Конспект занятия в подготовтельной групе «Встреча в юрте Салавата"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Программное содержание:
- дать детям представление о воинах, джигитах, героях башкирского народа;
- познакомить детей дошкольного возраста с национальным героем - Салаватом Юлаевым; дать представления о его истории жизни.
- продолжать знакомить детей с многообразием культурных традиций народов Башкортостана; с башкирским национальным костюмом;
- учить детей уважать культуру башкирского народа;
- формировать у детей познавательный интерес к прошлой истории;
- воспитывать патриотические чувства, гордость.
Оборудование и материалы: курай, юрта, башкирские национальные блюда, иллюстрации Салавата Юлаева и его семьи, уголек.
Ход занятия
Звучит народная мелодия курая.
Воспитатель: Ребята, есть в истории Башкортостана человек, имя которого знает и стар и млад, это - Салават Юлаев. Народный герой, певец родного края, храбрый воин, боровшийся до конца за свободу и волю. Сегодня вы услышите, где и когда родился Салават, каким он был в детстве, как стал батыром.
Воспитатель: У башкирского народа большим почетом всегда пользовались аксакалы - старейшины: они больше знали и помнили. Сегодня на нашу встречу в «Юрте Салавата» мы пригласили женщину- старейшину «олоинэй» и попросили рассказать о Салавате Юлаеве.
Появляется сказительница в национальном костюме и платке.
Воспитатель: А вот и она. Здравствуйте, дорогая гостья! Проходите, усаживайтесь, попейте чая с дороги, устали, наверное.
Сказительница: Рэхмэт! Знаю я, что вы интересуетесь жизнью Салавата Юлаева. Слушайте:
"Салават родился в 1754г. 16 июня в деревне Такеево в семье старейшины ЮлаяАзналина. Молчаливый был, да задумчивый, на цветочки глядел, за птичками следил. Отец говорил: «Жена, ты кого родила - девочку или мальчика? » Салават очень любил слушать песни народные, задумчивые, веселые, протяжные, плясовые. Давайте и мы послушаем одну из таких песен.
Звучит башкирская народная песня «Старый Урал»
Воспитатель: А сказки любил наш Салават?
Сказительница: Конечно! Бывало, прибежит к своей бабушке, усядется рядом и готов слушать до конца.
Воспитатель: Ребята, а вы любите? Какие башкирские сказки вы знаете?
Дети: (ответы детей).
Сказительница: Недолго оставался Салават похожим на девчонку. Вернулся как-то его отец из похода и не узнал Салавата. Очень рано научился на лошади скакать. Какой меткий был! Бывало, летит во весь дух на коне, перегнется, сорвет на скаку цветок, а потом из-под брюха коня с другой стороны вылезет. Очень ловкий был! Салават очень справедливость любил, не терпел, когда обижали его народ.
Сказительница показывает уголек.
- Это не простой уголек. Это уголек от сожженных башкирских деревень - сожженных за то, что народ наш не терпит рабства и восстает против своих врагов. «Пусть Аллах этим углем прожжет мою грудь, если я отступлю от страха или от корысти». Такую клятву нес Салават всю свою жизнь и не нарушил ее.
Воспитатель: А стихи и песни сочинял наш Салават?
Сказительница: Да, он очень рано начал сочинять, а потом и пел.
1-й ребенок (рассказывает под музыку курая):
Ай, Урал, ты, мой Урал.
Великан седой Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!
Моя песня о тебе,
О любви моей к тебе.
2-й ребенок:
По бокам твоим, Урал,
Встали темные леса,
А у ног твоих. Урал,
Степь - зеленая краса.
Заиграй же, мой курай,
Песню, чтоб вошла в сердца.
И Урал, и весь наш край
Прославляя без конца!
Воспитатель: Скажите, «олоинэй» почему же башкирам не жилось спокойно? Почему они все время воевали?
Сказительница: Так не давали спокойно жить: вначале нагайцы налетали, грабили, убивали. А потом русские цари и их слуги. Все жадничали: дайте им мехов побольше, дайте им коней, потом начали рубить лес, заводы строить в наших землях. Вот и не стерпел народ башкирский. Да и не только они, все бедняки поднялись на войну: и русские, и татары, и мордва. Собирались они с копьями, луками и стрелами, вилами, топорами и дубинами. Русских бедняков повел Емельян Пугачев, а башкир - Салават. Ему было всего 22 года. Клич кликнул Салават - целое войско присоединилось к нему. Когда приходил час битвы - он бодрил товарищей песней и с песней вел их в бой. Прежде Салавата за песни соловьем называли. Орлом теперь называли его за битвы. Его отряды захватывали крепости, редуты, заводы, рудники. И все же неравной была война - на стороне царя войско огромное, солдаты обученные, ружья да пушки. И схватили враги Салавата и его отца Юлая, посадили их в крепость в Уфе, пытали долго, хотелось выведать, кто с ним вместе против царя воевал. Но молчал Салават. А сколько мук принял Салават от палачей: ноздри вырвали, каленым железом клеймо поставили, возили их по нашим краям и в каждом ауле плетьми били и сослали на вечную каторгу в город Рогервик в Эстонию. Сейчас это город Палдиски. На каторге Салават пробыл 25 лет и умер там же в возрасте 48 лет. Сейчас в том месте стоит памятник башкирскому герою.
