Конспект занятия в средней групее по развитию речи "Домовенок Кузя"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Конспект занятия в группе среднего дошкольного возраста по развитию речи "Домовенок Кузя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие связной монологической речи путем составления описательного рассказа. | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
«Составление описательного рассказа по игрушке - Домовенок Кузя»
Образовательные задачи: развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием игрушки-персонажа (домовенок Кузя).
Развивающие задачи: формировать умение понимать поставленную задачу; закреплять навыки правильного произношения; правильно регулировать темп и силу голоса; развивать грамматический строй речи.
Предварительная работа: чтение сказок о Домовенке Кузьке Александровой Т. И.
Материал: портрет Александровой Татьяны Ивановны (детская писательница); книги о Домовенке Кузе; сюжетная керамическая игрушка – Домовенок Кузя; мягкая игрушка - Баба Яга, шкатулка.
Ход занятия:
1. Познавательный рассказ воспитателя о том, кто такой домовой, и о появлении литературного персонажа Домовенка Кузи.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Баба Яга. Пришла она не одна. Познакомиться с ее другом вы сможете, если отгадаете загадку об этом госте.
Тихо-тихо, словно мышка
В доме бегает мальчишка
Очень маленького роста.
Кто же он?
- Домовенок!
Воспитатель: Правильно, это Домовенок. Посмотрите, а вот и он!
Воспитатель достает из шкатулки игрушку – Домовенка.
Воспитатель: Ребята, мы уже познакомились с этим героем. О нем мы знаем из сказок, которые читали. Помните? Назовите пожалуйста те истории о которых мы читали.
Дети называют. Если дети затрудняются назвать истории, воспитатель напоминает.
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы узнаем много интересного о Домовенке Кузьке, я расскажу вам кто такой ДОМОВОЙ. Вы знаете, кто такой Домовой?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, домовой – это домашний дух. В старые времена домовых величали по-разному (Дух-хранитель, , Запечник, Дедушка), но всегда с почтением и уважением, старались задобрить его. При переезде обязательно звали домового с собой на новое жилье.
Домовой охраняет дом, его хозяев от бед и несчастий, следит за порядком. Он проявляет заботу о том, чтобы никто не ссорился, не болел. Домовой никому не делает зла, иногда может только пошутить. Если вдруг вы обнаружили, что пропала какая-нибудь вещь, значит домовой шалит, перекладывает вещи с места на место. Тогда Домового надо угостить его чем-нибудь сладеньким: кусочком сахара, печеньем или положить чуточку сливочного маслица. И вскоре потерянная вещь вернется на место. Домовой не видем, но его может увидеть кошка, маленький ребенок или пожилой человек. Домовой не любит беспорядок.
Сейчас ребята немного отдохнем.
Физкультминутка.
Совушка, сова –
Большая голова.
На пеньке сидит,
Головой вертит.
Глазками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ.
Мы собрались в ровный круг,
Повернемся разом вдруг.
А как скажем «скок-скок-скок»,
Прыгнем хлопая хлоп-хлоп.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что-то заскучал наш гость. Напомните мне, кто это?
- Домовенок Кузька.
Воспитатель: (говорит за Кузьку)
- Эгее –охо-х! детушки- лапушки! Вы меня слышите ? Я к вам в гости пришел. Вы меня ждали?
- Да!
- Ребята, отгадайте, откуда я пришел к вам?
Ответы детей.
- Пришел я из избушки русской, теплой да уютной. Живу в избе за печкой , сплю свернувшись я колечком. Я не кошка и не кот. Я хозяин в доме - вот!
И шутник я и затейник, лучший друг мой – старый веник !
Воспитатель: Ребята, а знаете, почему Кузькин друг старый веник?
- Нет.
Воспитатель: Сейчас Кузька расскажет историю своего появления.
КУЗЬКА (воспитатель): Ребята, меня нашла в бане под веником 7 веков назад детская писательница, Татьяна Ивановна Александрова. Она отдыхала в усадьбе Поленова.
В своих книгах она нарисовала меня смешным, симпатичным и трогательным ребёнком, с копной волос, торчащих во все стороны, в огромных, лаптях. «Нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеюсь». Я обычный мальчишка, только маленького росточка. Я очень добрый и стараюсь каждому помочь. Я оберегаю дом от несчастий. Больше всего я не люблю когда надо мной смеются, со мной ругаются и дерутся. У меня есть верные друзья: Водяной, маленькая Ведьмочка, Баба Яга и Лешик.
