Конспект занятия по экологии «Зимние встречи»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: Закрепить знания о жизни диких животных и птиц зимой, о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы.
Материал: Иллюстрированный материал (животные, птицы, зимняя природа); еловые шишки, ягоды рябины, жёлуди, кукла Старичок-Лесовичок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие по экологии | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии
«Зимние встречи»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Закрепить знания о жизни диких животных и птиц зимой, о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы.
Материал: Иллюстрированный материал (животные, птицы, зимняя природа); еловые шишки, ягоды рябины, жёлуди, кукла Старичок-Лесовичок.
Ход занятия:
Воспитатель. Лесовичок-старичок приглашает нас в зимний лес. Пойдёмте? (Выставляет картины с изображением зимнего леса, читает стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»). Какие деревья мы видим в зимнем лесу? (Снег лежит на ветках, они гнутся под его тяжестью). А теперь постарайтесь решить логическую задачу: почему ветки ели гнутся под снегом, но не ломаются? Обратите внимание на то, как они расположены (наклонно), какие они гибкие (как пружинки). Именно поэтому снег от ветра, случайного толчка, чрезмерной тяжести – легко соскальзывает, не прилипает. А ещё зимой (выставляет иллюстрацию) на снегу появляются узоры из следов разных животных. Давайте решим логическую задачу «Кто какой след на снегу оставил» (лиса, лось, волк, белка).
беседа «Что я знаю и чего не знаю о жизни диких животных зимой»
- Какую шубу надевают животные зимой?
- Где и как добывают лоси корм?
- Как их выручают длинные ноги с раздвоенными копытами?
- Как охотятся рыси зимой?
- Почему говорят, что волка ноги кормят?
- Почему зимой волки особенно опасны?
- Чем питается белка зимой?
- Хорошо или плохо приходится животным в студёную пору?
Логическая задача «Чьи это зубы?» (по схематическим изображениям зубов хищников, травоядных, грызунов)
Воспитатель. Лесовичок-старичок доволен, что вы так много знаете о лесных жителях. Но он просит вас определить по следу, в какую сторону пробежал заяц (показывает иллюстрацию). Кто-нибудь знает? У зайца передние лапки – короткие, а задние – длинные. Когда он бежит, то задние лапки вперёд выкидывает. Вот и получается, что следы от задних лапок оказываются впереди следов от передних. Заяц как будто сам себя обгоняет. И ещё: он может, не проваливаясь, проскакать по снегу, там. Где без лыж человеку не пройти. Почему, кто знает? Правильно, подошвы зайчишкиных лап покрыты густыми и мягкими волосиками, а пальцы широко расставлены – чем не лыжи! Попробуй догони! А от кого он убегает, кто знает?
Логическое упражнение «Кто здесь обедал» (шишкой лакомился клёст, желудями – сойка, рябиной – снегири).
Воспитатель. И последнее. Лесовичок интересуется, как мы можем помочь птицам зимой? Расскажите ему. И передайте через Лесовичка свои пожелания лесным жителям.
Конспект познавательного занятия в старшей группе
Тема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”
Программное содержание:
I.1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла.
2. Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир семи органами чувств.
3. Закрепить правила обращения с горячим предметами.
II.1. Воспитывать бережное отношение к предметам.
2. Продолжать учить отвечать полными предложениями.
III. Ввести в пассивный словарь: шероховатый, хрупкое, плавится, прочный, теплопроводность.
Материал: 2 посылки, большой гвоздь, карандаш, свеча, спички, молоток, макет леса, таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей.
Индивидуальная работа с Сашей, Олесей, Лерой над умением самостоятельно выбирать свойства металла и дерева.
Предварительная работа: дидактическая игра “Поплывет-потонет”, “Наоборот”.
Методические приемы: опыты, решение исследовательских и логических задач, загадки, приход героев, вопросы, напоминания. Игра наоборот: “Наоборот”.
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, я сегодня пришла рано утром и увидела вот эти две посылки, как вы думаете, кто их сюда положил? А вот и записка, наверно это подсказка. Надо отгадать загадки и мы узнаем, что в них находится.
