Региональный компонент " Любовь к Родине"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Праздник родословной «Шэжэре байрам»
Праздник родословной «Шэжэре байрам»
Сценарий мероприятия праздника родословной
«Моя большая семья»
Сценарий мероприятия посвященной изучению родословной в подготовительной группе «Моя большая семья»
Цель: Способствовать расширению представления о родственных отношениях, элементарного представления о родословной и генеалогическом древе.
Задачи: Расширить представления о семье (у нее есть свои история и традиции); раскрыть понятия «род», «родословная», «семья»;; обогащать словарный запас терминами родства (род, родословная, генеалогическое древо, шежере); воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи; воспитывать уважение к труду взрослых; вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями; воспитывать чувство долга и внимание к ближним.
Материал: уголок с внутренним убранством юрты, схема генеалогического древа каждой семьи, и мультимедийная презентация каждой семьи «Моя большая семья», столы оформленные фотографиями, поделками, ручными работами семей, слайды «Природа Башкортостана».
Ход мероприятия.
Ведущий в национальном костюме башкир.
Ведущий:
Славься земля серединная,
Золотая, роскошная, дивная.
Так природа сама захотела,
Чтоб земля здесь о радости пела,
Над волнами чтоб чайки носились,
А в лесах чтобы звери водились,
Чтобы недра богатыми были,
Чтобы здесь все мы счастливо жили.
Назову эту землю торжественно,
Она гордо звучит и естественно,
Средь созвездия блестящих стран,
Имя это – Башкортостан!
(Под музыку в зал входят дети, встают полукругом)
Дети:
Максим: У матери России
Есть много дочерей
Но нет средь них красивей
Башкирии моей.
Самир: Здесь гордо горы высятся
Леса простор степной
Озёра, реки ширятся
Хрустальною волной.
Рустам: Щедра земля Урала
Богатств её не счесть
Есть в недрах нефть и уголь
Есть золото и медь.
Айсэль: Как не любить твои просторы
Как не любить твои луга
Урала яркие узоры
Долины, горы и поля.
Эвелина: О Башкирии поём
Как мы славно здесь живём
Вся она цветущий сад
Говорим мы ей –
Все хором: РАХМЭТ!
Ведущий: Здравствуйте дорогие друзья! Хаумыхыгыз, кадерле дустар! Мы рады приветствовать вас на празднике родословной - Шежере Байрамы. Род, родословная, Родина – каждому из нас близки и понятны эти слова. Родина, это место, где мы родились, где жили наши родители, дедушки и бабушки и наши далекие предки.Здесь все нам близко и знакомо: язык, быт, обычаи и традиции народа. Здесь живут наши друзья, близкие нам люди.
Исполнение песни «Ватан» Ф. Гершовой.
Дети садятся на стульчики по периметру.
Ведущий: Шежере – это родословная. Раньше люди очень хорошо знали свою родословную, до седьмого поколения. Некоторые запоминали имена своих родственников и долго держали в памяти, а некоторые записывали. Такая запись называется родословной – шежере. (На экране предоставляется макет генеалогического древа) Я тоже нарисовала свое дерево и заполнила его именами, чтобы мои внуки и внуки внуков по-мнили свои корни?
Звучит грустная мелодия курая и в зал заходит Батыр.
Ведущий: Посмотрите, ребята, на наш праздник пришел Батыр, но он почему
то грустный… О чем ты грустишь, уважаемый гость?
Батыр: У меня случилась большая беда! В моей юрте погас огонь семейного очага. Пусто и холодно стало в нашем доме. Ничто не радует мою семью.
Ведущий: Да, это печально. Когда в доме не горит огонь семейного очага – в нем нет и жизни. Знаешь, Батыр, мы с ребятами очень хотим помочь тебе. Давай мы отправимся на поиски этого волшебного огня.
Батыр: Ребята, вы правда поможете мне найти огонь семейного очага? (ответы детей)
Ведущий: Батыр, давай попросим помощи у хозяйки гор и лесов. Быть может, там, в горах и лесах мы отыщем волшебный огонь?
Показ Слайда № 1 «Горы и леса Башкортостана»
Батыр: Хозяйка гор и лесов, нет ли у тебя волшебного огня семейного очага?
Хозяйка гор и лесов: (голос в записи) Нет, Батыр, в моих лесах, на моих горах, весна сменяет зиму, лето – весну, осень – лето, а потом вновь наступает зима. Мои леса и горы богаты зеленью весной и летом, белым снегом зимой, багряными, желтыми красками осенью… Совсем недавно в моем лесном и горном царстве кружились в прощальном танце осенние листья…
Дети исполняют танец с осенними листьями («Утренний туман» муз. Р. Хасанова)
Хозяйка гор и лесов: (голос в записи) Но огня в моих лесах, на моих горах нет. Огонь опасен для лесов и гор. Прости, не могу тебе ничем помочь…
Батыр: Как жаль… Придется идти дальше по свету, огонь семейного очага нужно найти обязательно.
Ведущий: Батыр, давай попросим помощь у Хозяйки рек и озер.
Показ Слайда 2 «Реки и озера Башкортостана»
Батыр: Хозяйка рек и озер, нет ли у тебя волшебного огня семейного очага?