Ребята, вы многое обо мне знаете, попробуйте теперь сами рассказать обо мне. Но сначала отдохнем.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
После физкультминутки дети составляют описательный рассказ по игрушке – Домовенок Кузька.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Сегодня постарались. В завершении нашего занятия я прочитаю вам стихотворение «ДОМОВЕНОК»
Тихо-тихо, словно мышка
В доме бегает мальчишка
Очень маленького роста.
Кто же он? Всё очень просто:
Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок -
Живет он в доме том.
Кто сегодня утром рано
Вытер лужу из под крана?
Кто цветы полил из кружки,
Смел всю пыль, сложил игрушки?
Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок -
Помощник в доме том.
А когда тарелки бьются,
Стены в доме все трясутся -
Кто сказать вам что-то хочет,
Рассердился и грохочет?
Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок
Грохочет на весь дом.
Как же с ним вам помириться,
Тишины опять добиться?
В блюдце молока налейте
И конфет не пожалейте.
Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок.
Сластена он, притом.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
Составление описательного рассказа по игрушке
Чебурашка.
Образовательные задачи: развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием сюжетной игрушки (литературный персонаж – Чебурашка).
Развивающие задачи: формировать умение понимать поставленную задачу; закреплять навыки правильного произношения; правильно регулировать темп и силу голоса; развивать грамматический строй речи.
Предварительная работа: чтение повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья»
Э. Успенского.
Материал: портрет Эдуарда Успенского (детский писатель, придумавший персонаж); книга Э. Успенского ««Крокодил Гена и его друзья»; мягкая игрушка Чебурашка; красочная коробка и платок (для сюрпризного момента).
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на коробку накрытую красочным платком.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас снова в гостях гость, но прежде чем узнать кто здесь спрятан (указывает на коробку) отгадайте, кто пел эту песню? (воспитатель напевает песню Чебурашки)
Я был когда-то странной игрушкой безымянной
К которой в магазине никто не подойдет
Теперь я Чебурашка мне каждая дворняжка
При встрече сразу лапу подает
Теперь я Чебурашка мне каждая дворняжка
При встрече сразу лапу подает…
Дети отгадывают спрятанного персонажа.
Воспитатель: правильно, ребята, это Чебурашка.
Воспитатель достает из коробки игрушку.
Воспитатель: Чебурашка - существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах. Его придумал детский писатель Эдуард Успенский (показывает портрет писателя).
В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его … Чебурашка. Однажды он пошел погулять и увидел ящики с апельсинами, забрался в один из них. Пришли люди и заколотили ящик. Ящик погрузили на корабль и отправили в далекое путешествие. После длительного путешествия, Чебурашка оказывается в зоопарке. В зоопарке он встречает друга – Крокодила Гену. Они становятся лучшими друзьями.
Воспитатель: Ребята, я вам рассказала начало длинной истории о Чебурашке.
Давайте составим рассказ об этом странном зверьке.
Здравствуйте, меня зовут Чебурашка. Я странный зверек: не то медвежонок, не то заяц с большими ушами. Я покрыт шерстью коричневого цвета. Голова у меня круглая, глаза большие, желтого цвета, как у филина. У меня короткий хвост. Хожу я на задних лапах. Приехал я к вам в ящике с апельсинами. Я очень одинок и хочу найти друзей!!!
Физкультминутка.
После рассказа воспитателя дети сами составляют рассказ об игрушке.
В конце занятия воспитатель предлагает всем вместе сеть песню о Чебурашке.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
«СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА
ПО ИГРУШКЕ-ПЕРСОНАЖУ БАБА-ЯГА»
Образовательные задачи: развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием сюжетной игрушки (литературный персонаж – Баба-Яга).
Развивающие задачи: формировать умение понимать поставленную задачу; закреплять навыки правильного произношения; правильно регулировать темп и силу голоса; развивать грамматический строй речи.
Предварительная работа: чтение сказок, где есть персонаж – Баба-Яга; рассматривание иллюстраций в книгах с изображением бабы-Яги; просмотр мультипликационных фильмов по мотивам сказок.
