Знакомство детей с культурным наследием Санкт-Петербурга, как фактор духовно-нравственного воспитания.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье описана универсальная образовательная технология, которая будет доступна, интересна, занимательна и поучительна, и для воспитанников, и для воспитателей. Санкт Петербург, в котором мы живем, отвечает всем этим требованиям! Именно в его истории и культуре заложен огромный образовательный потенциал. Надо только научиться пользоваться культурным наследием нашего города!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_znakomstvu_detey_s_kulturnym_naslediem_sp-b.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство детей с культурным наследием Санкт-Петербурга,
как фактор духовно-нравственного воспитания.
«Сегодня – дети, завтра-народ»
С.Михалков
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории родного города, народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Где же взять такую универсальную образовательную технологию, которая будет доступна, интересна, занимательна и поучительна, и для воспитанников, и для воспитателей? Оглядитесь кругом! Ведь Санкт Петербург, в котором мы живем, отвечает всем этим требованиям! Именно в его истории и культуре заложен огромный образовательный потенциал. Надо только научиться пользоваться культурным наследием нашего города!
Мы решили познакомить с образовательной системой на основе ознакомления дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга, которая поможет в самореализации ребенка в социуме, будет способствовать успешному обучению в школе и приобщать его к культурному наследию страны.
Тем более, что цели, задачи, содержание данного направления соотносятся с основными положениями нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ.
В ФЗ «Об образовании в РФ» одной из важных задач является воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Реализация в педагогической деятельности Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования предполагает отражение в образовательном процессе специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс ДОУ.
Наша система педагогической деятельности предоставляет возможность начать эту работу уже в раннем возрасте. И последовательно продолжать ее на протяжении всего дошкольного периода. При этом реализуется концентрический принцип образования, т.е. представления детей о родном городе и его истории с каждым годом уточняются, расширяются и углубляются в соответствии с возрастными возможностями дошкольников.
Мы предлагаем реализовать деятельностный подход. Дети осваивают материал в процессе, свойственных для дошкольников видах деятельности: игровой, конструктивной, изобразительной, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской … При этом педагог использует разнообразные игровые развивающие технологии, имеющиеся в ДОУ: мнемотехника, ТРИЗ, развивающие игры, Логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера, ИКТ, мультимедийные технологии и т.д.
В нашем детском саду темы непосредственной образовательной деятельности тесно связаны с обязательными лексическими темами и органично входят в содержание образовательного процесса. Содержание образовательной деятельности по ознакомлению с историей и культурой Санкт-Петербурга легко интегрируется с любой образовательной областью в соответствии с ФГОС ДО.
Например, при реализации задач познавательного развития наряду со знакомством с общими сезонными изменениями осенью, дети могут получить представления об изменениях погоды, поведения животных, состояния растений Петербурга и Ленинградской области. В процессе социально-коммуникативного развития дошкольники могут познакомятся с правилами пожарной безопасности и получат представления о возникновении пожарной службы в Санкт-Петербурге и объектах города, связанных с ней. Дети познакомятся не только с современными профессиями, но и с такими «петербургскими» профессиями, как фонарщик, с историей возникновения уличного освещения и его особенностями. В период празднования Масленицы, дети могут узнать места отдыха и развлечения петербуржцев в прошлом (Адмиралтейский бульвар, Потешное поле...) и настоящем (пл. Островского...). При знакомстве с творчеством А.С. Пушкина, дети могут получить представления о музее Мойка 12, Царском селе... Ко Дню защитника Отечества дети познакомятся с памятниками воинской славы Санкт-Петербурга и т.д.
Ни одна программа по знакомству дошкольников с Санкт-Петербургом не предоставляет информационный материал по истории и культуре нашего города для родителей. Мы предлагаем разработать этот материал на основе исторических сведений, но изложенный коротко, ясно, доступно для широких слоев населения. Родители смогут ознакомиться с ним в утреннее или вечернее время, взять домой. А во время прогулки с ребенком по городу воспользоваться этими знаниями. Для этого педагогам предлагаем разработать «маршруты выходного» дня.
Исходя из этого работа в этом направлении включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только духовно-нравственные и патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что “... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, родным городом Санкт-Петербургом.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Родной город Санкт-Петербург… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству! “трудовой подвиг” и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Однако следует подчеркнуть, что предложенная система духовно-нравственного и патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.
Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели “гражданское лицо” своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания и знакомя детей с культурным наследием Санкт-Петербурга, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
“позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: “Моя семья”, “Моя улица”, “Мой детский сад”, «Любимый город Санкт-Петербург». Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и “живые” наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). “Бытовая повседневность” чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном “помещении” расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу по разработанным маршрутам «Выходного дня». Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.
Не менее интересно провести “мини- исследование”. Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее “территориальные” и “временные рамки’, например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети) и т.д.
Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы с дошкольниками по ознакомлению с культурным наследием Санкт-Петербурга
В данной работе предлагаю методические разработки по ознакомлению дошкольников с культурным наследием города Санкт-Петербурга...
Конспект итоговой совместной деятельности с детьми подготовительной группы «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Петербурговедение...
Культурное наследие Санкт - Петербурга в образовании дошкольников - возможности и проблемы
В статье рассматривается потенциал Санкт - Петербурга для создания условий формирования всестороннего развития детей....
«Формы и методы вовлечения семьи в процесс освоения дошкольниками культурного наследия Санкт – Петербурга».
В статье раскрывается тема форм и методов вовлечения родителей,как субъектов образовательного процесса, в совместную с педагогами и детьми деятельность....
Виртуальные экскурсии по культурному наследию Санкт-Петербурга, как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольника
Что такое виртуальная экскурсия. Какое место она занимает в ДОУ.Для чего её проводят?Какие технические средства используют....
Статья по теме "Современные подходы к освоению детьми старшего дошкольного возраста культурного наследия Санкт-Петербурга".
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания. Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культу...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт-Петербурга
Материал статьи имеет социально-педагогическую направленность по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к культурному наследию города Санкт-Петербурга. В статье да...