Серый Ивашка Металлический Антошка
Деревянная рубашка, На очень тонкой ножке, Где носом проведет По головке постучишь
Там след кладет. Что-нибудь да смастеришь.
- А как же узнать, в какой посылке карандаш, а в какой гвоздь? (посмотреть) А если не смотреть, то, как можно узнать? (потрогать, понюхать, по звуку) Если мы понюхаем, то узнаем , в какой посылке что лежит? Давайте попробуем. Значит, что можно сказать? А как по звуку узнать? кто попробует? И последнее, как можно узнать? (потрогать) Вы догадались, что в какой посылке? А вот и наши гости, посмотрите, как они нарядились для встречи с вами. Знакомьтесь это Карандаш, а это Гвоздь-Гвоздович. Они очень любят поспорить. Никак не могут решить, что важнее дерево или металл. Карандаш утверждает, что дерево важнее, так как из него делают много предметов. Как вы думаете, прав карандаш? Какие предметы делают из дерева? А гвоздь с карандашом не соглашается, говорит, что из металла еще больше предметов делают. Какие предметы из металла вы знаете? Какой вывод можно сделать? (и из дерева и из металла делают много очень важных предметов и одни и те же предметы делают из металла и дерева)
- Вы хотите узнать, чем предметы из дерева отличаются от предметов сделанных из металла? У вас на столах лежат металлические пластины и деревянные бруски. Отличаются ли они? Чем? Давайте проверим! Какая поверхность у деревянного бруска? (шероховатая) А какая у металлической пластины? (гладкая) Правильно.
- А теперь попытаемся вбить гвоздь в деревянную и металлическую пластину. Что произойдет? Почему? (дерево мягкое, а металл твердый)
- Как вы думаете, что поплывет, а что потонет? Почему?
- Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Значит он какой? (прочный) Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая)
- Ребята, сейчас я расскажу еще об одном свойстве. Подходите к столу, но очень осторожно, в тарелке горячая вода. Я положу в тарелку деревянную и железную ложки. Как вы думаете, что произойдет? Это свойство называется теплопроводимость, то есть проводит тепло. Саша, как называется это свойство?
- Вставайте в круг поиграем в игру: “Наоборот”. Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: шероховатое, тонет, тяжелый….
- Пока мы с вами играли Гвоздь-Гвоздович и Карандаш отправились в обратный путь в свою сказочную страну. Посмотрите. Шли они, шли и вышли к речке (работа с макетом). Обрадовался карандаш: “Сейчас в плавь доберемся, за одно и освежимся!”. А Гвоздь-Гвоздович приуныл, как вы думаете почему?
Вот переправились наши приятели на другой берег. Устали, проголодались. Как вы думаете, кто пошел есть варить, а кто рыбу ловить?
Сварили ухи, сели есть, Гвоздь-Гвоздович достал металлическую ложку, а Карандаш – деревянную. Карандаш очень быстро справился с ухой, а Гвоздь ел и обжигался и никак не мог съесть ее. Как вы думаете почему?
Наелись, отдохнули путешественники и собрались идти дальше.
На этом приключения их не закончились, что было дальше я расскажу в следующий раз.
- Вам понравилось путешествие? Что вы узнали нового на занятии? Что было интересного?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии Тема: «Прогулка в зимний лес» младшая группа
Расширить первоначальное представление детей о лесе и его обитателях.Задачи:-Воспитывать бережное отношение к животным.-Познакомить детей с обитателями леса.-Активизировать словарь д...
Конспект занятия по экологии «Прогулка в зимний лес»
Знакомство детей с живой природой в зимнее время года...
Конспект занятия по экологии во 2-й младшей группе «Путешествие в зимний лес»
Программное содержание: способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;расширять представления о лесе и его обитателях;продолжать знакомить с характе...
Конспект занятий по экологии в младшей возрастной группе "Экскурсия по зимнему участку"
Занятие учит детей наблюдать за зимними природными явлениями и организовывать игры и забавы на участке....
Конспект занятия по экологии «Зимние явления в неживой природе» (Старшая группа)
Формировать представление о снеге и его свойствах...
Конспект занятия по экологии «Встречаем птиц»
Конспект занятия по экологии «Встречаем птиц» прпедназначен для детей старшего дошкольного возраста....