Воспитатель: Около 250 лет прошло с тех пор, а память народная хранит имя Салавата в песнях и легендах, стихах и памятниках, в названиях городов, улиц, дворов.
Сказительница: Вижу я в юрте вашей много разных картинок и книжек про Салавата. (Рассматривание книжек, картинок и рассказов.)
Воспитатель: А сейчас мы попрощаемся, «олоиней». Большое спасибо Вам! Рахмат! До свидания! Хaубулыгыз!
Воспитатель: Ребята! Если вы внимательно слушали нашу гостью, то с легкостью ответите на наши вопросы:
-В каком ауле Башкортостана родился С. Юлаев?
- Назовите фамилию его отца, Юлая.
- Какими талантами обладал Салават?
- За что боролся Салават?
- Где умер наш герой?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все внимательно слушали и правильно ответили на мои вопросы, поэтому сейчас я вас приглашаю в юрту попить чаю.
(все идут в юрту, садятся на пол и угощаются)
Воспитатель: ребята, вам понравилось наше занятие? О чем оно было?
Дети: ответы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия в подготовтельной групе «Встреча в юрте Салавата" | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Встреча в юрте Салавата"
Программное содержание:
- дать детям представление о воинах, джигитах, героях башкирского народа;
- познакомить детей дошкольного возраста с национальным героем - Салаватом Юлаевым; дать представления о его истории жизни.
- продолжать знакомить детей с многообразием культурных традиций народов Башкортостана; с башкирским национальным костюмом;
- учить детей уважать культуру башкирского народа;
- формировать у детей познавательный интерес к прошлой истории;
- воспитывать патриотические чувства, гордость.
Оборудование и материалы: курай, юрта, башкирские национальные блюда, иллюстрации Салавата Юлаева и его семьи, уголек.
Ход занятия
Звучит народная мелодия курая.
Воспитатель: Ребята, есть в истории Башкортостана человек, имя которого знает и стар и млад, это - Салават Юлаев. Народный герой, певец родного края, храбрый воин, боровшийся до конца за свободу и волю. Сегодня вы услышите, где и когда родился Салават, каким он был в детстве, как стал батыром.
Воспитатель: У башкирского народа большим почетом всегда пользовались аксакалы - старейшины: они больше знали и помнили. Сегодня на нашу встречу в «Юрте Салавата» мы пригласили женщину- старейшину «олоинэй» и попросили рассказать о Салавате Юлаеве.
Появляется сказительница в национальном костюме и платке.
Воспитатель: А вот и она. Здравствуйте, дорогая гостья! Проходите, усаживайтесь, попейте чая с дороги, устали, наверное.
Сказительница: Рэхмэт! Знаю я, что вы интересуетесь жизнью Салавата Юлаева. Слушайте:
"Салават родился в 1754г. 16 июня в деревне Такеево в семье старейшины ЮлаяАзналина. Молчаливый был, да задумчивый, на цветочки глядел, за птичками следил. Отец говорил: «Жена, ты кого родила - девочку или мальчика? » Салават очень любил слушать песни народные, задумчивые, веселые, протяжные, плясовые. Давайте и мы послушаем одну из таких песен.
Звучит башкирская народная песня «Старый Урал»
Воспитатель: А сказки любил наш Салават?
Сказительница: Конечно! Бывало, прибежит к своей бабушке, усядется рядом и готов слушать до конца.
Воспитатель: Ребята, а вы любите? Какие башкирские сказки вы знаете?
Дети: (ответы детей).
Сказительница: Недолго оставался Салават похожим на девчонку. Вернулся как-то его отец из похода и не узнал Салавата. Очень рано научился на лошади скакать. Какой меткий был! Бывало, летит во весь дух на коне, перегнется, сорвет на скаку цветок, а потом из-под брюха коня с другой стороны вылезет. Очень ловкий был! Салават очень справедливость любил, не терпел, когда обижали его народ.
Сказительница показывает уголек.
- Это не простой уголек. Это уголек от сожженных башкирских деревень - сожженных за то, что народ наш не терпит рабства и восстает против своих врагов. «Пусть Аллах этим углем прожжет мою грудь, если я отступлю от страха или от корысти». Такую клятву нес Салават всю свою жизнь и не нарушил ее.
