства, природы южного Урала., связанно и образно рассказывать об увиденном.
Содержание направления «Социально-коммуникативное развитие» ориентированно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками посредствам народных игр. Проявляя эмоционально активное отношение к играм, дети должны уметь рассказывать о правилах народных игр., использовать народные игрушки в игровой деятельности. Большое внимание в программе отводится планирования народных игр Южного Урала. Предлагаемые игры включают русские, татарские и башкирские, отличающиеся разнообразием видов: подвижные, хороводные, словесные, игры - забавы. Планирование игр учитывает сезонность, праздничные даты календаря возрастные особенности дошкольников.
Образовательная область « Художественно – эстетическое развитие» знакомит детей с декоративно прикладным искусством Урала. Решение задач приобщения старших дошкольников декоративно-прикладному искусству Южного Урала отраженно в комплексно-тематическом плане, разработанном доцентом кафедры развития дошкольного образования Челябинского Института переподготовки и повышения квалификация работников образования С.Н. Обуховой. Такие темы, как «Музыка в камне», « Мы Уральцы» , «Каслинские кудесники», «Оружейных дел мастера», «Берестяной туесок», «Уральская роспись дома», и др.. Знакомство с красотой уральского камня,с искусством каслинского чугунного литья, с тайной Златоустовских гравюр, с возможностями уральской берестяны., позволяет углубить представления детей о малой родине., воспитывать желание активного участия в создание предметов народных промыслов.
Таким образом, комплекс «Наш дом – Южный Урал» включает в себя описание средств народной педагогики, их воспитательных возможностей и методических рекомендаций по использованию этих средств в образовательных организациях в качестве части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений.
Важным условием интеграции национально-регионального компонента в образовательной деятельности является создание предметно-развивающей среды (за счет включения в нее произведений декоративно-прикладного искусства, работ местных художников, книг писателей, макетов народных жилищ, карт родного края, предметов народного быта, краеведческих музеев и т.д.)
Очень важно расширять образовательное пространство, т.е. сотрудничать с различными социокультурными объектами (домами культуры, музеями, библиотеками).
Педагогическое воздействие должно быть направленно на активное приобщение детей культурному наследию народов Урала. Основным типом организации такой работы будет совместное, партнерская деятельность педагогов с детьми. К ней относится: создание мини-музеев («Народные игрушки», «Народные музыкальные инструменты»). В качестве основных форм реализации традиций используются циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, физкультурные, игровую и другие, на основе единого этнокультурного содержания.
Разнообразные целевые прогулки, экскурсии по поселку, в музеи, праздники, развлечения, игры, концерты, театрализованные постановки будут способствовать приобщение подрастающего поколения к истокам культуры, формированию у детей любви к Родине.
Большое значение отводится приемам работы: сюрпризы, введение народных и сказочных персонажей в образовательную деятельность, разыгрывание ролей, этюдов, «превращение» в воображаемых героев, творческие задания, составление «родового дерева», коллекционирование предметов народного быта, организация встреч гостей разной национальности.
Таким образом, интеграция национально-регионального компонента в образовательную деятельность реализует одно из направлений их социально -личностного развития, обеспечивает активное освоение детьми этнокультурного наследия и способствует повышению этнокультурной образованности педагогов. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, и с уважениям относящегося к другим народам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Особенности интеграции национального – регионального компонента в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
методичекие рекомендации для воспитателей ДОУ...
Народные игры с использованием национально - регионального компонента, как средство физического развития детей дошкольного возраста.
Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогают физическому развитию (вырабатыв...
ЭЛЕМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УГОЛКА РУССКОЙ И ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Развивающая предметно-пространственная среда ЭЛЕМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УГОЛКА РУССКОЙ И ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕТСКОМ САДУ...
Особенности планирования национально-регионального содержания в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Чувашская Республика – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, н...
Формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей.
Материал полезен педагогам организующим деятельность на основе модульного построения образовательного процесса....
Доклад на тему " Национально региональный компонент в образовательной деятельности с помощью технологии Лепбука"
laquo;Национально- региональный компонент в образовательной деятельности с помощью лэпбука» -Здравствуйте, уважаемые коллеги!Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщ...
Консультация для воспитателей «Особенности интеграции национально-регионального компонента в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста».
Особенности интеграции национально-регионального компонента...