Конспект занятия в подготовтельной групе «Встреча в юрте Салавата"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Яхина Эльвира Бикьяновна

Программное содержание:

  • дать детям представление о воинах, джигитах, героях башкирского народа;
  • познакомить детей дошкольного возраста с национальным героем - Салаватом Юлаевым; дать представления о его истории жизни.
  • продолжать знакомить детей с многообразием культурных традиций народов Башкортостана; с башкирским национальным костюмом;
  • учить детей уважать культуру башкирского народа;
  • формировать у детей познавательный интерес к прошлой истории;
  • воспитывать патриотические чувства, гордость.

Оборудование и материалы: курай, юрта, башкирские национальные блюда, иллюстрации Салавата Юлаева и его семьи, уголек.

Ход занятия

Звучит народная мелодия курая.

Воспитатель: Ребята, есть в истории Башкортостана человек, имя которого знает и стар и млад, это - Салават Юлаев. Народный герой, певец родного края, храбрый воин, боровшийся до конца за свободу и волю. Сегодня вы услышите, где и когда родился Салават, каким он был в детстве, как стал батыром.

Воспитатель: У башкирского народа большим почетом всегда пользовались аксакалы - старейшины: они больше знали и помнили. Сегодня на нашу встречу в «Юрте Салавата» мы пригласили женщину- старейшину «олоинэй» и попросили рассказать о Салавате Юлаеве.

Появляется сказительница в национальном костюме и платке.

Воспитатель: А вот и она. Здравствуйте, дорогая гостья! Проходите, усаживайтесь, попейте чая с дороги, устали, наверное.

Сказительница: Рэхмэт! Знаю я, что вы интересуетесь жизнью Салавата Юлаева. Слушайте:

"Салават родился в 1754г. 16 июня в деревне Такеево в семье старейшины ЮлаяАзналина. Молчаливый был, да задумчивый, на цветочки глядел, за птичками следил. Отец говорил: «Жена, ты кого родила - девочку или мальчика? » Салават очень любил слушать песни народные, задумчивые, веселые, протяжные, плясовые. Давайте и мы послушаем одну из таких песен.

Звучит башкирская народная песня «Старый Урал»

Воспитатель: А сказки любил наш Салават?

Сказительница: Конечно! Бывало, прибежит к своей бабушке, усядется рядом и готов слушать до конца.

Воспитатель: Ребята, а вы любите? Какие башкирские сказки вы знаете?

Дети: (ответы детей).

Сказительница: Недолго оставался Салават похожим на девчонку. Вернулся как-то его отец из похода и не узнал Салавата. Очень рано научился на лошади скакать. Какой меткий был! Бывало, летит во весь дух на коне, перегнется, сорвет на скаку цветок, а потом из-под брюха коня с другой стороны вылезет. Очень ловкий был! Салават очень справедливость любил, не терпел, когда обижали его народ.

Сказительница показывает уголек.

- Это не простой уголек. Это уголек от сожженных башкирских деревень - сожженных за то, что народ наш не терпит рабства и восстает против своих врагов. «Пусть Аллах этим углем прожжет мою грудь, если я отступлю от страха или от корысти». Такую клятву нес Салават всю свою жизнь и не нарушил ее.

Воспитатель: А стихи и песни сочинял наш Салават?

Сказительница: Да, он очень рано начал сочинять, а потом и пел.

1-й ребенок (рассказывает под музыку курая):

Ай, Урал, ты, мой Урал.

Великан седой Урал!

Головой под облака

Поднялся ты, мой Урал!

Моя песня о тебе,

О любви моей к тебе.

2-й ребенок:                   

По бокам твоим, Урал,

Встали темные леса,

А у ног твоих. Урал,

Степь - зеленая краса.

Заиграй же, мой курай,

Песню, чтоб вошла в сердца.

И Урал, и весь наш край

Прославляя без конца!

Воспитатель:  Скажите, «олоинэй» почему же башкирам не жилось спокойно? Почему они все время воевали?

Сказительница: Так не давали спокойно жить: вначале нагайцы налетали, грабили, убивали. А потом русские цари и их слуги. Все жадничали: дайте им мехов побольше, дайте им коней, потом начали рубить лес, заводы строить в наших землях. Вот и не стерпел народ башкирский. Да и не только они, все бедняки поднялись на войну: и русские, и татары, и мордва. Собирались они с копьями, луками и стрелами, вилами, топорами и дубинами. Русских бедняков повел Емельян Пугачев, а башкир - Салават. Ему было всего 22 года. Клич кликнул Салават - целое войско присоединилось к нему. Когда приходил час битвы - он бодрил товарищей песней и с песней вел их в бой. Прежде Салавата за песни соловьем называли. Орлом теперь называли его за битвы. Его отряды захватывали крепости, редуты, заводы, рудники. И все же неравной была война - на стороне царя войско огромное, солдаты обученные, ружья да пушки.  И схватили враги Салавата и его отца Юлая, посадили их в крепость в Уфе, пытали долго, хотелось выведать, кто с ним вместе против царя воевал. Но молчал Салават. А сколько мук принял Салават от палачей: ноздри вырвали, каленым железом клеймо поставили, возили их по нашим краям и в каждом ауле плетьми били и сослали на вечную каторгу в город Рогервик в Эстонию. Сейчас это город Палдиски. На каторге Салават пробыл 25 лет и умер там же в возрасте 48 лет. Сейчас в том месте стоит памятник башкирскому герою.