Материал: сундучок (для сюрпризного момента), иллюстрации с изображением Бабы-Яги, игрушки-персонажи Бабок-Ежек, запись песни «Песня Бабок-Ежек» из мультипликационного фильма «Летучий корабль» сл. Ю. Энтина,
муз. М. Дунаевского.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на сундучок , в котором находятся игрушки-персонажи Бабки-Ежки (3-4 шт)
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас снова в гостях гость, но прежде чем узнать кто здесь спрятан (указывает на сундук) отгадайте, о ком говорится в загадке, отгадаете загадку – герой появится!
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица! (Баба-Яга)
Воспитатель: Правильно отгадали. (Достает одну Бабу-Ягу). Скажите пожалуйста, кто же такая Баба-Яга?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу кто же такая баба-Яга. Баба-Яга – это сказочный персонаж. Ребята, Баба-Яга – положительный или отрицательный персонаж?
Ответы детей.
Воспитатель: Баба-Ягу еще называют яга-баба, ягинична, злой дух. Баба-Яга уродливая старуха. Одета она в сарафан, кофту с юбкой или платье. Владеет волшебными предметами. Баба-Яга умеет колдовать, летать в ступе. Во всех сказках Баба-Яга живет только в самых дремучих лесах, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами.
Но Баба Яга живет еще и на болоте. Болота с древних времен воспринимали с ужасом. Там живет всякая нечисть – лешие, русалки. Баба-Яга собирает различные коренья и травы, сушит и делает настойки.
Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след метлой.
Но не всегда Баба-Яга делает плохие поступки, она бывает и положительным персонажем: путника встретит, в баньке помоет, накормит, напоит, а потом уж и спрашивает что герою нужно.
Поэтому, Баба-Яга обладает и положительными и отрицательными чертами и ведет себя с хорошими людьми «по-хорошему», а с плохими так, как они того заслуживают.
Воспитатель: Ребята, а сейчас музыкальная пауза. Есть очень хорошая песня, называется «Песня Бабок-Ежек» из мультфильма «Летучий корабль». Вы можете потанцевать под песню.
Звучит песня.
После музыкальной паузы воспитатель предлагает детям составить самим рассказ о Бабе-Яге используя в рассказе всю полученную информацию.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. У вас получились хорошие рассказы. Скажите пожалуйста, кто служит Бабе-Яге?
Ответы детей.
Воспитатель: Служат Бабе-Яге: Кот Баюн, змеи, лягушки, вороны.
Игровая деятельность.
Игра «Собери картинку»
Воспитатель: Ребята, сейчас вы разделитесь на две команды. Каждая команда получает разрезную картинку. Одна команда – собирает изображение Бабы-Яги, вторая команда – изображение лешего. Леший знаком с Бабой-Ягой и тоже живет в лесу.
Разминка.
Воспитатель: Давайте представим Бабушку – ягу и покажем её:
В темном лесе есть избушка, стоит задом наперед,
(показывают руками дерево и крышу дома, поворачиваются вокруг себя)
В этой маленькой избушке
Бабушка – яга живет.
(ладошками складывают крышу дома, наклоняются, как бабушки, держась за поясницу)
Нос такой (показывают).
Глаза такие (показывают).
И поломана нога (показывают).
Ах ты, Бабушка – яга, (грозят пальцем)
Не боимся мы тебя.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам еще одно интересное задание. Я буду показывать иллюстрации сказок, в которых есть Баба-Яга, а вы должны назвать сказку.
Воспитатель показывает иллюстрации сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Василиса Прекрасная», «Гуси-Лебеди», «Царевна-лягушка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в средней группе по развитию речи
итоговое занятие по лексической теме "Транспорт"...
Конспект занятия в средней группе по Развитию речи "Путешествие в осень"
Конспект занятия по Развитию речи "Путешествие в осень" для средней группы...
Конспект занятия в средней группе по развитию речи
Конспект занятия по развитию речи в средней группе«Путешествие в сказку»Программное содержание: развивать творческие способности детей закреплять умение пересказывать художественное произве...
Конспект занятия в средней группе по развитию речи
Конспект занятия по развитию речи в средней группе«Путешествие в сказку»Программное содержание: развивать творческие способности детей закреплять умение пересказывать художественное произве...
Конспект занятия в средней группе по развитию речи "Петушок и Баба
Преобщение детей к культуре своего народа...
Конспект занятия в средней группе по развитию речи по теме "Жизнь дана на добрые дела"
Конспект направлен на углубление представлений о доброте, как неотъемлемом качестве человека....
Конспект занятия в средней группе по развитию речи. Тема занятия: пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»
Формировать умение детей пересказывать рассказ....