Консультация для воспитателей «Особенности интеграции национально-регионального компонента в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста».
консультация
Особенности интеграции национально-регионального компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Особенности интеграции национально-регионального компонента в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста».
В Законе «Об образовании» (ст.7) закреплены 2 компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и является обязательной частью содержания общего среднего образования.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам нашей страны и позволяет организовать непосредственно-образовательную деятельность, направленную на изучение природных особенностей региона, национального(родного)языка и национальной культуры. Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данная тема недостаточно исследована и поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:
1. Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края;
2.Познакомить детей с культурой и традициями родного края;
3.Формировать представления о родном крае: истории, городах, улицах, профессиях;
4.Познакомить с именами знаменитых земляков;
5.Сформировать знания о живой и неживой природе родного края;
6.Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Необходима целенаправленная работа по реализации национально- культурной направленности регионального компонента. Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы ДОУ заключается в том, что в этот процесс должны быть включены педагоги, дети и родители.
Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми: специально организованные занятия; сотворчество воспитателя с детьми и родителями (совместная деятельность); самостоятельная деятельность; работа с родителями.
В качестве основных форм реализации традиций используются циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, физкультурную, игровую, на основе единого этнокультурного содержания. При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности.
Знакомство детей с особенностями края включает в себя интеграцию в образовательной деятельности. Должны быть разработаны конспекты НОД, в соответствии с общей темой недели. Календарный план разрабатывается по блокам в соответствии с образовательными областями.
Комплексно-тематическое планирование может включать следующие блоки: 1. Город. Достопримечательности. История. 2.Мир растений. 3. Мир животных. 4. Предметы неживой природы. 5. Культура. Отдых. Спорт. 6. Знаменитые люди города.
При отборе краеведческих сведений для занятий важно придерживаться следующих правил: события местной истории и культуры должны быть понятными и доступными возрасту детей; факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными; предоставить детям возможность совершать маленькие «открытия».
Важным условием интеграции национально-регионального компонента в образовательной деятельности является создание предметно-развивающей среды (за счет включения в неё произведений декоративно-прикладного искусства, работ местных художников, книг писателей, карт родного края, предметов народного быта).
Очень важно развивать образовательное пространство, т.е. сотрудничать с различными социокультурными объектами (домами культуры, музеями, библиотеками).
Педагогическое воздействие должно быть направлено на активное приобщение детей культурному наследию народов.
Основным типом организации такой работы будет совместная деятельность педагогов с детьми. К ней относится : создание мини-музеев («Народные игрушки», «Народные музыкальные инструменты»).
Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских, уголках родного края, рассматривание альбомов, фотографий и т.д., но и участие в творческих конкурсах как внутри д/с, так и на уровне округа и района.
Разнообразные целевые прогулки, экскурсии, праздники, развлечения, игры, концерты, театрализованные постановки будут способствовать приобщению подрастающего поколения к истокам культуры, формированию у детей любви к Родине.
Изучение родного края позволит нынешним дошколятам расширить свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Особенности интеграции национального – регионального компонента в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
методичекие рекомендации для воспитателей ДОУ...
Особенности планирования национально-регионального содержания в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Чувашская Республика – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, н...
Формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей.
Материал полезен педагогам организующим деятельность на основе модульного построения образовательного процесса....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: «Организация и проведение организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный ...
Консультация для воспитателей по теме Тема: «Использование мультимедийных презентаций в непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
В моем профессиональном развитии и становлении большую роль сыграл педагогический коллектив детского сада №1 с.Заветное, где в атмосфере творчества и профессионального долга продолжается рост педагоги...
Особенности интеграции национально – регионального компонента в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста
Данная тема недостаточно исследована и поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программы воспитания, образования и развития детей до...
Организация совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с использованием театральной деятельности, включая разные виды интеграции
Организация совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с использованием театральной деятельности, включая разные виды интеграции...