Хозяйка рек и озер: (голос в записи) Нет, Батыр, мои реки и озера полны прозрачной водой, в них плещутся стайки рыб, на берегу круглый год веселятся взрослые и дети… Какие только игры они не устраивают… Посмотри сам. Игра «Юрта»
Мы веселые ребята
Соберемся в кружок
Поиграем и попляшем
Разбежимся на лужок
Хозяйка рек и озер: (голос в записи) Но огня в моих реках и озерах нет. Ведь огонь всегда гаснет в воде. Прости, не могу тебе ничем помочь…
Батыр: Как жаль…. Придется идти дальше по свету, огонь семейного очага нужно найти обязательно.
Ведущий: Батыр, посмотри, на нашем пути стоит небольшой город. У него красивое название – Янаул. В переводе с башкирского языка это означает Новое село. Может быть в этом городе мы найдем так нужный нам огонь семейного очага?
Батыр: И правда, давайте заглянем в город Янаул. (слайд «Янаул»)
Песня «Янаул мой» исполняют дети.
Ведущий: А в Янауле нас уже ждут и приглашают к себе в гости семьи (представление семей).
Давай посмотрим и послушаем, что нам расскажут они.
Семьи выходят на сцену. Ведущий представляет их. (семьи: Аминовых, Ахматнуровых, Сергеевых, Шараевых)
Лиана: Шежере. Какое слово!
Бархатом ласкает слух,
Сердцем рождено, готово
Поднимать потомкам дух!
Ильдар: Кем был твой прадед,
Кем твой дед?
О чём они мечтали?
Каким был скромный их обед?
Что в будни надевали?
Полина: Каким был род занятий их?
К чему они стремились?
Что вызывало дружный смех,
И как они женились?
Марат: Какие испытания им
Достались на веку?
Как до Парижа дед дошёл
В народном том полку?
Радэль: И, если всё узнаешь ты,
Изучишь древний род, -
Полюбишь Родину свою,
Полюбишь и народ.
Исполнение песни «Россия».Солисты: Лиана, Самир, Марат.
Ведущий: Семья — это дом,
Где тепло и уют,
Где любят тебя,
И, конечно же, ждут.
Семья это те,
Без кого мы не можем,
Они нам всех ближе,
Родней и дороже.
Выступление семьи Аминовых.
Батыр: Как много интересного я услышал! Как много добрых слов было сказано о всех членах семьи.
Ведущий: А самым старшим членам семей – бабушкам и дедушкам, наши ребята посвящают следующую песню.
Дети исполняют песню «Олатай»
Элиза : Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Хоть дождь, хоть вьюга за окном.
Выступление семьи Сергеевых.
Батыр обращает внимание детей на игрушечного козлёнка, стоящего около юрты).
Батыр: Какой хорошенький козлёнок! Ребята, а вы знаете что башкиры издавна держали очень много скота. Табуны лошадей- первых помощников людей и в охоте и в быту, неисчислимое количество коров, овец и других животных. Вот и козленок от стада отбился. Потеряется теперь, вот беда… Ребята, а давайте доведем его до загона.
Проводится игра «Загони козлят домой».
(Дети делятся на 2 команды и с помощью клюшек прокатывают под дугами пластмассовые шарики, на которых изображены мордочки козлят.
Побеждает команда, быстрее других выполнившая задание.
З.Марат : Малыш для старших как любимец,
Родители — во всем мудрей,
Любимый папа — друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
Выступление семьи Ахматнуровых.
Танец «Шаль вязала» (Исполняют девочки подготовительной группы)
Яна : В семейном кругу мы все растём
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои.
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём.
Основа основ – родительский дом.
Выступление семьи Шараевых.
Ведущий: Посмотри, Батыр, от тепла сердец каждой семьи, у которой мы побывали в гостях, загорелась свеча Любви и Доброты. Я думаю, что она поможет тебе зажечь огонь твоего семейного очага. Возьми, береги этот огонь…
Батыр: Спасибо вам! Я поспешу к своему родному очагу. Идет к очагу и зажигает его.
Батыр: (на фоне веселой башкирской народной музыки). Вот вновь горит огонь моего семейного очага! И вновь тепло и уютно в моем доме! Спасибо вам, ребята, спасибо гости, за помощь и доброту!
Батыр «заходит в юрту».
Ведущий: Мы не могли поступить иначе, ведь все мы – одна большая, дружная Семья!
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу,чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Дети перестраиваются в 4 колонны, исполняют танцевальную композицию с цветами, флажками и воздушными шарами. Звучит песня «Родительский дом»
По окончании - семьи, присутствовавшие на празднике, выходят к детям, все берутся за руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по региональному компоненту «Моя малая Родина-Кубань».
Данный проект можно использовать как обучающий материал....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (с региональным компонентом) "Моя малая Родина".
Инегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Моя малая Родина", включает в себя познание, коммуникацию, художественное творчество. Целью занятия является расшире...
Программа (с использованием регионального компонента) «Моя малая Родина»
Программа по патриотическому воспитанию ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» Тема: « Региональный компонент» «Север – моя родина»
проведена предворительная работа: проведены целевые прогулки по городу.проведен конкурс на лучший рисунок.оформлены презентацииобогащать и закреплять знания детей о городе (объектах, город...
перспективный план по региональному компоненту "Моя малая Родина"
Цель:• Формировать целостные представления о родном крае.Задачи:• Формирование у ребенка представлений и понятий о себе как представителя мира людей, нации;• Приобщать к истории родного...
Конспект занятия по региональному компоненту "Моя малая Родина"
Продолжение знакомства с символикой Бурятии, элементами народного костюма, орнаментом....
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...