Воспитатель:  Около 250 лет прошло с тех пор, а память народная хранит имя Салавата в песнях и легендах, стихах и памятниках, в названиях городов, улиц, дворов.

Сказительница:  Вижу я в юрте вашей много разных картинок и книжек про Салавата. (Рассматривание книжек, картинок и рассказов.)

Воспитатель:  А сейчас мы попрощаемся, «олоиней». Большое спасибо Вам! Рахмат! До свидания! Хaубулыгыз!

Воспитатель: Ребята! Если вы внимательно слушали нашу гостью, то с легкостью ответите на наши вопросы:

-В каком ауле Башкортостана родился С. Юлаев?

- Назовите фамилию его отца, Юлая.

- Какими талантами обладал Салават?

- За что боролся Салават?

- Где умер наш герой?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все внимательно слушали и правильно ответили на мои вопросы, поэтому сейчас я вас приглашаю в юрту попить чаю.

(все идут в юрту, садятся на пол и угощаются)

Воспитатель: ребята, вам понравилось наше занятие? О чем оно было?

Дети: ответы детей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 «Встреча в юрте Салавата"

        Программное содержание:

  • дать детям представление о воинах, джигитах, героях башкирского народа;
  •  познакомить детей дошкольного возраста с национальным героем - Салаватом Юлаевым; дать представления о его истории жизни.
  •  продолжать знакомить детей с многообразием культурных традиций народов Башкортостана; с башкирским национальным костюмом;
  •  учить детей уважать культуру башкирского народа;
  •  формировать у детей познавательный интерес к прошлой истории;
  •  воспитывать патриотические чувства, гордость.

Оборудование и материалы: курай, юрта, башкирские национальные блюда, иллюстрации Салавата Юлаева и его семьи, уголек.

Ход занятия

Звучит народная мелодия курая.

Воспитатель: Ребята, есть в истории Башкортостана человек, имя которого знает и стар и млад, это - Салават Юлаев. Народный герой, певец родного края, храбрый воин, боровшийся до конца за свободу и волю. Сегодня вы услышите, где и когда родился Салават, каким он был в детстве, как стал батыром.

Воспитатель: У башкирского народа большим почетом всегда пользовались аксакалы - старейшины: они больше знали и помнили. Сегодня на нашу встречу в «Юрте Салавата» мы пригласили женщину- старейшину «олоинэй» и попросили рассказать о Салавате Юлаеве.

Появляется сказительница в национальном костюме и платке.

Воспитатель: А вот и она. Здравствуйте, дорогая гостья! Проходите, усаживайтесь, попейте чая с дороги, устали, наверное.

Сказительница: Рэхмэт! Знаю я, что вы интересуетесь жизнью Салавата Юлаева. Слушайте:

"Салават родился в 1754г. 16 июня в деревне Такеево в семье старейшины ЮлаяАзналина. Молчаливый был, да задумчивый, на цветочки глядел, за птичками следил. Отец говорил: «Жена, ты кого родила - девочку или мальчика? » Салават очень любил слушать песни народные, задумчивые, веселые, протяжные, плясовые. Давайте и мы послушаем одну из таких песен.

Звучит башкирская народная песня «Старый Урал»

Воспитатель: А сказки любил наш Салават?

Сказительница: Конечно! Бывало, прибежит к своей бабушке, усядется рядом и готов слушать до конца.

Воспитатель: Ребята, а вы любите? Какие башкирские сказки вы знаете?

Дети: (ответы детей).

Сказительница: Недолго оставался Салават похожим на девчонку. Вернулся как-то его отец из похода и не узнал Салавата. Очень рано научился на лошади скакать. Какой меткий был! Бывало, летит во весь дух на коне, перегнется, сорвет на скаку цветок, а потом из-под брюха коня с другой стороны вылезет. Очень ловкий был! Салават очень справедливость любил, не терпел, когда обижали его народ.

Сказительница показывает уголек.