Воспитатель: А стихи и песни сочинял наш Салават?
Сказительница: Да, он очень рано начал сочинять, а потом и пел.
1-й ребенок (рассказывает под музыку курая):
Ай, Урал, ты, мой Урал.
Великан седой Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!
Моя песня о тебе,
О любви моей к тебе.
2-й ребенок:
По бокам твоим, Урал,
Встали темные леса,
А у ног твоих. Урал,
Степь - зеленая краса.
Заиграй же, мой курай,
Песню, чтоб вошла в сердца.
И Урал, и весь наш край
Прославляя без конца!
Воспитатель: Скажите, «олоинэй» почему же башкирам не жилось спокойно? Почему они все время воевали?
Сказительница: Так не давали спокойно жить: вначале нагайцы налетали, грабили, убивали. А потом русские цари и их слуги. Все жадничали: дайте им мехов побольше, дайте им коней, потом начали рубить лес, заводы строить в наших землях. Вот и не стерпел народ башкирский. Да и не только они, все бедняки поднялись на войну: и русские, и татары, и мордва. Собирались они с копьями, луками и стрелами, вилами, топорами и дубинами. Русских бедняков повел Емельян Пугачев, а башкир - Салават. Ему было всего 22 года. Клич кликнул Салават - целое войско присоединилось к нему. Когда приходил час битвы - он бодрил товарищей песней и с песней вел их в бой. Прежде Салавата за песни соловьем называли. Орлом теперь называли его за битвы. Его отряды захватывали крепости, редуты, заводы, рудники. И все же неравной была война - на стороне царя войско огромное, солдаты обученные, ружья да пушки. И схватили враги Салавата и его отца Юлая, посадили их в крепость в Уфе, пытали долго, хотелось выведать, кто с ним вместе против царя воевал. Но молчал Салават. А сколько мук принял Салават от палачей: ноздри вырвали, каленым железом клеймо поставили, возили их по нашим краям и в каждом ауле плетьми били и сослали на вечную каторгу в город Рогервик в Эстонию. Сейчас это город Палдиски. На каторге Салават пробыл 25 лет и умер там же в возрасте 48 лет. Сейчас в том месте стоит памятник башкирскому герою.
Воспитатель: Около 250 лет прошло с тех пор, а память народная хранит имя Салавата в песнях и легендах, стихах и памятниках, в названиях городов, улиц, дворов.
Сказительница: Вижу я в юрте вашей много разных картинок и книжек про Салавата. (Рассматривание книжек, картинок и рассказов.)
Воспитатель: А сейчас мы попрощаемся, «олоиней». Большое спасибо Вам! Рахмат! До свидания! Хaубулыгыз!
Воспитатель: Ребята! Если вы внимательно слушали нашу гостью, то с легкостью ответите на наши вопросы:
-В каком ауле Башкортостана родился С. Юлаев?
- Назовите фамилию его отца, Юлая.
- Какими талантами обладал Салават?
- За что боролся Салават?
- Где умер наш герой?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все внимательно слушали и правильно ответили на мои вопросы, поэтому сейчас я вас приглашаю в юрту попить чаю.
(все идут в юрту, садятся на пол и угощаются)
Воспитатель: ребята, вам понравилось наше занятие? О чем оно было?
Дети: ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия №1 "Начало дружбы. Встречаем гостей". Из проекта "Маршруты детской дружбы".
Тема занятия говорит о её цели, три группы встречаются и воспитатели знакомят детей друг с другом для дальнешего плодотворного сотрудничества с группами, всё это выражается в конечном совместном творч...
Конспект занятия в средней групее по развитию речи "Домовенок Кузя"
Конспект занятия в группе среднего дошкольного возраста по развитию речи "Домовенок Кузя"...
Конспект занятия по экологии «Зимние встречи»
Цель: Закрепить знания о жизни диких животных и птиц зимой, о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы.Материал: Иллюстрированный материал (животные, птицы, зимняя природа); еловые шиш...
Конспект занятия в старшей группе «Встреча с феей витаминной страны»
Конспект занятия «Встреча с феей витаминной страны». Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования....
Конспект занятия в подготовительной группе "Встречаем весну"
Цель: формирование интереса к весенним народным традициям путем изготовления куклы «Веснянки».Задачи:Образовательные: закреплять знания о народных традициях, об изменениях, происходя...
Конспект занятия в старшей группе «Встреча с интересным человеком. Профессия – летчик».
Цель: познакомить детей с профессией лётчика....
Конспект занятия в старшей группе "Встреча с мальчишкой Экологишкой"
Конспект занятия в старшей группе "Встреча с мальчишкой Экологишкой"...