- Это не простой уголек. Это уголек от сожженных башкирских деревень - сожженных за то, что народ наш не терпит рабства и восстает против своих врагов. «Пусть Аллах этим углем прожжет мою грудь, если я отступлю от страха или от корысти». Такую клятву нес Салават всю свою жизнь и не нарушил ее.

Воспитатель: А стихи и песни сочинял наш Салават?

Сказительница: Да, он очень рано начал сочинять, а потом и пел.

1-й ребенок (рассказывает под музыку курая):

Ай, Урал, ты, мой Урал.

Великан седой Урал!

Головой под облака

Поднялся ты, мой Урал!

Моя песня о тебе,

О любви моей к тебе.

2-й ребенок:                    

По бокам твоим, Урал,

Встали темные леса,

А у ног твоих. Урал,

Степь - зеленая краса.

Заиграй же, мой курай,

Песню, чтоб вошла в сердца.

И Урал, и весь наш край

Прославляя без конца!

Воспитатель:  Скажите, «олоинэй» почему же башкирам не жилось спокойно? Почему они все время воевали?

Сказительница: Так не давали спокойно жить: вначале нагайцы налетали, грабили, убивали. А потом русские цари и их слуги. Все жадничали: дайте им мехов побольше, дайте им коней, потом начали рубить лес, заводы строить в наших землях. Вот и не стерпел народ башкирский. Да и не только они, все бедняки поднялись на войну: и русские, и татары, и мордва. Собирались они с копьями, луками и стрелами, вилами, топорами и дубинами. Русских бедняков повел Емельян Пугачев, а башкир - Салават. Ему было всего 22 года. Клич кликнул Салават - целое войско присоединилось к нему. Когда приходил час битвы - он бодрил товарищей песней и с песней вел их в бой. Прежде Салавата за песни соловьем называли. Орлом теперь называли его за битвы. Его отряды захватывали крепости, редуты, заводы, рудники. И все же неравной была война - на стороне царя войско огромное, солдаты обученные, ружья да пушки.  И схватили враги Салавата и его отца Юлая, посадили их в крепость в Уфе, пытали долго, хотелось выведать, кто с ним вместе против царя воевал. Но молчал Салават. А сколько мук принял Салават от палачей: ноздри вырвали, каленым железом клеймо поставили, возили их по нашим краям и в каждом ауле плетьми били и сослали на вечную каторгу в город Рогервик в Эстонию. Сейчас это город Палдиски. На каторге Салават пробыл 25 лет и умер там же в возрасте 48 лет. Сейчас в том месте стоит памятник башкирскому герою.

Воспитатель:  Около 250 лет прошло с тех пор, а память народная хранит имя Салавата в песнях и легендах, стихах и памятниках, в названиях городов, улиц, дворов.

Сказительница:  Вижу я в юрте вашей много разных картинок и книжек про Салавата. (Рассматривание книжек, картинок и рассказов.)

Воспитатель:  А сейчас мы попрощаемся, «олоиней». Большое спасибо Вам! Рахмат! До свидания! Хaубулыгыз!

Воспитатель: Ребята! Если вы внимательно слушали нашу гостью, то с легкостью ответите на наши вопросы:

-В каком ауле Башкортостана родился С. Юлаев?

- Назовите фамилию его отца, Юлая.

- Какими талантами обладал Салават?

- За что боролся Салават?

- Где умер наш герой?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все внимательно слушали и правильно ответили на мои вопросы, поэтому сейчас я вас приглашаю в юрту попить чаю.

(все идут в юрту, садятся на пол и угощаются)

Воспитатель: ребята, вам понравилось наше занятие? О чем оно было?

Дети: ответы детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия №1 "Начало дружбы. Встречаем гостей". Из проекта "Маршруты детской дружбы".

Тема занятия говорит о её цели, три группы встречаются и воспитатели знакомят детей друг с другом для дальнешего плодотворного сотрудничества с группами, всё это выражается в конечном совместном творч...

Конспект занятия в средней групее по развитию речи "Домовенок Кузя"

Конспект занятия в группе среднего дошкольного возраста по развитию речи "Домовенок Кузя"...

Конспект занятия по экологии «Зимние встречи»

Цель: Закрепить знания о жизни диких животных и птиц зимой, о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы.Материал: Иллюстрированный материал (животные, птицы, зимняя природа); еловые шиш...

Конспект занятия в старшей группе «Встреча с феей витаминной страны»

Конспект занятия  «Встреча с феей витаминной страны». Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Конспект занятия в подготовительной группе "Встречаем весну"

Цель: формирование интереса к весенним народным традициям путем изготовления куклы «Веснянки».Задачи:Образовательные: закреплять знания о народных традициях,  об изменениях, происходя...

Конспект занятия в старшей группе "Встреча с мальчишкой Экологишкой"

Конспект занятия в старшей группе "Встреча с мальчишкой Экологишкой"...